Таинство любви 18

Любовь в жизни великих людей

1. Библейские времена

Неблаговидный поступок

То, что любовь может подтолкнуть человека к безнравственным поступкам, доказывает Священное Писание. Во Второй книге Царств говорится, как прославленный и весьма уважаемый евреями царь Давид влюбился в красавицу Вирсавию, жену некоего солдата Урии. Чтобы избежать возможной ревности оскорбленного супруга, повелитель отправил его сражаться на войну, где тот пал смертью храбрых.

Сердечная любовь

Такой сладострастник, каким был еврейский царь Соломон, казалось бы, не способен к чистой, возвышенной любви. Каждой клеточкой своей плоти он жаждал бурных чувственных наслаждений и преуспел в этом. Тем не менее, героиней своей знаменитой Песни песней он сделал простую девушку Суламифь, доказав тем самым, что в его сердце есть место для искренней любви.

Назвать женщину лошадью – величайшая бестактность в нашем представлении. Однако царь Соломон уподобил возлюбленную Суламифь кобылице своей «В колеснице фараоновой».

Страсть – это выжженная африканская саванна, тогда как любовь – цветущие луга. Вспомним нежные слова Суламифь: «Ложе у нас – зелень». Вот где истинно земная любовь!

Мудрость и любовь

Царица Савская приехала к Соломону, чтобы убедиться в его мудрости. Она предложила ему загадки. По легенде их любовь закончилась рождением будущего правителя Эфиопии Менелика. Следовательно, можно утверждать, что эфиопы – дальние родственники евреев…

Надменная царица

Ассирийская царица Семирамида, убив супруга царя Нина, самовластно правила в Вавилоне – городе всеобщего разврата.

2. Древняя Греция

Супружеская верность

В поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» воплощается истина всех времен и народов: вовсе не красивая, а верная жена – хранительница домашнего очага.

Благополучие в семье

Гесиод славит Деметру – покровительницу земледелия, труда и достатка.

«Теогония» Гесиода – это величественная поэма о семье и домашнем хозяйстве.

Женские характеры

Любопытные наблюдения за женскими характерами встречаем в сатирических ямбах поэта Семонида Аморгского, жившего 2600 лет назад. Он классифицировал женщин на типы, выводя их из различных земных стихий, животных и насекомых. Нечистоплотные происходят, якобы от свиньи, хитрые – от лисы, верткие и крикливые – от собаки, ленивые – из земляных комьев, капризные и непредсказуемые – из морской волны, упрямые – от осла, похотливые и вороватые – от ласки. Тех красоток, которые, прихорашиваясь день-деньской, не отходят от зеркала, Семонид сравнивает с гривастыми конями, а уродливых проныр – с обезьянами. Все эти женщины, по мнению поэта, проклятие для мужей. Особняком он ставит лишь тех, которые произошли от пчелы: трудолюбивые, скромные, заботливые – вот «счастья дар» для семьянина!

Продажная любовь

Античный мудрец, поэт и законодатель Солон открыл публичные дома в Афинах, где легально продавалась красота. Доход шел в городскую казну.

У Солона не было семьи. В молодые годы он питал нежные чувства к Писистрату, своему дальнему родственнику и будущему афинскому тирану.

Сладость надежды

Надежда не менее желанна, чем сама любовь. Недаром мудрец Биант утверждал, что самое приятное на свете - это надежда.

Любовь без мужчин

Мужчинам кажется, что женщины не могут существовать без них. Чаще всего это заблуждение. Сильный пол забывает о поэтессе Сафо и ее воспитанницах, пренебрегавших культом Афродиты.

Античные авторы утверждают, что стихи Сафо «полны любви и весны».

Сафо – наставница девушек в любви и поэзии.

Безответная любовь

Алкей обращается со словами любви к «фиалкокудрой» Сафо, которая – увы! – отвергает притязания поэта!

Отцовская любовь

Когда отец чрезмерно привязан к своим детям, он потворствует их прихотям и капризам, что в конечном счете сводит к нулю эффект воспитания. Мудрец Фалес говорил, что не хочет иметь детей, поскольку слишком сильно любит их.

