Последние дни лета

От високосного года Крысы не ожидали ничего хорошего, и он оправдал все ожидания. Вершиной   стала истерия по поводу пандемии коронавируса.  Подумаешь, лекарства нет, да у нас от многих болезней нет лекарств,  и не умеют лечить, тем более в глубинке!  А тут и вообще лечить перестали, отменили все плановые операции, закрыли школы, детские сады, старикам приказали  сидеть дома, заставили всех носить маски. Каждый день сообщали число заразившихся, выздоровевших, умерших – не такое и большое по сравнению с другими болезнями.

А в природе всё шло, как обычно, зима сменилась весной, наступило лето. Дождливый июнь, знойный июль, прохладное начало августа. Под самый конец лета установилась тёплая погода, уставшие от затворничества люди устремились на реки, озёра. Рискнули и Елена Петровна с Андреем Николаевичем. Достали пролежавшую два года на дне шкафа надувную лодку, набрали побольше тёплой одежды, ночи всё равно уже холодные, и отправились через Волгу вверх по Иргизу. Шли, как обычно, не торопясь, любовались окружающей красотой, мимо них сновали в обе стороны быстроходные моторные лодки.

На Иргизе остановились в облюбованном месте со столиком, скамейкой между высоких осин. Кто-то держал здесь лагерь каждое лето, но сейчас уже все  уехали. На веревке висит коробка спичек, заботливо упакованная в полиэтиленовый пакет, лежит кучка недожженных  дров.

Стали рыбачить. Андрею попалось несколько сравнительно крупных рыбёшек. Елене не везло. Заходить далеко в воду она боялась, вспоминая последнюю долгую простуду, вода все-таки холодная, не июль. А у берега она вытащила только небольшого окунька и мелкую сорожку – местное название чехони.  На уху наловили, несколько рыбин покрупнее пожарили, поужинали.  Ближе к ночи моторки разъехались. Тишина, ветра нет, вода неподвижная, лишь кое-где расходятся круги от подплывающих к поверхности мальков.  Крикнет чайка, каркнет ворона. Вроде бы не так давно люди жили в таком неторопливом ритме. Обрабатывали землю, пасли коров, овец, коз, держали кур, свиней. Передвигались на лошадях, весельных лодках. Тянет к большим скоростям, разучились видеть и ценить изначальную красоту природы.

Напротив лагеря речушка, соединяющая Иргиз и Ревякку – Сухая Воложка. Андрею давно хотелось пройти по ней до конца, но она не всегда проходима. Два года назад Андрей с Еленой уткнулись в пересохшую песчаную отмель. Было время, когда течение и направление рек почти не менялись. Сейчас на Волге слишком много плотин, они то забирают, то сбрасывают воду, уровень воды в малых реках тоже меняется, течение возле впадения в Волгу то в одну, то в другую сторону. Утром вода поднялась, стоит высоко, можно попробовать пройти.

Взяли с собой только удочки, вошли в речку. Много водорослей, но незагруженная лодка легко передвигается по ним, не застревает. Берега крутые, заросшие камышом, труднодоступные, кое-где только видны тропинки, протоптанные рыбаками.  Местами на воде  лежат широкие круглые листья, желтеют цветы кувшинок.

Вот и отмель. Вода над ней есть, мелко, но плоскодонка пройдет. Для скорости Елена протягивает по мели лодку на шнуре. Речка петляет в разные стороны. Видно впереди ряд высоких деревьев, кажется, что это уже берег Ревякки, а это всего лишь очередной поворот.

Встретилась небольшая песчаная ложбина на берегу, здесь можно пристать и порыбачить. Шустрая рыбья мелюзга бросается на наживку, как только закинешь крючок. Ловить при таком клёве интересно, но вдруг закончились черви. Вот жулики! Расфасовывают в коробки всего по несколько штук, не будешь же в магазине вытряхивать землю и проверять. Пошли назад, к лагерю, чтобы забрать вещи и продолжить  движение к Ревякке.

В третий раз прошли отмель уже груженные. Встретился парень, ловко гребущий одним веслом на серфинговой  доске. Андрей спросил:
- Из Балаково? С Ревякки? Далеко еще до нее?
- Далеко. Я полтора часа шел без остановок.
Да, а на лодке больше двух часов получится.  Зато хотя бы узнали, что проход везде есть, дойти можно.

