Немного самоуправства под занавес

заключительный отрывок из книги "Пионеры провинциальной медицины"

Я большую часть своей жизни прожила на Химмаше. Наш заводской микрорайон на моей памяти был и самым лучшим в городе и …в общем разным. И люди жили здась за годы существования посёлка тоже разные. Бок обок жила рядом с нами скромная пожилая женщина Зинаида Тимофеевна. Если не ошибаюсь, работала она на заводе электродчицей. Заводское жильё, взрослые дети, внуки – всё вполне себе обычно. Сначала, когда я и мои сверстники были детьми, мы со стариками только здоровались, временами выслушивали замечания и, по-возможности, никаких лишних разговоров не затевали. Потом, повзрослев, мы уже не только здоровались со старожилами посёлка, но и останваливались поговорить. Так вот, Зинаида Тимофеевна Степанова (в девичестве Лосева) никогда не говорила о войне. Перед каким-то очередным юбилеем Победы я даже задалась вопросом, почему никто не расспрашивает тётю Зину о Великой Отечественной войне, ведь она из  военного поколения, может быть, трудилась на предприятии или на полях. Потом я забыла об этом надолго, ровно до тех пор, пока моя мама, знающая всё о рабочих династиях завода, не сказала, что Зинаида Тимофееевна, наша соседка, простая, тихая, неприметная – участница ВОВ. Да не просто участница, всю войну 1941-1945 гг. она прошла с действующей армией санитаркой. В составе 1-го и 2-го Украинского фронта участвовала во всех боевых операциях. Это же адская служба! Какой же силой воли и силой духа должны были обладать эти девочки, чтобы постоянно рискуя своей жизнью, спасть чужие, выносить бойцов, среди которых, между прочим, были и крупные мужчины, с поля боя. Она никогда не рассказывала школьникам о том, что спасла сотни жизней, о том, что освобождала Прибалтику и Польшу. В 1945 она успела побыть ещё и регулировщицей. Награждена медалями. Это наша-то соседка тётя Зина!
В её музейной папке, даже скорее конверте, есть фронтовая фотокарточка, с которой смотрит молодая круглолицая девушка в военной форме. Сколько их промелькнуло перед глазами военных фотографов, юных, круглолицых, иногда с черезчур серьёзными глазами, но обязательно с надеждой. Вот и Зинаида Тимофеевна, хотя в ту пору её наверняка звали Зиночкой, открыто улыбается миру жизнерадостной улыбкой. Уже конец войне, скоро домой, победа и впереди столько всего, как им, молодым, казалось, прекрасного. На обороте надпись: «На долгую добрую память дорогой мамочке от Вашей дочки Зины и прошу меня не забывать и прошу её хранить. Из Курляндии. Город Кулдыча. 3/VI – 45 г.».
Дорогие читатели, не судите строго за моё отступление от темы, я поместила сюда не медика, признаю, посамовольничала. Но ведь и она была в истории медицины – скромная санитарка Зиночка, простая женщина, жившая по соседству, Зинаида Тимофеевна Степанова.
Дорогая Зинаида Тимофеевна, мы храним Вашу фотокарточку.


Рецензии