Пространство болезни нашего времени
Литературно-драматический видео-проект Театра имени Ленсовета – ОН, ОНА... .
Режиссер – Сергей Исаев.
Камера – Михаил Павловский.
Звукорежиссёр – Валерия Джавахишвили
В ролях: Дарья Циберкина, Олег Андреев, Фёдор Пшеничный.
Санкт-Петербург 22.08.2020.
Литературно-драматический проект «ОН, ОНА … .» предлагает нам путь познания многоликого мира человеческих отношений в котором видео-спектакль Сергея Исаева «КОРЬ, А.И.Куприн» предлагает на окну возможностей предоставляющее нам особое направление познания, с помощью которого мы можем проникнуть в мастерскую творческого поиска Куприна воплощенную в сюжетной плоскости рассказа «Корь». В художественном наследии великого русского писателя этот короткий фрагмент творчества контрастно отличается своей эмоциональной тональностью и направлением познания. Его сюжетный фокус позволяет нам следовать по стопам творческого поиска Куприна, в котором писатель пытается расширить свой горизонт познания человеческого общества и здесь строки этого произведения открывают нам его острый критический взгляд на реалии российского общества того времени.
В этом несценическом театральном проекте Сергей Исаев, в своём воплощении сюжета рассказа Куприна, предоставляет нам возможность увидеть картины жизни российской глубинки через призму критического взгляда великого писателя. В этом направлении раскрытия сюжетной плоскости Исаев создаёт эффект призмы критического познания и инсталлирует её в пространство образа одного персонажа. В портретной галерее персонажей истории, функцию этой призмы функционально задана в образе молодого человека и здесь его взгляд на происходящее задаёт вектор нашего восприятия событий запечатлённых в рассказе Куприна. В воплощении сюжетной линии этой истории его образ продукт сложного синтеза соединяющего литературный вымысел и реальность.
В реалистической составляющей его образа в«КОРЬ, А.И.Куприн» явно завуалирован силуэт самого Куприна, в период его странствий в поиске пристанища для своего литературного таланта. Эта портретная составляющая соединена с символикой некого человека, черты которого объединяют в себе идеалистическое видение Куприна, его представление о современном человеке и это понимание контекстно-сосредоточенны в образе некого молодого человека, который по воле судьбы оказался в провинциальной России. В сюжетной плоскости этой истории силуэтный образ этого героя помещен в провинциальную дворянско-помещущую среду людей стиля bon vivant, которые благополучно пребывают в созданной ими иллюзорной зоне комфорта.
Это дуальное присутствие двух противоположностей в одном замкнутом пространстве создаёт особое эмоциональное насыщение в нём и формирует внутри него зону соприкосновения противоположностей. В этой зоне молодой человек, олицетворяет одно мировоззренческое понимание, а люди вокруг него другое, это контрастное совмещение противоположностей в замкнутом пространстве приводит к конденсации противоречий во взглядах и противостоянию идей в конфликтной точке. В этой точке персонажи выходят за пределы оболочки вежливой благопристойности и происходит процесс раскрытия реальной картины, в которой мы видим реальную проекцию различий их мировоззрений и убеждений.
В этой истории этими точками несовпадения и очагами возникновения конфликта выступает классическое противостояние славянофилов и западников и в этом раскрытии сюжетного замысла Куприна мы видим гротескную и очень контрастную визуализацию мировоззренческих разногласий в понимании российской действительности и пути развития общества. В несценическом театральном проекте «КОРЬ, А.И.Куприн» этот конфликт визуализирует полярность понимания, при котором на одном полисе взглядов на российские реалии, мы видим персонажа, прокламирующего помпезное славянофильства в абсолюте. Его мировоззрения иллюстрируют нам другую форму дуальности, в ней его идейная позиция воспевающую славянскую культуру, возносящую её над всем миром, скрывает неприятие прогресса и культуры, которое олицетворяет для него проявление вредного западного влияния. Дуальности фальши этого персонажа визуализирована в его вычурной роскоши, в паутине слов блаженного разглагольствования о богатстве и самодостаточности русского народа, которые плохо прикрывают его не желание видеть реалии жизни обыкновенных людей.
Другой полис этого противостояния олицетворён образом молодого человека, чьи странствия в поиске возможности заработать дали ему бесценные знания убогой реальности и нищеты глубинной России, которые не видны из окон замка имперских амбиций и бутафорского славянофильста. Исаев трансформирует сюжетное пространство плоскость раскрытия конфликтной ситуации через сцену столкновения двух противоположных точек зрения. В этой конфликтной точке сюжета реализм, опирающийся на знании реалий времени, противостоит помпезности имперской идеи, губительной для российского общества. В этом идейном столкновении проецируется тема конфликта пониманий путей развития общества, направление познания которое находит своё раскрытие в произведениях многих поколений творцов культуры и искусства.
В проекте «КОРЬ, А.И.Куприн» плоскость образного воплощения противостояния сторон реалистична в непропорциональном в соотношении сил его участников и этот аспект создаёт приближение сюжета к реалиям нашего времени. В истории под названием «КОРЬ, А.И.Куприн», прогрессивному взгляду одиночки противостоит агрессивный массив желающих сохранить своё процветания за счет чужой нищеты. В визуальном пространстве образа этот агрессивный массив показывается через имперский авторитарный пафос псевдо – славянофильства окруженный вычурной роскошью и абсолютным не желанием перемен и рвением создавать собственный миропорядок по своим лекалам. Этот слепой абсолютизм в видении российского общества не оставляет пространства для другой точки зрения и это предопределяет исход этого конфликта.
Финал этой истории трагичен, но в нем нет ни фатализма, ни экзистенциализма, в его контекстном видении завуалирован оптимизм Куприна, который верил в диалектическое развитие российского общества, при котором прогресс одержит верх над закостенелым мракобесием. Это видение он вкладывает в уста персонажа в финале и в ней манифест позиции Куприна, в котором он проводит параллель между мракобесием и болезнью – вехой на пути развития человечества. Его персонаж определяет её через сложный эпитет с поверхностной болезнью, через которой общество сможет прийти к нормальному прогрессивному развитию.
Сергей Исаев в своем несценическом театральном проекте «КОРЬ, А.И.Куприн» в воплощении сюжета рассказа великого русского классика создаёт исторические параллели, которые позволяют нам увидеть в этой истории лики нашего сегодняшнего дня, где этот конфликт продолжает существовать и каждый из нас видит его последствия. В его сюжетном пространстве это окно возможности открывает нам через критический взгляд на действительность и позволяет прийти к пониманию болезни, от которой наше общество не излечилось до конца.
Свидетельство о публикации №220083101218