Беглецы

               

                ...1991 год. Бывшая великая и огромная страна, которая именовалась нерушимый  Советский Союз и которая до данного момента занимала одну шестую часть всей суши Земного шара, в "тёплой" обстановке полного прекращения и отсутствия холодной... , неожиданно, даже для самой себя, оказалась в тесных, почти братских объятиях.
                Здесь, наверно можно, требуется и необходимо  употребить выражение - совместных "железных объятий": дальновидных и расчётливых  Соединённых Штатов Америки и крайне недальновидных, шизоидных представителей последнего поколения "руководителей" Великого государства.
                Соединённые Штаты "элементарно обдурили", обвели вокруг пальца буйные советские головушки, блестяще провели  досконально-хитроумно  продуманную операция по развалу "Красного Гиганта /Колосса/" - ТАК ОЦЕНИТЕ Ж КРАСОТУ ИГРЫ!!! - и, таки "ДА", добились своего, без кровопролития, без всякой третьей мировой ...
                Граждане и бывшие сограждане Союза Советских Социалистических Республик, наверно хорошо помнят: " А эта странная фраза, если не сказать больше"..., так вот -  в доверчиво-наивные головы народа была вброшена эта странная фраза: "Берите НЕЗАВИСИМОСТИ столько, сколько... сколько СМОЖЕТЕ  ПЕРЕВАРИТЬ..."
                Именно эта фраза, красочным фейерверком представляющихся, практически, ничем неограниченных радужных возможностей, вскружила перевозбуждённые мозги всех бывших сограждан страны, всех "взбаламутила"!
                И... пошло, поехало..., понеслось... к... пропасти...   
                Страна, по банальному примеру тяжело гружёного экспресса, стремительно несущегося /движущегося/летящего/ от социализма в светлое будущее коммунизма, резко нажала на "Стоп-кран". По пресловутому закону инерции всё, что находилось внутри и было созидаемо накоплено каторжным трудом нескольких поколений и миллионов и миллионов погубленных и загубленных человеческих жизней, попав в обстановку дикого, необузданного капитализма стало, по примеру болида ворвавшегося в земную атмосферу и тут же взорвавшегося, стремительно разлетаться не только вперёд, но и разные, противоположные стороны.
                В первую очередь из обоймы Советского Союза выскочили и пали  "на колени" перед Европой западные республики бывшего СССР: Литва, Латвия и Эстония, традиционно испытывающие глубоко въевшуюся патологическую неприязнь к России. Вслед за прибалтийскими республиками, ныне странами, следующей в очереди оказалась бывшая Молдавская Советская Социалистическая Республика, бывший, уважительно и ласково называемый "Цветущий сад Советского Союза", а ныне - гордо именуемая Молдова. Именно она, одной из первых, оказалась в невероятно сложной, критической ситуации.
               Я прекрасно помню, в то время я учился в Кишинёвском строительном техникуме, с каким энтузиазмом, воодушевлением, с каким невероятным творческим задором и подъёмом, жители Молдавии дружно поднимали из послевоенных руин и свою столицу, и города, и сёла республики.
               В то время была невероятно популярна песня посвящённая Кишинёву в исполнении Софии Ротару: "Мой город - ты цветок из камня, омытый летним солнечным дождём"... Республика стремительно преображалась.
               Очередь, желающих переселиться в тогдашнюю Молдавию и получить вожделенный кусочек, практически в полном смысле слова "золотой", благодатной  молдавской земли, в виде земельного участка, особенно среди демобилизованных военных, была просто огромной. Люди в этой очереди стояли годами, чтобы получить разрешение на переселение...
               Повсеместно из белого молдавского камня - котельца строились удобные дома новейших проектов. Особенно всё это было заметно, в первую очередь, конечно, в Кишинёве.
