Побоище истребителей

     Жарким летом 1943 года под Курском началась крупнейшая битва, отличавшаяся не только большим размахом и чрезвычайным напряжением, но и огромными потерями, причем начиная с самого первого дня сражений. Однако в данном случае, мы не будем выяснять потери всех родов войск. Мы рассмотрим подробно только потери истребительной авиации 5 июля 1943 года, так как именно этот день стал последним для многих лётчиков обеих сторон.    

     В начале, однако, проясним ситуацию с авиационными группировками советских ВВС и гитлеровских Люфтваффе в районе Курской дуги.

     Начнем, разумеется, с советской авиационной группировки. Основу её составляли 2-я и 16-я Воздушные армии, входившие в состав Воронежского и Центрального фронтов. 2-я Воздушная армия (командующий – генерал С. А. Красовский) располагала 1.030 самолётами, в числе которых было 474 истребителя. 16-я Воздушная армия (командующий – генерал С. И. Руденко) имела 1.151 самолёт, в том числе 526 истребителей.

     Кроме того, для отражения немецкого наступления предусматривалось также привлечение сил 17-й Воздушной армии Юго-Западного фронта. Эта армия (командующий – генерал-лейтенант В. А. Судец ) насчитывала 735 самолётов, в том числе 218 истребителей.

     Обычно в военной литературе, посвященной событиям на Курской дуге, ограничиваются упоминанием только этих авиационных сил. А почему, собственно? Ведь, кроме вышеупомянутых армий, в боях с немецкой авиацией, действовавшей в районе Орла, частично принимали участие и несли потери самолёты 15-й Воздушной армии Брянского фронта. Думается, 15-я Воздушная армия (командующий – генерал-лейтенант Н. Ф. Науменко) по праву заслужила быть упомянутой в числе участников событий 5 июля. Армия имела около 900 самолётов, в том числе примерно 370 истребителей.

     Однако и это ещё не всё: для борьбы с вражеской авиацией в районе Орла был частично задействован и 9-й Воронежский истребительный авиационный корпус ПВО, имевший на вооружении 136 истребителей.   

     Всего, в распоряжении этих четырёх авиационных армий и авиакорпуса имелось около 3.950 самолётов, из них – более 1.700 истребителей! Не правда ли, количество истребителей впечатляет! А всего, советские истребители, сосредоточенные в районе Курского выступа, более чем в 4 раза превосходили по численности истребительную авиацию противника, которая насчитывала всего-то 394 истребителя, в том числе – 55 двухмоторных тяжелых Ме-110.   

     Какими же истребительными соединениями и частями располагала советская авиационная группировка в районе Курской дуги? Давайте, перечислим их.

     Итак, в состав 2-й Воздушной армии входили следующие соединения и части истребителей:
     8-я гвардейская истребительная авиационная дивизия (генерал-майор Д. П. Галунов), в составе которой были 40-й, 41-й, 88-й гвардейские истребительные авиационные полки, 927-й истребительный авиационный полк;
     203-я истребительная авиационная дивизия (полковник К. Г. Баранчук), в составе которой были 247-й, 270-й, 516-й истребительные авиационные полки;
     205-я истребительная авиационная дивизия (полковник Ю. А. Немцевич), в составе которой были 27-й, 438-й, 508-й истребительные авиационные полки;
     256-я истребительная авиационная дивизия (полковник Н. С. Герасимов), в составе которой были 32-й, 91-й, 728-й истребительные авиационные полки;
     294-я истребительная авиационная дивизия (полковник В. В. Сухорябов), в составе которой были 6-й, 183-й, 427-й, 515-й истребительные авиационные полки;
     302-я истребительная авиационная дивизия (полковник Б. И. Литвинов), в составе которой были 193-й, 240-й, 297-й истребительные авиационные полки;
     737-й истребительный авиационный полк из состава 291-й штурмовой авиационной дивизии.