Иносказания

Баснописцы, начиная с Эзопа, подметили сходство человеческих характеров с повадками животных. Так, медведь в их глазах был олицетворением глуповатой силы, осел – упрямой гордыни, лиса – хитрости и коварства, овца – простодушия и послушания. Несколько наивное и не вполне научное деление на типы все же поражает своей яркой образностью. Недаром сказки о животных так любят дети: незамысловатые истории помогают малышам быстрее постичь окружающий мир и логику людских поступков.

Капризные женщины

Надо окончательно сойти с ума, чтобы исполнять все причуды капризной женщины. Такие подвиги не по плечу даже несметно богатому лидийскому царю Крёзу!

Добродетельная семья

У философа и математика Пифагора, одного из основоположников европейской науки, была добродетельная семья. Его сын Телавг стал мыслителем, наставником Эмпедокла. Дочь Дамо после смерти отца отказалась продать его книги, предпочтя бедность золоту, а жена Феано отвергла домогательства мужчин.

Пифагор делил человеческую жизнь на четыре периода по двадцать лет: подростковый возраст- это весна, юность- лето, зрелость- осень, а старость – зима. Такое разделение наблюдается и в любви, которая бывает телесной, чувственной, разумной и духовной.

Пифагор считал, что «распутство опасно в любое время года», а половой акт ослабляет человека. Эта истина не устарела: сегодня беспрепятственный секс ведет к вырождению человечества.

Отец лирической поэзии

Анакреонт – певец счастливой жизни. Он не знал страха смерти. Не случайно он прожил 92 года.

Игривы и сладостны эротические стихи Анакреонта.

Анакреонт – соглядатай любовных игр Эрота.

Анакреонт воспевает радость жизни, вино и любовь.

Греки изображали Анакреонта с лирой в руках. Не потому ли его поэзия называется «лирической»?
 
Равный брак

Мудрец Клеобул проповедовал равенство в браке, ибо понимал, что богатство жены делает бедняка мужа смешным и несчастным.
Клеобул выступал за обучение и просвещение женщин, в том числе и потому, что имел дочь поэтессу Клеобулину, известную своими загадками.
Права любви

Драматург Эсхил говорил об исключительных правах любви.

Самонадеянный философ

Дерзость мужчины безмерна. Когда философу Анаксагору ехидно заметили, что ученые занятия делают его недостойным общества афинян, он высокомерно парировал: «Нет, это афиняне вряд ли достойны моего общества!»
 
Всевластие любви

Для драматурга Софокла любовь, подобно богам – всевластна.

Отрицание страстей

Драматург Еврипид отвергал гибельные страсти и проповедовал самоотверженную любовь.

Вздорная жена

Сократ не стал бы великим мудрецом, не будь он женат на сварливой, несносной Ксантиппе. Семейный уют и достаток убаюкивают мысли.

К своей вздорной жене Ксантиппе Сократ относился по-философски: принимал ее как объективную реальность, спорить с которой человек не в силах. Действительно, как бороться с громом или грохотом водопада? Элементарно: заткнуть уши!

Не потому ли так широк и крепок пресловутый сократовский лоб, что ему не раз перепадало от скалки разъяренной Ксантиппы, своенравной жены философа?

Общеизвестно, что Ксантиппа была склочной и сварливой, сильно отравляла жизнь Сократа. Но некоторые источники указывают, что у него была и другая жена, Мирто, - надо полагать, не столь взбалмошная. Таковы парадоксы человеческой памяти: в истории осталась вздорная бабенка, а добродетельную супругу никто не вспоминает.

Гомосексуальная привязанность Сократа к юноше Алкивиаду не была только эротической. Философ просвещал ученика и всячески поддерживал его. Свои награды за воинскую доблесть он без колебаний отдал молодому другу.

Узник публичного дома

В Древней Греции пленных на законных основаниях рассматривали, как рабов, и использовали для самых разных общественных нужд. Любопытно, что будущий философ Федон (плененный во время войны Спарты и Эллады) угодил не куда-нибудь, а в публичный дом! Потребовалось настоятельное ходатайство Сократа, чтобы Кретон и Алкивиад выкупили несчастного юношу.

Совет философа

Вступая в брак, вспомните мудрый совет философа Антисфена: «Жить надо с теми женщинами, которые склонны к благодарности». В этом случае мир в вашем доме будет прочным.

