БОГ И ЕГО МИР

(эссе второе)


О чем будем помнить

Чтобы связать предыдущее эссе «Живая книга, где речь шла о Библии, с настоящим текстом, давайте кое-что зафиксируем. К примеру, вспомним о литературной традиции древнего Востока, частью которой была еврейская Библия.  Так вот, в контексте этой традиции все создаваемые там книги назывались по первому слову.  Вот как выглядела Тора: бе-решит «в начале»; шмот, «имена»; ва-йикра, «и воззвал»; бе-мидбар, «в пустыне», и дварим, «слова».
Нас в основном будет здесь интересовать книга первая - Бе-решит. Книга состоит из двух частей. Первая часть (с глав 1 по 11) именуется «Прологом». Пролог составлен был иудейскими книжниками во время Вавилонского плена (VI в.д.н.э.). Вторая часть книги Бытие это так называемые исторические мидраши, описывающие Патриархов от Авраама, Исаака и до Иакова. Отдельным блоком обычно выделяется новелла об Иосифе.
Если мы читаем Библию только в Синодальном переводе, вряд ли можно заподозрить, что та часть текста, где речь идет о сотворении мира в древнееврейском исполнении считалось поэзией.  Тем не менее, это так. По жанру текст «Пролога» это прямая аналогия с похожими поэмами, которые были широко распространены в первом тысячелетии д. н. э. в Египте, Вавилонии и Греции. Вот что об этом пишут библиологи: «Текст поэмы изложен символическим языком, где обрисована история сотворения мира, человека и последующее его грехопадение… это тексты-притчи,  описывающие процессы, которые, по замыслу писцов, происходили после грехопадения с людьми до призвания Авраама. (Быт. XXXVII – XL)… Новелла об Иосифе написана в традиционном для древней ближневосточной литературы биографическом жанре... Она написана ок. X в. И основана на материалах еще более древнего устного предания».
Приступая к чтению Библии, следует помнить - книги Ветхого Завета это не поэзия или богословие, ни история или философия. При этом тут есть и элементы богословия, и философии, и истории с высокой поэзией. Короче, все в Библии, так или иначе, вроде присутствует. Поэтому Библия в этом смысле оригинальностью не отличается.
И все же есть одна особенность, которая Библию делает Библией и выделяет из всех остальных когда-либо написанных человечеством книг. Что же это за особенность?
 С первой до последней страницы эта удивительная книга совершает над умами ее читающих, одно лишь действие. Каждая фраза, каждое слово, каждая буква горячо и настойчиво «барабанит» в мозг о свидетельстве живого Бога!
Библию можно назвать громадным миром, в котором действуют два героя. Да, только два.
Имя им – Бог и человек.

Тема этого эссе Бог и его мир. Создание мира было основным деянием Бога.
Но прежде чем мы взглянем на так сказать дела рук Творца, следует   представить - каков первый персонаж рассматриваемой драмы.