     15-я Воздушная армия имела следующие соединения и части истребителей:
     3-я гвардейская истребительная авиационная дивизия (полковник В. П. Ухов), в составе которой были 32-й, 63-й гвардейские истребительные авиационные полки, 160-й истребительный авиационный полк;
     4-я гвардейская истребительная авиационная дивизия (полковник В. А. Китаев), в составе которой были 64-й, 65-й, 65-й гвардейские истребительные авиационные полки;
     234-я истребительная авиационная дивизия (полковник Е. З. Татанашвили), в составе которой были 133-й, 233-й, 248-й истребительные авиационные полки;
     315-я истребительная авиационная дивизия (полковник В. Я. Литвинов), в составе которой были 50-й, 171-й, 431-й истребительные авиационные полки;
     832-й истребительный авиационный полк из состава 225-й штурмовой авиационной дивизии.

     В составе 16-й Воздушной армии находились следующие соединения и части истребителей:
     1-я гвардейская истребительная авиационная дивизия (подполковник И. В. Крупенин), в составе которой были 30-й, 53-й, 54-й, 55-й, 67-й гвардейские истребительные авиационные полки;
     273-я истребительная авиационная дивизия (полковник И. Е. Фёдоров), в составе которой были 157-й, 163-й, 347-й истребительные авиационные полки;
     279-я истребительная авиационная дивизия (полковник Ф. Н. Дементьев), в составе которой были 92-й, 192-й, 486-й истребительные авиационные полки;
     282-я истребительная авиационная дивизия (полковник А. М. Рязанов), в составе которой были 127-й, 517-й, 774-й истребительные авиационные полки;
     283-я истребительная авиационная дивизия (полковник С. П. Денисов), в составе которой были 56-й гвардейский истребительный авиационный полк, 176-й, 519-й, 563-й истребительные авиационные полки;
     286-я истребительная авиационная дивизия (полковник И. И. Иванов), в составе которой были 165-й, 721-й, 739-й, 896-й истребительные авиационные полки. 

     А в состав 17-й Воздушной армии входили следующие соединения и части истребителей:
     207-я истребительная авиационная дивизия (полковник А. П. Осадчий), в составе которой были 5-й гвардейский истребительный авиационный полк, 814-й, 867-й истребительные авиационные полки;
     288-я истребительная авиационная дивизия (полковник Б. А. Смирнов), в составе которой были 659-й, 866-й, 897-й истребительные авиационные полки;
     295-я истребительная авиационная дивизия (полковник Н. Ф. Баланов), в составе которой были 31-й, 116-й, 164-й истребительные авиационные полки.

     9-й Воронежский истребительный авиационный корпус ПВО (генерал-майор С. Г. Король), имел в своем составе 487-й, 586-й, 826-й, 894-й, 907-й, 910-й истребительные авиационные полки. 

     А теперь рассмотрим силы истребительной авиации, которыми располагал противник для участия в операции «Цитадель»:

     1-я авиадивизия (1.Fliegerdivision), действовавшая в районе Орла, насчитывала 738 самолётов всех типов, в том числе 186 одномоторных истребителей Fw 190 и 55 двухмоторных (тяжелых) истребителей Bf 110: 
     Stab/JG.51 (Obstl. Nordmann Karl-Gottfried);
     I./JG.51 (Maj. Leie Erich);
     III./JG.51 (Hptm. Losigkeit Fritz);
     IV./JG.51 (Maj. Resch Rudolf);
     15(Span.)/JG.51 (Maj. Cuadra Mariano);
     Stab/JG.54 (Maj. von Bonin Hubertus);
     I./JG.54 (Maj. Seiler Reinhard);
     Stab/ZG.1 (Obstl. Blechschmidt Joachim);
     I./ZG.1 (Hptm. Hermann Wilfried).

     В составе 8-го авиакорпуса (Fliegerkorps VIII), оперирующего в районе Белгорода, было 1.043 самолёта, из них – 153 одномоторных истребителя Bf 109:
     Stab/JG.3 (Oberst Wilcke Wolf-Dietrich);
     II./JG.3 (Maj. Braendle Kurt);
     III./JG.3 (Maj. Ewald Wolfgang);
     Stab/JG.52 (Obstl. Hrabak Dieter);
     I./JG.52 (Hptm. Bennemann Helmut);
     III./JG.52 (Hptm. Rall Guenter);
     5/1.V.Szd. (венгерская истребительная эскадрилья);
     5/2.V.Szd. (венгерская истребительная эскадрилья) (Hdg. Gyula Horvath).

