Петер Пурбус. Аллегория настоящей любви
Петер Пурбус (нидерл. Pieter Pourbus, (1523— 1584) — нидерландский художник периода Возрождения.Отец Франса Пурбуса Ст. и дед Франса Пурбуса Мл. — также художников.
Родился в городе Гауде. Позже жил и работал в Брюгге, где учился у своего тестя — Ланцелота Блонделя. Был принят в гильдию св. Луки в 1543 г. Скончался там же.
Писал исторические религиозные картины и портреты.Религиозные полотна, например, «Страшный суд», триптих «Снятие с креста» (оба — Groeninge Museum, Брюгге),триптих «Тайная вечеря» (Брюггский собор),«Воскресение Христово» (Лувр),
отличаются ясностью композиции, простотой и определённостью моделировки фигур и старательностью исполнения.
Работы несколько холодны и условны по цвету, хотя и сходны в этом с работами его современников-портретистов — Антониса Мора и Йоса ван Клеве.
Более удачными и знаменитыми оказались его портреты:
Аллегория настоящей любви. 1547
Эта аллегория является ярким примером нидерландского искусства эпохи Возрождения и итальянского влияния на фламандскую живопись как по стилю, так и по сюжету.
Картина изображает группу мифологических и аллегорических персонажей. В центре картины пожилой мужчина Sapiens (Мудрость), обнимающий Fidutia (Верность),которая указывает на стол, накрытый пищей любви.
Она предлагает мудрецу духовную любовь, освященную христианским браком, в то время как другие фигуры предупреждают зрителя об опасности плотской любви.
Внизу слева любовник Венеры Адонис изображен с Грейс Пасифеей, в то время как Аффекцио (поверхностная эмоция) гладит его по подбородку.
Выше этой группы Аконтиус обнимает Грейс Аглаю, в то время как Кордиалитас (непостоянство) указывает на ее ненадежное сердце. Справа Дафнис и Милость Евфрозина принимают пустую похвалу Referentia (роскошь и излишество).
Шут с дурацкой головой на палке предупреждает о глупости плотской любви. Картина может быть основана на стихотворении писателя Брюгге Эдуарда де Дене.
Сложный сюжет отражает причастность Пурбуса к эрудированным кругам Риторических палат Брюгге, в то время как элегантные фигуры изображены в стиле итальянского маньеризма.
Живой пейзажный фон и натуралистические детали также наглядно демонстрируют развитие натурализма в живописи Южных Нидерландов.
Свидетельство о публикации №220083001064