Лорейн Бойтнер. Суверенная благодать

СУВЕРЕННАЯ БЛАГОДАТЬ
Лорейн Бойтнер (1941)
http://www.the-highway.com/sgrace_Boettner.html

1. Страшное положение человека

Библия заявляет, что спасение грешников - дело благодати. Из Еф. 1.7-10 мы узнаем, что основная цель Бога в деле искупления заключалась в том, чтобы показать славу этого Божественного атрибута, чтобы в последующие века вся разумная вселенная могла восхищаться им, поскольку он стал известен благодаря Его незаслуженной любви и безграничной доброте к виновным, мерзким, беспомощным созданиям. Соответственно, все люди представлены погруженными в состояние греха и страдания, от которого они совершенно не могут избавиться. Когда они заслуживали только Божий гнев и проклятие, Он решил, что Он милостиво обеспечит им искупление, послав Своего собственного вечного Сына принять их природу и вину, повиноваться и пострадать вместо них, а также Свой Святой Дух применить искупление, приобретенное Сыном.  Согласно тому же принципу, по которому грех Адама вменяется нам, то есть возлагается на нас таким образом, что мы несем полную ответственность за него и страдаем от его последствий, наш грех, в свою очередь, вменяется Христу и Нам вменяется его праведность. Это сжато, но ясно выражено в Кратком катехизисе, в котором говорится: «Оправдание - это акт благодати Божьей, в которой Он прощает все наши грехи и принимает нас праведными в Его глазах только за вмененную нам праведность Христа, полученную нами только по вере» (Ответ к вопросу 33).
Мы должны четко помнить о различии между двумя заветами: заветом дел, в который был помещен Адам и который привел к падению всего его рода в грех; и заветом благодати, по которому Христос был послан как Искупитель. Как указано в другой связи, арминианская система не делает принципиальных различий между заветом дел и заветом благодати, если только Бог не предлагает теперь спасение на более низких условиях и вместо того, чтобы требовать совершенного послушания, Он принимает только такую веру и евангельское послушание, какое может оказать искалеченный грешник. В этой системе бремя послушания по-прежнему возложено на самого человека, и его спасение в первую очередь зависит от его собственных дел.
Слово «благодать» в собственном смысле означает свободную и незаслуженную любовь или благосклонность Бога к недостойным грешникам. Это то, что дается независимо от достоинства человека; и внесение дел или заслуг в любую часть этой схемы искажает всю ее природу и расстраивает ее замысел. Просто потому, что это благодать, она не дается на основании предыдущих заслуг. Как говорит само название, это то, что всегда дается свободно, бесплатно; и поскольку человек порабощен грехом до тех пор, пока он не искуплен, все заслуги, которые он мог иметь до этого, являются плохими заслугами и заслуживают только наказания, а не даров или благосклонности. Все, что есть у хороших людей, дал им Бог; а то, чего у них нет, конечно, Бог не дал. И поскольку благодать дается независимо от предыдущих заслуг, следовательно, она суверенна и дарована только тем, кого Бог избрал для ее принятия. Именно эта верховная власть благодати, а не ее предвидение или подготовка к ней, передает людей в руки Бога и делает спасение полностью даром Его безграничной милости. В этом мы находим основание для избрания или отвержения Им определенных людей.
В силу Своего абсолютного нравственного совершенства Бог требует от Своих разумных созданий безупречной чистоты и безупречного послушания. Это совершенство обеспечивается тем, что им вменяется безупречная праведность Христа; и когда Бог смотрит на искупленных, Он видит их одетыми в безупречную одежду праведности Христа, а не в каком-либо их собственном одеянии. Нам ясно сказано, что Христос пострадал как Заместитель, «Праведный за неправедных»; и когда человека поощряют думать, что он обязан какой-то силе или собственному искусству в том спасением, которое в действительности является только благодатью, Бог лишается части Его славы. Ни при каких обстоятельствах добрые дела человека в этой жизни не могут считаться справедливым эквивалентом благословений вечной жизни. Бенджамин Франклин, хотя и не был кальвинистом, хорошо выразил эту идею, когда написал: «Тот, кто за то, что напоил жаждущего человека водой, рассчитывает на получение хорошей плантации, будет скромен в своих требованиях по сравнению с теми, что думают, что заслуживает небеса за то небольшое благо, которое они делают на земле». На самом деле мы лишь принимаем дары; мы никогда не приносим достойной награды Богу, мы всегда получаем от Него и будем лишь получать во веки веков.

