Что такое слово Эссе

СЕРГЕЙ  НОСОВ

               ЧТО ТАКОЕ СЛОВО
                ЭССЕ

      Слово в обычном понимании -  это набор знаков или звуков (если мы говорим о звучании слова, а не о его написании) с определенным смысловым выражением.
       Но действительно встречались и встречаются люди, наделенные способностями экстрасенсорного восприятия реальности, которые (вот если вспомнить старые времена) могли например  узнать содержание письма, не вскрывая даже конверта, в котором это письмо было запечатано…
        Причем тут тогда само слово или слова в таком письме (порой самом обычном кстати), если не читая ни одного слова в этом письмо можно постичь и передать  весь его смысл?! -  Видимо в письме этом содержалась  некая информация вне и помимо  его чисто словестного содержания…
          Какими же способами и средствами такая информация запечатлена в письме?  -  Как знать… У строгой науки нет на это убедительного ответа…  Вряд ли будет у науки такой ответ в ближайшее нам историческое время.
         И ведь известно что число словесное и смысловое содержание шедевров мировой Поэзии часто бывает незначительным - незначительное и неубедительное  оно в смысловом отношении, в  своем музыкальном звучании или в чем-то ином.
          Вот написал юный Сергей Есенин свой известный шедевр «Белая береза под моим окном…»…И что же такого особенного в этих наивных стихах? - Да ничего!
Ровным счетом ничего - ни яркой мысли, ни глубокого эстетического содержания в этих стихах нет… Просто милая картинка зимней русской природы. И все.
            Объективно это именно так и есть.
             И тем не менее - эти стихи завораживают своем обаянием и очарованием любого читателя.
              Чем и как именно завораживают? - Непонятно. Но в   этих стихах поэта определенно есть «привкус» чудесного и замечательное колдовство.
              Известно что «колдовство» не разгадывается ни в одной сказке - почему надо произнести «избушка, избушка… повернись к лесу задом. А ко мне передом» - это никому не понятно.  На то и колдовство, на то и тайна великая…  На то и сказка волшебная.
              Однако, мы живем не в сказке, а в реальной жизни и имеем дело с реальным искусством, реальной поэзией и  ее реальным содержанием и свойствами.
              Потому мы можем утверждать что и в этом стихотворении Есенина и во многих других шедеврах поэзии есть нечто большее чем то что может содержать и передать в себе слово само по себе.
              Это именно так.
              В любом настоящем шедевре Большой Поэзии есть огромное не смысловое собственно и не сугубо  чувственное , а обобщенно говоря  энергетическое содержание  - в нем запечатлены волны энергии, которые наполняют окружающий мир и которые почувствовал увидел и сумел отобразить в минуты вдохновения большой поэт…
             Но (закономерен вопрос)  словами же все таки поэт выразил эти энергии мира, которые он увидел и почувствовал? - И да и нет… И словами конечно выразил их  - и не словами одновременно…   
                А чем же тогда?
                Дело в том что «комбинации слов» как и «комбинации  цифр»  могут быть сложными (и по сути магическими) знаками, отображающими потаенные реалии и смыслы окружающего мира….
             Настоящий поэт может вовсе не думать и не знать даже об этом… Но эта стихийная магия - ему доступна и подвластна… И он творит, создавая новые миры, столь же реальные на самом деле как и окружающая нас материальная жизнь.
               Только творить магическими путями новые миры, опираясь на Слово (даже и на Слово с Большой Буквы) дано, конечно же, не каждому, овладевшему «искусством слова» в традиционном понимании.
                Вот вспомним загадочные стихи Александра Блока;
                «В голубой далекой спаленке
                Твой ребенок опочил
                Тихо вылез карлик маленький
                И часы остановил.»
                О чем это? Что за спаленка… Что  за карлик маленький… Что за часы которые можно рукой остановить…
                «Все как было. Только странная
                Воцарилась тишина.
                И в окне твоем - туманная
                Только улица страшна.»
             Волшебные стихи! Колдовские и мистические на самом деле стихи!
             И все в них - сама Магия слова и само Колдовство.   
             Блок несомненно видел и представлял эту картину не в одном воображении - он реально ее видел…. Хотя подобной «спаленки» перед ним вероятно и не было как реальной комнаты и реального помещения.
             Но несомненно было перед ним - реальное пространство духовно-материального инобытия, которое Блок как поэт и выразил загадочными и восхитительными, полными воистину колдовской энергии и силы стихами.
            
                ---------------------------------------------

                Все в окружающем нас мире полно перевоплощений и метаморфоз… И сам этот окружающий нас мир - мир перевоплощений.
                Слово - это тоже перевоплощение (и метаморфоза) нашей энергии в тот момент когда мы его пишем или произносим.
                И в этом слове наша энергия как бы застывает - как в камне…
                Записанное слово - скульптурно…
                И этим пользуется искусство… В частности - поэзия. 
                И люди (если говорить о культуре и искусстве конечно) стали записывать слова, чтобы запечатлеть энергию и «трепет» своих живых чувств…
                Сейчас уже и наука творит фантастические порой вещи… Возьмем клонирование например… Достаточно мельчайших частиц жившего некогда существа чтобы восстановить его живым «во всем своеобразии»…
                Так и по стихам большого поэта можно будет вернуть его к жизни как человека когда-нибудь… Фантастика? Пока для нас  чистейшая наивная фантастика…
                Но откуда нам знать что таится в Слове и в чем его волшебство…
                Ведь не случайно же было сказано в Библии - «Вначале было Слово..»         



СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов  Сергей Николаевич.  Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге)  в 1960-м году. Историк, филолог,  литературный  критик, эссеист  и поэт.  Доктор  филологических наук и кандидат исторических  наук.  С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником   Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии  Наук. Автор большого числа работ по истории  русской литературы и мысли и в том числе нескольких   известных книг  о русских выдающихся  писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории  русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990;  В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб.  Издательство «Дм.  Буланин» 2008;  Антирационализм в художественно-философском творчестве  основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009. 
    Публиковал произведения разных жанров  во  многих ведущих российских литературных журналах  -  «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской  русскоязычной газете  «Русская мысль» и др.  Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате  - в ленинградском самиздатском журнале «Часы»   1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки»  был допущен и в официальную советскую печать.  Входил как поэт  в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал  стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ»  и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в  петербургском  «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь»  и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах. 
После долгого перерыва  вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и  во многих изданиях за рубежом от  Финляндии  и Германии,    Польши и Чехии  до Канады и Австралии  - в журналах «НЕВА», «Семь  искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ»,  «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК»,  «КУБАНЬ».  «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» ,  «ЛИТЕРА  НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!»,  «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ),   «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ»,  «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ»,  «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА»,    «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ»  и др.,   в  изданиях  «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ»,  «ПОЭТОГРАД»,  «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН»,   «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» ,  «АВТОГРАФ»,  «Форма слова»  и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я  ПАРАЛЛЕЛЬ»,  «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА),  «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) ,  «КОВЧЕГ»,  «СОВ, «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ  ГОЛУБИ(К 125-летию  М.И. Цветаевой),  «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград.  2019),  «Я ДУМАЮ. ЧТО ЭТО ОТ БОГА…» ( Сборник стихотворений современных авторов к 80-летию Иосифа Бродского. «Перископ- Волга». 2020 ) и в целом ряде других литературных изданий.
    В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – -премии  «Поэт года», «Наследие»   и др.   
     Является автором более 16-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
     Стихи переводились на несколько европейских языков.  Живет в Санкт-Петербурге.   



               
               
               
             


Рецензии