Пожалуй, Антисфен указал кратчайший путь к счастью: для этого достаточно быть справедливым и благородным.

Антисфен считал, что у добродетели нет двойных стандартов, благочестие не дифференцируется по половому признаку, законы морали едины как для мужчин, так и для женщин.

Понятие «чистоты крови» было известно в Европе задолго до Фридриха Ницше. Древние греки частенько упрекали философа Антисфена за то, что в его генеалогическом древе имелись фригийские корни. В сердцах он однажды воскликнул: «Матерью многих ваших богов была фригиянка!» Это действительно так. Древнегреческие мифы во многом основаны на фригийских сказаниях!

Разумная дочь

Отцовские чувства проявляются по-разному. Из трех сыновей философ Сократ не вырастил ни одного мыслителя. Зато Аристипп единственную дочь Арету обучил всем премудростям. Известно, что она стала одной из основательниц школы киренаиков, учение которых отличается оптимизмом и жизнелюбием.

Философ Аристипп, посетив однажды с учениками дом жрицы любви, высказался так: «Зайти сюда не является позором, позором будет, если ты не найдешь в себе сил, чтобы отсюда выйти».

Забавы философов

Нравственность бывает напускная, ханжеская и внутренняя, органически присущая человеку. Однажды на пирушке философов Дионисий предложил гостям сплясать, облачившись в красные одежды, которые в те времена носили только гетеры. Платон наотрез отказался, зато Аристипп охотно принял участие в забаве, молвив при этом: «Та душа, которая является чистой, никогда не станет развратной даже через вакхические танцы».

Платоническая любовь

Генетическая память – явление малоизученное, однако реально существующее. Например, античный философ Платон по своей матери Периктионе – потомок мудреца Солона. Солон вошел в историю, как гениальный законодатель, определивший на долгое время устройство афинского государства. Платон прославился знаменитым диалогом «Государство», в котором также предлагал свои рецепты построения современного общества. Между ними существует несомненное родство душ!

Принципы нравственности отчетливо сформулировал Платон: истинный мудрец всегда трудится на пользу общества, он хороший семьянин и неукоснительно блюдет эстетические нормы.

Счастье Платон понимал вполне прагматично. В нем он выделял пять аспектов: рациональные человеческие стремления, разумные чувства и разумные позывы тела, успешное ведение дел, популярность в народе и, наконец, финансовое благополучие. Философ-идеалист отметил в понятии счастья, как ни странно, лишь одну нематериальную составляющую – честолюбие, а о таком важнейшем его компоненте, как любовь, вообще забыл.

Платон говорил, что душа человека состоит из трех частей: разумной, расположенной в голове, страстной, обитающей в сердце, и вожделенной, находящейся в районе живота и печени. Это разделение косвенно доказывает, что любовь может быть вожделенной, страстной и разумной. Однако к ним следует добавить еще и духовную любовь – ту самую, которую иногда именуют платонической!

Почему в Древней Греции и Риме процветала мужская дружба и любовь? Да потому, что патриархат еще не укрепился так, как это произошло в Средние века. Владычество мужчин требовало солидарности в их рядах. Гомосексуальные связи, как ничто другое сплачивали элиту античного общества, например платоновскую академию, а позднее императорскую власть.

Философа Платона смело можно назвать идеологом патриархата. Власть для него – это обязательное владычество мужчин над женщинами, поскольку, как он уверял, даже в природе самцы всех видов господствуют над самками. Следует заметить, что данная концепция не только не выдерживает критики сведущего зоолога, она уязвима и с нравственной точки зрения!

Термин «платоническая любовь» появился в средние века. Христианские теологи, стремясь возвеличить Платона, называли его чувства к ученикам бескорыстными, кристально чистыми, далекими от каких-либо чувственных вожделений, - и при этом беззастенчиво лгали. Прославленный философ, как и его предшественник, Сократ, был не чужд гомосексуальных деяний.

Говоря о платонической любви, мы подразумеваем какое-то отвлеченное, несбыточное, существующее в наших мечтах чувство. Сам же Платон был далеко не таким идеалистом и романтиком. Вот его стихотворное обращение к Агатону:
Душу свою на губах я почувствовал, друга целуя:
Бедная, верно, пришла, чтоб перелиться в него.
Гомосексуальная подоплека этих строк очевидна!

