Женщины

   
                " Нет женщин нелюбимых,
                Невстреченные есть..."
               
                А.ДЕМЕНТЬЕВ
   1.

   Пятница ,короткий рабочий день, но надо же было такому случится, что,когда  я
 уже собиралась уходить, как вошел шеф и попросил:

- Верочка , я очень спешу и времени нет, но не все контрольные заочников проверил, - и протянул мне несколько тетрадей.
 -Будьте добры - проверьте их и сдайте в деканат , хорошо?
  Как можно не согласиться: шеф у нас очень славный и очень деликатный , раз  уж он просит , отказать нельзя. Я кивнул  и села проверять, но время было упущено и я , естественно, опаздала уехать до  "времени пик" и , придя к остановке, увидела громадную толпу страждущих - троллейбусы не ходили, где - то слетела штанга , а маршрутки были забиты.Пришлось ждать. Но вот подошел первый троллейбус и все желающие уехать бросились " штурмовать" двери. Я зашла , вернее, втиснулась последней,схватилась за перила, но они были такими  же ветхими и шаткими, как и сам троллейбус,  которого подбрасывало на каждой выбоине  и я рисковала  "выпасть" вместе с ними- если бы дверцы внезапно открылись. Я у меня был такой  испуганный вид, что стоящий ко мне лицом мужчина, пожалев меня , предложил:

-Давайте поменяемся местами.
 И , протянув мне руку,он  буквально протащил меня в салон .Я улыбнулась и сказала  "спасибо",  и обратилась к стоящей передо мной женщине:
- Пожалуйста , передайте на компостер.
  Передавая мне талончик, женщина повернулась и, увидев меня , воскликнула:
 - Вот так встреча! Сколько лет  , сколько зим! Как ты?
 - Нормально. Приходи ко мне часов в семь? Поговорим,повспоминаем. Я тебе продиктую номер домашнего телефона. Ты позвонишь, а я тебя у  этой остановки  встречу.Договорились?
  Я продиктовала номер. Стоящий рядом мужчина , мой спаситель, улыбаясь , спросил:
 - Я тоже пригашен?
 -У меня очень ревнивый муж,- ответила я.
 - Все, понял , не приглашаете, номер телефона уже забыл.
  Варя с удивлением смотрела на меня.
  Я улыбнулась :
- Простите , моя остановка.
  Он сошел со ступеньки и протянул мне руку , и  улыбаясь , спросил :
 - Старый муж , ревнивый муж?
 - Не старый , но ревнивый. Спасибо : Вы спасли мне жизнь.
  Он рассмеялся и вошел в троллейбус и сказал , наклонившись , к Варе :
 - У Вас симпатичная подруга.
 
