Баджаван у скалы Ширван

Города призраки Руси, России и СССР.
====================================
     С этим городом, крепость со стеной которого были основаны во времена правления Кавада и его сына Ануширвана, связывают развалины крепости со стенами и башнями из небольших камней на месте древнего городища недалеко от святилища Хызр-Зинде на скале Беш-Бармак.
     Поселение, которое оставило после себя большое количество осколков изделий из глины, обожжённых кирпичей, находилось на покатом плато на склоне горы в промежутке между двумя отрогами, возможно искусственными.
     Похожих остатков сооружений было много вдоль Каспийского побережья. Они представляли из себя крепости и укреплённые пункты с оборонительными сооружениями, в задачу которых входило закрывать проходы между горами, а также подходы с моря.
     Учёные связывают город у горы Беш-Бармак с городом, о котором писал Ибн-Хордадбех, называя его городом Баджаван у скалы Ширвана.
     Масуди в своих заметках также отмечает здесь наличие города с крепостной стеной, которую он называет Бармаки. При этом оба летописца отмечают сходство планировки города и крепости, а также конструкции укреплений Баджаван и Дербента, словно древние зодчие пользовались одним чертежом при строительстве.
     Также, как и в Дербенте, стены Баджавана собирались из камней небольшого размера на извести, снаружи стены облицовывались крупными тёсаными блоками удлинённой прямоугольной формы. По стенами устроены были башенки, которые имели разную форму. Они, по всей видимости, пристраивались в разное время. Также, как и в Дербенте, здесь была заградительная стена, от которой и остались куски обожжённого кирпича и глиняные валы.
     Якут, мусульманский географ, отмечал, что персидские цари эпохи Сасанидов были озабочены защитой Прикаспийских территорий в районе примыкания Кавказского хребта к берегу моря. В крепости на горе Биш-Бармак они поселяли переселенцев, достойных к защите города и подходов к нему. При этом Персидские цари предоставляли всю местность вокруг города в пользование этих переселенцев, равно как и Российские цари действовали по отношению к казакам. Таким образом на защиту своих рубежей персы в этом районе не тратили ничего.
     В тексте Ан-Нувайри, который жил в 13-м веке, есть сообщение, относимое к концу 7-го века, о том, что Хосрой приказал соорудить стену и крепость в Армении, имеется в виду Древняя Албания, из камней, уложенных на известь, чтобы закрыть проходы для хазар.
     В крепости и за стеной Хосрой поселил стражу, которую набрали из воинов покорённых народов, которыми руководил назначенный им марзбан. В пределах крепости Баджаван был сооружён Золотой Трон, как и в Дербенте, на который мог садится отличившийся в боях с хазарами и тюрками, воин. Сам марзбан был назван как Царь Трона.
     По сообщениям мусульманского писателя Якута защитники крепости не знали ни сна ни покоя от нападавших хазар. Но воины крепости не оставляли орды тюрков в беспечности, они истребляют их постоянно, заставляя отступать за пределы Кавказской горной цепи. За это местные жители полностью обеспечивают потребности защитников крепости в еде. К тому же при крепости всегда были местные ремесленники, получавшие заказы на производство и ремонт воинского снаряжения.
++++++++++++++++++++++++++


Рецензии