В платоновской Академии существовала преемственность, выражавшаяся не только в философских знаниях: ученики, как правило, были любовниками своих наставников. По многочисленным источникам легко проследить цепочку гомосексуальных связей: Платон – Ксенократ – Полемон – Кратет и так далее. Двух последних связывало настолько пылкое чувство, что их даже похоронили в одной гробнице!
 
Философ-отщепенец

Бездомный философ-киник Диоген Синопский жил в бочке, ходил по Афинам средь бела дня с фонарем в поисках людей. Каких людей? Очевидно, подобных ему самому – интеллектуальных бродяг.

Для общества ирония и насмешка куда опаснее, чем порок. Древние греки терпеливо сносили выходки Диогена, который публично баловался онанизмом, зато язвительному Сократу преподнесли чашечку смертоносной цикуты.

Обделенный женской любовью Диоген порой позволял себе грубые выпады против слабого пола. Увидев однажды женщин, повесившихся на оливковом дереве, воскликнул: «Вот если бы на всех деревьях висели такие плоды!»

Диоген, не знавший любви, придерживался мнения, что женщины должны быть общими.
 
Диоген по своему социальному статусу, выражаясь современным языком, бомж, что, впрочем, не мешало ему порой изрекать возвышенные истины: «Судьбе я противопоставляю собственное мужество, вожделениям – свой разум, а законам – собственную натуру». Этот морально опустившийся тип иногда воспарял духом в небеса!

Мораль наизнанку

В историю философии в качестве курьеза вошла Гиппархия, ученица, а затем и жена киника Кратета. Горячая франкиянка полностью разделяла учение мужа и кое в чем преуспела. Она не стеснялась исполнять «супружеский долг» на глазах его друзей. Однажды с помощью софизмов ученая женщина сумела доказать математику Феодору Киренскому, что если она поколотит его, то в этом не будет ничего плохого. Мораль у таких женщин вывернута наизнанку.

Три блага

 Для Аристотеля, счастье состоит из триады благ: телесных, душевных и внешних. К последним он причислял почет, богатство, популярность. Нельзя не заметить, что у него, как и у Платона, ни слова не говорится о любви – этой важнейшей предпосылки человеческого счастья.

Когда у Аристотеля спросили, что такое дружба, он ответил: «Это единоцелостная душа из двух тел». Буквально то же самое можно сказать о любви!

В философии Аристотеля ярко выражена практическая мудрость, берущая свое начало от Солона и Платона. Аристотель считал, что можно совмещать любовные утехи и серьезные общественные дела, быть и семьянином, и мыслителем. Это вполне соответствовало его взгляду на жизнь, которая имела три грани: созерцательную, активную и чувственную, связанную с наслаждением.

Писатель Диоген Лаэртский, вообще очень склонный собирать и распространять всевозможные слухи о личной жизни древних философов, нашел «компромат» и на Аристотеля. Во время пребывания у евнуха Гермия, правившего в Атарнее, философ и диктатор якобы находились в любовной связи. По другим данным, Аристотель будто бы женился в первый раз на сестре, во второй – на служанки этого евнуха. Темная история!

Христианская мораль предполагает, что милосердие и сострадание должно проявляться ко всем без исключения, как к благонравным людям, так и к злейшим преступникам. Аристотель же утверждал, что добродетель – это душевная справедливость человека, согласно которой необходимо людям воздавать по их заслугам. Из этой мысли видно, что античный философ еще не поднялся до высоты духовной любви!

Мнимые наслаждения

Среди учеников Аристотеля выделялся мудростью и благочестием Феофраст. Именно ему принадлежит высказывание: «В бытии больше бесполезного, чем полезного». Свою задачу мыслитель видел в том, чтобы улучшать жизнь. Феофраст обучал Никомаха, сына Аристотеля, наряду с теми двумя тысячами слушателей (!), которые собирались на его лекции.

Расхожее гусарское представление о счастье (вино, карты и женщины) – это ощущение молодости. В зрелые годы человек постигает истину, которую высказал Феофраст: «Многие жизненные наслаждения создают лишь видимость наслаждения».

Беспечная жизнь

Если ты не хочешь отягощать себя думами о смысле жизни – говори вслед за философом Пирроном: «В мире нет ничего прекрасного или безобразного, добродетельного или порочного. Плыви по течению, как щепка в горном ручье».