Библейский Бог

 Вопрос на засыпку:
- как человеку, возможно, познать Бога?
 Ответ может быть только один:
– Никак.
Размышлять о Боге в строгих логически вымеренных понятиях невозможно. Вернее, возможно. Вот только подобные размышления будут в лучшем случае касаться другого Бога. Это будет Бог философов - Сократа, Платона Аристотеля или Канта. Отличие существенное. Это, как если бы сравнивать чучело орла с сильной, красивой, гордо летящей по высокому небу, птицей. Поэтому любое, даже самое умное слово о Боге будет словом, о чучеле.
-Но тогда о чем мы говорим, если  Бог для человека закрыт?
- Это не совсем так. Или точнее, - совсем не так. «Закрытость» для рационального познания Бога не означает, что Господь не имеет возможность общения со своей тварью. Бог, если желает, всегда имеет возможность изречь слово:
 « Иоан 1:1В начале бе слово, и слово бе к Богу, и Бог бе слово.
(В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».
Но тогда встает другой вопрос:
- как человеку,   возможно, слышать и понимать слова Творца, который по своей природе чужд сотворенному миру?
Ответ:
-Общение с Богом возможно, если «Нездешний» Бог готов стать Богом личностным. Если Господь позволяет себе быть таким, тогда и для человека открывается возможность к общению. Общаясь со Всевышним через молитву, человек говорит:
«Ты же меня помилуй, и живот вечный даруй мне».
Человеку в молитвах позволено обращаться к Богу на «ты». Космическая дистанция предельно   сокращается  и маленький человек способен сказать: Господи, Ты еси"!
 В этом особенность Библии .
К примеру, у древних греков их боги во главе со всемогущем  Зевсом должны были подчиняться господствующей "Необходимости". Философ Сократ был осужден за хулу на богов. Он утверждал, что над богами есть высший мир порядка. А Платон, ученик Сократа, назвал этот мир сферой красоты безличностного бытия.
Библейский Бог иной. Познать его, как субъект познает объективную реальность - невозможно. Бог Библии открывается через откровение и только в личном общении. Вот как это состояние описывает русский богослов В. Лосский: «…Откровение всегда есть откровение кому-то: оно состоит из встреч, которые образуют историю. Поэтому откровение в своей полноте – это история, это историческая реальность, от сотворения мира до второго пришествия. Таким образом, откровение есть объемлющее нас "теокосмическое" отношение. Мы не можем не только познавать Бога вне откровения, но и судить об откровении "объективно", то есть извне. Откровение не знает "внешнего", оно есть отношение между Богом и миром, внутри которого – хотим мы этого или нет – мы пребываем».
Итак, можно утверждать - основным действием Господа есть откровение. Собственно, все акты Создателя: сотворения мира; создание человека; и всего дальнейшего, что пожелает сделать  Господь, - все это есть ничто иное, как большая непрерывающаяся история божественного откровения!
При этом не будем забывать,  что история, как набор последовательных действий способна существовать и развиваться в пространственно-временных координатах. Выглядит это, как если бы кто-то взял большой клубок и, подержав его в руках, распустил на нитки. Если в этой метафоре клубок это символ целого, то отдельные его нитке это набор отдельных событий. Подобно целостному или распущенному клубку, божественное откровение способно быть непроявленным или проявляться как рождение, или как акт творчества, или как создание чего-либо.

