33 узла

       Было время - я шёл тридцать восемь узлов и свинцовый вал резал форштевень,
       Как героев встречали моих моряков: Петроград, Лиепая и Ревель.
       А теперь - каждый кабельтов в скрипе зубов и хрипит во мне каждая миля.
       Было время - я шёл тридцать восемь узлов и всё сверкало от мачты до киля.
                (А. Розенбаум)

       На парусных кораблях прошлых веков вязали узлы на канате, который называли - лагом.
 Лаг выбрасывали за борт на носу корабля и травили , при достижении лагом кормы корабля считали количество стравленных узлов за определенное время.
  Так высчитывали скорость корабля в веках парусного флота.
  А узлы так и остались в лексиконе моряков.

   1 кабельтов = 185 м.
   10 кабельтовых = 1 морская миля = 1852 м.
   1 узел = 1 морская миля пройденная за час.   
 
     Корабль наш возвращался с Японского моря к себе домой, но не в бухту Абрек, залив Стрелок, а сразу во Владивосток, на 33-й причал. Вдруг…
- 33 узла! 33 узла! – прошелестело по кораблю и нам тут же сыграли боевую тревогу.

       Матросы и старшины разбежались по своим постам, где уже находились офицеры. 33 узла это не шуточки а максимальная скорость крейсера. По кораблю прошла легкая дрожь , вроде озноба.
Крейсер пошёл очень быстро , по морю полетел как птица.

       Я, как трюмный матрос , выскочил на верхнюю палубу и пошёл проверять работу ходовых винтов.
       Это было нечто! Винты вращались не в воде, в воздухе вращались, потому что воды для них не хватало. Два трехлопастных восьмиметровых винта крутились с огромной скоростью. Они просто вертелись в водяной яме как огромная пустая мясорубка.
       На крейсере заработали сразу все шесть ходовых котлов, что бывало, но довольно-таки редко.
 Кочегары мазута не жалели. Они летали в котельных отделениях как заправские гимнасты, выдавая какие-то офигенные реверсы с давлением воды и температурой пламени в котлах , управляясь с паровыми клапанами , только им понятные.
   Крейсер дымил как паровоз досоветских времён.

       Машинная группа из своих машинных отделений крейсера с паровыми турбинами выжимала с каждой машины по 55000 л/с (лошадиных сил). Когда я потом уже заскочил к Витьку, своему другу-старшине машинного отделения, то он мне рассказывал, что ещё и форсаж дали. То есть ещё по 2000 л/с добавили. Получалось: две машины крейсера 114000 л/с выдали на ходовые винты. Поэтому-то стрелой крейсер нёсся по океану.

       До сих пор, даже нынешним кораблям не под силу такая скорость. Современные корабли ходят 25 - 27 узлов.

       Мы после уже со смехом узнали в чём причина была. Это наши офицеры попросили командира корабля побыстрее домой приехать. Вот крейсер и рванул изо всех своих сил.

       Винты крейсера крутились и болтались в воздухе, они тянули за собой столбы воды. Метров на пять выше кормы взметалась вверх вода из-под винтов - на палубе не было никого. С некоторой опаской я подскочил к кормовым леерам и посмотрел вниз. Весь ют был водой залит, как после хорошего шторма.
     18000 корабельных тонн нёслось по океану.
      Серьёзной машиной был наш крейсер. Сразу и не остановить, он по инерции ещё 3 мили проходит от " полного вперед " до " полного назад ".

       На 33-х узлах , а это были все-таки ходовые испытания , мы моментом добежали до Владивостока, затормозили немножко и потихоньку зашли в бухту «Золотой Рог». Развернулись и встали кормой к стенке напротив штаба флота на 33 причал.


Рецензии