               Город, воистину, превращался в цветок! Отстраивалась, практически, заново центральная улица города, тогда ещё улица Ленина, ныне Штефана чел Маре,  Штефана Великого. В многочисленных окраинах Рышкановка, Баюканы /Скулянка/, Ботаника на месте ужасающих, полуразвалившихся "хибар", вырастали огромные жилые, со всеми удобствами, комплексы. Немногочисленное и малоудобное трамвайное сообщение  убрали. Вместо трамваев были запущены совершенно новые, хорошо продуманные троллейбусные маршруты.
               Я, вместе со своими однокурсниками, проходя производственную практику, строил и здание нового универмага на углу улиц Ленина и Пушкинской и новые  огромные корпуса знаменитой молдавской обувной фабрики "Зориле", расположившейся именно на Скулянке.
               Ныне великолепные, современного уровня и технологий заводы, фабрики и многочисленные технологические предприятия, органично связанные пуповиной с общесоюзным народно-хозяйственным комплексом за "ненадобностью" и отсутствием спроса на, до этого, так востребованную продукцию, останавливались, соответственно разворовывались и прекращали существование.
               Мне с детства, почему-то, навсегда запомнилась поучительная притча, в которой рассказывалось о том, как перед своей смертью старый отец собрал своих сыновей и на прощанье дал им хороший, выстраданный всей своей жизнью, "предельно" мудрый совет.
               Обратившись к старшему сыну, он попросил его взять в руки веник и выдернуть из него одну веточку/хворостинку/.
              - Попытайся сломать её.
               Сын без всякого труда сломал её.
              - А теперь попробуй сломать весь веник!
               Тот пытался, пытался, старался долго, но ничего у него не получилось...
              - Вот так и вы  должны держаться все вместе, никто вас тогда не сломает, а по одиночке - без всякого усилия...
               Как же эта притча символична, как же она жизненно подходит к ситуации, которая  трагически сложилась с бывшими союзными республиками СССР.
               И особенно это касается трёх славянских республик и народов - России, Украины и Белоруссии, русского, украинского и белорусского народов...
               А новый кандидат на пост Президента США госпожа  Хилари Клинтон чётко, громогласно, безапеляционно и недвусмысленно заявила:
             - Сделаем всё возможное и,  даже невозможное тоже, чтобы бывший СССР не смог возродиться, ни в своих бывших границах, ни в своём бывшем составе...
               Вот так вот, ни больше - ни меньше...
               И... добились своего, без всяких на то, сверх усилий...
               Бывшие друзья, соратники, единомышленники по единой могучей Державе и общему лагерю социализма, стройными и дружными шеренгами совместно идущие к светлому, прекрасному, заветному, так ясно прогнозируемому выдающимися классиками марксизма-ленинизма будущему, теперь также слажено и дружно хором оплёвывали и площадно проклинали, пытаясь втоптать в болотную/бытовую/ грязь,  бывшую общей, Мать-Родину, а заодно, чтобы не ошибиться и русский народ, вернее сограждан Российской Федерации.
              Народ, который ценой невероятных потерь бесценных человеческих жизней, Великий советский народ, который спас Европу от коричневой чумы фашизма, Народ Освободитель Европы, теперь стал именоваться: народом-оккупантом...
              Одно из самых популярных ныне выражений в Молдове в отношении, как правило, русскоговорящих:
             - Чемодан - вокзал - Россия...  Bun Drum! /Бун друм!/  - Счастливого пути!...
              Такие выражения, произносимые или прямо в лицо, или исподтишка, подло за спиной, постоянно можно услышать на улицах современной Молдовы!
              Бывшие общепризнанные герои теперь повсеместно низвергаются. Например я жил когда-то в небольшом молдавском городке Оргеев, ныне в молдавском написании Орхей, это в 45 километрах от Кишинёва |Кишинэу/. Жил на улице, названной в честь героя гражданской войны  и трагически погибшем, его заживо сожгли в топке паровоза японские милитаристы, хозяйничавшие на тот период времени на Дальнем Востоке - Сергея Лазо, молдаванина по национальности. Недалеко от Оргеева, в 15 километрах, в селе Пярна ,  жила родная сестра Сергея. В честь героя односельчанина, название села поменяли на Лазо, а уже с приходом торжествующей  независимости в Молдову, название вернули старое - Пятра! Прекрасно, не правда ли?! Я помню, с какими почестями и глубоким  всенародным уважением приезжали к ней многочисленные делегации, причём не выполняя официальные обязанности, не по указке свыше, а по душевной потребности...