Сотворение мира

Библейский сюжет сотворения мира как факт неоригинален. в большинстве космогонических мифов он не просто есть, но очень похож. Схема проста - был хаос стал порядок. Причиной таких преобразований выступает или команда богов, или один Бог. Все, как правило, начинается с возникновения из мирового океана суши. Еще одна общая особенность подобных мифов заключена в наличии так называемого «мифического времени». Это некий начальный (сакральный) период, который предшествует времени историческому. Место, где разворачивается мифическое время, тоже носит сакральный характер. Сакральное пространство и мифическое время служат координатами отсчета всему, что впоследствии будет развернуто.
 Вот пример как все это выглядело в древнем Египте:
«Вначале времён не было ничего  кроме первозданных вод. И вот в этом бушующем хаосе появляется Атум.  Атум создал себя сам и совершенно один долго плавал в водах мирового океана. Вот по воле Атума из воды появился и начал расти камень. Имя этому камню -  Бен-бен. — Камень рос, рос из первичных вод Нуна, пока не превратился в холм. . – Тогда Атум вышел из воды и спустился на холм. Усевшись на нем, Атум задумался. Он стал размышлять о том, каких ему в помощь надо создать богов. Сидя на холме, Атум вдруг закашлялся и выплюнул изо рта двух близнецов - влагу —Тефнут и воздух —Шу. От Тефнут и Шу  произошли земля —Геб и небо —Нут; от земли и неба произошли —Осирис, Исида, Сет и Нефтида. Боги, которых породил Атум  стали основой сотворенного мира. Воздух Шу с помощью других богов поддерживает небо (Нут), а земля Геб лежит у него в ногах.
В текстах пирамид, в главах 587 и 600, Атум именуется холмом. Когда Атум размышлял сидя на холме, Из него вдруг блеснул луч Солнца и холм превратился в пирамиду. С тех пор холм-пирамида стало местом пребывания Атума. Холм произвел из себя все виды пищи угодные богам. Эти священные подношения, как и пища не угодная стали прообразами Добра и Зла. По образу священного холма египтяне стали возводить четырёхгранные пирамидионы, верхушки которых всегда  делались позолоченными. Египтяне своего первого Бога Атума, как прародителя богов и всего сущего величают: «множество множеств» и «вечным единством всего».
Вот такая цветистая малина о создании мира существовала у древних египтян.
Ну а что же Библия? Строго говоря, сотворению мира во всей Библии посвящены несколько коротких строк. Это первая глава книги Бытия два начальных стиха. Да, вот так – на всю Библию два стиха и пара строчек.
Как выше упоминалось, библейский текст, где описывается сотворение мира, называется «Пролог». Он состоит из двух частей. (Собственно, все Господь успевает сделать в первой части, а именно в ее первых двух стихах:
«1:1 В начале сотвори Бог небо и землю.
1:2 «Земля же была безвидна и пуста…»(второй  стих я сознательно привожу по синодальному переводу).
Таков акт творения. Все более чем скромно. Безвидность, пустота, тьма без-дна, какая-то   вода и над всем этим хаосом Дух Божий. Насчет «хаоса» заглядываем в энциклопедию и читаем, что с древнегреческого «хаос» означает «Разверзание». Греки под хаосом понимали первичное, бесформенное и совершенно неопознаваемое  состояние Вселенной. Состояние неопределенности они противопоставляли космическому порядку. Кстати, во многих представлениях древних людей, где речь идет о сотворения мира первичный хаос часто сопрягается с океаном. Вот значит, откуда во втором стихе библейского Пролога вода!
  Если бы все было так гладко и похоже, то библейское сотворение мира было бы в лучшем случае еще одной космогонической легендой. Но это не так.
Возвращаемся к синодальному переводу, перечитываем первые два стиха и задаем себе вопрос: Что значит «Земля, после того, как ее сотворил Господь,  была безвидна и пуста»? С одной стороны, перевод утверждает, что земля была создана , а с другой, - созданная Богом Земля была пуста. И впрямь, нарисован какой-то бестолковый хаос! Припоминается народная поговорка: «свято место пусто не бывает». Или вот вариант этой же поговорки: «Пусто место святым не бывает». Если место Господом определено, то на нем да прибудет Его святость. Ну,  а если места нет, тогда только дырка от бублика в которой гуляет пустота.  Что же в этой пустоте остается делать Духу? Духу Божьему остается носиться над бездной вод.