Гордиев узел

В семейной жизни мужчина должен помнить урок, преподанный Александром Македонским: если ревность завязывает брак в гордиев узел, следует разрубить его.

Кровожадные матери

Олимпиада, овладев царским престолом после смерти сына Александра Македонского, беспощадно расправилась со своими врагами. Через некоторое время противники отомстили ей с не меньшей жестокостью: отобрали власть, заключили в темницу и казнили, по старинному обычаю забросав камнями!

Женщины-тираны не только воинственны и агрессивны в борьбе с врагами, но и кровожадны! Такими носителями зла вошли в историю Олимпиада, мать Александра Македонского и Агриппина, мать Нерона.

Изменчивая слава

Слава, как женщина, капризна и непредсказуема. Философу Деметрию Фалерскому, искусному оратору, благодарные афиняне при жизни воздвигли более 300 памятников (рекорд, побитый разве что Сталиным и Мао Цзэдуном!). Но вскоре завистники обвинили его во множестве злодеяний и заочно приговорили к смертной казни. Статуи повалили и переплавили в ночные горшки. Деметрий, узнав об этом, произнес: «Они сумели низвергнуть лишь статуи, но не высочайшую добродетель». И добавил: «Удача и богатство всегда незрячи».

Гедонизм

В возрасте 32 лет Эпикур основал философскую школу в Афинах. В этом городе он со своими учениками поселился в купленном им саду, Над входом которого висело изречение: «Гость, тебе здесь будет хорошо. Здесь удовольствие – высшее благо». Эти слова наилучшим образом передают суть философии счастливой жизни Эпикура.

Эпикур считал, что добродетельный человек не знает страха, а тот, кто порочен, пребывает в смятении духа.

В философии Эпикура, ставящей во главу угла наслаждения, выделяется три важнейших принципа: брак вовсе не обязателен, мужчина волен жить с любой женщиной, которую пожелает; удовольствие следует разумно дозировать, не впадая в излишества; добродетель может оборачиваться во зло, а зло – в добродетель. Эпикур заложил основы гедонистического мироощущения.
 
Любовь и страсть

Первый древнегреческий стоик Зенон – человек, болезненный и необщительный, чурался сексуальных контактов с юношами и женщинами. Не потому ли он был удостоен благодарными афинянами, не любившими философов за их пьянство и блуд, немалых прижизненных почестей – золотого венка и бронзового памятника?

Страсть, как утверждал Зенон, – это разрушительный порыв души. Можно добавить: в отличие от страсти любовь – созидательна!

Аргумент мудреца

Все доводы закоренелых холостяков, противников брака, разбиваются высказыванием философа Менедема. Когда его спросили, следует ли мудрецу вступать в брак, он ответил: «Я мудрец и одновременно – женатый человек!»

Угодливая логика

Один из аргументов в пользу гомосексуальной любви высказал философ Феодор, считавший, что нет разницы между тем, кого любить – женщину или юношу, поскольку любовь сама по себе эстетична, моральна и приемлема.

Губительная страсть

В поэме «Аргонавтика» Аполлония Родосского утверждается, что человеческие страсти не менее разрушительны, чем морские бури.

Совратитель юношества

Обучение философии в Древней Греции предполагало не только наличие ума и таланта в ученике, но и готовности всячески услужить наставнику. Когда учитель Крантор, влюбившись в юного Аркесилая, спросил у того, может ли он рассчитывать на взаимность, молодой пройдоха ответил: «Можешь взять меня и в качества раба, и в качестве жены». Позже, когда Аркесилай возглавил платоновскую академию, возмущению афинян не было предела: его наглость, распутство и склонность к мужеложству были притчей во языцех. Тем не менее, Аркесилай благополучно развращал воспитанников до 70 лет и умер из-за того, «что выпил слишком много вина»,- как писал Диоген Лоэртский.
 
Аморальный тип

Выбирая невесту, избегай крайностей: уродина, равно, как и прелестница, не принесет счастья. Как говорил мыслитель Бион: «Некрасивая жена будет для тебя истинным наказанием, тогда как красивой женой будут пользоваться многие другие».