2. Бог может даровать или удержать благодать по Своему усмотрению

Поскольку Бог предусмотрел это искупление или избавление от Себя, это Его достояние, и Он абсолютно суверенен в выборе, кто будет спасен через него. Нет ничего, что более настойчиво подчеркивается в доктрине Писания искупления, чем его абсолютно благодатный характер. Следовательно, будучи отделены от изначальной массы, не по собственной воле, а только по свободной благодати Божьей, сосуды милосердия видят, какой великий дар был дарован им. Будет обнаружено, что многие, унаследовавшие небеса, были намного худшими грешниками в этом мире, чем многие другие заблудшие.
Учение о предопределении уничтожает всякое самодовольное воображение, которое умаляет славу Божью. Оно убеждает того, кто спасен, что он может только быть вечно благодарным за то, что Бог спас его. Следовательно, в кальвинистской системе всякое хвастовство исключено, а честь и слава, принадлежащие только Богу, полностью сохранены. «Величайший святой, - говорит Занхий, - не может восторжествовать над самым худшим грешником, но он вынужден относить всю хвалу за его спасение, как от греха, так и от ада, к простой доброй воле и суверенной цели Бога, милостиво отличившего его от того мира, который лежит во зле» (Zanchius G. Predestination. L.,1853. P.140).

3. Спасение никак не может быть заслужено человеком

Все люди от природы считают, что они должны заслужить свое спасение, и система, которая предусматривает некоторые меры в этом отношении, легко им импонирует. Но Павел решает эту проблему, когда говорит: «Если бы был дан закон, который мог бы животворить, то воистину праведность была бы от закона» (Гал. 3.21); и Иисус сказал Своим ученикам: «Когда вы сделаете все, что вам повелено, говорите: мы рабы бесполезные; мы сделали лишь то, что было нашим долгом» (Лк.17.10 KJV).
Наша собственная праведность, говорит Исаия, - это всего лишь оскверненная одежда - или, как сказано в переводе Короля Иакова, - как грязные тряпки в глазах Бога (64.). И когда Исайя написал: «О, жаждущие! Идите к воде, и не имеющий серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, купите вино и молоко без денег и без платы» (55.1 KJV) - он приглашал бедняков, голодных и жаждущих прийти и взять во владение провизию и насладиться ею бесплатно, как по праву платежа. А покупка без денег должна означать, что благо уже произведено и предоставлено за счет другого. Чем дальше мы продвигаемся в христианской жизни, тем меньше мы склонны приписывать себе какие-либо заслуги и тем больше благодарим Бога за все. Верующий не только надеется на жизнь вечную, но он также оглядывается назад, в предземную вечность, и находит в вечной цели Божественной любви начало и твердую опору своего спасения.
Если спасение происходит по благодати, как ясно учит Священное Писание, оно не может быть результатом дел, реальных или предполагаемых. В вере нет заслуг, потому что сама вера - это дар Бога. Бог дает Своему народу внутреннее действие Духа, чтобы Его люди могли уверовать, а вера - это всего лишь акт принятия предложенного дара. Таким образом, это лишь инструментальная, а не достойная причина спасения. Бог любит в нас не наши заслуги, а Его дар; ибо Его незаслуженная благодать предшествует нашим достойным делам. Благодать не просто дается, когда мы молимся о ней, но сама благодать заставляет нас молиться о ее продолжении и увеличении.
В Книге Деяний мы находим, что само зарождение веры приписывается благодати (18.27); уверовали только те, кто был предназначен к вечной жизни (13.48); и это прерогатива Бога - открыть сердце, чтобы оно внимало Евангелию (16.14). Таким образом, вера относится к советам вечности, а события во времени - лишь побочные действия. Павел объясняет это благодатью Божьей, что мы «Его творение, созданное во Христе Иисусе для добрых дел, которые Бог заранее приготовил, чтобы мы ходили в них» (Еф. 2.10). Таким образом, добрые дела - это ни в коем случае не достойное основание, а скорее плод и доказательство спасения.
Лютер проповедовал это же учение, когда о некоторых говорил: "Они приписывают свободной воле очень мало, но учат нас, что этим очень немногим мы можем достичь праведности и благодати. Они также не решают вопрос: почему Бог оправдывает одного и оставляет другого? - любым другим способом, кроме как путем утверждения свободы воли и слов: « Потому что один старается, а другой нет»; и Бог признает одного за то, что он старается, и презирает другого за то, что он не пытается; иначе он не покажется несправедливым” (The Bondage of Will. P.838).
Говорят, что Джереми Тейлор и его товарищ однажды шли по улице в Лондоне, и  подошли к пьяному мужчине, лежащему в сточной канаве. Его спутник сделал пренебрежительное замечание в адрес пьяного. Но Джереми Тейлор, остановившись и глядя на него, сказал: «Но, слава Богу, здесь лежит Джереми Тейлор!». Дух, который был в Джереми Тейлоре, - это дух, который должен быть в каждом христианине, спасенном от греха. Неоднократно говорилось о том, что Израиль обязан своим отделением от других народов мира не из-за чего-то хорошего или желаемого в нем самом, а только из-за милосердной любви Бога, которая верна и упорна, несмотря на отступничество, грех и восстание.
Павел говорит о тех, кто основывал спасение на своих собственных заслугах, что, «собираясь утвердить свою праведность, они не подчинились праведности Божьей» и, следовательно, не были в Церкви Христовой. Он ясно дает понять, что «праведность Божия» дается нам через веру, и что мы вступаем на небеса, ссылаясь только на заслуги Христа.
Причина этой системы благодати в том, что те, кто хвалятся, должны хвалиться Господом, и что ни у одного человека не должно быть повода хвалиться чем-то другим. Искупление было куплено бесконечной ценой для Самого Бога, и поэтому оно может быть распределено, как Ему угодно, исключительно милостивым образом. Как сказал поэт: "Никто из искупленных никогда не знал, как глубоки были воды и как темна была ночь, через которую прошел Господь, чтобы найти Своих заблудших овец".

