Как мы писали в древности
"Мама, расскажи, как вы писали в древности?"-попросила младшая дочь. "Это почему же в древности?"-удивилась я. "Как же!-возразил ребенок. Ты рассказывала, что у тебя была деревянная ручка с пером?!" "Была!"-подтвердила я. "Ну, вот, значит ты жила в древности!"Сейчас -то мы пишем вот какими ручечками!" И она продемонстрировала целый пучок шариковых ручек, с кнопками и без.
"Ладно, слушай! Когда я пошла в первый класс, мне купили деревянный пенал. Отодвинешь крышечку, там два отдела под ручку и карандаш, а третий, маленький, под стирательную резинку. Ручки были деревянные, окрашенные в разные цвета. Моя была зеленой. На конце ручки был надет металлический наболдашник со специальным приспособлением, в него вставлялось металлическое перышко. На перышке была вытеснена звездочка, конец его раздваивался, между двумя половиночками была узенькая щель, она помогала удерживать жидкие чернила. В школу мы брали чернилки. Это такие небольшие баночки, стеклянные или пластмассовые. Они были круглые. В чернильницы заливали чернила, синие или фиолетовые. Чтобы написать слово, надо было аккуратно обмакнуть перо в чернила .
Выводили буквы, соблюдая правила каллиграфии. Заглавная буковка часто начиналась писаться с точки. Нас учили в школе, как делать соединения букв, какую часть буковки писать толсто, какую тонко. Почти весь первый класс на уроках чистописания изучали мы премудрости писарского дела. Часто за перышко цеплялась ниточка или частички бумаги, тогда написать букву было невозможно. На помощь приходила перочистка. Это много вырезанных кружочков ткани, соединенных по центру или нитками, или фабричной металлической заклепкой и кружочком из кожи. Да, надо еще сказать, что нам шили специальные мешочки, туда ставили чернильницу, туго затягивали их веревочками. Мешочек плотно облегал чернилку,чтобы она не болталась в нем. Потом его привязывали к ручке портфеля.
Вскоре учителя начальных классов стали просить наших родителей купить еще по одной чернилке. Так как мы заливали по дороге и портфели, и одежду, и учебники. Перед началом уроков дежурный по классу раздавал чернилки, для этого на парте перед каждым учеником было сделано круглое углубление. Взрослые тоже писали такими ручками, но перышки были с шишечками. У моего папы ручка была не деревянная, а пластмассовая, с острым концом . На столе стоял чернильный прибор. Две чернильницы закрывались круглыми крышечками с шишечками наверху. Ох, и горе было с этими чернилами! Надо было написать в тетради, а потом все осушить промокательной бумагой или, проще, промакашкой. Я вечно торопилась. И размазывала писанину. Ставила кляксы. Руки и лицо часто тоже оказывались в чернилах. Частенько в прописях мне за это ставили колы!
В старших классах у нас появились ручки, которые с помощью пипетки на конце насасывали чернила. Для этого надо было открутить нижнюю часть корпуса, а потом закрутить. Отпала необходимость носить чернилки в школу. Вот однажды на уроке я попросила у мальчика, сидевшего на соседнем ряду наискосок, резинку. Быстро стерла в тетради и решила вернуть. Была контрольная работа. Все смотрели в тетради, не поднимая головы. Я его окликнула, и зажала резинку в той же руке, где держала ручку. "Лови!" Он поймал резинку, но ручка тоже выпустила ему "посылку", через его белобрысую голову пролегла фиолетовая полоска из чернил. Он потер голову рукой, она окрасилась наполовину. Все стали оглядываться и хихикать. Он страшно разозлился и показал мне увесистый кулак!
Эту ручку с пипеткой сменила ручка с вкручивающейся спиралью. И уж спустя какое-то время появились шариковые ручки. Пришла новая эра в чистописании, без нажимов, точек, упростили и правила написания букв.Первые ручки сильно "текли", оставляя грязные следы в наших тетрадках. Но они были легкие. Стержни стоили недорого. Появились красные, зеленые, желтые заправки в стержни. На особом счету всегда стояли ручки с золотым пером. Они стоили дорого и свидетельствовали о хорошем достатке их владельцев.
Папа в детстве иногда разрешал нам писать своей ручкой. Перышко с шишечкой скользило по бумаге, не царапало ее. Однажды он обнаружил, что пропала крышечка. Где только мы ее не искали-безрезультатно. Осенью закололи уток. Мама стала их потрошить. В желудке одной из них оказалась эта крышечка. До сих пор для меня загадка, как ее могла проглотить прожорливая утка. Ведь в дом она не заходила. Прибор мы тоже никогда не выносили на улицу.Вот такие чудеса были в нашей древности.
А если брать еще глубокую старину, так там писали заточенными гусиными перьями. Начитавшись об этом в книжках, мы тоже опробовали этот метод. Но у нас не получилось написать даже слово. Видно, был какой-то секрет у наших предков". Дочка, не отрывая от меня глаз внимательно слушала рассказ. "А этот пацан с синими волосами, он тебя после уроков не набил?""Не набил. Я быстро бегала!"-засмеялась я.
Свидетельство о публикации №220083000181
Всё верно описали.
Читала и... улыбалась! :)
"Древние" мы с Вами люди! -- я тоже через всё описанное Вами "прошла"! Теперь тоже можно будет рассказывать внучке, как подрастёт!
Ольга Благодарёва 12.08.2021 05:04 Заявить о нарушении
Татьяна Евсюкова 12.08.2021 05:35 Заявить о нарушении