Ульяна Громова

Смеётся, словно солнце светит,
Девчонка в платьице из ситца.
Ну как такую не приметить,
И как в такую не влюбиться.
Анатолий Никитенко.

Мы – родившиеся в Советском Союзе, сделанные в СССР – знали наизусть слова Павла Корчагина из романа Николая Островского «Как закалялась сталь»:
«Самое дорогое у человека - это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мы могли сказать: вся жизнь, все силы были отданы самому прекрасному в мире - борьбе за освобождение человечества».
Эти слова были написаны в дневнике девушки, чей подвиг навсегда вошёл в историю и имя которой в советские годы знал каждый ребёнок. Они стали программой жизни отважной девушки, едва успевшей к моменту своей трагической гибели перешагнуть порог 19-ти летия.
 Речь идёт об Ульяне Громовой - одной из лидеров подпольной антифашистской организации «Молодая Гвардия».

* * *
 
Уля появилась на свет в небольшом шахтёрском посёлке Первомайке Краснодонского района Ворошиловградской области.
  Случилось это 3 января 1924 года. Тогда на дворе стояли редкие для Донбасса холода.
Несмотря на то, что девочка была 5-м ребёнком в семье, её появлению все обрадовались. И с волнением и радостью разглядывали личико маленькой Ули.
 А совершенно счастливый братишка – 4-х летний Еля, прыгал вокруг кроватки, пытался дотянуться до личика сестрёнки, чтобы погладить его.
  -  Дайте я поношу её по комнате, - просил он родителей, а они не давали.
  -  Ой, уронишь, - шутливо грозил ему отец.
  -  Ну что вы сгрудились над ней!.. - недовольно сказала старенькая бабушка - мать Матрёны Савельевны. - Всё глядите, глядите, а ей покушать уже надо, нашей Ульяше. Вот отнесу её соседям. Кормить ведь у нас её некому, все делом заняты.
  - Бабушка, не надо! - взмолился Еля.
А потом расплакался:
- Не отдам Улю. Сам буду кормить её. И нянчить тоже.
  Неосознанное чувство привязанности брата и сестры друг к другу со временем переросла в верную и преданную дружбу.
Всё время брат и сестра проводили вместе, никогда не разлучались...

* * *

Отец Ульяны - Матвей Максимович Громов - был родом из Полтавской губернии.
Его отец был моряком, погиб, когда Матвею было шесть лет, и мальчика воспитывал дедушка. Грамоте его не учили. Семья жила в бедности, и Матвей подрабатывал пастухом.
Позже он отправился на заработки на Донбасс - в Юзовку. Стал шахтёром, забойщиком.
Будучи призван в армию, служил в гренадёрском полку. Участвовал в Русско-японской войне. Был несколько раз тяжело ранен. Получил много наград. Особенно гордился орденом Святого Георгия за спасение знамени своего полка.
После войны из-за стольких ранений, подорвавших его здоровье, Матвей Максимович не смог вернуться под землю, в шахту. И стал работать кучером.
Тогда же он встретил и полюбил черноокую донскую казачку Матрёну Тимощенкову.
Да и ей приглянулся кудрявый красавец с усами.
«Геройством своим причаровал меня, наверное, ваш батько, - говорила она позже дочерям. - Как начнёт, бывало, рассказывать, как в разведку под Мукденом ходил, как воевал с японцами, - заслушаешься».
К тому же он проявил заботу не только о ней, но и о её дяде - Якове Гавриловиче, который вырастил Матрёну, её братьев и сестёр.
  Молодые вскоре поженились.

  Мать Ульяны - Матрёна Савельевна – была домохозяйкой.
По тому времени слыла она человеком грамотным. Со всего посёлка Первомайки приходили к ней женщины - кто с просьбой написать письмо, кто за добрым советом.
А у самой 5-ро детей (Тоня, Клава, Нина, Елисей и Уля), муж, хозяйство. Хлопот, как говорится, невпроворот. И всё ж в редкую свободную минуту лучшего занятия, чем книга, Матрёна Савельевна и не знала.
    Прочитанное после обязательно пересказывала детям. А обладала она умением рассказывать ярко, образно. Знала много песен, былин, была настоящей народной сказительницей.
Как заворожённые, всегда особенно внимательно слушали её младшие - Елисей и Ульяша. Из материнских уст узнали они свои первые в жизни сказки.
 В её сказках воспевались подвиги русских людей - князей, богатырей и других былинных героев, описывались красоты русской природы.
В  детские души вместе с негромким ласковым голосом матери входили понятия о добре и зле, о справедливости и верности, раскрывался огромный неведомый мир, в котором им предстояло жить.
 И Ульяна с самого младенчества полюбила степь, речку и рощицы, что окружали Первомайку, полюбила свою родную землю…
Матвей Максимович, часто рассказывал детям о славе русского оружия, о знаменитых военачальниках, о былых боях и походах, воспитывая в детях гордость за свой народ и свою Родину.