4. Учение Писания

Давайте теперь обратим внимание на некоторые из тех мест Священных Писаний, которые учат, что наши грехи были вменены Христу; а затем обратите внимание на некоторых, которые учат, что Его праведность вменяется нам.
"Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились... На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет.
(Ис.53.4-5, 11). «Не знавшего греха, Он сделал грехом за нас; дабы нам стать праведными в Нем перед Богом» (2 Кор. 5.21). Здесь ясно изложены обе истины: наши грехи должны быть вменены Ему, а Его праведность - нам. Нет другого мыслимого смысла, в котором Он мог бы "стать грехом", или мы «сделаться праведными перед Богом». Это был Христос, «Который Сам понес наши грехи в Своем теле на дереве, чтобы мы, умершие для грехов, могли жить для праведности, Чьими ранами мы исцеляемся» (1 Пет.2.24). Здесь снова соединяются две истины. «Потому что Христос однажды пострадал за грехи, Праведный за неправедных, чтобы привести нас к Богу» (1 Пет.3.18). Эти и многие другие подобные стихи доказывают учение о Его замещении вместо нас настолько ясно, насколько это можно выразить языком. Если они не докажут, что смерть Христа была настоящей и надлежащей жертвой за грех вместо нас, человеческий язык не сможет выразить это. умер для грехов, может жить для праведности; чьими ранами мы исцеляемся », 1 Петра 2:24. Здесь снова две истины смешиваются. «Потому что Христос однажды пострадал за грехи, праведный за неправедного, чтобы привести нас к Богу», 1 Петра 3:18. Эти и многие другие подобные стихи доказывают учение о Его замещении вместо нас настолько ясно, насколько это можно выразить языком. Если они не докажут, что смерть Христа была настоящей и надлежащей жертвой за грех вместо нас, человеческий язык не сможет выразить это вообще.
То, что нам вменяется Его праведность, преподается на столь же простом языке. "Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познается грех. Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией,  получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса. Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры. Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона" (Рим.3.20-28).
"Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие" (Рим.5.18-19). Свидетельство Павла о себе было таково: "Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере" (Фил.3.8-9). Разве не странно, что тот, кто претендует на то, чтобы руководствоваться Библией, может, несмотря на все эти ясные и недвусмысленные формулировки, отстаивать спасение делами, в какой бы то ни было степени?
Павел писал римлянам: «Грех не должен над вами господствовать; ибо вы не под законом, но под благодатью» (Рим.6.14). То есть Бог вывел их из-под системы закона и поместил под систему благодати; и как их Владыка, Он не собирался позволить им снова подпасть под власть греха. Фактически, если они должны были пасть, это могло произойти только потому, что Бог вывел их из-под благодати и снова поставил их под закон, так что их собственные дела определяли бы их судьбу. По самой сути дела, пока человек находится под благодатью, он полностью свободен от любых претензий, которые закон может возложить на него из-за греха. Для человека быть спасенным через благодать означает, что Бог больше не обращается с ним так, как он заслуживает, но что Он суверенно отменил осуждение закона и что Он спасает его, несмотря на его жестокую опустошенность, - очищая его от его греха, чтобы сделать его пригодным для Своего присутствия. Павел прилагает большие усилия, чтобы дать понять, что благодать Божья не заслужена нами и никоим образом не обеспечивается нами, а просто дарована нам. Если она заработана, она просто перестает быть благодатью (Рим. 11.6).