              Ныне название моей  улицы в Оргееве, естественно тоже переименовали - ну какой же теперь герой Сергей, никакой он уже не герой! Он оккупант! А улица носит гордое и непринуждённое название -"Skrisul Latin" - улица имени "Латинской письменности"!!!
              Кому-то больше по вкусу такое название...
              Глубоко символичным, как высшую стадию проявления маразма и пещерного интеллекта, думается, следует считать заявление, не кого ни будь, а академика, Президента(!!!) Молдавской Академии Наук  господина Георгия Дуки о том, что расположенный рядом с административным зданием Академии величественный  памятник героям-освободителям Молдавии и Кишинёва работы скульпторов Наума Эпельбаума и Лазаря Дубинского, в основание которого врезана надпись: "Памятник воздвигнут в честь освобождения Молдовы от немецко-фашистких оккупантов",  РАЗДРАЖАЕТ его, мешает ему СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ и ДУМАТЬ!!! Более того, он категорически и настоятельно требует снести, уничтожить этот прекрасный, давно уже органично влившийся в облик центра молдавской столицы, памятник...
              Очень хотелось бы задать этому господину, думаю,  риторические вопросы:
            - Это ж над  какими такими общемировыми, супер важнейшими глобальными проблемами современной науки  и техники, не покладая рук, не жалея себя и не засыпая по ночам, трудится славная передовая когорта, трудится бравый авангард "маститых" корифеев  молдОвской  научной мысли, кроме размышлений о собственной заработной плате?!...
            - Это ж какую такую очередную тайну-загадку Великой теоремы Ферма после Эндрю Уайлсона,  сосредоточенно "добивает"  этот славный авангард, эта бравая академическая братия?!...   
              Ему радостно вторит  ещё один академик, господин Николай Дабина, который с пеной у рта призывает румын /молдаван/ ни в коем случае не жениться на русских и не выходить замуж за русских, дабы не испортить чистоту румынской /молдавской/ национальности...
              Что-то подобное, уже звучало более семидесяти лет назад, не правда ли?!...
              Не против сноса этого памятника и нынешний Президент Молдовы господин Николай Тимофти: "Я совсем не против сноса этого памятника и я очень хочу, чтобы на этом месте появился новый памятник, памятник великому румынскому языку в виде раскрытой книги"!!!...
              Да, Господи! Что, именно это место, словно мёдом намазано, как говорят у нас в Одессе!!! Что, неужели во всём Кишинёве не найти другого достойного, подходящего места для этого, думается прекрасного по задумке, памятника?! Тогда могу подсказать, что называется  "на вскидку" - водрузите его возле кинотеатра "Patria" -  "Патрия" - "Родина" в самом начале аллеи молдавских?! /румынских/ поэтов и именно там, где в 50е-60е годы прошлого столетия стоял памятник Гениальному Учителю всех времён и народов - Иосифу Виссарионовичу, заодно и счёты сведёте с ним за депортацию!!! Почему НЕТ?!!!
              Под угрозой сноса ещё один исторический памятник, расположенный на бывшем Проспекте Молодёжи,  - памятник Героям-Комсомольцам...
              Вот налицо - такое вот лицо современной молдОвской  жизни,,,

              Ну что тут можно ещё сказать?! Остаётся только недоумённо и с непередаваемой  грустью... развести руками...
              Брат! Молдавский брат! Присмотрись ко мне внимательно - ну какой же я оккупант?!  Постарайся вспомнить, как мы совместно - молдаване, русские,  и множество других национальностей, все наверно и перечислить-то невозможно, плечом к плечу отстраивали и обустраивали прекраснейшую из братских республик, по которой дважды прокатился беспощадный огненный каток жесточайшей из войн, причём дважды - туда и обратно...