     Всего противник имел 1.781 самолёт, в том числе 394 истребителя, из них – 55 двухмоторных тяжелых истребителей Bf 110, которые в основном использовались для бомбоштурмовых ударов и в воздушных боях активной роли не играли.

     И вот, 5 июля 1943 года, в воздухе над Курской дугой развернулись ожесточенные бои, в которых было отмечено множество случаев геройства и самоотверженности лётчиков. Об этом многократно рассказывалось во всех литературных и прочих источниках, посвященных событиям Курской битвы, поэтому нет смысла повторяться. Гораздо полезнее обнародовать результаты действий авиации и хорошенько поразмыслить над ними.   
 
     Прежде всего, отметим, что как советская, так и вражеская авиация продемонстрировали впечатляющую активность. Причем немцы, имея меньшее количество самолётов, умудрились произвести больше вылетов, чем советские лётчики.

     Так, если 2-я и 17-я Воздушные армии на южном фланге совершили 1.720 боевых вылетов, то противостоящий им 8-й авиационный корпус врага – 2.387 боевых вылетов.

     Действовавшие на северном фланге лётчики 16-й Воздушной армии произвели 1.147 вылетов, 15-й Воздушной армии — ровно 200 вылетов, а истребители 9-го корпуса ПВО – всего 39 боевых вылетов. Уточним, что речь идет только о вылетах днем, ночные вылеты здесь не учтены. Противостоящая им немецкая авиация произвела 2.088 вылетов, тоже дневных.

     Разумеется, в течение дня по докладам «Сталинских соколов» было сбито в воздухе или уничтожено на аэродромах большое число вражеских самолётов.
 
     Так, лётчики 2-й Воздушной армии доложили об уничтожении 154 самолётов, в том числе гвардейцы 8-й истребительной авиадивизии генерал-майора Д. П. Галунова одержали 118 воздушных побед (феноменальный рекорд советской истребительной авиации!).

     Соединения и части 16-й Воздушной армии провели 76 воздушных боев и сбили 106 самолетов противника.

     По сравнению с этим, показатели боевой работы 17-й Воздушной армии были гораздо скромнее – на счет лётчиков армии было записано всего 19 вражеских самолётов (13 Ме-109, 5 ФВ-190, 1 ФВ-189), которых они сбили в 18 воздушных боях.

     Истребители 9-го корпуса ПВО провели 2 воздушных боя и уничтожили 6 ФВ-190.

     Явно неудачными можно считать действия лётчиков 15-й Воздушной армии, которые в 1 бою сбили всего лишь 1 ФВ-190.

     Всего, лётчикам 2-й, 15-й, 16-й и 17-й Воздушных армий, а также 9-го истребительного корпуса ПВО было засчитано 286 уничтоженных самолётов врага. Сколько в действительности было потеряно самолётов по данным самих немцев, уточнять не будем – напомню, на этот раз нас интересуют только потери истребителей. Причем даже не самолётов, а исключительно лётчиков.    

     Зато, для сравнения обнародуем следующую весьма любопытную информацию. Так вот, по данным «Журнала боевых действий» всего лишь одной 279-й истребительной авиационной дивизии 16-й Воздушной армии за день 5 июля в районе Ольховатка – Поныри лётчики дивизии провели 21 групповой воздушный бой, сбили 21 немецкий самолёт (3 Ю-88, 3 Ю-87, 12 ФВ-190, 1 Ме-109 и 2 Ме-110). При этом, 92-й, 192-й и 486-й полки этой дивизии потеряли 25 истребителей Ла-5 и 13 лётчиков. Как раз столько же лётчиков и примерно столько же самолетов потеряли все немецкие истребительные части, действовавшие в составе 1-й авиадивизии и 8-го авиакорпуса!   