* * *

    С самого раннего возраста Уля обратила на себя внимание как способный, интересующийся всем ребёнок.
 С 5-ти летнего возраста её тянуло к буквам азбуки, к книжке.  И через 2-3 месяца она уже по складам начала читать букварь.
Все взрослые поражались её старательности и аккуратности. Все её игрушки, картинки, вещи были сложены в порядке и чистоте. Уля с детства не любила беспорядка и грязи. И очень сердилась, когда видела их.
  Уле с братом весело было играть в жмурки, в деревянных человечков или строить что-нибудь из песка.
Когда Елисей пошёл в первый класс, Уля стала скучать без него.
  -  Елечка, а можно я с тобой пойду в школу? - спросила она однажды.
  - Доченька, тебе ещё слишком рано, - улыбнулась Матрёна Савельевна. - Вот подрастёшь совсем чуть-чуть - и тоже пойдёшь...
  А сама старалась занять дочку чем-нибудь, понимая, как ей одиноко.
  Вместе с мамой Уля ходила на огород. Помогала ей полоть грядки. Смотрела, как мама доит корову и кормит кур. И уже в таком, совсем малом возрасте она приучилась к труду, полюбила работать и стала первым помощником родителей.
 У каждого ребёнка в раннем детстве бывают свои причуды. Родители вспоминали, что маленькая Уля боялась лягушек и любила жевать мел.
 
* * *
 
  В 1932 году Ульяна – счастливая и нарядная, с портфельчиком в руке - пошла в 1-й класс Первомайской школы №6...
 
  В школе Ульяну все уважали и любили - и учителя, и ребята.
 Она прекрасно училась. С 1-го по 10-й класс Уля была отличницей учёбы.
И переходила из класса в класс с Похвальными грамотами.
Превосходя своих подруг в духовном отношении, Ульяна была настолько скромной и тактичной в своих поступках, что не только не вызывала чувства зависти и неприязни, а пользовалась искренним уважением и любовью.
 Была замечательным товарищем и помогала в учёбе другим.
Все годы учёбы в школе учителя ставили её в пример.
 За отличную учёбу её часто премировали. А однажды подарили чернильницу.

• Бывший директор СШ №6 И. А. Шкреба рассказывал:

«Громова по праву считается лучшей ученицей класса и школы.  Конечно, у неё прекрасные способности, высокое развитие, но главная роль принадлежит труду - упорному и систематическому. Она учится с душой, интересом. Благодаря этому знания у Громовой шире, понимание явлений глубже, нежели у многих её соучеников».
«Она любит всё прекрасное, изящное: цветы, песни, музыку, картину.  У неё уже сложились твёрдые понятия о долге, чести, нравственности. Это волевая натура...»

• Учитель украинского языка и литературы Илларион Макарович Знаенко вспоминал:

«Какого педагога не радовали её ответы, кто не восхищался её образцовыми тетрадями!.. Кто ещё, кроме Ули, так внимательно, сосредоточенно умел слушать объяснение учителя или ответы учеников?»
  «Трудно переоценить организаторские способности Ули Громовой и Анатолия Попова.  Именно вокруг них начал группироваться коллектив учащихся. Их большая начитанность, их личные моральные качества: честность, человечность, прямолинейность, трудолюбие, коллективизм - позволили им снискать у товарищей всеобщее уважение и авторитет уже в шестом классе и стать во главе коллектива».

• Из воспоминаний учительницы Зои Алексеевны Адерихиной:

 «Улю Громову я помню ещё с 5-го класса. Эта девочка своею необыкновенной аккуратностью, выдержанностью, внутренним тактом и серьёзным отношением к делу заставила меня сразу обратить на неё особое внимание и восхищаться ею. В ней никогда не было детской суетливости и растерянности, даже в 5-ом классе она была сдержанной, вдумчивой, хорошо владеющей собой девочкой. Всегда Уля была идеально дисциплинирована, весела и деятельна. Отличительной её чертой было то, что она всё делала хорошо и вовремя, её не нужно было учить, как оформлять процесс работы. Она инстинктивно понимала, что и как нужно делать. На уроках она была воплощением внимательности и сосредоточенности и никогда не отвлекалась от дела чем-либо посторонним. Её книги и тетради были в образцовом порядке, а все её записи так красиво и чётко написаны, что хотелось всем показывать её работу. Устные работы Ули Громовой, уверенные, точные, содержательные, мы нередко обсуждали в учительской. Видно было, что Уля умела работать и достигать намеченной цели. Внешний вид Ули, тоненькой культурно одетой девочки, её обращение с товарищами, поведение в школе, всё это говорило за то, что Уля любила свою школьную среду, учителей, ученье и общественную работу. В деле Уля была неутомима. Она часами сидела за книгами и не только не уставала, но наоборот, вдохновлялась от работы над книгой. Как много ей хотелось знать! Не было такого предмета, к которому бы она не относилась с должным уважением. Школу и комсомольские организации, которые руководили ею, она ставила выше всего! В моей работе с детьми «камнем преткновения» иногда служит изучение немецких слов, которые наши дети, дети деревни, быстро без практики забывают, но Уля всегда всё помнила. Когда её спрашивали ученики, как она этого достигает, она весело отвечала: «Учу, вот и знаю. А как же иначе?! Что в школе требуют, то и нужно помнить. Это не так трудно, стоит только серьёзно захотеть!». «Да, это так» - поддерживала я её, прислушиваясь к её простым, но мудрым словам. Ребята удовлетворённо брались за книги, и работа налаживалась. Мы все, учителя и ученики очень любили Улю. Когда она не приходила, всем недоставало её присутствия.
 Шли годы. Уля росла и развивалась физически и умственно, а вместе с тем развивалась в ней жажда знаний, жажда деятельности, развивалась безграничная любовь к Родине, к социалистическому строю своей страны, к правительству, которое так заботится о молодом поколении и обеспечивает ему такое прекрасное будущее. Улю привлекала независимая и интересная жизнь образованной женщины, поэтому она старалась основательно изучить общеобразовательные предметы, поехать в вуз и сделаться высококультурным человеком. На экзаменах в 10-м классе она получила блестящие оценки, и ей стала открыта дорога во все вузы СССР, но немецкая оккупация разрушила планы этой выдающейся девушки».
  «Она регулярно читала книги, журналы, газеты, чтобы быть в курсе текущей жизни, знать о выдающихся событиях в стране, о всех великих людях.  Вместе со всеми учениками она коллективно посещала кино, концерты, детские постановки. Уля любила музыку, искусство. В школе было пианино, и, выполняя желание детей, я часто играла на нём. Дети пели, танцевали или слушали какие-нибудь музыкальные произведения. Уля очень любила такое времяпрепровождение. Были у нас и драмкружки. Уля участвовала в них и охотно выступала на школьных утренниках и вечерах...»
  «...Уля не только любила учиться, но любила и умела работать. Дома она во всём помогала матери. С самого раннего детства она видела, как трудятся её родители. Они всегда привлекали Улю к посильному труду, развивали в ней практические навыки. Уле нравилось в школе. Она охотно выполняла всё, что было нужно для школы. На каникулах она вместе с другими учениками приходила работать на школьном огороде и винограднике. Она тщательно ухаживала за растениями и добивалась хорошего урожая. Когда летом ученики нашей школы работали в Первомайском совхозе, в колхозе «Пятилетка» или выезжали помогать соседнему колхозу в селе Деревечке, Уля всегда была с нами и своим личным примером вовлекала других в работу так, что дело отлично выполнялось».

• Из воспоминаний учительницы Прасковьи Власьевны Султан-Бей:
 
 «Громова очень любила литературу, русскую и украинскую.  У неё было пять тетрадей, в которые Уля записывала выдержки из понравившихся ей книг... Одна коса у неё всегда была на груди, вторая - за спиной. Когда вызову отвечать урок, косу забросит за спину, руки тоже за спину. И говорит... Приятно было слушать: рассказывала она всегда толково, давала собственную оценку литературным героям.
  Школьные сочинения Громовой всегда оценивались только пятёркой. В книгах русских и украинских классиков, в произведениях советских писателей её, прежде всего, интересовали люди кристальной душевной чистоты. У них она училась сознательному труду, высокому чувству долга и гражданского мужества. Всё это, я уверена, помогло Уле правильно выбрать свой жизненный путь...»

  Ульяна любила свою школу - учителей, товарищей, учёбу и общественную работу.
Она была и совестью всего класса - при ней никто не смел выругаться, соврать, даже просто насорить.

 В 10 лет Уля стала пионером. Дала торжественное обещание, что будет твёрдо и неуклонно стоять за дело Ленина-Сталина.
  Над посёлком возвышалась гора, и на этой горе пионеры любили собираться и жечь костры.
Ульяна читала ребятам стихи, рассказы. И притихшие дети, с отблесками огня в глазах, восхищённо ловили каждое её слово:
  «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далёка тебя вижу... какая же непостижимая, тайная сила влечёт к тебе? Почему слышится и раздаётся немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня?... Русь! Чего же ты хочешь от меня?... Что глядишь ты так, и зачем всё, что ни есть в тебе, обратило на меня полные ожидания очи?..»
  Искры взлетали над костром и гасли. В это время, кажется, сама природа прислушивалась к мягкому, задушевному голосу Ули...
 
