Вспоминая... - 10

                КОНЦЫ В ВОДУ

      Фёдор Иванович вспоминает 2017 год. 
     -- Почему я хромаю? Уже третий год. Увидели на снимках межпозвонковую грыжу, коксартроз  4-й стадии правого тазобедренного сустава. Вдобавок, колено болит, даже ахиллово сухожилье   ноет, которое сшивали почти 4 года назад. Ночью не повернуться, т.к. током прошивает всю правую ногу от поясницы до ступни. С костылём ползу по квартире, опираясь свободной рукой на стол, спинки стульев, ручки дверей, стены, шкаф, холодильник, умывальник.

     Пока дохожу до звонящего телефона, он отключается. Абонент отсутствует.
     Себя я представляю мартышкой, цепляющейся за ветви деревьев руками и ногами. Я при передвижении использую все четыре конечности, как они. Разница лишь в том, что пока я из комнаты «добегу» до кухни, мартышки пронесутся сотни метров. А на улице мне нужна под ручку живая опора.
     11.07.2017 хирург сделал  укол с дипроспаном  (что ли?) в позвоночник Укол не больной. Я спросил:
     -- Уже?
     Врач показывает пустой шприц с тонкой иглой.   
     -- Да, -- отвечает он.
     Я рукой махнул:
     -- Давай ещё! Мне понравилось.
     -- Нет. нельзя. Через неделю-полторы повторим.

     25.07.17 пришёл опять на укол дипроспаном.
     -- Доктор, я не почувствовал облегчения после первого укола.
     -- Давайте сделаем тогда в ягодицу. А потом  придите ко мне со всеми вашими исследованиями, МРТ, снимками и я займусь вами подробнее.
     Привёз меня зять опять к тому хирургу. Очередь большая, врач не укладывается в лимит. Я дождался. Когда показал хирургу анализы, он вспомнил меня, сделал второпях укол, велел принимать те же лекарства и убежал. 
     Ничего не изменилось в моём состоянии. За какие такие грехи, думаю, я наказан Богом (а может и не Им), что переношу эти мучения, боль. Когда я провинился, оступился, или навредил кому-то?
    
     Вспоминаю 1943 год. Мы семьёй в сталинградской области в эвакуации из Кронштадта, как и многие.
     Жарища, земля в глубоких трещинах, пыльно.  Кузнечиков уйма: с красными, синими крыльями. Другие большие зелёные с длинными задними толстенькими ногами. Прыгучие! Ноги в два раза длиннее туловища. Саранча.
    Мы с другом Витькой, пятилетние, ловим разных кузнечиков, рассматриваем их.  Иногда зелёному попрыгунчику возьмёшь и оторвёшь заднюю ногу, а она продолжает сгибаться. Но кузнечик молчит, не вякает.  Видно,  ему не больно.
 
     У пластмассовых детских пупсиков тоже ноги и руки снимаются, если посильней дёрнуть.  А потом можно установить на место. Но у кузнечиков так не получалось, ногу не поставить на место. Он, одноногий, всё равно прыгал, правда, недалеко, а то валился на бок в траву,  потом куда-то смывался.
    Так что? За это мне выпало подобное наказание, или за что-то другое? Пока не определился.  Конечно, я Богу не молюсь усердно, но почитаю Его.
   
     Ещё. Город Ломоносов, судоремонтный завод СРЗ-28. 1960-й год, мне 22 года. Я электромонтажник 4 разряда по судам. Бригадой ходим в гавань угольной пристани работать на кораблях.
     Как-то газосварщик попросил меня помочь перенести баллон кислорода по деревянному трапу с пирса на корму корабля. Я согласился. Но как только баллон подняли на плечи, я понял, что не донесу. Сварщик, здоровый детина, впереди, я сзади.
     Ступили на деревянный прогибающийся трап, внизу грязная вода. В голове моей толчки сердца. Не выдержу и что тогда? Уже, не дыша, дошли до кормы, сбросили проклятый груз на палубу.  И тут я почувствовал, что стал меньше ростом: мой позвоночник от нагрузки спрессовался и ныл. Но я, молодой, не обратил на это внимание, а организм мудрее нас и всё помнит. В старости он напоминает нам о наших безрассудных поступках в молодости межпозвонковыми грыжами, артритом, колитом и прочими недомоганиями.   
    
    Ещё эпизод. Я о нём вспоминал ранее. КБЭТ (Конструкторское бюро электронной технологии), ул.  Торжковская, д. 4. 1968 год.
    Стою в белом халате в коридоре, любезничаю с Нателлой Тюшевой из соседнего подразделения, тоже в белом халатике. Подходит Сашка Проскурня из того же подразделения. Сашка всегда был чуть навеселе. (Спирт выдавали для пайки, а он использовал его  не по назначению.)
    -- Ты чего наших девчонок соблазняешь?
    Сказал и как хрястнет меня кулаком по пояснице. У меня аж потемнело в глазах, что-то хрустнуло в затылке. Но я сдержался, превратив всё в шутку. А зря, сдачи он заслужил, но рядом девушка.
   
