Размышлизмы

    О СОВЕСТИ.

    Нет-нет, да слышу по жизни от определённого сорта людей, даже довольно близких: 
"Тебе-то хорошо. Ты умный.
Тебе-то хорошо. Ты здоровый.
Тебе-то хорошо. У тебя всё есть."
    Когда-то, ещё по молодости, прочитал в Новом Завете  послание Апостола Павла:  "Мне всегда и везде, даже в темнице, даже на смертном одре будет хорошо, ибо мой Бог со мной". - Вот, как-то так...

    Осталось уяснить только, что для меня значит "Мой Бог".
Скорее всего - это Совесть, тебе весть (от Бога?), которая подсказывает, как поступать в ситуациях выбора, чтобы не скатиться до уровня твари и не переставать чувствовать себя Человеком.

    Написал и вспомнил Эммануила Канта про две великие и непостижимые до конца для него вещи: "Звёздное небо над головой и нравственный Закон внутри нас, который заставляет нас быть людьми".  - Макрокосм Вселенной и микрокосм Личности.

    Однако, похоже, закон не для всех. Он ясен для Творения Божьего, Творца на ниве Божией, но не для твари. Видно Бог думал, когда создал Человека по образу и подобию, предоставив ему внутреннюю свободу выбора и оставив в живых сатану.

    Достоевский. Как ни как, человек постоял на эшафоте. В последние минуты жизни о многом думается: "Каждый человек эгоист. Я тоже. И если я поступлю против своих убеждений, против своей Совести, я потеряю уважение к себе". - Что может быть хуже, чем потерять в себе Человека и сравняться с тварью.


    О СВОБОДЕ.

     Абсолютной свободы в социуме быть не может.
"Свобода есть осознанная необходимость". - Фридрих Энгельс.
"Живи сам и давай (не мешай) жить другим". - Народная мудрость.

    Однако, не у всех получается.  Три формы взаимодействия в социуме:
Сотрудничество  - как правило, среди равных или сознательных.
Соперничество, тоже имеет место быть.
Использование. Объяснять не надо.
Одно из самых обидных обвинений в так называемом  цивилизованном обществе: "Ты меня использовал!"

     Где кончается одно и начинается другое, определить довольно трудно. Границы размыты. Это одна из причин,  которая делает нашу жизнь в социуме интересной и увлекательной.

    О СПОСОБНОСТЯХ И ТАЛАНТЕ.

     "Одно из неприятнейших заблуждений для посвящающих себя искусству состоит в том, что многие свою способность живо чувствовать принимают за истинное призвание". - Эрнст Амадей Гофман.

     Талант - это много больше, чем способности.
Это вовремя угаданный Дар Божий. И затем труд, труд, и ещё раз труд.
Мало увидеть, раскрыть талант. Надо его ещё и развить.

    Говорят, талант сам пробьётся. Не думаю, что это так.
Мы же видим только развитый, проявленный талант.
А сколько дарований загублено на корню?


    О СТЕРЕОТИПАХ и замыленном восприятии.

    "Щелкунчик" - У всех вроде бы на слуху. В основном по балету Чайковского.
Совсем недавно читал Гофмана. Неожиданно. Какая глубокая, оказывается, вещь.
Под стары годы так интересно возвращаться к книгам, прочитанным в детстве и юности.
    Открываются такие необычные стороны произведения...
Но это если автор, действительно, глубок.


     О "ВЕЛИКИХ " (евреях) и не только.

      Кафка и Джойс. Чтобы о них ни говорили, это не моё.

     Как сказал Герман (Не Эммануил, но тоже немец!) Кант, превращение в насекомое -  это не наш метод.

     Моё - это Хемингуэй, Ремарк, Фитцджеральд, Сэлинджер. 
     Из Фантастов Хайнлайн и наш Иван Ефремов.
Но Иван Антонович для меня не только фантаст, он для меня ещё и мудрый учитель.

     Из наших классиков  Чехов. Список можно продолжать долго.   
Но первым для меня всегда будет Чехов.


     О НАДЁЖНОСТИ человеческого материала.

     Пожив достаточно, начинаешь понимать, что этот вопрос был, есть и будет одним из важнейших, когда надо что-то более-менее значительное совершить,
прежде всего надо думать о команде. Поистине, "Кадры решают всё".


     О ЧЕЛОВЕКЕ нового типа.

     Мне 27 лет.  Старший инженер в военной приёмке. Вступаю кандидатом в члены КПСС.  Последняя инстанция - беседа с начальником политотдела спецчастей ВМФ.
Прочитав моё стандартное заявление "... быть в первых рядах строителей коммунизма", седой кап раз задаёт вопрос.

    - С рядами всё понятно. А вот как Вы понимаете задачу построения коммунизма? - Замялся я. - Вы что ни будь слышали о триединой задаче? - Как это ни странно, мой ответ, хотя и считал себя довольно подкованным, отрицательный. - Ну как же! - Государственность.  Материально техническая база. Воспитание человека нового типа. - Вздохнул я с облегчением. Поговорили. С Государственностью у нас всё в порядке. Материально техническая база - хромая, но движемся. А вот с человеком нового типа, похоже, мы споткнёмся.

     "Человек - это звучит гордо!", "Каждый человек нам дорог". - Эти и прочие лозунги, по мере взросления, заставляли задумываться.
     Вспоминались школьные годы, когда приходилось драться за себя. Как правило, один против стаи, а вокруг толпа вроде бы  и  товарищей, но сегодня они за тебя не вступятся .  Рано понял, что на стадо надеяться нечего.  Да и друзей, лучше меньше,  надо выбирать аккуратно.  Почему-то так получается, что когда ты на волне, и друзья лепятся. Когда в дерьме - разгребайся один.

     Отношения на работе. Кто-то  делает дело, кто-то пристраивается к делу, а кто-то, их немного, но в угоду личным амбициям, почти откровенно вредят делу.

     Срочная служба.  У подводников в ходу была шутка. Дерьмо в тесноте нестерпимо воняет. Один выход,  не мешать ему всплыть. - Как? -  Если не получается списать из экипажа, то рекомендовать на повышение.

     Дорекомендовались. Седой кап раз оказался прав.  Людей "нового типа" мы воспитать не смогли.
     Через тринадцать лет верить и строить  коммунизм  стало некому.
И КПСС была позорно запрещена.

     Закономерный итог. Государства не стало. Дерьма вокруг нас стало много больше.


Рецензии
Значимые ваши "Размышлизмы", уважаемый Василий!

Действительно, главный критерий - СОВЕСТЬ! Выбор за каждым человеком. Каждому дана свобода выбора. Точнее, каждой Сущности.

Крепкого вам иммунитета в долголетии, радости от жизни и мирного неба для всех!

С теплотой душевной и Любовью, Нина.

Нина Косякова   11.05.2021 16:50     Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.