* * *

Ульяна росла смышлёной, целеустремленной, самокритичной, умной, доброй и красивой девочкой.
И вместе с тем, задумчивой и  мечтательной девочкой.
Старшая сестра Антонина в шутку, бывало, спросит погружённую в свои мысли Улю: «Ну, что, мечтатель, о чём задумалась?»
   Учителя школы на Первомайке тоже вспоминали, что Громова любила «заглядывать вперёд»:
  - Ну, что будет с нами, девочки, лет через пять-семь? - спрашивала она подруг. - Вот если б на мгновенье можно было увидеть своё будущее! Когда я смотрю на дорогу, уходящую в степь, меня почему-то тянет вдаль. Иногда вот такой вот голубой далью мне и представляется моё будущее...

Уля  вместе с подругами ходила на речку. Они купались там, играли, веселились, плели венки из полевых цветов, пели песни.
А петь она любила. Как только вставала с постели и делала что-либо по хозяйству, то сразу и начинала напевать.
Часто старшая сестра Антонина спрашивала у неё:
«Что ты всё поёшь?».
Уля отвечала:
«Весело — вот и пою!»
Любимыми её песнями были  «Мы — кузнецы», «Любушка».
Природа не поскупилась, дав этой девушке всё: красоту, ум, доброту и щедрость.

• Из воспоминаний Кима Иванцова:

  «Когда заходил разговор об Ульяне Громовой, мне всегда припоминались её большие карие глаза, от лучистого взгляда которых дрожь пробегала по коже. И ещё заплетённые в косы дивные тёмные волосы. Одна коса с распущенным концом свисала на грудь, вторая, тоже распущенная в окончании, обычно закидывалась за спину и ниспадала чуть ли не до самого пояса. В чертах её удивительно пригожего, смуглого лица, лёгкой неслышной походке, манере разговаривать - во всём, точно мёдом намазанном обличье, было столько истинной женственности и душевного изящества, что не обратить на неё внимание было просто невозможно. Её красота пьянила...»

 У неё были красивые черты лица, пышные тёмно-русые волосы, свободно заплетённые в косы, карие лучистые глаза, мягкий взгляд. Во всём облике женственность и достоинство.
Внешнее обаяние чудесно сочеталось с богатым внутренним миром, широким кругом интересов.
Уля была человеком возвышенным, романтичным, мечтательным, с развитым воображением.
Но, вместе с тем, была она и сильным, волевым.
 Ну и, как дитя своей эпохи, -  не лишённым некоторого фанатизма в действиях и убеждениях.  Она была убеждена в том, что человек способен преодолеть любые трудности, если только пожелает приложить усилия, проявить волю.
 Да, Ульяна была пламенной патриоткой и идейной комсомолкой.
 
* * *

Более всего на свете Ульяна любила читать.
И не раз просиживала с книгой до зари.
На её полках соседствовали русские, украинские и западные классики - М. Лермонтов, Т. Шевченко, Д. Лондон, А. Грибоедов, Л. Толстой, А. Блок, М. Горький прекрасно уживались с И. Гёте и В. Шекспиром, органично дополняясь М. Вовчок и П. Мирным.
 Ею были внимательно проштудированы роман Н. Островского «Как закалялась сталь» и повесть А. Серафимовича «Железный поток».
А читала она очень много, увлечённо, запоем, буквально проглатывая одно за другим.
Книги обогащали её знаниями, давали пищу для размышлений, формировали духовный облик будущей героини.
Читая произведение, Ульяна погружалась в мир его героев, жила их заботами, радовалась и огорчалась вместе с ними. А особо понравившиеся мысли выписывала в серо-синюю книжечку с надписью «Заметки» - лиловыми и синими чернилами, красным карандашом.
  В Первомайской школе выходил рукописный журнал «Юный литератор». В ней Ульяна помещала свои рассказы, короткие заметки-размышления.
 Будучи постоянным членом литературного кружка, она участвовала в читательских конференциях и диспутах, вечерах художественного чтения. У неё была прекрасная дикция, тихий, ровный, выразительный голос. Ею заслушивались.
  На заседаниях литкружка, возможно, даже больше, нежели на уроках литературы, она научилась читать произведения вдумчиво, видеть общечеловеческие проблемы, поднятые автором,  и извлекать нравственные уроки из прочитанного.

Кино её тоже не оставляло равнодушной.
По выходным она ходила одна или с подружками смотреть фильмы.
Её увлекали:
- и исторические картины («Александр Невский», «Минин и Пожарский», «Пётр Первый»),
-  и фильмы о советском государстве и обществе («Поднятая целина», «Трактористы»),
-  и, конечно, фильмы о лётчиках и исследователях («Валерий Чкалов», «Брат героя»).