     Возможно, эти случаи проявили себя впоследствии, а может быть, что-то другое. Не знаю.
     Вот и сижу перед другом-компьютером часами. Он меня терпит, молчит. На улицу не выхожу один, бриться стал лениться, отпускаю небольшую бородёнку под усами.
     Она экономичная, ибо электробритвой приходится брить меньшую поверхность, экономится электричество. На бритьё тратится меньше времени, экономия времени и непосильного труда.
    
     Конечно, большую густую бороду, как у Маркса и Энгельса, я не выращу. Я такие не люблю. В тех бородах всегда застревает табак, пепел, вермишель, крошки, даже заблудившиеся мухи и комары, нашедшие в бороде свою погибель.  Мне такая борода не нужна.
     Фёдор продолжал:
     -- И вот вспомнилось ещё кое-что.               

    Многим людям приходила мысль покончить с жизнью, так как в  дальнейшем бытии у них не было никакого смысла в жизни. И они уходили, наложив на себя «замок».
      Я никогда не верил этим людям. Я думал, что это или показуха, спектакль, или  бред умалишённого. Мы, ведь, знаем, что такое желание может появиться только у слабых, нездоровых людей. Я был уверен в этом на сто процентов.

       Помню кинофильм «Утиная охота» с Олегом Далем в главной роли. Фильм тоскливый. На душе у парня апатия к личной жизни, кошки скребут. На улице моросит осенний дождь, нет желания отправляться на охоту.
      До сих пор ношу это чувство безысходности героя, его тупиковое состояние. Единственное для него желание – покончить с собой, уйти от свалившихся на его долю неприятностей.  В полупустой квартире он приспосабливает охотничье ружьё к батарее отопления, направляет на себя с тем, чтобы пальцем ноги спустить заветный курок.  Меня фильм поразил своим  откровением.
 
      Прошли годы, лета, молодость. Наступила «прекрасная пора» старости: болезни, лекарства, врачи, немощность и прочее. Ходить стало трудней, а надо. Врачи сидят в кабинетах, а ты идёшь за направлением к другому врачу. Тебя направляют. Не понятно, зачем. Но нашему Здравоохранению понятно. Постой в очереди за бумажкой, чтобы получить другую. Врачам это не нужно. Нужно тебе и иди, стой. А можешь и не ходить никуда. Дело твоё. Сам хозяин своего здоровья, сам барин.
 
      Идёшь, волоча ногу,  и думаешь, для чего жить?  Как-будто всё в этой жизни сделал. Опять новые дорогие лекарства, процедуры. Всё повторяется, весна, лето, осень, зима.  Видишь это через окно.   Никакого толку. И начинаешь иначе мыслить и понимать людей, которых ты видел раньше, их, волочащих ноги, шатающихся с палками на своих больных ногах. Они тебе попадались на пути, мешая тебе, здоровому.  Теперь и ты такой, пополнив их сообщество.
      
      На днях  посмотрел передачу Малышевой «Возвращение с того света». Любопытные объяснения таким событиям, картинам, ощущениям людей, прошедших клиническую смерть, дал Шубин и его коллеги.
      Я не находился, к счастью, в таком состоянии, но под общим наркозом два раза пришлось побывать. Подобные красивые картины и непонятную радость и мне пришлось ощутить. Неужели там так хорошо?
      
     Произошло и со мной сегодня, когда ковылял в поликлинику. Поверишь, когда проверишь. Но я решил повременить, разошёлся, себя успокоил. Понятно стало, что есть события возвратные (не буду напоминать их) и безвозвратные, которые не  возвращаются.
     Вчера мне позвонили и сообщили чёрную новость, что жена моего родственника покончила с собой, якобы, выбросившись из окна дома.  Вот неожиданность, вот это дела!
     Молоденькая женщина.  Сказать нечего, кроме того, что подробности события не известны.  Сразу, как в «Утиной охоте».  Се ля ви.    
    
      А мы пока будем жить, и отгонять чёрные мысли от себя и от своей семьи.
      И всё-таки. Живёшь раз, другие до нас жили тоже один только раз. А индусы верят, что наша душа живёт уже в других созданиях Бога. Мне это не понятно, потому что я не могу фанатично верить, что услышал. Я должен в этом убедиться. Как и многие другие люди, – подытожил Фёдор Иванович.
                2017-2020


Рецензии