              Брат!Молдавский брат! Постарайся вспомнить, как во время обеденного перерыва, мы вместе, в рабочей одежде "запресованной" строительной цементной пылью, отправлялись в ближайший магазин и покупали буханку вкуснейшего и ароматного молдавского хлеба на двоих, кружок чайной колбасы стоимостью один рубль шестьдесят копеек и по бутылке, непередаваемого  и не превзойдённого по качеству, здесь употреблю ненавистное теперь многим слово - советский,  советского кефира в бутылках с широким горлышком, запечатанных разноцветной фольгой. Кефир был настолько высокого качества, что для того, чтобы его извлечь,  приходилось основательно потрудиться кулаком,  практически "выбивая" содержимое из бутылки...
              Брат! Ты угощал меня куском брынзы, я тебя куском сала. Я тебя половинкой помидора, ты меня половинкой огурца!
              Ответь, только честно - НУ КАКОЙ ЖЕ Я  ОККУПАНТ?!!!...
              Твои  псевдо патриоты-политики, ловко жонглируя и используя псевдо националистические лозунги и идеи, заморочили тебе голову,  решая свои  далеко идущие цели! И ты, элементарно "купился"  на их красивые слова...   
              Да! Я русский по национальности! И весьма горжусь этим! Да, мой родной язык - русский! И я искренне горжусь тем, что я разговариваю и думаю на этом великом языке, на языке Пушкина и  Лермонтова, Льва Толстого,  Бунина и Куприна, Вересаева и Пастернака, Булгакова и Шукшина!...
Но молдавский /молдовский - румынский/ язык также по-своему прекрасен - он мелодичен, певуч... И молдаванин тоже имеет полное право гордиться своим языком, гордиться тем, что он разговаривает и думает на языке Кантемира, Эминеску, Негруцци, Руссу, Садовяну, Стомати и Хаждеу ! И он тоже, с полным правом, может гордиться тем, что он молдаванин! Почему нет?!
                Но ненавидеть другого только за то, что тот говорит не на его родном языке - это же нонсенс, это же варварство!!! В таком случае и мне тоже надо люто ненавидеть поляка за то, что тот разговаривает на польском, грузина на грузинском, татарина на татарском, литовца на литовском, казаха на казахском...Это же дважды, трижды нонсенс!...
               Давайте совместно, чуть-чуть "пошевелим" мозгами - допустим, молдаване ненавидят русских за то, что они поработили Молдову(!). Допустим! Но, ведь на тот период времени, главным лицом в государстве и главным идеологом, ненавидимого вами Советского Союза, был Иосиф Сталин, он же Иосиф Джугашвили, а, заодно, Иосиф Сталин-Джугашвили был и Верховным Главнокомандующим Советского Союза, в вашем понимании - тюрьмы народов!
               Но Сталин-Джугашвили, по национальности - грузин! И, в таком случае, по логике, молдаване должны, просто обязаны ненавидеть грузин?! Так нет же: молдаване - ненавидят русских!...
               Какая же здесь логика?!...            
               Понятно, что при условии долгосрочного проживания в стране и наличии гражданства этой страны надо, безусловно надо владеть этим языком! Но для этого должна быть запущена хорошо продуманная,  отлаженная, постепенная система обучения этому языку, без оскорбления и унижения, без "педалирования"  процесса, без нагнетания национальной истерии, без "переламывания через колено"! И это должен быть хорошо известный всем стандартный набор ступенек -детский сад, школа, ВУЗ...
               В "языковом" вопросе, как нигде, надо проявить максимальную, мудрую  толерантность и максимально "бархатно",  по глиссаде интерполировать его.