Бион, философ-софист, был циничным человеком. Сын вора и проститутки, он благодаря науке выбился в люди, но так и остался хитрым, развращенным и совершенно беспринципным человеком. Ученый муж часто усыновлял молодых юношей, чтобы делать из них послушных любовников и выкачивать деньги под предлогом того, что у друзей все должно быть общее. Этот нечестивец, слывший отъявленным атеистом, перед смертью вдруг уверовал в богов и начал каяться в грехах, пытаясь обеспечить себе благоденствие в потустороннем мире.
 
Философское безумие

До какого бреда порой договариваются иные философы, можно судить по высказываниям софиста Хрисиппа. В книге «О государстве» этот выживший из ума мудрец пытался доказать, что необходимо совокупляться с матерями, дочерьми и сыновьями, а в другом своем труде призывал поедать трупы умерших. Вот вам и единство человека с природой, которое он проповедовал!

Уважительное отношение

Комедиограф Теренций отстаивал уважительное отношение к женщинам. У него, бывшего раба, сохранилось чувство сострадания к бесправным людям.
 
3. Древний Рим

Хищные повадки

Легендарные основатели Рима братья Ромул и Рем в младенчестве были вскормлены волчицей. Стоит ли удивляться тому, что хищные повадки были свойственны владыкам Вечного города?

Правило женитьбы

Сначала нам бросается в глаза красота женщины, затем изучаем ее характер, и уж потом осмеливаемся заглянуть ей в душу. А ведь все это надо делать в обратном порядке. Прав знаменитый оратор и политик Марк туллий Цицерон: «Выбирай, кого будешь любить!»
У самого Цицерона слова не расходились с делом. В 28 лет он женился на Теренции, принадлежавшей к знатному роду. Этот брак принёс ему приданое в 120 тысяч драхм, что позволило продолжить судебно-ораторскую практику. Впрочем, это не помешало 60-летнему «отцу отечества», разведясь с Теренцией, вступить в новый брак с юной Публией. Да, Цицерон знал, чего хотел от будущих жен!
Отъявленный лицемер

Юлий Цезарь, заботясь о своей репутации, моментально развелся с супругой, на которую пала тень подозрения в неверности. Причем сделал это человек, который сам был далеко не безгрешен.

О личной жизни Юлия Цезаря ходило немало грязных сплетен. Так, ему ставилось в вину общение с царем Вифинии Никомедом, который будто бы растлил юношу. Позднее знаменитого полководца называли мужем всех жен и женой всех мужей в Риме. Что ни говори, легендарный Цезарь – «демократичный» человек!

Женское коварство

Любовь к коварной женщине погружает служителя муз во тьму разврата и творческого бессилия. Такую любовь вкусил римский поэт Катулл.

Презирая любовника Цезаря Марка Витрувия Мамурру, Катулл пролил на его голову немало желчи.

Роковая женщина

Кокетливый взгляд роковой женщины может изменить ход истории. Не такой ли была египетская царица Клеопатра?

Отнюдь не отличаясь красотой, Клеопатра превосходно владела искусством обольщения, сумела покорить двух крупнейших политических деятелей Древнего Рима: Юлия Цезаря и Марка Антония. От Юлия она родила сына Цезариона, от Антония – двух близнецов. Вспыхнувшая война привела к поражению царицы, и тогда, желая изменить ситуацию, она предприняла попытку соблазнить Октавиана Августа. Но не тут-то было! Ее усилия разбились, как морские волны о гранитную скалу. Поблекшая 39 летняя женщина не произвела на будущего императора должного впечатления. Ей не оставалось ничего иного, как покончить с собой, чтобы избежать позора (Октавиан собирался во время триумфа провезти ее в повозке под улюлюканье плебеев).

Злонамеренная жена

Ливия, жена императора Августа, отравила своего супруга, а заодно еще нескольких претендентов на верховную власть в Риме. За что же Бог наградил ее 86-ю годами жизни и даровал тихую спокойную смерть? Возможно, за то, что эта скрытно действующая убийца построила храм Августа, который лично украсила золотыми вазами! Угодила Небесному Владыке!

Ярость поэта

Профессиональная склонность к гиперболам частично оправдывает поэта Секста Проперция, сказавшего невероятную глупость, узнав об измене возлюбленной: «Нет вражды более злобной, чем та, которую порождает любовь». Это не что иное, как реакция клиента публичного дома, которого только что обворовали и побили.