А вот как этот же фрагмент переведен в Септуагинте:
 «Земля бе невидима и неустроена, и тма верху бездны, и Дух Божий ношашеся верху воды».
Итак, по синодальному переводу земля после сотворения была пуста.
А в Септуагинте:
 «Земля же бе неустроена…».
Согласитесь, между «пустотой» и «неустроенностью» есть большая разница! «Пустота» сродни «отсутствию всякого места. Пустота, как «ничто» на котором нет и не может быть даже крохи божественной святости. Ну а «неустроенность»? На первый взгляд это слово близко к античному хаосу. Возможно, это было бы именно так если бы не дух Божий. Его присутствие напрочь отсекает всякое язычество.
Я не могу поверить, что Бог творит небеса и землю безвидными и неустроенными. Кому такие небеса и такая земля нужны?
святой Иоанн Дамаскин, рассуждая  об иноприродности сотворенного мира говорит: "не по месту, но по природе».
Так святитель подчеркивает различие между Творцом и тварью.
И хотя Бог и сотворенный им мир по природе различны, но, Как и тайна бытия Творца– так и тайна бытия тварного  мира непостижима, бездонна и способна открываться   через откровение.
Оставим же ученым мужам, вооруженным научно-методическими ножами, право  разбираться что, когда, почему и зачем происходило во Вселенной. Себе же позволим довольствоваться божественным откровением.
Итак, запомним – творение совершенное Господом – это добровольный и ничем необусловленный акт любви и откровения. Господь действует свободной волей, и дарит миру добро. Таким образом, весь сотворенный мир, существуя в Боге, существует не в его природе, но в творческой воле Творца.
Вот как об этом образно изъясняется Филарет Московский: "Тварные существа поставлены на творческом слове Божием, как на алмазном мосту, под бездной Божественной бесконечности, над бездной собственного своего небытия".
И поэтому суть творимого конечно же, не в создании «безвидности» и «пустоты». Это акт великого бого-устроения.
Зачем Господу пустой мир? А вот благолепно устроить и украсить свое творение  – это дело по истине Божеское.
Един день
 «1:3 И рече Бог: да будет свет. И бысть свет.1:4 И виде Бог свет, яко добро, и разлучи Бог между светом и между тмою.
1:5 И нарече Бог свет день, а тму нарече нощь. И бысть вечер, и бысть утро, день един».
 Для так называемого первого дня творения в древнееврейском тексте употреблено выражение «йом эхад». Переводится оно не как «первый», но как «единый» день. Именно, как день единый и переведено в церковнославянской Библии. В Синодальном же переводе написано– «день один». Но Библия этот день не обозначает как первый в череде последующих дней.
В чем тут дело?
Все просто. Господу какие-то там дни не нужны. Совершает он все и сразу.  Вот этот момент Библия и называет «днем единым».
 Во многих древних космогониях фигурируют понятия «дни богов». Эти «Дни» существенно отличаются от человеческих дней. Один такой День бывает, равен тысячи годам человеческой жизни. В Библии встречается очень схожее выражение: «день Господень». На древне еврейском «день Господен» звучит, как : «йом яхве» - «день Яхве». Под «днём Яхве» Библия подразумевает день, когда открывается присутствие Божие. Это можно понимать как день пришествия Господа в мир для суда и обновления.
Итак, Библия выделила единый день Господа, день – всеобщего  сотворения. И тут же сразу буквально уже в следующих стихах, будто свиток, разворачивается целая поэма о сотворении Яхве мира! Зачем в тексте такое удвоение?
Читаем внимательно еще раз. Есть «единый день» в рамках которого Господь творит мир:
 «Вначале сотвори Бог небо и землю.
Несколькими строками ниже начинает разворачиваться Свиток и включается время.    Законный вопрос:
- Для кого все это делается?
 Предвечному и неизменному Господу время не нужно. А вот нам, человекам, благодаря тихо тикающим часикам отлично становятся видны чудные дела Господа. Сотворяемый на наших глазах мир настолько узнаваем и конкретен, что мы очаровано глядим и уже готовы забыть, что все это устрояет Бог. Удивительно, но людей , даже спустя тысячи лет, нет ни малейшего сомнения - для кого Господь все это делал.