              Немного повторюсь, мне очень часто в своё время приходилось бывать в Литве, Латвии и Эстонии, когда они ещё были советскими республиками. Обращаешься с каким-либо вопросом к местным жителям на английском или испанском языке - тебе улыбнутся, доходчиво и вразумительно постараются ответить на него! Стоит только обратиться на русском языке, буквально на глазах происходит стремительная метаморфоза перевоплощения - мимо тебя проходят, как мимо "сгустка тумана", проходят, что называется, "не замечая в упор"...
              И по глубокому недоумию, этим господам не понятна банально-простая истина: стараясь таким,  неадертальски - примитивным способом, унизить человека, представителя другой нации, национальности, они, тем самым, в первую очередь унижают и оскорбляют самих же себя, свою национальность...   
              Но, "вернёмся к нашим баранам"... /я имею ввиду слова известной приговорки/, Боже упаси - ничего более...
              ...В наиболее худшем положении оказались жители молдавских сёл и деревень - работы, просто не было ни какой и, соответственно, жить стало практически не на что и есть, то есть -"элементарно кушать, потреблять пищу" - стало банально нечего...
              Жизнь, обычная и обыденная человеческая жизнь превратилась в невыносимое, беспросветное существование и безнадёжное прозябание...
              И молдавская сельская беднота, и городские безработные, наконец-то осознав, что руководителям их новой страны, в которой они сейчас живут, а вернее /точнее/ не живут человеческой жизнью, совсем не до них, сначала робкими, несмелыми ручейками потянулись кто куда. Одни, по старой привязанности и ориентации, устремились на восток, в Россию и Украину. Другие же решили попытаться найти своё счастье в странах Евросоюза. Из всех возможных вариантов, я употреблю здесь украинское слово - "заробитчане", дружно выбрали Португалию.
              Плавая в составе экипажей пассажирских судов Черноморского Морского Пароходства, мне довелось часто посещать порты этой страны - Лиссабон и Порту. И, действительно, везде - на улицах, площадях, парках, многочисленных сквериках, магазинах, буквально отовсюду звучала молдавская речь. Передовые отряды рабочей силы консультировали последующие.И они, вооружённые практическими житейскими советами устремлялись туда более-менее целенаправленно. Дело дошло до того, что до нельзя обнищавшие люди, продавали абсолютно всё, что у них было: дома, земельные участки, домашний скот, утварь и, почти без вещей, но с какой-то суммой денег, естественно , приобретали  на пассажирские теплоходы, отправляющиеся в круизы по Средиземному морю из близлежащей Одессы. В каждый такой рейс, иногда, отправлялось до 400-500 молдавских пассажиров. Их можно было вычислить сразу же - багажа никакого у них не было. Как они проносили деньги на судно, для всех оставалось загадкой. Скорее всего власти и пограничники и таможенники "просто" закрывали глаза на этот процесс частичного переселения молдавского народа...
              Я расскажу об одном из таких рейсов. В данном случае, именно тот рейс-круиз выполнялся теплоходом "Тарас Шевченко". И я расскажу то, чему я был свидетелем. При посадке в Одессе на борт судна поднялась очередная партия "беженцев". Теплоход успешно отошёл в рейс и мы постепенно добрались до очередного порта захода. Это была итальянская Генуя. Одна из молдавских групп приняла неожиданное решение: не дожидаться Лиссабона, сойти в Генуе и автобусом добраться до Франции. Всё вроде бы получилось. Группа приобрела билеты до Парижа без всяких проблем. Лёгкое удачное начало вскружило головы вырвавшихся на свободу из молдавского ада переселенцев. Немного выпили итальянского "Кьянти". Потом добавили. Потом ещё...Языки развязались... В автобусе стало "немного"  шумно... Итальянские пассажиры, сидевшие в автобусе пожаловались водителям, чтобы те успокоили разошедшуюся странную группу, орущую песни на незнакомом, но чуть похожем на итальянский, языке. Водители попробовали успокоить шумную группу, Ничего не получилось. Когда автобус добрался до французской границы, водители и пассажиры обратились за помощью к полиции. При проверке документов. выяснилось, что разрешения у этой группы на въезд во Францию и пребывание на территории Франции нет. Уже присмиревшую группу сняли с автобуса, а так как "Тарас Шевченко" по расписанию стоял в Генуе около двух суток, туристы ездили на экскурсию в Рим, то как раз к отходу судна, беглецов водворили обратно в свои каюты.