Деликатная женщина

Обуздать неудержимые страсти мужа способна лишь умная и деликатная женщина. Великий поэт Овидий благодаря своей жене Фабии стал примерным семьянином. Из далекой ссылки поэт писал обожаемой супруге: « Ты, как опора надежная, дом мой спасла от падения, Что не погиб я совсем, тем я обязан тебе ».

Теория о грехах

Александрийский философ Филон (еврей по крови), проповедовал теорию о грехах. Приходится констатировать, что евреи не только созерцали Бога, а уверенно двигали мысль вперед! Филон оказался в некотором роде предшественником Иисуса Христа.

Безумная женщина

Мессалина, супруга императора Клавдия, отдаваясь безудержному разврату, доходила до сумасбродства: при здравствующем муже сыграла пышную свадьбу со своим любовником Силием. «Новобрачные» глумились над именем Цезаря, после чего наступила расплата – страшная смерть!

В эпицентре жизни

 Философ Луций Анней Сенека был последователем стоицизма. Он разработал понятие «совесть» как нравственную категорию, осознанную разумом и пережитую чувством. Волею судьбы его дважды приговаривали к смерти цезари Калигула и Клавдий, но всякий раз его спасали от гибели женщины. Он был косвенным соучастником убийства Нероном своей матери, ибо подстрекал императора к злодеянию, а позже оправдывал его перед сенатом. В конце концов, Нерон приказал умереть и своему воспитателю Сенеке, и тот повиновался, вскрыв вены на руках и ногах. То же самое вслед за ним совершила его верная супруга.
Да, теория отстраненности от мира и спокойного созерцания всего сущего не выдержала проверки жизнью!

Старость – пора созревания духа, поэтому не прав философ Сенека, утверждавший, что «старость это неизлечимая болезнь»! А ведь бывает умиротворенная и даже счастливая старость.

Таинство любви

 Святой апостол Павел писал в своем послании к ефесянам, что любовь непознаваема: «Тайна сия велика есть». Ему вторили поэты, интуитивно понимавшие, что приобщение к тайне разрушает это высокое чувство.

Мужское достоинство

Каждый мужчина мечтает, чтобы его орудие наслаждения никогда не подводило, ибо оно дар благодати, как выразился писатель Петроний Арбитр в «Сатириконе». Об этом же мечтают и женщины!

Бесчеловечность

Попрание всех мыслимых и немыслимых норм морали часто приводит к неупорядоченным сексуальным связям и даже кровосмешению, после чего наступает страшная расплата. Это подтверждает жизнь императора Нерона, который сначала пытался утопить свою мать-любовницу, а когда это не удалось – подослал наемных убийц. Однако обстоятельства жизни принудили его самого броситься на меч!

Ненасытное сладострастие, как радиация, - незримая опасность для людей. От нее погибла Мессалина, жена императора Нерона.

Если в доме нет любви, то даже золотой дворец Нерона покажется загаженным скотским сараем.

Роковые страсти деспотов рушат царства, колеблют землю. Достаточно вспомнить хотя бы императора Нерона или русского царя Ивана Грозного.

Безграничная любовь

О силе однополого чувства можно судить по такому факту. Когда в 130 году утонул любовник императора Адриана, прекрасный юноша Антиной, горе властелина было безутешно. Пользуясь тем, что императоры носили также и сан верховного понтифика, то есть главного жреца, Адриан объявил покойного фаворита богом и велел приносить ему жертвы в храм. И распоряжение владыки было безропотно исполнено!

Безумство плоти

Римский писатель Луций Апулей в романе «Золотой осел» высмеивает страсти и страстишки похотливых людей.

Апулей разоблачает скотов в человеческом обличии.

Благонравие и разврат

Как складывались семейные отношения благонравного императора-философа Марка Аврелия?
Марк Аврелий относился к своей матери с глубочайшим почтением и указывал, что обязан ей «благочестием, щедростью и воздержанием не только от дурных дел, но и от дурных помыслов. Он вел скромный образ жизни, далекий от всякого роскошества».