  Учителей восхищали многие работы Ульяны.
 По большей части то были сочинения по русской и украинской литературе.
Например, работы о поэзии Павла Тычины, «Гайдамаках» Тараса Шевченко, произведениях Григория Сковороды, Ивана Карпенко-Карого, о «Слове о полку Игореве».
Уже в этих сочинениях по отношению к тем или иным героям проявлялись черты её мужественного и нежного характера.
  Ульяна делала интересные подборки с собственным комментарием о народных праздниках (Ивана Купалы, коляды, весны) и связанных с ними народных песнях - колядках, веснянках, песнях языческого происхождения.
Школьные учителя отмечали сдержанность характера Ульяны, её вдумчивость и аккуратность, скромность и тактичность.
 В то же время она неизменно оставалась весёлой и общительной.

* * *

В 1939 году Громову избрали членом ученического комитета.
Она вела активную работу по повышению успеваемости учеников школы.
В марте 1940 года её приняли в комсомол.
Долгое время она была вожатой октябрят, а после вступления в комсомол - и пионервожатой.
К занятиям с младшими ребятами Ульяна готовилась тщательно. Подбирала книжки, стихи и песни, чтобы разучивать с ними. Не забывала, однако, и о политической повестке дня, делая вырезки из газет и журналов - чтобы её подопечные росли достойными гражданами своей страны.

  Мать часто болела. И поэтому Ульяна много трудилась дома: всё требовало ухода - и огород, и огромный сад, и скотина, и куры.
Болезнь матери не давала ей покоя. Уля собирала лепестки роз, которые были обезболивающим лекарством. Заботилась о маме. И в тёплых, задушевных беседах просиживала с ней на крыльце до рассвета.

* * *

К тому времени, когда началась Великая Отечественная война Ульяна перешла в 10-й класс.
Уля глубоко переживала народное горе – войну, навязанную нашему народу немецкими фашистами.

• Ульяна написала в своей записной книжке:

«Наша жизнь, созидательный труд, наше будущее, вся наша советская культура в опасности. Мы должны ненавидеть врагов своей Отчизны; ненавидеть врагов человеческого счастья, зажечься непобедимой жаждой отомстить за муки и смерть отцов, матерей, братьев, сестёр, друзей, за смерть и муки каждого советского гражданина».

Летом и осенью 1941 года она вместе с учениками своей школы помогала убирать урожай в колхозах района.

• Из воспоминаний И. И. Григоренко:

    "Летом 1941 года учащиеся нашей школы помогали убирать урожай в колхозе «Коневод» в селе Нижняя Деревечка. От зари до зари мы, ребята, вместе с лётчиками одной из воинских частей косили хлеб вручную, а девчата вязали снопы и складывали их в копны. Работа спорилась, и над золотыми россыпями созревшего хлеба часто звучали песни. Пели «Дан приказ ему на запад», «Каховку», «Матрос Железняк партизан». А вечером, когда всходила луна, мы собирались около школы, где квартировали, и пели народные песни, чаще всего украинские. Когда запевали «Реве та стогне Днiпр широкий», «Смело мы в бой пойдём...», голос Уляши был звонче всех. Часто устраивались громкие читки газет, в которых сообщалось о положении на фронтах, о зверствах немецких захватчиков. Однажды мы прочитали статью, в которой рассказывалось о том, как фашисты в одном из сёл Украины насиловали девушек, бросали в колодцы маленьких детей, сжигали людей живыми в домах. Сидевший с нами Почепцов Геннадий заметил, что люди, мол, напрасно гибнут: можно избежать всего этого, нужно лишь «заключить мир с немцами». Какой гнев вызвал он своими словами! Молодой лейтенант, скрипнув зубами, рванулся к Почепцову, но его удержал пожилой майор, сказав:
   - Ребята сами разберутся.
 Вдруг поднялась Ульяна. Никогда не забыть мне её голоса.
 - Несчастный, память у тебя отшибло или разум помутился? Руки отпускать! И когда? Неужели ты забыл слова Павла Корчагина? - И она взволнованно процитировала их».

Начался новый учебный год.
И Ульяна пошла в 10-й класс.
 Фронт тем временем приближался. И это чувствовалось: через посёлок двигались с запада беженцы - на машинах или в повозках. В школе появились новые ученики. А потом всех направили в колхоз.
  Ульяна ездила со всеми на уборку урожая.
 Бывала в госпиталях, где помогала ухаживать за ранеными. Писала письма их родным, по вечерам читала солдатам книги, беседовала с ними. И каждый день перед ней проносились судьбы людей - бойцов и их семей.
Как-то придя к Громовым, подружка Ули Валя Игнатова принесла свежий номер «Правды» со статьёй П. Лидова о подвиге Зои Космодемьянской.
Когда Уля, закончив чтение, умолкла, девушки, потрясённые мужеством московской комсомолки, несколько минут сидели молча.
Потом Валя спросила:
 -  А что будем делать мы, если в Краснодон придут фашисты?
  Твёрдо, как о чём-то давно решенном, Уля, не задумываясь, ответила:
  -  Будем партизанить.

