Италия. По следам Галилея

     Знаменитого итальянца Galileo Galilei (1564 – 1642) на Западе обычно называют по имени – Галилео так же, как Леонардо или Рафаэля, а в России по фамилии – Галилей, заменив итальянское i на конце русским й кратким. Во время моей поездки по Италии это имя несколько раз возникало в калейдоскопе увиденного.

     В соборе Санта Кроче во Флоренции можно поклониться памяти человека, олицетворившего науку итальянского Возрождения. Могила Галилея украшена рельефами, прославляющими его научные достижения и поясным бюстом покойного с гордо поднятой головой. Обратив лицо Галилея к небу, скульптор, вероятно, хотел подчеркнуть его вклад в астрономию. Торжественный пафос этого памятника скрывает драму жизни лежащего под ним человека. В 1633 году 69-летнего учёного заставили на коленях отречься от своих «заблуждений» и приговорили к пожизненному заключению, а в 1642 году он был похоронен без почестей и надгробия, чтобы другим неповадно было. Для официального признания должны были пройти столетия и смениться несколько поколений.

     В 1588 году Галилей написал трактат «О центре тяжести», опровергавший общепринятый тогда постулат Аристотеля: «Если два тела разного веса одновременно отпустить с одинаковой высоты, то более тяжёлое приземлится первым». Галилей утверждал, что ускорение силы тяжести есть величина постоянная, независящая от массы. Согласно легенде, во время работы в пизанском университете, он публично экспериментировал – сбрасывал гири с колокольни кафедрального собора. Глядя теперь на эту колокольню – знаменитую Падающую башню, хочется верить, более подходящего места для подобного эксперимента не найти.

     Площадь Пьяцца дель Дуомо в Пизе или, как её ещё называют, Поле Чудес – один из прекраснейших архитектурных ансамблей, какие я когда-либо видел. Она отличается от других итальянских «чудес» своим простором. Это действительно широкое зелёное поле и три грандиозные сооружения из белого мрамора на фоне синего неба: баптистерий, собор и его наклонившаяся колокольня. И ничего лишнего. Потрясающая картина!

     Строительство отдельно стоящей колокольни (campanile) началось в 1174 году, но затянулось до 1350-го из-за многолетних перерывов, связанных с односторонним проседанием фундамента и безуспешными попытками его скомпенсировать. В результате вершина 55-метровой цилиндрической башни отклонилась на 5 м от вертикали. Такой наклон (примерно 5 градусов) при диаметре башни 16 м не грозит её разрушением, но он постепенно увеличивается. Поэтому в 1990 году были начаты работы по его стабилизации. Откачав грунт с противоположной наклону стороны, за 10 лет с помощью противовесов и лебёдок башню подправили. Современные методы строительной техники позволяют её полностью выровнять, что пошло бы только на пользу архитектурному ансамблю Поля Чудес – наклон колокольни рядом с изумительной стройностью собора выглядит очевидным диссонансом. Но этого никогда не сделают. Как бы ни были прекрасны формы собора, готическая резьба и роспись стен баптистерия, оба они стоят в ряду многочисленных архитектурных сокровищ Италии, а Пизанская падающая башня уникальна, знаменита на весь мир. Все хотят её увидеть. И не потому, что она действительно прелестна со своей воздушной шестиэтажной колоннадой, а потому, что «падающая». Это, по сути своей уродство, служит «брэндом», «торговой маркой» итальянского туризма, наряду с Колизеем, собором Св. Петра и Давидом.               

     Радикальные идеи молодого Галилея пришлись не ко двору ортодоксам пизанского университета. Через два года он уехал на родину предков, во Флоренцию. Там, в галерее Уффици, можно увидеть сделанную его руками метровую подзорную трубу, телескоп – рефрактор с 30-кратным увеличением. С его помощью Галилей разглядел лунные кратеры, которые называл «морями», солнечные пятна, фазы Венеры, спутники Юпитера, мириады звёзд, составляющих Млечный путь. Наблюдая изменение яркости небесных тел, он пришёл к выводу, что их расстояния от земли гораздо больше, чем предполагалось. Большинство открытий он сделал в университете Падуи – ведущем центре натуральной философии того времени, где с 1592 года проработал 18 лет. Падуанцы гордятся тем, что Галилей счастливо жил и плодотворно работал в их городе. Рассказав об этом у древних стен университета, наш тамошний гид Николай, представитель послевоенной русской эмиграции, добавил: «Жаль, что здесь не любят называть учреждения именами великих людей. Звучало бы неплохо: Падуанский университет имени Галилея».

     Работы Галилея получили широкую известность в Европе. В 1610 году герцог Тосканы Козимо ІІ Медичи пригласил его вернуться во Флоренцию, предоставив неограниченные возможности для занятий наукой. Галилей всё более убеждался в правильности гелиоцентрической системы мироустройства Коперника. В 1613 году, высказав свою точку зрения в письме аббату Кастелли и затем в книге «История и демонстрация солнечных пятен», он вторгся в опасную область пересечения интересов науки и идеологии. Священная коллегия католической церкви (т. е. инквизиция), стоявшая на страже «правильной» веры, в 1616 году издала декрет, в котором говорилось: «Утверждение о том, что солнце является неподвижным центром вселенной противоречит Священному Писанию, и следовательно является еретическим». Это было серьёзным предупреждением. Тем не менее, в 1630 году Галилей закончил работу над книгой «Диалог о двух главных системах мироустройства». Речь шла о системах Птолемея и Коперника, и, хотя книга получила цензурное разрешение, враги Галилея сумели настроить против него папу Урбана ;ІІІ.

     В 1633 году Священная коллегия обвинила автора в ереси. Судилище происходило в Доминиканской церкви Мария Сопра Минерва (на развалинах древнего храма Минервы) рядом с Пантеоном. Финал его известен. Галилей ещё легко отделался. Еретические противоречия Священному Писанию обычно карались смертным приговором. Возможно, Галилея спасло то, что несколько ранее Священная коллегия, под давлением неоспоримых научных фактов, признала допустимость некоторых смягчений в буквальной интерпретации библейских текстов. Последние годы Галилей провёл под домашним арестом на вилле Арчетри близ Флоренции. Он болел, но работал до последнего дня: обнаружил либрацию (колебания) луны, позволяющую нам видеть немного больше половины её обращённой к земле стороны, написал книгу по механике движения. Фактически он был основателем классической динамики, законы которой сформулировал Исаак Ньютон, родившийся через год после его смерти.

     Ещё раз я вспомнил Галилея, глядя на крепостные стены, окружающие Ватикан. Людям всё же достало рассудка отделить церковь от государства, разделить науку и религию.


Рецензии