 В семь позвонила Варя и я поспешила к остановке.
 Мы зашли в квартиру и я пошла на кухню,включила микроволновку и поставила на огонь джезву:
 _ Варя , горячие канапки будешь? И еще у меня есть "розовый" ликер" , сама готовила.
   Я вошла в гостиную и увидела , что Варя стоит перед книжным стеллажом и
 проссматривает книги.
- А у тебя уютно и много новых книг.
 Я улыбнулась :
 - А почему у меня не может быть уютно? Книги покупаю по каталогу в "Книжном клубе". Садись. Кофе готов. Но начнем с ликера и канапок, так? За что пьем?
 За счастье!
  Варя грустно улыбнулась :
- А какое оно ,счастье?
- У каждого свое.Тебе понравился ликер?
- Спасибо , вкусный. Он из роз?
- Из лепестков шиповника.
  Мы помолчали и я включила шум волн, пение птиц и журчание ручейка.И Валя вдруг спросила:
- Где твой Левик и мальчишки?
 - Лева уехал в экспедицию на очень далекую Камчатку. Ребята в спортивных лагерях.
 - А ты не боишься этих "экспедиций"? Ты его никогда не ревнуешь? Мы часто встречаемся  с ним  в Славске.Знаешь , он пользуется вниманием у женщин. Он остроумный и интересный мужчина. Не боишься? Или так уверена в себе и в нем?
 Я улыбнулась :
- Не боюсь и не ревную. Я - фаталистка, что суждено , то сбудется.  " От судьбы не уйдешь".
 _ Да , я помню , как он приходил в институт и так близко к тебе стоял, чуть ли обнимая. Проверял тебя? Я знаю , что он тебя очень любит - Таня рассказывала, она видела , как он тебя на руках нес однажды  от кинотеатра к дому.
  Я рассмеялась:
- Лева вообще веселый человек.
- И , по - моему, очень темпераментный, да ?
 - Варя, давай не будем говорить об этом.
 - А ты его любишь или позволяешь себя любить?
 - На тебя так ликер повлиял ?
 - Нет. Но я помню , что на твой день рождения собрались все наши преподаватели и сам ректор , Петр Данилович , читал тебе  Есенина , а Донцов пел романсы и играл на гитаре.Ты нравилась мужчинам.А тебе они нравились?
 - Положим, читали Есенина  и пел Донцов не для меня , а для всех женщин. Знаешь, как он принимал меня на работу? Мне сказала родственница , что в физ.институте есть свободное место. Я поднялась на второй этаж и стучу , так неуверенно и тихо,и слышу:
 - Заходите.
 Захожу и поднимается из -за стола высокий и интересный мужчина , смотрит на меня и
 делает пригласительный жест ,я сажусь в кресло. Он смотрит на меня и задает вопрос.
- Какой?
 Я смеюсь:
 -Какой вопрос можно задать блондинке? Самый простой : сколько было революций? У меня такой вид был  , наверное , забавный, я смотрю на него и  вижу: глаза у него смеются. А он говорит:
- Вот Вам лист, в отделе кадров напишите заявление. Там заведующий кафедрой Иосиф Витольевич. По правой стороне , первая дверь.
 - Он был не только интересный мужчина , но и благородным, честным и людей понимал хорошо. Я как-то в приемной комисси работала - баллы считала. Человек я рассеянный и намудрила с баллами. Родители к нему пришли  с вопросом. Он вызвал меня , спросил , как у меня с математикой, а у меня от этих цифр голова кругом идет: " я не сильна в математике." И , знаешь, ничего не было :  ни выговора , ни скандала. А ведь могли бы и уволить. У меня на лбу написано, что я честный человек.
- Не в этом дело - просто он видел  это.
- Ну , хватит обо мне говорить. Как ты ? Где и кем работаешь? 
 
  Варя выпила из рюмки ликер и , тяжко вздохнув,сказала:
 - Мы разошлишь с Женей. Он мне изменял. Я их выследила : приезжаю на дачу , а они там кувыркаются. И я в отместку изменила ему с его другом - чтобы знал!
 
 -И как , тебе легче стало?
 - Нет.Но больно и сейчас.А ты об этом знала?
  Я знала , мне об этом рассказала наша общая знакомая. Говорила , что это был, как гром средь ясного неба: их они, общие знакомые , называла Ромео и Джельета: всегда за руку держались, в палатке  жили  на берегах разных  , по всей Европе прокатились . И вдруг Женька ушел к женщине с девочкой. Но, конечно , я Варе об этом не сказала, чтобы не травмировать ее еще больше.
 - Да, как я? Ко мне мама переехала, живем вместе, Из института ушла, работаю в детской библиотеке. Удобно : она  напротив моего дома. Не спрашиваешь  почему я , любя его, подала на развод? Моя знакомая, зная про постоянные  "походы" своего мужа , не выгоняет его.
- Варя, я не задаю таких вопросов, очень личных.
 - Не задаешь, я знаю. А я отойти от этого до сих пор не могу , это очень тяжело.
 - Да , это тяжело. Но ведь мужчин понять можно: их , во первых , меньше в количественном соотношении, во - вторых , вокруг столько молоденьких прелетниц, и женщин , привлекательных и сексуальных много; в третьих,они могут выбирать из молодых и женщин  до "бальзаковского возраста ", а у нас такой возможности нет.