Чудны дела твои, Господи!

Было бы дерзостью сосчитать все дела Создателя. Возможно, их не знает даже Библия. Уже в который раз повторив, что все дела Господа есть единое действия откровения, Попробую все же дерзнуть и отметить, дела которые Господь предпринял в так называемый шестиднев.
 Вот одно из часто повторяющихся дел: «И рече Бог : да будет…».
 Это «действие из слова». Оно означает благословение. Фразой «Да будет» Господь   благословляет (утверждает) уже сотворенное: «1:3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет».
Вот еще другое действие Бога, «И увидел Бог…»:
«1:4 И виде Бог свет, яко добро, и разлучи Бог между светом и между тмою».
В синодальном переводе вместо старославянского «Добро» поставлено «Хорошо». Вроде оба слова по смыслу схожи? Оба как-бы имеют значение – согласие кого-то с чем-то. Но если «хорошо» это индивидуальное и оценочное суждение, то «Добро», помимо того что несоизмеримо объемное и многозначное, оно в тексте выступает, как этическая норма. Эту норму, как клеймо качества на своей продукции фиксирует Господь.
  Творец, утвердив в созданном мире безусловным абсолютом «Добро», в разворачиваемом пространстве укореняет древо познания.
Следом Господь пускает встык Действие «разделения». Часто действие разделения будет потом встречаться. Но впервые оно используется тут. Напомню, Господь действие разделения включает после слов: «И виде Бог свет, яко добро…». То есть Бог прибегает к разделению сразу после утверждения в мире Добра. Это важно понимать.
 «и разлучи Бог между светом и между тмою».
Благословляя Свет, как безусловное Добро, Господь совершает разделения. Очевидно, что тут не просто светлый день отделяется от темной ночи, но Добром благословляется Свет мира. Отсюда можно понять, что же такое Зло? Зло это все то, что Господом не благословлено и на чем нет света Его святости. Помните народную поговорку?
Да, древо Добра и Зла будет посажено Господом позже. Сделано это будет в Райском саду. Но корни этого загадочного Древа Господь уже устроил в том самом «едином дне».
Вот еще несколько действий Вседержителя: «1:8 И нарече Бог твердь небо. И виде Бог, яко добро».
Эти два Действия суть действие  «называния» и действие «взгляда». Действие «называние» это знакомство Бога со своим миром. Назвать значит овладеть. Но зачем Богу овладевать тем, чем он и так по праву Творца владеет?  Ответ станет ясным, когда будет сотворен человек. Именно функцию называния и овладения миром Господь подарит человеку.
Что касается взгляда, то в конкретном   мире взгляд Господа тоже должен быть конкретным. При этом на все на что не посмотритГосподь , все озаряется светом благодати. А как иначе? Ведь из ясных очей Бога источается одно лишь Добро. Но чудное сияние и Свет очей Господа могут стать Огнем испепеляющим. именно это и произошло с Адамом и Евой. Согрешившие в райском саду люди,  первое что утрачивают - благодатную возможность всегда быть пред лицем Творца .
Воистину, много чудных и разных дел у Господа.  Есть и действие через слово.
 «И рече Бог…»
Это слово-действие. В отличии, к примеру, от действия «да будет…», данное дело это прямое участие или даже вмешательство:
 «1:9 И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем, в собрание едино, и да явится суша. И бысть тако. И собрася вода, яже под небесем, в собрания своя, и явися суша».
Упоминаются в Библии и другие дела Господа. Эти дела, хотя и благословляются, но не следуют непосредственно от Бога.
 «1:12 И изнесе земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое творящее плод, емуже семя его в нем, по роду на земли». И произвела земля зелень, траву, сеющую семя…, и дерево приносящее плод».
Кстати, это первый из примеров, как по благословлению Бога может сотворенная природа проявлять волю. Волящая тварь , как и сотворенная жизнь это дары Творца. В этом качестве воля есть условие высокой свободы. Что касается произвола это тоже действие волящей твари. Но это действие, когда Господь закрывает лицо, рыдает и глядеть на тварь не хочет.
Ну и заканчивая классификацию дел Божих можно показать, как эти дела различаются По характеру отношений. Это «действия отсутствия» и «действия присутствия». Действия отсутствия это действия совершаемые Богом как бы со стороны извне. «и взглянул Бог», «и сказал Бог».
Действия присутствия это всегда близость и иногда даже непосредственное вмешательство.