О жене Марка Аврелия Фаустине злословили, что ее репутация не столь красива, как внешность. Ходила упорная молва, будто бы она выбирает себе любовников из числа матросов и презренных гладиаторов. Император либо не знал этих сплетен, либо не верил им. После смерти Фаустины он ходатайствовал перед сенатом о даровании усопшей супруге божественных почестей и сооружении храма в ее честь.

За два дня до своей кончины заболевший чумой Марк Аврелий печально сказал друзьям, что огорчен не тем, что умирает, а тем, что его наследником будет беспутный сын. Так и случилось: Коммод показал себя бездарным и жестоким правителем. Добродетельный отец оставил после себя на троне истинное чудовище – второго Нерона.

Женственность

Женственность – это наиболее полная концентрация «мировой души» в разуме, сердце и облике женщины. Вот исчерпывающее определение вечной женственности, данное античным философом Плотином!

Платон и Плотин – родственны, как муж и жена. Платон считается основоположником античного платонизма, Плотин - неоплатонизма. В 265 году под покровительством императора Галлиена Плотин предпринял неудачную попытку осуществить идею платоновского государства — основать город философов Платонополь, который явился бы центром религиозного созерцания.

Пастушеская жизнь

Роман «Дафнис и Хлоя» Лонга – это апофеоз цветущей природы, возвышенной и чистой любви!

Дьявольские искушения

Надо быть пустынником Святым Антонием, чтобы не поддаться колдовским чарам любви.

Со времен искушения Святого Антония дьявол изрядно преуспел. Ныне на конкурсе «мисс Вселенная» даже импотент вздрогнет от вожделения.

Земная и Небесная любовь

Мать Августина Блаженного, родоначальника апологетической философии, была глубоко верующей христианкой и приложила немало усилий, чтобы приобщить мужа и сына к «истинной вере». Августин крестился в 387 году, после долгих поисков истины и греховной жизни. Это случилось, когда ему было 33 года. Отец семейства принял христианство лишь незадолго до смерти. В знаменитой «Исповеди» сын посвятил матери много страниц, исполненных искреннего чувства признательности. Так он на века запечатлел ее образ.

Августин Блаженный, один из отцов церкви и проповедник сексуального аскетизма, в «Исповеди» признавался, что в молодости имел греховную связь с юношей из Карфагена: «Тем самым я загрязнял родник дружбы мерзостью сладострастия. Я замутнял ее чистый поток адской похотью». Что уж говорить о теперешних распутниках!

Августин Блаженный осуждал земную любовь. Нет ничего на свете, - писал он, - что бы так разлагающе действовало на мужскую душу, чем привлекательность женщин и телесный контакт с ними. Нелепый максимализм этого аскета-епископа не может не вызывать чувства отторжения у современного верующего.
Часто в женоненавистниках дремлют скрытые гомосексуальные наклонности.

 «Девственность и целомудренность не истинны, если они не основаны на христианской вере», – утверждал Августин Блаженный. Да и любовь жены, какой бы преданностью она ни отличалась, не станет прочной, если не будет осенена духовным светом.

Августин Блаженный называл брак Иосифа и Марии, матери Христа, крепким в силу того, что «оба они суть супруги по душе, а не по плоти». Вот в чем состоит неразрывность семейных уз: духовное родство делает их незыблемыми, нерасторжимыми. Это намного важнее, чем телесная близость.

Августин Блаженный говорил, что «высший закон не позволяет оставить бездетную супругу и взять в жены другую женщину – плодовитую». Этот постулат находится в очевидном противоречии с иными его высказываниями, где христианский теолог называет инстинкт «продолжения рода» благом. К тому же, Священное Писание дает нам пример того, как почтенный патриарх Авраам взял в наложницы молоденькую рабыню Агарь, отчаявшись ждать потомства от старой бесплодной супруги Сарры. Этого ли не знать прославленному комментатору Библии?

«Плотское соитие», как пишет Августин Блаженный, - является господином в безнравственном прелюбодеянии и слугой в добродетельном браке. Признавая деторождение нравственным и необходимым, епископ категорически отвергал блуд. Из этих предпосылок следует сделать вывод: сексуальная энергия может быть положительной силой, когда речь идет о семье.

Продажные женщины

Красота помогает проститутке занять видное место в обществе и даже стать царицей. Достаточно вспомнить судьбу жен византийского императора Юстиниана и египетского царя Птолемея!


Рецензии