В 1942 году Ульяна закончила школу.
И скоро после этого - 20 июля 1942 года - улицы Краснодона и Первомайского посёлка заполнили зелёные орды немецкой грабьармии.
 Всюду пошли грабежи, расстрелы и издевательства над мирным населением.
     Некоторые члены многочисленной семьи Громовых эвакуировались. Предлагали это и Ульяне.
 Но она сказала:
-  Мама, я бы уехала, но не могу оставить вас одну, больную.
 О приближении немцев к её родному городу Ульяна знала и приготовилась к этому. Она бережно сняла со стены портреты Ленина и Сталина, последний раз посмотрела на дорогие ей образы и завернула их в холстину. Вместе с портретами Уля в саду закопала и свой комсомольский билет...

* * *

В первые же дни оккупации в доме Громовых поселились немцы.
А большая семья до поздней осени вынуждена была ютиться в маленькой летней кухоньке и в небольшом сарайчике.
Оккупацию Ульяна воспринимала как личное оскорбление.
 Осторожничая с немцами, она не стеснялась откровенно высказывать своё презрение тем, кто пошёл на сотрудничество с гитлеровцами. Близкие просили её быть осторожнее, но девушка не обращала на это внимания. Ей претила сама мысль о покорном существовании под властью «нового порядка».
Ульяна сильно изменилась. Раньше, бывало, она до глубокой осени ходила с непокрытой головой, и её пушистые волосы, заплетённые в тугие косы, красиво выделялись на платье - всегда отглаженном, безупречно аккуратном. Теперь же, словно задавшись целью спрятать свою расцветшую красоту, девушка не снимала чёрный материн платок, одевалась в старенькую темную одежду.
Лицо Ули прояснялось только тогда, когда у ворот дома появлялся кто-то из ее друзей - Майя Пегливанова, Нина Герасимова, Сережа Тюленин и Ваня Земнухов. О чём говорили ребята, ни Матрёна Савельевна, ни Матвей Максимович не знали. Но всегда было заметно, что приход товарищей радовал и озарял Ульяну. Как, впрочем, и встречи с Толей Поповым, жившим по соседству.
Вскоре начались облавы на молодёжь, их отправляли на каторгу в Германию.
 Родители забеспокоились за свою дочь.
 Но Уля часто говорила:
-  Не беспокойтесь, мамочка. Я не поеду. Умру, но останусь.
Не любила Уля тех, кто разговаривал, заигрывал с немцами. А ещё больше не любила и ненавидела добровольцев, едущих в Германию. К полицейским, предателям родины, питала презрение и жгучую ненависть. Открыто в глаза бросала им колкие, справедливого гнева слова.
На просьбу и увещевания матери не так обращаться с ними, Уля отвечала
- А что же им, гадам, кланяться? Паразиты они.
 Ульяна нигде не работала, отказавшись работать на «гадов».
Тревога родителей не была напрасной. Тучи над её головой сгущались. Тогда родители сами пошли на Биржу, оформили на неё карточку и вывезли её на земельный участок конторы «Заготскот», где она числилась чернорабочей.
Ульяна ни на минуту не забывала, что она комсомолка. Она прекрасно помнила тот пункт устава, который обязывал каждого комсомольца быть беззаветно преданным великой социалистической родине и быть готовым отдать для неё все свои силы, а если понадобиться - и жизнь.
И она развернула среди рабочих участка агитационную работу против немецких оккупантов и их ставленников. Ульяна открыто и смело входила в спор с немецкими холуями. А в таких спорах она всегда побеждала.
 Но всё это было для неё только подготовкой, вступлением к тем большим боевым делам, на которые она пошла, жертвуя собою…

* * *

После прихода оккупантов вместе с Майей Пегливановой и Анатолием Поповым Ульяна Громова стала организатором борьбы с фашистами молодёжи посёлка Первомайки.
Ульяна сразу же выдвинулась на первые роли.
В её доме начали собираться девочки-комсомолки, обсуждать, казалось бы, отвлечённые житейские проблемы - а тем временем писали антифашистские листовки, которые Ульяна затем относила к Попову на утверждение.
 В этот кружок входили Майя Пегливанова, Шура Бондарёва, Лиля Иванихина и Геля Самошина.
Позже разрозненные молодёжные кружки объединились в «Молодую Гвардию».
 