              А далее произошло вот что: все последующим порты заходов были оповещены, что на "Тарасе" присутствуют молдавские группы туристов, которые будут стараться незаконно остаться в стране захода судна. Ни в одном из следующих портов молдаванам не разрешили сойти на берег. Самое неприятное для них оказалось то, что им не разрешили сойти на берег даже, в так вожделенном Лиссабоне. К приходу "Тараса Шевченко" в Лиссабон, возле решётчатой ограды порта собралась огромная толпа тех, кто уже обосновался здесь на португальских хлебах.
Встречающие - родственники, друзья, члены молдавской диаспоры, обосновавшихся в Португалии, перекрикивались с прибывшими, находящимися на борту теплохода, заблокированными и не получившими разрешение сойти на берег, выражали своё сочувствие и возмущение по поводу сложившейся непредвиденной ситуации, ставящий жирный крест на неосуществивщихся мечтах, надеждах, планах и расчётах...
             Долгожданная, тщательно спланированная встреча и сокровенное желание остаться здесь навсегда, таким образом, из-за глупости пьянчужек, не состоялись...
             Особо настойчивые представители молдавского народа сделали несколько безуспешных попыток спрыгнуть в воду с  противоположного от причала борта и добраться до берега вплавь. Но эти попытки были решительно пресечены проинструктированными и проинформированными властями Лиссабона.
             Следующий порт и страна были Марокко, порт Касабланка. Вокруг города пустыня Сахара. Жара дикая. Бежать, вроде. некуда. Молдавским группам здесь, всё же разрешили сойти на сушу.
             Возвращаясь из увольнения на судно я встретил несколько отчаянных и отчаявшихся молдавских отрядов, решившихся вопреки здравому смыслу, наперекор судьбе и всему прочему, отсидеться и переждать отход судна вдали от города. Я попытался им доходчиво объяснить, что направление, в котором они бредут, ведёт если не к центру Сахары, то туда, где нет ни воды, ни даже жалкой, совсем не спасительной тени от чахлых ветвей пальм... Продержаться там долго не получится, по чисто физическим причинам...
             Я задал вопрос:
            -Допустим, наперекор всему, вам всё же удастся отсидеться где-нибудь в прохладном баре, правда "молча", но что дальше?!
            -Мы постараемся на пароме перебраться через Гибралтарский пролив в сам Гибралтар! А уже оттуда переберёмся либо в Испанию, либо всё же снова в Португалию...
            - Но ведь Гибралтар, это английская территория. Кто же вас туда без визы пустит?! С англичанами эти фокусы-номера не проходят и не пройдут! Думаю, что скорее всего, даже в случае, если вам каким-то чудом и удастся сесть на этот вожделенный паром, то за ваши же деньги этим же паромом  всех вас и отправят в Касабланку обратно! А Касабланка, вполне вероятно, на этот раз тоже откажется вас принимать! И будите мотаться /метаться/ с одного берега Гибралтарского пролива до другого, по аналогии, помните был великолепный фильм "Итальянцы в России".
            - Попытаемся договориться с властями!
            - Ещё раз повторяю: с англичанами такие фокусы не проходят и, ещё раз уверяю вас, не пройдут! 100% гарантия на неудачу этой затеи...
            Часть горе беженцев услышала мои доводы и немедленно вернулась на судно со мной.
            До отхода судна из Марокко в следующий порт оставалось часа полтора.
            Что случилось в дальнейшем с молдавской группой туристов, окончательно решившей здесь остаться и не возвращаться и как там дальше развивались события - ничего не известно!