 - И тебя это успокаивает?
 Я улыбнулась :
 - Надо быть реалисткой. А успокаивает меня одно: кто - то из известных и веселых писателей, сказал :"Я предпочитаю женщин с опытом: с ними хоть можно о чем - то поговорить".
 _-Тебе никто не нравился, кроме мужа? Ты не вюблялась?
 - Я - влюбчивая , и всегда в кого-то влюблена. Как- то я влюбилась в певца  одного ! Какой голос, какая стать!Я и сейчас люблю его слушать. Я Леву я люблю, но "странною любовью".
 - То есть?
- Мне он дорог, мне без него плохо.Мне с ним хорошо, мне с ним  тепло что ли... Варя, я не знаю, как можно словами  рассказать любовь...Он знает,  что я расстраиваюсь , если проигрываю в шахматы, и специально делает дурацкий ход ,я понимаю , что он "проигрывает " мне специально. И все равно кричу : " А я - выиграла!" А Левик - стратег, разряд какой -то имеет. Он и мальчишек научил, и книжки покупает по игре в шахматы. Но жизнь - сложная. И никто не может гарантировать, что любовь вечна.Таких гарантий никто дать не может. Так выпьем за такую непредсказуемую жизнь , за все наши рассветы и закаты!
  Мы посидели  немного молча, и Варя задала странный вопрос::
- А тебе не звонил этот мужчина? Из троллейбуса.
-А почему он должен был мне звонить?
- Вы так мило общались , улыбались друг другу.
 -  Ну и что? Он меня спас: меня вместе с поручнями шатало на поворотах.
 А  что, я должны была ему хамить? Интеллегентный, внимательный и даже очень симпатичный мужчина.
 -И тебе он понравился?
 - Варя , я вообще в своей жизни  встречалась , как тогда говорили, с красивыми ребятами. Но ведь  в мужчине красота - не главное.
- А что главное?
- Чувствовать его, понимать.
 -  Ого, как ты заговорила! -  посмотрев на часы , Варя  воскликнула:
-Ой, мне маме укол уже пора делать!
   Я вызвала такси и мы договились , что завтра встретимся у дворца Потоцкого часа в два - там проходила выставка - продажа китайских товаров.
  Я возвращалась домой и подумала :  а как бы я отнеслась к разводу с мужем? Точно бы , я не стала ни следить, и не изменять в отместку. Я бы  отпустила: любовь , как птица , в клетке жить не должна.


   2.

  Я  вышла пораньше, чтобы  не опоздать. На предпоследней остановке водитель открыл двери и обявил  :
 - Впереди  стоят машины и троллейбусы,если кто-то спешит, советую дойти пешком - это надолго.
 Я вышла - решила пройти через парк: Варя говорила, что там расцвели сакура и магнолия.Шла по дорожкам и удивлялась, как много прогулившихся там людей: и мамы с детишками, и бабушки с внуками, иногда встречались стайки девушек,  редко  встречались пары ,на  скамейках сидели немолодые женщины  и старушки,  почти не было мужчин. Только один раз  я увидела на сдвинутых скамейках сидели шахматисты и азартно спорили наблюдавшие за игрой болельщики, мужчины разного возраста.
  Вглядываясь в лица женщин , я  удивилась  выражению их лиц: или осуждающе они смотрели на девушек в коротких юбках и в лодочках на высоких каблуках; или абсолютно ничего не выражающие ,как сказал бы Булгаков , " мертвые глаза" ; или очень грустные , уставшие  что-ли , глаза - ни одного радостного или улыбающего лица, ни улыбок,   ни смеха , ни оживления  не было в их лицах.
 " Почему , -подумала я,- у них такие грустные , потухшие глаза?  Или потому, что все уже позади , или они боятся ложиться спать и не проснуться утром? Или  их гнетет память  многих потерь; или  их мучают ноющие боли в суставах и сердечные спазмы  ? Или они переживают за судьбы  своих детей и внуков? Сколько одиноких женщин и  девушек досталось нам от войн,распрей и революций,  сколько талантливых и добрых, мудрых и для кого - то  любимых мужчин ,унесли эти трагические события? Сколько невстреченных и нелюбимых женщин и девушек  остались одинокими и сколько горьких  дней и ночей проживали  и живут сейчас  матери , которые не дождались своих мужей, детей? И сколько не родившихся детей  или живущих  без пап детей
оставили нам эти годы?
   Я шла по старому парку, где , как писал Блок,  звучала "старинная сентиментальность": кусты сирени наполняли  парк сиреневым туманом , столетние деревья будто сторожили покой посетителей и и  слышался веселый гомон детишек из  детских площадок. Я шла и думала : как права была Анна Ахматова, когда писала эти
горькие строки:" Горя - много, счастья - мало".

