Португалия. Эвора. Часть 3

В Эворе очень много интересного. Я не буду описывать все достопримечательности города, за один день мы успели познакомиться только с некоторыми из них.

О времени Римской империи напоминает храм богини Дианы, возведенный в конце
II века нашей эры.  До наших дней сохранилось только 14 колонн на гранитном основании. Интересно, что в средние века этот храм служил инквизиции местом казней, затем его использовали как бойню для скота и только с 19 века он стал памятником архитектуры.

В 16 веке был возведен акведук, доставлявший в город воду. Сохранился девятикилометровый участок его с высотой в самой высокой точке 26 м. Удивительное творение ума и рук человеческих. Несколько столетий он использовался в качестве водопровода. В настоящее время срок службы стальных трубопроводов определяют всего 15 годами.

На самом высоком месте города (как и положено – ближе к Богу)  расположился кафедральный собор SE (в переводе с латыни – место епископа). Он по виду больше напоминает крепость: тяжелый и мрачный, но внутри богато отделан разными видами мрамора. Его начали возводить в 1186 году, а закончили в 1250. В соборе сочетаются романский и готический стили. До сих пор здесь звучит старейший в Португалии орган 16 века.

На месте монастыря Ордена францисканцев 13 века в 1480-1510 годах была построена церковь Святого Франциска, величественное здание в готическом стиле. Можно подолгу рассматривать его великолепные интерьеры. Каждая из 12 капелл  церкви это отдельное произведение искусства. Живопись, скульптура, резьба по дереву и камню, позолота, керамика азулежу используются для убранства этой красивой церкви. В 1834 году Орден францисканцев на территории Португалии был запрещен, церковь национализирована.  Сейчас в одном из помещений открыт музей церковного искусства.

К церкви Святого Франциска примыкает еще одно удивительное здание. Оно является одним из самых посещаемых мест в Эворе. Это Капелла костей, или часовня Костей, или еще ее называют костница, место захоронения, где для стен и колонн в качестве украшения и строительного материала использовались человеческие кости. Надпись над входом гласит: «Наши кости здесь ждут ваших костей». Я не любительница фильмов-ужасов, но на меня эта капелла не произвела ни жуткого, ни гнетущего впечатления. В ней было светло от солнечного света, снопами проникавшего в нее через небольшие окна. А, может, еще была подсветка.

Непривычно, а по современным меркам даже конщунственно, использовать человеческие кости в качестве строительного материала. Но после эпидемии чумы и войн, свирепствовавших в Португалии в 16 веке, кладбища возле церквей были переполнены. Трупы даже сваливали в подвалы. Вот одному из монахов и пришла в голову мысль построить часовню из костей. В средние века и позже считалось очень почетным быть похороненным в церкви и даже под дорогой, ведущей к церкви. Поэтому монахи были уверены, что делают благое дело для мертвых и совсем не собирались запугивать живых, а только предупреждали их о неизбежности смерти, считая ее переходом в лучший мир. Об этом говорит и надпись на крыше: «Дата смерти лучше даты рождения». Сократ тоже считал, что смерти не надо бояться и ужасаться, потому что никто не знает, что это такое.

Стены и колонны церкви были построены из 5000 человеческих скелетов, эксгумированных с кладбищ, обработанных известью и скрепленных цементным раствором. Какая-то нездоровая фантазия заставляла монахов делать из них узоры. Потолки расписаны фресками на тему смерти. Два высушенных трупа взрослого человека и ребенка уложены в стеклянные саркофаги. Раньше они были подвешены на цепях. По-моему, у монахов после работы с таким «материалом» с психикой тоже стало не все в порядке. На некоторых черепах видны граффити. А вот это уже слишком.

В Европе таких часовен-костниц несколько. Их создание диктовалось обстоятельствами или трудностями устройства могил в земле, не позволял грунт. Я видела интересные захоронения на Северном Кавказе. Это были избушки с крышей и окном, предназначенные для захоронения членов одной семьи, склепы своего рода. Все понятно, только вот что-то в душе противится созданию зрелищ в таких местах, все же это кладбища.

Рядом с алтарем в Эворской капелле Костей стоит саркофаг убитого в 1809 году солдатами наполеоновской армии настоятеля монастыря.

Сначала меня это удивило. Зачем было убивать монаха? Обратилась к истории. Очень интересная статья Сергея Нечаева напечатана в журнале «Вокруг света» за сентябрь 2010 года. Она называется «Бонапарт и португальцы».
В течение трех лет маленькая Португалия сражалась с нашествием наполеоновской армии. Вернее, сначала с испанцами, которых натравили на непокорную соседку за то, что она не поддержала распоряжение Наполеона о блокаде Англии. Конечно, ей было не справиться с Испанией. Португальский принц (регент при больной королеве-матери) и весь королевский двор покинул страну на английских кораблях и переселился в свою колонию Бразилию на долгих 12 лет.
Наполеоновская армия, посланная в Португалию, захватив страну, оказалась там без снабжения продовольствием и фуражом. Местное население оказывало ей постоянное сопротивление. На борьбу с захватчиками поднялся народ: солдаты, крестьяне, ремесленники и духовенство. То есть и служители церкви активно сопротивлялись французскому вторжению. Началась партизанская война. После победы англичан над французским и испанским флотом, Англия стала хозяйкой на море и могла помогать Португалии продовольствием. А еще вести войну с Наполеоном Португалии помогала английская армия под командованием генерала Артура Уэлсли. Кроме испанской, Наполеон послал в Португалию еще две своих армии.  Но страна так и не покорилась Наполеону и не вошла в его империю. Браво ее свободолюбивому народу!

Погибший настоятель, который покоится в саркофаге в часовне Костей, видимо, очень досаждал французам.

По другой версии в этом саркофаге находятся кости всех настоятелей этого монастыря. По уставу Ордена францисканцев их кости нельзя выставлять напоказ в отличие от костей простых смертных. Ну не знаю, чему верить.

Наше путешествие по Эворе закончилось на площади Хиральдо, вымощенной узорами из черной и серой плитки. Это всегда придает улицам и площадям какой-то домашний уютный вид. В центре площади находится красивый мраморный фонтан, увенчанный бронзовой короной. 8 струй его символизируют 8 улиц, вливающихся в эту площадь.

Это центральная площадь города. На ней проходят ярмарки, устанавливается рождественская елка, проводятся концерты. Очень украшает ее церковь Санту Антау и другие старинные здания в готическом стиле. На первых этажах устроены многочисленные магазинчики и кафе. Мы с удовольствием посидели в одном из кафе.

Невозможно было представить, что именно на этой площади производились когда-то инквизицией публичные казни, людей сжигали на кострах. Слава Богу, все меняется к лучшему.
С удовольствием бы посетила этот город еще раз, чтобы прогуляться по его узеньким чистым улочкам, полюбоваться его зданиями и убранством его церквей.


Рецензии
Я Вас опять читаю ! Но насчет лучшего из миров - согласна с предыдущим! увы

Нина Тур   03.10.2020 20:55     Заявить о нарушении
Спасибо, Нина! Это меня вдохновляет. И ещё: будем оптимистами!

Людмила Петрова 3   03.10.2020 21:43   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.