О свободе человека

Мы всегда что-то делаем.  Лишь уложив себя в постель, чтобы заснуть, мы теряемся оттого, что не понимаем, как и что делать сейчас. Можно повспоминать, или подумать, или …. Нет ничего обязательного. Просто лежим.  В дневное время такого нерешительного состояния не бывает, мы всё время что-то делаем, часто автоматически. Я много раз перед засыпанием пытался представить себе как, из чего образуются мысли. Если мысль является следствием известных логических законов, то это  мне неинтересно. Я считаю такие мысли – шаблонными. Они лишены свобода при их создании.

По размышлению складывается забавная ситуация: простые мысли  умных людей вынужденно совпадают. Они жёстко зависят от вопроса, на который отвечают. В самом деле: два плюс два всегда будет четыре,  тонна сена - тяжелее тонны железа (Потому, что тонна сена имеет бОльший объём, чем тонна железа. Значит, она вытесняет бОльший объём воздуха и, значит, её поддерживает бОльшая архимедова сила. Значит тонна сена тяжелее)  Умные люди мыслят шаблонами, а глупые – не связаны логикой и научными законами, они - истинно свободные люди. Однако то, что они говорят или делают – никому не нужно, ибо всё это непредсказуемые ошибки и глупость.  Иначе говоря, умные люди живут в мире причинно-следственных связей, а глупые, на первый взгляд, обитают в волшебном мире свободы.

Неужели умные - лишены свободы?  Человечество в своей практической жизни давно решило, у человека есть свобода. Иначе нельзя было бы наказывать преступников и награждать героев. Если любой человек действует лишь в силу обстоятельств – объективных причин, то есть, несвободен, значит и тюрем, и наград не должно существовать.

 Хочется осознать теоретически, как проявляется свобода человека. Ясно, что она связана с духовной и душевной сторонами нашей жизни. Я хочу понять, как возникает свободная  мысль у обычного человека. Почему-то говорят о свободе воли. Мне ближе понимание свободы мысли, может быть потому, что воли у меня  нет. Наблюдая за собой, я понял, что мысли всегда появляются готовыми, что не бывает четверти или половины мысли, и они не вырастают из этих заготовок потом, спустя время.   Результатом творческого напряжения-ожидания всегда является полностью готовое решение – мысль.

 Есть ли у нас возможность взаимодействовать с ментальными объектами, не являющимися конкретными мыслями? Предполагаю, что переживание музыки – пример такого взаимодействия.  Наверное, и творческое состояние, являющееся источником для новой мысли – тоже есть общение с нешаблонным ментальным содержанием.  И оно, поэтому самоценно, и даже более важно, чем результат этого общения – готовая мысль.

  Кто, что участвует в этом неосознаваемом процессе взаимодействия?  Наверняка наше невербализуемое бессознательное, память, логические мыслительные операции, интуиция, совесть, воля и кто-то ещё, называемый душой. Как видим, почти все участники – непредсказуемы!  Никто не сможет угадать результат их общения. Вердикт этого общения оценивает наш рациональный интеллект. Он может принять или отвергнуть это вердикт. Я склоняюсь к тому, что незаданность, неожиданность этого решения и называется свободой человека.  Является ли здесь определяющим фактором именно непредсказуемость? Думаю – нет. Глупец – непредсказуем. Монетка падает на  одну или другую строну  случайным образом, но у монетки нет свободы, она – не субъект.  Предполагаю, что общее единство перечисленных создателей мысли: воли, совести, интеллекта и души, называемое личностью или субъектом, учитывая вклад всех составляющих, и обладает свободой. Эта свобода имеет свойство быть неожиданной для других людей, но автор  свободного решения почти всегда осознаёт причины своего выбора.

Она проявляется при обдумывании непростых религиозных, философских, этических вопросов, где не существуют доказанные, абсолютно правильные ответы. Эти ответы вызревают в нас в результате неосознанного переживания нашего внутреннего состояния, не являющегося  мыслями. Именно в этом процессе и играет роль то, что называется человеческой свободой.

Причём если мы не сумели настроить своё сознание на восприятие всех аргументов всех участников создания мысли, а именно: воли, совести, интеллекта и души, то и мысль оказывается несвободной,  не до конца осознанной. Отсюда следует, что многие проживают свою жизнь как несвободные субъекты. Это те, кто не понимает себя и своих мыслей – решений – поступков.  Должны случаться и печальные ситуации. Представьте себе субъекта, в котором чрезвычайно медленно созревала важная истина понимания себя самого. И вот она, наконец-то попала в его сознание, осветила для него то, как он должен жить. И оказалось, что бОльшую часть своей жизни  он прожил,  являясь не самим собой, а чужим для него человеком. Вот и такие горькие плоды могут вызревать на древе свободы!

PS
 
-1- Кто более счастлив: свободный и умный или, так себе, свободный и глупый? Кто же даст ответ!  Есть выражение:  горе от ума. Есть примеры очень умных и несчастливых. Я думаю, что ситуация щадит, нас,  глупых, а именно: законы жизни настолько вдалеке от  наших знаний, что, пусть умные и туповатые очень различаются, но и те, и другие одинаково далеки от истины. Поэтому солнце одинаково светит и гениям и дуракам.