5. Дополнительные замечания

В нынешнем состоянии человеческого рода все люди предстают перед Богом не как граждане государства, в котором ко всем нужно относиться одинаково и дать одинаковый «шанс» на спасение, а как виновные и осужденные преступники перед праведным Судьей. Никто не может претендовать на спасение. Чудо не в том, что Бог не спасает всех, а в том, что когда все виноваты, Он прощает очень многих; и ответ на вопрос, почему Он не спасает всех - следует искать не в арминианском отрицании всемогущества Его благодати, а в том факте, что, как говорит доктор Уорфилд, «Бог в Своей любви спасает столько виновных людей, сколько Он может спасти в согласии с Его природой» (Warfield B.B. Plan of Salvation. N.Y.,1938. P.93). По причинам, известным только Ему, Он видит, что не лучше прощать всех, но что некоторым нужно разрешить поступать по-своему и оставить их на вечное наказание, чтобы можно было показать, насколько ужасным является грех и восстание против Бога.
Снова и снова Священное Писание повторяет утверждение, что спасение совершается по благодати, как бы предвосхищая трудности, с которыми столкнутся люди, придя к выводу, что они не могут заработать спасение собственными делами. Таким образом, оно также разрушает широко распространенное представление о том, что Бог обязан спасать каждого. «Благодатью вы спасены через веру; и это не от вас самих; это Божий дар; не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2.8, 9). «Но если это по благодати, то уже не по делам; иначе благодать перестает быть благодатью» (Рим. 11.6 KJV). «Делами закона не оправдается никакая плоть» (Рим. 3.20). «Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу» (Рим.4.4 KJV). «Кто заставляет тебя отличаться? и что ты имеешь, чего не получил? (1 Кор. 4.7 KJV). «По благодати Божьей я есть то, что есть» (1 Кор. 15.10). «Кто первый дал Ему, чтобы Он должен был отдать?» (Рим.11.35). «Дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6.23).
Благодать и дела исключают друг друга; и с таким же успехом мы могли бы попытаться соединить два полюса вместе, чтобы создать союз благодати и дел во спасении. С таким же успехом мы можем говорить о «купленных дарах», как и об «условной благодати», ибо, когда благодать перестает быть абсолютной, она перестает быть благодатью. Поэтому, когда Священное Писание говорит, что спасение совершается по благодати, мы должны понимать, что на протяжении всего процесса оно является работой Бога и что любые действительно достойные дела, совершенные человеком, являются результатом уже совершенных изменений.
Арминианство разрушает этот чисто благодатныйый характер спасения и заменяет его системой "благодать плюс дела". Независимо от того, насколько малую роль могут сыграть эти дела, они необходимы и являются основой различия между спасенными и потерянными, а затем дадут возможность спасенным хвалиться перед потерянными, поскольку у каждого из них были равные возможности. Но Павел говорит, что всякое хвастовство исключено, и что хвалящийся должен хвалиться Господом (Рим. 3.27; 1 Кор. 1.31). Но если он спасен по благодати, искупленный помнит болото, из которого он был извлечен, и его отношение к погибшим - это чувство сочувствия и жалости. Он знает, что, если бы не благодать Божья, он тоже был бы в том же состоянии, что и погибающие, и его песнь звучит так: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему воздай славу, ради милости Твоей и ради истины Твоей».

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии