Сила традиций. Странички истории
Всем знакомые определения туманного Альбиона. Да, на протяжении многих лет так и было – Англия владычица морей. Иногда англичане, только сами, так считали, как и сегодня. Были времена, когда Португалия и Испания со своей «Золотой армадой» теснила эту владычицу. Но разговор не об этом. Считают исторически Англию морской державой и ладно.
В Англии существует с давних времён, ещё с парусного флота красивая традиция. При коронации очередного короля, даётся королевский бал и в заключение празднества производится морской парад. По традиции с тех же давних пор на коронацию прибывают корабли стран имеющих флот. На Спидхедском рейде у главной Военно-морской базы Портсмута выстраиваются до трёхсот кораблей, из них до полусотни приглашённых, других держав. И самое любопытное, что первыми приветствовать нового короля или королеву представляется честь русским морякам. Эта традиция не изменилась и после того, когда Россия стала Советской. Традиция есть традиция и уж кто-кто, а англичане не на йоту от них отойти не могут. Трудно сказать хорошо ли это. Некоторые традиции стали весьма забавными и курьёзными. Пожалуй, они и правы – историю надо беречь и уважать, то что было создано предками.
Надо заметить, что Спидхедский рейд очень коварное место, там и сильное течение, там и постоянные ветра. Встать там на якорь бывает весьма сложно. Большого труда для одиночного корабля это и не представляет. Однако, когда в довольно-таки узком проливе, собирается до трёхсот кораблей и все корабли должны быть выровнены и смотреть в одну сторону и не вращаться вокруг своего якоря по воле ветров, это делать не просто. Не буду объяснять, как же встают корабли на якоря, так как человеку далёкому от флота будет это трудно понять. Можно только привести некоторые цифры. У английских моряков на отлично – отводится 45 минут. При короновании Елизаветы II, французский корабль вставал на якоря в течении четырёх часов. Наш же корабль, на этом же событии, крейсер «Свердлов», под командованием капитана 1 ранга Олимпия Ивановича Рудакова, встал в парадный строй за 12 минут, чем поразил всех англичан и вызвал восторг самой королевы.
Так почему же наши моряки должны поздравлять королевских особ первыми? Идёт эта традиция с давних времён, с царствования на Руси Ивана Грозного. Во второй половине XVI века и Россия, и Англия пытались найти новые торговые пути. Монополию на них захватили испанцы и португальцы. Англия в те времена не могла соперничать с Испанией в Атлантическом и Индийском океанах. Англичане задумались о возможности использовать северный морской путь. Поиски велись, в основном, ради Китая и Индии.
Купцов всего мира манила Индия и Китай. Китай в ту пору англичане называли Страной грёз. Именно с этими, экзотическими странами все государства того времени стремились установить торговые отношения. Многие тогда предполагали, что можно пройти к этим странам вдоль северных берегов России и выйти в Тихий океан. Однако никто наверняка не знал о возможности такого прохождения. Карт дальше Новой Земли ещё не отважились создать, да и вообще ходить так далеко во льды смельчаков не находилось. Разве, что наши поморы пытались штурмовать ледяные поля и искать путь на восток арктическими морями. В поисках этих путей англичане снарядили три купеческих корабля, руководил этой экспедицией мореплаватель и купец – Ричард Ченслер. Вот с него-то и идёт столь уважительная традиция, связанная с русскими моряками. Конечно, необходимо пояснить, почему с него, с Ричарда Ченслера.
В задачу этой экспедиции не входило найти контакты с Россией, с которой Англия в ту пору не торговала. Путь для торговли мог проходить через, далеко, не дружественные страны, да и Балтика была занята шведами, с которыми вёл тридцатилетнюю войну Иван Грозный.
Итак, Англия снарядила три корабля для поисков пути в Китай. Кроме товаров, Ричарду Ченслеру выдали грамоту от короля Эдуарда IV. Документ этот составили весьма хитро. Грамота годилась для предъявления любому правителю. Мало ли с кем придётся встретиться или столкнуться по дороге в Китай. В пути два британских судна погибли в бушующем Баренцевом море. Один же корабль – «Bonaventure» («Благое предприятие»), на котором находился Ричард Ченслер, в 1553 году оказался в устье Северной Двины. Поморы были на страже своих границ и неизвестное судно захватили. Местный воевода доложил о его захвате в Москву. По приказу Ивана Грозного путешественников отправили в столицу.
Россия в это время и сама искала новые торговые пути в Европу. Для безопасной торговли оставался только северный, удобный и выгодный путь, правда, не самый близкий и не очень изученный, через Белое и Баренцево моря. Для англичан этот путь тоже мог оказаться удобным и не очень опасным, но ещё так же не очень изученным. Баренцево море всегда представляло угрозу мореплавателям, но явные враги и пираты, там не присутствовали.
Иван Грозный принял Ричарда Ченслера не как пленника, а как желанного гостя-купца. Тем более, что тот предъявил грамоту, данную на всякий случай своим королём. Иван Грозный ознакомился с ней и не без ехидства заметил, что королевская грамота составлена неведомо кому. Царь быстро понял выгоду контакта с Англией. Принял купцов гостеприимно и выделил место на Варварке, для устройства английского торгового дома. (Фото: Старый английский торговый дом на Варварке.) Ченслер и сам понял, что он сделал выгодное открытие для себя, да и для Англии. Товаров для покупок на Руси оказалось великое множество, да и русские нуждались во многом, что могли поставить англичане. Так, начиная с Ричарда Ченслера, в середине XVI века завязались выгодные торговые отношения, да и путь для этого был весьма безопасен, во всяком случае, от врагов. Вернувшись в Англию, Ченслер доложил королю о своём «открытии» и выгоде торговли с русскими. Эдуард IV тут же назначил Ричарда Ченслера послом в Россию. Однако не суждено было добраться послу до Руси ещё раз, он погиб в море при крушении своего корабля. Все эти события и начало морских торговых контактов с Русью, видимо, и послужили началом, в знак благодарности, установить такую традицию, – русским морякам первым приветствовать новых Британских королей. К этому надо добавить, что отношения были столь доверительными, что Иван Грозный посватался к английской королеве Елизавете I, дочке Эдуарда, но получил отказ. Попытки сблизиться с Британским престолом он продолжил, сделав предложение племяннице королевы – Марии Гастингс. Но и тут, что-то не сложилось. Вот только не понятно, если бы королева согласилась на брак, кто и, где бы жил и царствовал? Скорее всего, у Ивана Грозного был дальний прицел – присоединить Англию к России. Наши поморы на восточном побережье уже бывали, и не только гостили они там, но и устраивали поселения: частенько судьба рыбаков и купцов забрасывала их так далеко от родных берегов.
Не всегда отношения с Англией были дружественными – скорее всего, традиционно холодными, переходящими во враждебные. Но это чуть позже. Однако, несмотря на сватовство Ивана Грозного к королеве, уже в те времена отношения с Англией становились, весьма прохладными. Но Елизавета I считала русского царя своим другом и дважды это подтверждала согласием Англии принять Ивана Грозного и дать ему политическое убежище в случае смуты в России. Как стойки английские привычки: они и теперь принимают у себя (видимо, по традиции) всякую мерзость, чтобы только России насолить. Правда, надо отдать должное, к Ивану Грозному это не относится.
Вот с тех давних пор, с Ричарда Ченслера, и установили англичане, в знак уважения к России и русским морякам – первыми приветствовать английских королей.
Свидетельство о публикации №220083001627