            Cледующим портом захода в судовом расписании движения судна был Фуншал, расположенный в Атлантическом океане на острове Мадейра. Это один из самых крупных и экзотических островов в группе Азорских островов, принадлежащих, так вожделенной и до сих пор остававшейся такой недосягаемой для молдавских беженцев, Португалии.
            После того, как "Тарас Шевченко" пришвартовался к причалу, стало известно, что не смотря на то, что судно будет стоять здесь двое суток, и в этом порту разрешения на выход в город для групп с молдавскими паспортами дано не будет!
            Правда, оставались ещё три последних захода: порт Ла-Валетта, Мальта, греческий Пирей и турецкий Стамбул. 
            На следующий день, вечером, теплоход отошёл от причальной стенки Фуншала и, покинув акваторию порта, взял курс на остров Мальта, порт Ла-Валетта.
            И... тут... произошло нечто совершенно невообразимое непредсказуемое...
            Доведённые до полного отчаяния от безвыходности сложившейся ситуации люди, люди поставившие на карту своей судьбы всё, абсолютно всё, что у них было - начали... начали...прыгать в воду...
           Прыгали с достаточно большой высоты и с обоих бортов, выпрыгивали из низко расположенных иллюминаторов. Прыгали и выбрасывали в воду свои жалкие пожитки собранные в дорогу...
           Нельзя сказать, что на морских судах отсутствует служба безопасности. Существует, конечно существует. Более того, в неё входит, как правило, несколько человек. Но к такому, совершенно не прогнозируемому развитию событий, фактически к массовому "умопомешательству", практически к групповому суициду,  она, она... оказалась явно не подготовленной...
           С ходового мостика срочно была отдана в машинное отделение команда: "СТОП ОБОИХ ГЛАВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ".
           Стремительно вращающиеся в противоположных направлениях, огромные лопасти  двух гребных винтов, могли просто перемолоть тела плавающих в воде  и попавших под корпус судна людей...
           Отработать задний ход и затормозить движение теплохода по этой же причине было невозможно. И огромный, многотонный пассажирский лайнер, по закону инерции, продолжал двигаться вперёд. Руль был переложен до упора влево, судно легло на циркуляцию, но всё равно "проскочило" значительное расстояние, прежде чем остановиться и лечь в дрейф.
           К очутившимся в воде пришло мгновенное отрезвление.
           Сложившаяся обстановка становилась всё более и более трагической ещё и потому, что именно в этом районе действует сильное отжимное  океанское течение и, всё попавшее в воду, несет не к берегу, а совсем наоборот - уносит, причём именно стремительно уносит в открытый океан...
           В воду полетели спасательные круги. С обоих бортов дополнительно были сброшены надувные плоты. По громкой судовой трансляции была объявлена шлюпочная тревога. Боцман, помощники капитана и матросы срочно расчехляли и готовили к спуску катера и мотоботы.
           Со всех сторон доносились крики тонущих людей:" Капитан!!! Спаси!!! ПОМОГИТЕ!!! СПАСИТЕ!!!" На поверхности воды в огромных количествах плавали денежные купюры, паспорта, документы, одежда, сумки, рюкзаки... И ...люди. Очень много людей...
           На помощь судну от берега устремились и спасательные катера и катера береговой охраны Мадейры. Быстро темнело. Несколько вертолётов мощными прожекторами освещали зону бедствия.
           Собственными  судовыми плавсредствами было спасено около сорока человек. А позднее, португальские спасательные катера подвезли к борту теплохода ещё около двадцати. После того как, обозримое водное пространство было несколько раз тщательно просмотрено, власти Мадейры дали "Тарасу Шевченко" разрешение на продолжение круиза.
           Через два дня на судовую радиостанцию пришло сообщение из Фуншала, что был спасён ещё один человек и было выловлено несколько объеденных акулами трупов...
           В последующих портах заходов судна Ла-Валетта, Пирей и Стамбул, ни один пассажир с молдавским паспортом  разрешение сойти на берег так и не получил...
               


Рецензии