Рецензия на рассказ Потеря Галины Щекиной

             Шедевр или не шедевр? Новый рассказ Галины Щекиной

     С рассказом Галины Щекиной   "Потеря" мы познакомились в сборнике "Ожидание коз" . Это сборник коротких рассказов и миниатюр, объединенных общими темами, которые можно назвать вечными (так отмечено в аннотации книги).
     Другая, доработанная редакция рассказа появилась вскоре в газете "Графоман" и на Прозе.ру ,конечно... О ней и пойдет речь.
     Сюжет рассказа достаточно прост. Тоня(она же Тонечка) - мать семейства. У неё взрослая дочь, которая вот вот вылетит из гнезда. Муж. Больной отец. Ещё недавно умерла её мать, но отношения между ними были столь тяжёлыми, что к стрессу (боль потери) прибавилась, а скорее осталась, зависимость и страх, обратившийся в кошмарные сны наяву. Призрак матери бродит по дому, строжит, мучает, предостерегает. Всё это очень похоже на галлюцинацию, длящуюся непрерывно с нарастающим ужасом и со всё более страшными предсказаниями. Впервые речь заходит о потере. После смерти матери Антонину опекает соседка Нора - она и разъясняет последний кровавый кошмар Тони.
     Читатель и сам уже для себя выяснил смысл названия рассказа. По сюжету семья последовательно начинает терять имущество, уплывающее из рук непутёвой и простодушной влюблённой дочери. Того и гляди, что и дочь Мила сама станет такой потерей для семьи. Отношения разладились. Антонина уже не скучает по дочери, а недоумевает и злится. Последний кошмар - это кульминация рассказа. Кажется, что ничего более ужасного уже не может случиться.
     Разрешается коллизия более чем удачно. Нора приглашает Тоню посетить монастырь, где "видится всё иначе". И тут всё получилось у Норы, как нельзя лучше. Чуткая и добрая, робкая по натуре Тоня, кроткая ещё при жизни деспотичной матери, вдруг прозревает. Успокоена и утешена. Всё в том месте способствует умиротворению и успокоению. И главное, что Тоня выносит из монастыря, это новое знание.... Жизнь насельников, трудная, полная труда и аскезы предстаёт перед ней образцом покойного, счастливого и осмысленного существования. То ли жизнь самой Антонины кажется теперь не столь ужасной, то ли постигает она некий смысл... Только уходит и страх и кошмары, и мать перестаёт являться. И кажется, что это и есть самая важная "потеря" из всех, о которых идёт речь в рассказе. С обратным знаком! Окончательная и благотворная потеря матери. И обретение другой - матери-друга Норы.
     Для меня, как для читателя и для критика этот рассказ Галины Щекиной имеет особое значение. Возможно, это связано с каким-то особым периодом моей жизни, но только впервые мне хочется проверить своё ощущение, потому что для меня этот рассказ имеет все черты литературного шедевра.
    О мастерстве Галины Щекиной, как прозаика, о лёгкости языка, особым качестве её прозы написано и сказано уже немало.Ведь можно рассматривать рассказ " Потеря" и как некий психоделический опыт. Или говорить о применении метода магического реализма. Но мне хочется сказать о другом.
      Никто не сомневается, что произведения-шедевры прежде всего проверяются временем. Но есть тексты, в которых именно и содержится этот вневременной элемент, то есть нечто важное, что не устаревает никогда. Такими свойствами являются,например,  смысловая многоярусность - в данном случае многозначность названия... Несколько уровней прочтения и толкования текста. Заложенный глубинный, высокий смысл содержания. Ну, излечилась Тонечка от кошмара, обрела вторую мать - добрую и праведную. Но ведь и ещё что-то усвоила. Не материальное страшно терять, а сам смысл существования - счастье, а оно и есть в уяснении этого смысла, верного выбора своего места, дома, труда и т.д..
     Героиня обретает себя новую, новый смысл, ощущает себя по-другому. Сильной, вольной, свободной, живой, тонко чувствующей всё вокруг... Такое произведение не может потеряться во времени, а вырастает вместе с ним. Это и есть шедевр литературы. Таково моё мнение о рассказе. И о шедеврах вообще.   
                О. Коротина


Рецензии