-2-
Мне нравится, как хорошие музыканты умеют подхватить любую звучащую мелодию. Это талант. И это свобода в жанре музыки. Любой талант в какой-либо области – это способность быть свободным в ней. И свободные люди, о которых шла речь в начале – это талантливые люди в жанре самопознания и самореализации.  А вообще жанров для нас, жаждущих ощущения свободы, – неперечислимо много: жанр искать грибы, ловить рыбу, строить избы, печи, воспитывать чемпионов и детей, жить без зажима и страха, ощущать красоту природы, музыки, поэзии, …

Таким образом, свобода – оказывается нашей простой и загадочной одновременно  способностью глубоко, т.е. намного яснее других, воспринимать, понимать, и управлять одним или множеством свойств объективной и субъективной реальностей.  Свойством изображать рисунком или музыкой, совершать пластические уникальные движения, коррелируемые с музыкой, способностью понимать сложные абстрактные объекты и манипулировать ими и так далее. Глубина владения этими нашими свойствами может быть небольшой и гигантской, о владельце которой знает и помнит всё человечество. В математике есть понятие предела, к которому может стремиться переменная величина. Скажем предел дроби от деления единицы на другое целое число, при возрастании его к бесконечности, равен нулю. Мне кажется, что практически нет предела глубины гениальности, но вот теоретически? Верующий, я думаю, считает таким пределом – Божественную глубину, которая для всех нас бесконечна и непостижима!

-3-
Я думаю, что если в жизни всё известно, хотя бы не нам, глупым, а великим учёным, то это равнозначно исчезновению из бытия СВОБОДЫ! А это – пожизненная тюрьма.   


Рецензии
Извиняюсь, что цепляюсь к мелочам (поскольку вы, несомненно, имеете в виду гораздо более общий вопрос), но тонна сена весит столько же, сколько и тонна железа. Просто потому, что среда, в которой производится взвешивание, при этом не учитывается. Представьте, что вы взвешиваете их в вакууме при обычной силе тяжести. Объем тонны сена, конечно, больше объема тонны железа, из-за разной удельной плотности. Но архимедову силу в тонне сена это не создает, поскольку воздух достаточно свободно проходит через сено и не влияет на взвешивание. Кроме того, если тонна сена имеет больший объем, то она не вытесняет, а наоборот, содержит больший объем воздуха. Его содержит даже само сено, поскольку в нем много пустых канальцев, что и делает его менее плотным, чем железо. Каким образом вы прицепили сено к архимедовой силе, я не в силах понять. Если бы вы его взвешивали в воде, то еще ладно (но тогда оно было бы легче тонны железа, вопреки вашему умозаключению), но в воздухе... Развожу руки. Вы либо прикалываетесь, либо большой путаник.

Александр Изотов 3   11.03.2022 08:49     Заявить о нарушении
Не согласен с Вашими аргументами, но говорю спасибо за отклик. Почему не согласен? Это очевидно: если Вы сено поместите в таз с водой, то вода из тазика вытеснится на пол. Ну и т.д. Всё очевидно. И, конечно, я не шутил. И на моей стороне знаменитый физик - Перельман, в книге которого я и прочёл в детстве про этот парадокс.

Поляков Лёша   13.03.2022 21:26   Заявить о нарушении
"...если Вы сено поместите в таз с водой, то вода из тазика вытеснится на пол..."

Вы бы поместили его еще и в стакан. Для взвешивания тонны сена нужен бассейн. Так что пока не очевидно.

"...И, конечно, я не шутил..."

Значит все-таки путаник...

"...И на моей стороне знаменитый физик - Перельман, в книге которого я и прочёл в детстве про этот парадокс".

Перельман, конечно, авторитет. Но если он и доказал, что тонна сена весит больше тонны железа, то не вашими аргументами. Вы, кстати, не помните, где он об этом писал? Меня этот парадокс очень заинтересовал. Я, конечно, посмотрю в библиотечке "Квант", но если не найду, то надеюсь на вас.

Александр Изотов 3   14.03.2022 02:55   Заявить о нарушении
Нашел я эту книжку, называется "Занимательные опыты и задачи по физике". Как я и предполагал, вы отошли от оригинального изложения Перельмана. Он говорил о дереве, а вы - о сене. В обоих материалах есть внутренние пустоты, заполненные воздухом, обеспечивающим архимедову силу. Поэтому тот истинный вес дерева и сена, которые в воздухе весят тонну, действительно больше истинного веса железа, которое в воздухе весит тонну. В этом вы правы. Но вы не учли, что дерево - это плотный материал, а сено - сыпучий. Воздух в копне сена, весящей тонну, не участвует в архимедовой силе, в ней участвует только сравнительно небольшой объем воздуха в пустотах внутри травинок. Поэтому разница с весом железа будет намного меньше, чем у дерева.

Кстати, это не парадокс даже, а недоразумение, происходящее из-за многозначного задания исходных условий. Если задать их точно, то ответ однозначен. Один из них - равенство веса тонны дерева и железа.

Александр Изотов 3   14.03.2022 06:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.