• С особой искренностью, оставляя в сердце каждое слово, произнесла клятву Ульяна:
 
«Я, Ульяна Громова, вступая в ряды «Молодой гвардии», перед лицом своих друзей по оружию, перед лицом своей родной многострадальной земли, перед лицом всего народа торжественно клянусь:
  Беспрекословно выполнять любое задание, данное мне старшим товарищем. Хранить в глубочайшей тайне всё, что касается моей работы в «Молодой гвардии».
  Я клянусь мстить беспощадно за сожжённые, разорённые города и сёла, за кровь наших людей, за мученическую смерть тридцати шахтёров-героев. И если для этой мести потребуется моя жизнь, я отдам её без минуты колебания.
  Если же я нарушу эту священную клятву под пытками или из-за трусости, то пусть моё имя, мои родные будут навеки прокляты, а меня саму пусть покарает суровая рука моих товарищей.
  Кровь за кровь! Смерть за смерть!»
 
  Подпольщиков покорил необыкновенный ум, рассудительность и целеустремлённость Ульяны.
 И вскоре после принятия клятвы её ввели в штаб «Молодой гвардии» (в октябре 1942 года).

Ульяна Громова была решительной, отважной подпольщицей.
Деятельность её в качестве подпольщицы была разнообразной.
Она:
-    Составляла и расклеивала антифашистские листовки.
-    Собирала средства и медикаменты для Красной Армии.
Именно она стала инициатором сбора бинтов, ваты и других медикаментов.
 Однажды она сказала ребятам-первомайцам:
  - Товарищи! Скоро Красная Армия погонит немцев обратно, наши солдаты придут сюда, и бои будут тяжёлыми. Мы должны помочь нашим бойцам - достать для них бинты, марлю, все медикаменты. И мы должны позаботиться об этом сейчас. Руководство я беру на себя.
  Этим занимались в основном девушки. Всё, что они доставали, относилось на квартиру Ульяны.
  Уля собирала и складывала в углу кухонного стола флаконы с йодом, перевязочные пакеты, бинты и вату.
Кроме того принимала и прятала в неизвестном месте патроны от винтовок и пистолетов.
Только гораздо позже, после прихода Красной Армии, родители случайно нашли пулемётную ленту набитую патронами…
-   Вместе с Анатолием Поповым собрала деньги на покупку продуктов для передачи арестованным полицией коммунистам.
Они передали их в штаб «Молодой гвардии».
-    Вела работу среди населения, агитируя  людей срывать планы оккупантов по поставкам продовольствия и отправке молодёжи в Германию.
- Принимала активное участие в подготовке боевых операций молодогвардейцев.
      -   Накануне 25-й годовщины Великого Октября вместе с Анатолием Поповым Майей Пегливановой  Ульяна вывесила красный флаг на трубе шахты №1-бис.
  Под холодным дождём Ульяна с Толей и Майей пробрались к шахте и прикрепили к трубе шахты флаг. Потом остановились чуть поодаль и с восторгом смотрели, как он развевается на ветру.
  -  Наша страна, наш праздник, наши флаги! - весело сказал Толя.
На следующее утро на зданиях школы, шахтах, полиции, церкви - развивались красные флаги.
К Громовым пришла Кротова Вера и начала рассказывать о вывешенных красных флагах. Уля весело засмеялась и с деланным удивлением начала расспрашивать её, что да как.
И когда Матрёна Савельевна, переживая, сказала, что за такое может быть смерть, Уля серьёзно посмотрела на мать, сказала:
-  Ну и что же. Лучше смерть стоя, чем жить на коленях.

* * *

В начале января 1943 года начались облавы и аресты молодогвардейцев.
Уля вместе с Майей пыталась связаться с заключёнными. Разрабатывала планы побега.
Но 10 января их самих арестовала полиция.
В этот день в дом Громовых ворвались пьяные полицейские.
 - Ты Громова? - рявкнул один из них, ткнув пальцем в лицо Ульяне.
   - Я.
   - Собирайся!
 - Не орите, - спокойно ответила девушка, и ни одна чёрточка не дрогнула на её лице.
   Она оделась. Не спеша сунула в карман кусок овсяной лепёшки. Обняла мать, поцеловала её в щёки, в лоб. Потом посмотрела на столик с книгами, на детей старшей сестры и, как бы простившись со всеми, выпрямилась и твёрдо сказала:
  - Я готова.
   
 В фашистских застенках Уля вела себя исключительно мужественно. Не падала духом. Всячески пыталась приободрить боевых подруг. В камере читала своим подругам стихи, отрывки из «Демона»  Лермонтова, которые очень любила и знала на память. Пела украинские народные песни, говорила о скором приходе Красной Армии.