Довольно скоро парень догнал их, возвращаясь назад.
- Вы спасательный жилет уронили. Вот он.
Андрей с Еленой поблагодарили парня за жилет, двинулись вслед за ним. Он ушел далеко вперед, но издалека было видно,  в какую протоку он сворачивает на развилках, это помогало.

Сначала стал слышен негромкий шум лодочных моторов, потом шум стал громче, открылся широкий проход в Ревякку, рыбак на лодке возле него. Людей и лодок здесь  больше, чем в Иргизе, многие подъезжают на машинах  из Балаково.  Пошли по Ревякке, стали выбирать место для ночевки. Вот хороший спуск к воде, высокий длинный стол со скамейками и каркасом для навеса. Навес снят, но Андрею с Еленой он и не нужен, долго здесь задерживаться они не собираются.

Перенесли вещи, Елена стала устанавливать палатку.  Промокший жилет лежал на сумке, где были спальные мешки,  намочился мешок Андрея. Андрей распоряжается:
- Натяни веревку у костра!
- Сам и натяни, у меня ни руки, ни ноги не шевелятся! Я тебе не нянька!
Последовал полный презрения взгляд:
- Поработала она! Устала! А я как будто ничего не делал! Сиди дома, пиши свои книги!

Перекусили в молчании, стали укладываться, Андрей залез в мокрый мешок. Елена задремала. Через какое-то время  Андрей вылез из палатки, развел костер, стал сушить мешок. Елена звала мужа, предлагала укрыться своим сухим мешком, он не отвечал. Забрался в палатку и уснул Андрей Николаевич уже к утру.

На рассвете супруги поднялись, позавтракали, загрузили вещи в лодку, отправились дальше. На повороте из Ревякки в Иргиз сильное встречное течение несло водоросли, ветки, листья. Андрей греб изо всех сил, но почти не двигался с места, лодку волокло назад. Добрались кое-как до песчаного острова в середине протоки, протащили лодку по мели на шнуре. В Иргизе течение уже в другую сторону, двигаться стало легче.

Андрей заметил прикормленное место, где они хорошо ловили рыбу в свою первую «кругосветную» поездку.
- Порыбачим?
- Не хочу я уже никакой рыбалки. Домой хочу!
- Отправляйся тогда из Тупилкиных Хуторов в Балаково, оттуда на автобусе.
- Вот сам и отправляйся, я доберусь на лодке!

Андрей надулся, взял весла и стал грести, не останавливаясь и отказываясь от предложений Елены его сменить. Пару раз он разрешил ей протащить лодку на шнуре там, где это было возможно. Один раз остановились пообедать. Вышли к Волге ближе к вечеру, а там разыгрался сильный ветер – гуляли беляки – высокие волны с пенными шапками. Лодку швыряло с волны на волну, продвигались очень медленно, но наконец-то добрались до другого берега. А там спокойно,  стоят трое рыбаков с удочками, ловят рыбу. Елена позвонила сыну, он приехал за ними на машине, довез их до дома.

А на другой день погода испортилась, с утра зарядил мелкий осенний дождь.

Лето кончилось.


Рецензии
Сразу догадался, кто такие Елена Петровна и Андрей Николаевич. Добрый вечер, Елена.., ой (!) Галина Павловна! Так вы ещё и ругаетесь в своих походах? Знаете о чём подумалось сейчас. Как подбирают по "психологической совместимости" в полёт экипаж космического корабля. Жесточайший, с учётом всех человеческих нюансов, отбор! Но там Космос и космический корабль, из которого нельзя просто так выйти... покурить. У вас с Сашей всё иначе. И лад и разлад, и снова лад, всё вместе! А лето кончилось... Жаль! Жму на ЗЕЛЕНУЮ. Спасибо за искренность. С уважением и теплом,

Николай Кирюшов   02.09.2023 17:17     Заявить о нарушении
Бывает всякое и не только в походах, характеры очень разные. Но видно что-то крепко держит, если не расстаёмся столько лет.

Галина Вольская   03.09.2023 06:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.