    И уже совсем не хотелось идти на эту выставку, хотя я люблю искусство, философию и поэзию Китая.Мы пришли вовремя: толпы страждущих купить что -либо уже разошлись. Я купила вишневого цвета нэцку Хотэя ,или смеющегося Будды, как талисман- оберег Фэн - Шуя,покровителя достатка , радости и веселья. Сзади у него был огромный мешок с драгоценностями , деньгами и золотом, но всего этого мне не посчастливилось увидеть - мешок не был прозразным . Но зато у него был открыт  голенький и  очень большой живот, где, как  говорилось , он хранил  людские  беды и невгоды. 
  Мы расстались с Варей ,и  много лет не виделись : у нее тяжело заболела мама и они переехали к вариному брату.


   3.

   Был обычный день : пришла я с работы, села в кресло и хотела посмотреть свою любимую передачу, но раздался звонок и я открыла дверь- передо мной стояла почтальонша и, протянув мне телеграмму, сказала:
 - Текст был без подписи, поэтому мы прочитали.
  Я прошла в комнату, открыла телеграмму и прочитала:" Если хотите сохранить семью приезжайте." Лева, как всегда , был в экспедиции и я поняла , что случилось то, о чем спрашивала когда -то меня Варя:"  А ты не боишься этих экспедиций?"Я прошла в кабинет Левы и положила телеграмму ему на стол.
   Когда он приехал, я села на диван и стала его ждать. Он вошел . Я сказала :
 -"Тебе телеграмма."
 Увидев раскрытую телеграмму, он сказал:
-С каких пор ты читаешь чужие телеграммы? Это не этично.".
 - Ты прав - это не этично  Но очень этично  изменять , правда? И -врать , это тоже очень этично? Вот тебе твой любимый кожаный чемодан. Вещи собирешь сам. И на развод подашь сам. Ты - трус. И лжец в квадрате. Уходи, пока дети в школе, Я скажу, что ты в длительной командировке, чтобы они не видели тебя и постараюсь им потом объяснить так, чтобы для них это не стало  катастрофой.

  Когда он ушел, я закрыла дверь и заревела.Так было тяжело: столько лет я прожила с ним и не знала, что  он мог лгать, я считала , что он " самый, самый"... Самый честный, самый добрый и самый хороший!" Да , мираж любви  исчез.

  Но вскоре беда еще раз пришла в мой дом - умерла мама. Я три года не могла вспоминать об этом без слез. И это горе как- то "стерло" боль развода.
  А через десять  лет мне позвонил младший сын и сказал:
- Мама, папа умер. Его жена позвонила нам и сказала, что он в больнице с инфрактом. Мы поехали. Он еше был в сознание и , когды мы зашли в палату, и я сел рядом  ,он сжал мою руку и умер.  Мама, ты там держись, хорошо? Летом приезжай к нам - увидишь, как мы перестроили наш старенький дом - нам его родители купили.Пока, мама. Целую."
   
   " Да, - подумала я . - За десять лет инсульт , инфаркт первый и затем второй - это много. Бедный Лева, мне тебя очень жаль. Жаль талантливого, неординарного и доброго человека, с большой эрудицией и  с острым чувством юмора.Как много бы ты еще написал, нарисовал свои любимые горы и ходил бы  в  твои любимые экспедиции.Горько и обидно."









 




_


 п


Рецензии
Людмила исправьте фамилию Дементьева... Понравилось... Творческого вдохновенья Вам.

Юрий Шевченко 3   24.10.2020 10:53     Заявить о нарушении
Спасибо. Оправдание мое - плохое зрение. Еще раз - спасибо1

Людмила Каминская 3   24.10.2020 11:04   Заявить о нарушении