Светлейшая княгиня Екатерина Юрьевская

6 июля 1880 года император Александр II и княжна Екатерина Михайловна Долгорукая обвенчались. После свадьбы Екатерина Михайловна получила титул — Светлейшая княгиня Юрьевская. На момент свадьбы у пары уже были дети, которые получили фамилию Юрьевские, все они были рождены вне брака.В конце июля 1880 года Александром II в Царское Село был вызван председатель недавно учрежденной Верховной комиссии по охране общественного порядка, генерал-адъютант, графа Лорис-Меликов.
Он сообщил графу, что теперь Екатерина Михайловна его законная жена и что уже составлен указ о жаловании его детям от княгини всех прав, принадлежащих законным детям, согласно пункту 14 Основных государственных законов Российской империи.
Но из-за того, что они были рождены лишь от одного из членов императорской фамилии, дети не могли наследовать российский престол.
В конце беседы император напомнил графу о той сложной ситуации в обществе, которая была вызвана народными волнениями и цепью покушений на императора, а также попросил позаботиться о княгине Юрьевской и его детях в случае, если что-то с ним случится...

Однако любви к Екатерине после законного оформления отношений с императором у членов царской семьи не прибавилось, с ней продолжали общаться сквозь зубы. Жена цесаревича и будущего императора Александра III, Мария Федоровна, не допускала даже, чтобы ее дети играли с детьми «этой дамы», которых она называла «ужасными маленькими незаконнорожденными отпрысками».

Екатерина Михайловна злилась, но все терпела, ждала, и надеялась, что император подпишет тот самый заветный указ, а возможно и завещание о назначении наследником престола их старшего сына Георгия. Ходили упорные слухи о подготовке к коронации Долгорукой – Юрьевской, о том, что уже заказан вензель на имя Екатерины III.
29 августа 1880 года царь Александр II с княгиней Екатериной Михайловной и двумя старшими детьми, Георгием и Ольгой, отправился в свое последнее семейное путешествие - в любимую крымскую Ливадию. Свита, которая находилась в царском поезде, была очень удивлена тем чувствам, которые проявлял всегда сдержанный государь по отношению к княгине.
По приезде в Ливадию Александр II и Екатерина Михайловна часами были вместе, гуляли с детьми, любовались Черным морем и, казалось, не могли наговориться друг с другом...
В Ливадийском дворце император написал письмо своему сыну, цесаревичу Александру, будущему императору Александру III, с величайшей просьбой о том, что в случае своей смерти тот не должен обойти вниманием княгиню и её детей.
Вернувшись в ноябре из Крыма, где молодожёны проводили медовой месяц, царь открыл счёт на имя Екатерины, положив на него около 3 миллионов рублей золотом.Согласно завещанию Александра, Екатерина могла остаться и занять те самые три комнаты Зимнего дворца
Конечно, Екатерину Михайловну осуждали в обществе. Вся эта ситуация сочно смаковалась и пережевывалась. Ей приписывали скандальное, вызывающее поведение, невероятные поступки, развратность с головы до пят, называли то Мессалиной, то куртизанкой. В обществе и на балах от нее чурались, заботливые знатные дамы не подпускали к ней своих юных дочерей, чтобы ее «развратность» не передалась им по воздуху. Дети императора вместе со своими семьями, мягко говоря, не принимали эту ситуацию, не смотря на все старания Александра II наладить между ними отношения.


Рецензии