А я береза

С радостью и любовью прими в подарок эту сказку, возможно, не поймёшь развязку, но смысл ее найди у себя в сердце. Читай, друг мой, и помни эту песню.
Растёт над древним озером Береза. Ее нарядный стан с кудрявою причёской в восторг приводит всех, кто ни посмотрит.
— Зачем, Берёза, быть такой красивой? — порой ей кто-то из соседей говорил. — Зачем себя раскрасила ты в белый? Он марок, виден всюду издали. Ты спрячься, чтоб тебя не стало видно. Ты утопи себя в кустах колючих, чтобы никто тебя сломать, срубить не смог.
— А для чего? Ведь на Земле живу и чистым воздухом свободно я дышу. Пусть смотрят, пусть любуются все мною. Чем прятаться всю жизнь чужой листвою, так лучше в печь поленом мне упасть и всем тепло свое отдать в студёный день, согреть собою кашу и зарядить ее энергией добра, чем охранять свое твердеющее чрево ни от мудрости, а от страха.
— Нам трудно уяснить, что хочешь ты сказать. Зачем же в печь пытаться себя втиснуть? Ты посмотри на мир. Ну разве это рай? В нем много вредного! Сама давай подумай!
— А в чем же вредность мира вы нашли? Прекрасно создано с весельем и задором. На всякий день с улыбкою смотри и, словно в зеркале, увидишь там другое. В нём столько радости, тепла. Нам столько жизнь преподнесла, что не заметить – это преступленье! Смотрите, солнца луч последний коснулся веточек моих. Погладил, словно нежною рукою, и ласка эта благодарностью отозвалась в каждой моей клеточке! Как будто соки потекли быстрее, как будто стало жарче изнутри, как будто солнца луч отдал заряд свой, для ночи тело утеплив!
А вот сверчок – чудесный малый. Он новую мелодию играет. Для всех, для нас старался малышок. А что ещё? Давайте в даль посмотрим. Вон птица в небесах.
Смотрите: катается, скользит на воздушных волнах, и песнь восторга льётся изнутри. Что нам ещё для жизни надо, что может большей радости придать, чем этот белый свет и добрая душа, что этот дивный мир мечтою создала.
— Тебе, конечно, хорошо хвалить всю эту Землю и ее творения. А мне легко? Ты пристальней вглядись в меня, в мой ствол, в моё убогое нутро…
— Зачем же о себе так говорить? Ты, Вяз, похож не на Берёзу. Ты на себя похож, на радость и тепло для всех вокруг рождали твоё тело. Смотри, приземист ты и долговяз, но это здорово для дикого зверья. В погоду лютую, ветвями укрывая, сумеешь их собою защитить. Ты небо должен поблагодарить за роль такую – помогать другим. А вот, смотри, идёт девица. Ей жарко и воды напиться спешит из малого ручья, что в тени кроны у тебя течёт. Сейчас общенье тебя ждёт.
И верно, подошла девица, повесила котомку на сучок. Сняла косынку, и коса упала до самых трав. Припала к ручейку губами и жадно выпила воды. Умыла личико и ещё краше стала. Распустила косу длинную и гребнем заскользила, как по волнам.
А Вяз смотрел как завороженный, не чувствовал себя. Сплела в тугую косу волосы, присела в тени Вяза, прислонилась к стволу толстому и заснула по-молодецки быстро и спокойно. Глядел на неё Вяз не отрываясь, и каждой тонкой веточкой своей пытался отогнать букашек надоедливых и мошкару. Почувствовал себя «героем дня», охраной, витязем, что стоит на страже как вкопанный.
Берёзка тихо прошептала:
— Ну, что, друг мой! Теперь всё ясно стало. К тебе девица подошла и сон доверила тебе и твоей тени. Гордись, что можешь это ты отдать – вот миссия твоя на этом свете.
А Вяз, казалось, ничего не слышал и занят был он только ей – гостьей дорогой своей.
— Ему-то хорошо, а я никчемна. Кто в гости приходил когда ко мне? — скрипучий, жалкий голос услышала Берёзка с другой стороны. То Липа старая кряхтела. И было видно, что от зависти она лопалась по стволу.
— Не горячись ты, Липа. Ты, подруга, нужнее всех из нас бываешь летом. В тебе такая сила, и об этом все знают. Малое зверьё и мудрый человек об этом знает. Цветение твое – подарок для всякого. Прекрасен аромат, что ты нам даришь, прекрасен тот нектар, что пчел питает. И чудной красоты цветущие кусты, что ствол твой держат крепкими ветвями. Ты всем полезна, любят все тебя…
— Постой, не говори об этом! Когда цвету, мне нет покоя ни в дне, ни в ночи. Все рыщут и цветы мои срывают. А пчелки своим вечным жи-жи-жи мне спать и думать так мешают!
— Тебе не нравится, что из огромного леса к тебе одной однажды все спешат?
— А будет нравиться, когда с тебя срывают? Твои серёжки вот никто не трогает, и долго так они тебя украшают. А что тебе, и так ты хороша. И пусть бы с тебя сдирались семена. Как ты тогда бы рассудила?
— Тебя не понимаю я. Ты помнишь, раннею весною, когда ещё едва уходит снег, за почками моими, едва тронутыми, спешит и зверь, и птица, даже человек. Но этих почек у меня так много, что, даже если снимут половину, я вся в листве, всмотрись в меня, подруга! Когда б ты знала, что в цветах твоих, что там находит каждый, кто срывает. Там солнца луч, его тепло, там божий дар тебе – лечебное сырьё. От страшных недугов оно людей спасает. И каждый цвет, что сорван их рукой, пойдёт на пользу девушке такой, что в тени Вяза спряталась от солнца. Зимой, когда метель поёт, им это зелье – первое питьё. Душистый, ароматный чай поможет хворь унять и тело укрепить. А ты о трёх цветах скорбишь!
— Да я ж не знала! Я не догадалась! Откуда это знание твоё?
— От матери моей оно осталось, а ей – от матери её. Вот так до самого начала. Когда Господь с любовью нас создал, он всё вложил, он поровну раздал задачи и пользой всех нас наделил. Чем размышлять о «горюшке» своём, подумай, чем могла бы быть полезной. Кому опорой стать, поддержкой. Подумай и сумеешь так жизнь свою дожить, чтоб, восторгаясь в секунду каждую, как песнь неслась душа навстречу радостному завтра. Живи, родная, и люби все то, что окружает. И никому с укором не скажи того, что мне сейчас ты рассказала.
А Липа слушала Берёзку, замирая от радости, и полились воспоминания о чудных встречах, радостных мгновениях.

2002 г.


Рецензии