Шестиднев

Теперь, когда мы знаем - что и когда было сотворено, остается бегло взглянуть на библейские дни творения. Их, как известно, шесть.   Первое что бросается в глаза это повторяемость в построении фраз. Каждый новый день начинается со слов «и сказал Бог», и заканчивается фразой «и был вечер, и было утро, день…».
Формула везде одинаковая. Господь совершает действие «и сказал Бог»  и завершается одинаковым ответом со стороны тварной природы.
В Библии все одновременно и просто, и сложно.
В начале книги Бытие, в первом стихе мы читаем, что Господь   в начале сотворил небо и землю.
Сказано предельно Коротко. Одна строчка. Но тут уже обозначены все параметры бытия – верх – низ; высокое – низкое; предложены возможные направления движения; светлое и темное; и даже заложены нравственные ориентиры - хорошо и плохо.
Очевидно, что слова переполнены объемами образов и многоэтажьем символов.
Затем,   Господь заводит часики . Часики тикают, и начинает разворачиваться свиток. Здесь уже все лепится жирными штрихами образов и формулируется вязко-символическим языком. К примеру, Появляющаяся в «третий день» из моря суша представляет собой мифологему, обозначающую, устрояемый Господом порядок. Так же и «трава, сеющая семя» и «дерево, приносящее плод» на символическом языке обозначают жизнь.
Смотрим дальше - что же происходит с сотворенной землей? В стихе 24 первой главы Бытия написано:
 «И рече Бог: да изведет земля душу живу по роду, четвероногая и гады, и звери земли по роду. И бысть тако».
 Все с землей кажется устроено. Но нет. Уже в следующей (второй) главе Господь возвращается к устроению Земли:
 «2:4 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо…. 2:5 И всякий злак селный, прежде даже быти на земли, и всякую траву селную, прежде даже прозябнути: не бо одожди Господь Бог на землю, и человек не бяше делати…»
Вопрос: Зачем нужно это повторение?
Ответ: Чтобы  Господь смог даровать твари заботу и ожидание. Тем самым Творец как-бы анонсирует грядущую тему человека:
«…человек не бяше делати» (и  не было человека для возделывания земли).
Вот оказывается в чем тут дело! Господь прибывает во внешнем плане по отношению к своему творению. Он может послать на землю дождь, но кто будет эту землю обрабатывать?
Это проблема. И Господь берется ее решать. Припомним же это обстоятельство, когда будем поднимать тему грехопадения. Человек еще  не только  не согрешил, он еще не  создан. Дела Господа являют заботу - кому поручить этот мир? Конечно же, не для паразитирующего кайфа и потребительского отношения. Богу лентяй не нужен. Господь желает видеть ответственного хозяина и любящего свой труд (трудолюбивого) работника. Таковым должен стать человек. Поэтому, когда позже из уст Господа прозвучит - в поте лица будешь добывать хлеб, - вряд ли слова эти можно расценивать как наказание.  Это, конечно же, никакое не проклятие на голову бедного Адамчика, но заповедь любящего отца к своему чаду.
Но не будем забегать вперед и вернемся к чаяниям Господа. ответом в Библии звучат два следующих стиха:
«2:7 И созда Бог человека, персть (взем) от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни: и бысть человек в душу живу». (и создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою).
Вот чем значит, обернулось для Господа его чаяние! Это большая радость и ликование о созданном человеке! Ничто во всей необъятной вселенной так не радовало Господа, как его последнее творение. Но что же дальше делает радующийся Бог? Нет, Творцу еще рано почевать.   Бог берет лопатку  и идет насаждать сад:
2:8 И насади Господь Бог рай во едеме на востоцех, и введе тамо человека, егоже созда».
(8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал»).
Про человека и про сад его жизни я буду подробнее писать в следующем эссе. Здесь же укажу на обстоятельство, которое своим свершением повлечет поистине вселенские перемены!
 Что же это за обстоятельство?  - задаю я риторический вопрос.
Вопрос наивный, ибо каждый из нас знает ответ.
- Конечно же, это  человек.
 - Да, человек. –соглашаюсь я. -  Создание человека это важно.  Но еще более важным следует считать совершившееся тогда же событие.  Событие это - явление миру Живого Бога! Только представим это чудо! - По природе инаковый к своему творению, Господь чтобы создать человека, сходит на землю! А как ему быть иначе? Без «приземления» разве мог бы Создатель сделать это чудо? Да, дистанционно и. Из подножной грязи можно сотворить все что угодно.   И мы видели, как Господь подобные чудеса во множестве делал. Мы помним , как наделялись «душой живой» скоты, рыбы и птицы! Но чтобы вдохнуть душу в человека, Господу потребовалось иное усилие. Перед ним встала дистанция отчуждения. Как еще Господь мог, не приближаясь, вдохнуть в слепленного человека душу живую? Бог спустился на землю и поставил на нее ногу. Но это было не все.  Потом Творцу потребовалось приблизиться; нагнуться; и своими устами коснуться уст своей твари. Кстати, по классификации божиих дел, этот поступок Господа можно назвать действием умоления.
 Но в сторону всякие схемы и классификации! Даже представить страшно- что было бы если бы Господь  не захотел сойти на землю? Тогда бы созданный из грязи человек навсегда остался ничтожной не вдохновенный Богом тварью!
Так будем же помнить чудесные дела Господа! Будем же радоваться и ликовать! Ибо радостью откровения Творца всегда сияет для нас любовь Его Сына!


Москва. Сентябрь 2020


Рецензии