• Мать Вали Борц - Мария Андреевна - сидевшая в камере с девчатами, вспоминала об Ульяне:

«Это была девушка высокого роста, стройная брюнетка с вьющимися волосами и красивыми чертами лица. Её чёрные, пронизывающие глаза поражали своей серьёзностью и умом... Это была серьёзная, толковая, умная и развитая девушка. Она не горячилась, как другие, и не сыпала проклятий по адресу истязателей...
«Они думают удержать свою власть посредством террора, - говорила она. - Глупые люди! Разве можно колесо истории повернуть назад...»
  На допросе Ульяне предложили покориться и рассказать всё, что она знает о подпольной организации, но она лишь ответила:
  -  Вы от меня ничего не добьётесь.
  Полицаи стали кричать, но Ульяна не отвечала. Её сильно избили и в бессознательном состоянии бросили в камеру.
  Придя в себя, она сказала подругам:
  - Не отчаивайтесь. Надо в любых условиях, в любой обстановке не сгибаться, а находить выход и бороться. Мы в данных условиях тоже можем бороться, только надо быть решительней и организованней. Может быть, нам удастся совершить побег и на свободе продолжить своё дело».

Кое-как придя в себя, Ульяна утешала, поддерживала других.
 Она, как и раньше, оставалась их руководителем, чувствовала ответственность за всех, и это придавало ей силу...
  Из последних сил выстукивала мальчишкам Уля: «Крепитесь... Наши идут...»

На допросах 19-ти летнюю девушку, вчерашнюю школьницу, подвергали нечеловеческим пыткам и истязаниям.
Но она стойко переносила дикие, изуверские пытки и побои.
Её били до полного изнеможения, били тяжёлыми сапогами, ломали рёбра и выкручивали руки. Но Ульяна молчала.
Гестаповские офицеры подвешивали её за прекрасные пышные волосы к потолку и пытали. Пытали до тех пор, пока она не потеряла сознание.
Палачи вырезали на её спине пятиконечную звезду, отрезали грудь, прижигали тело калёным железом и раны посыпали солью, сажали на раскалённую плиту.
 На протяжении шести дней девушка подвергалась нечеловеческим страданиям. Несмотря на все ужасы и адскую боль, она не проронила ни звука и не выдала своих товарищей. Ни слова признания, ни звука о пощаде не услышали палачи.
  После перенесённых пыток лицо Ули было синее и в кровавых подтёках, но глаза по прежнему блестели и горели огнём ненависти и твёрдой решимости бороться до конца.
Понимая, что жить ей остаётся считанные часы, Уля где-то вырвала кусочек ржавого гвоздя и нацарапала на стене камеры прощальную записку родным:
 
 «Прощайте, мама,
  Прощайте, папа,
  Прощайте, вся моя родня,
  Прощай, мой брат любимый Еля,
  Больше не увидишь ты меня.
  Твои моторы во сне мне снятся,
  Твой стан в глазах всегда стоит.
  Мой брат любимый, я погибаю,
  Крепче стой за Родину свою.
  До свидания.
  С приветом,
  Громова Уля».

До самой смерти Ульяна продолжала сохранять присутствие духа. И пела - пела, чтобы поддержать подруг:

  Замучен тяжёлой неволей,
  Ты славною смертью почил,
  В борьбе за рабочее дело
  Ты голову честно сложил...

* * *

 После жестоких пыток - 16 января 1943 года - морозным вечером полураздетых девушек привезли к шурфу шахты N5.
Перед казнью Улю ещё раз жестоко пытали. Её завели в баню и долго истязали. Но опять ни слова не добились от неё. Избитую, её вытолкнули из бани.
Выйдя из бани,    едва держась на ногах, еле живая, избиваемая прикладами, Уля крикнула:
- Девушки! Не робейте, милые, не бойтесь смерти! С нами Ленин и Сталин! Гордо умрём за Родину! Смерть фашистским гадам!
 Это были последние ее слова...
Ульяну Громову палачи расстреляли, а её изуродованное тело сбросили в 53-метровый шурф шахты №5. 

* * *

 Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1943 года член штаба подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия» Ульяна Матвеевна Громова была посмертно удостоена звания Героя Советского Союза.

* * *

В добрые Советские времена Ульяне Громовой возвели памятники во многих городах Советского Союза.
В честь неё называли улицы.
 Её имя носили многие школы, пионерские отряды и рабочие бригады, и так далее.
  К сожалению, в нынешней «незалэжной» Украине о ней (как и о других молодогвардейцах) забыли…

•    Галина Журба об этом написала следующие строки:

Их именами улицы
Названы  - именованы, -
От пионеров - тимуровцев,
До комсомольцев - 
воинов...

Было такое время:
Мужества, чести, доблести,
Сброшено, словно бремя! -
Беспамятство и
бессовестность …

Звучное имя, громкое,
Вспомним:  Ульяна Громова!
Историю в лапах скомкали,
Всё переименовано…

Было такое время,-
Сила духа над плотью,
Нынче же, чешут темя,
Мажут всё чёрным дёгтем…

Молча или  с истерикой,
С отрыжкой или  икотою,
Убрали из школьных учебников,-
Беспамятство стало  эпохою...

Настало время буржуев,
Время отпетой нечисти,
Что на костях жируют,
И с жиру, известно, бесятся…
 
 


Рецензии