     Ну, а теперь составим в алфавитном порядке список безвозвратных потерь немецких лётчиков-истребителей. Итак, вот он перед нами:

     Baumgart Hans, Unteroffizier, 2./JG.52, на Bf 109G-6 не вернулся из воздушного боя с 10 штурмовиками Ил-2, северо-западнее Белгород, по некоторым данным, был взят в плен.
     Eggers Leo, 1912 г.р., Hauptmann, Stab III./JG.3, на Bf 109G-4 сбит в воздушном бою с истребителями, северо-западнее Белгород, выпрыгнул с парашютом, но парашют на раскрылся.
     Hauswirth Wilhelm, 1918 г.р., Feldwebel, 8./JG.52, на Bf 109G-4 сбит зенитным огнем, севернее Белгород.
     Hess Edgar, Unteroffizier, 3./JG.52, на Bf 109G-6 не вернулся из воздушного боя, район Белгород.
     Knehs Walter, Oberfeldwebel, 9./JG.52, на Bf 109G-4 сбит в воздушном бою с истребителями, западнее Ольховский.
     Leschkowitz Martin, Unteroffizier, 8./JG.52, на Bf 109G-4 сбит в воздушном бою, район Белгород.
     Lotzmann Manfred, Unteroffizier, 8./JG.52, на Bf 109G-4 сбит в воздушном бою, севернее Белгород.
     Luedtke Heinz, Unteroffizier, 8./JG.3, на Bf 109G-4 из-за отказа мотора произвел вынужденную посадку, северо-западнее Белгород, попал в плен и был убит при попытке к бегству.
     Maddalena Basilio, 1913 г.р., Oberfeldwebel, 1./JG.52, на Bf 109G-6 сбит в воздушном бою с одиночным разведчиком Пе-2, северо-восточнее Томаровка.
     Raukes Egon, Unteroffizier, 3./JG.54, на Fw 190A-5 сбит в воздушном бою, район Карачев.
     Schmitz Hermann, 1913 г.р., Unteroffizier, 3./JG.51, на Fw 190 не вернулся из воздушного боя, район Малоархангельск, по некоторым данным, был сбит истребителями, спасся на парашюте и попал в плен.
     Zibler Emil, 1914 г.р., Feldwebel, 9./JG.3, на Bf 109G-4 сбит в воздушном бою с бомбардировщиками Пе-2, севернее Белгород, произвел вынужденную посадку на фюзеляж и пропал без вести.
     Zuern Helmut, Leutnant, 1./JG.54, на Fw 190A-4 не вернулся с боевого задания, южнее Малоархангельск.

     Итого - 13 пилотов. Подчеркнем, что это были самые большие потери истребителей Люфтваффе за всё время войны на Восточном фронте – до этого дня таких потерь немцы не имели. Казалось бы, есть повод для триумфа, однако не спешите особо радоваться. Тем более, что сейчас мы перейдем к весьма болезненной для нас теме – потерям советской авиации.

     Например, 2-я Воздушная армия потеряла 83 самолёта. Из состава 16-й Воздушной армии на свои аэродромы не вернулись 98 самолётов, из них около 75 истребителей. Тяжелыми были потери 17-й Воздушной армии – 76 самолётов. Потери 15-й Воздушной армии составили 5 истребителей Ла-5, а 9-й корпус ПВО лишился 2 истребителей. Итак, по данным сводок наши общие потери составили 264 самолёта. Правда, некоторые из этих самолётов были в дальнейшем обнаружены на других аэродромах или на местах вынужденных посадок и затем благополучно вернулись в свои части. Однако мы не будем зацикливаться на уточнении потерь самолётов, ведь, как уже говорилось, нас интересуют исключительно потери лётного состава истребительных частей.      

     Разумеется, подавляющее большинство потерь было понесено в воздушных боях. Давайте разберемся, кто же именно сбивал краснозвёздные самолёты.
 
     Начнем с эскадры штурмовиков Schl.G.1, которая произвела 335 боевых вылетов, потеряв в при этом всего 1 Fw 190 и 1 Hs 123. В свою очередь одному из лётчиков эскадры – Fw. Hermann Fischer (3./Schl.G.1) – удалось сбить 1 русский истребитель Ла-5. Вот и всё. Поэтому о какой-то особой роли штурмовиков ФВ-190 в воздушных боях 5 июля говорить нет смысла.   

     Один Ла-5 сбил пилот пикирующего бомбардировщика Ju 87 Oblt. Egbert Jaekel из 2./St.G.2 «Immelmann», по одному Ла-5 сбили экипажи бомбардировщиков He 111 из 7./KG.53 «Legion Condor» и 1./KG.100 «Wiking».
 
     О действиях в этот день эскадры тяжелых истребителей ZG.1 «Wespe» информации мало, по крайней мере, ни успехов в воздушных боях, ни потерь лётного персонала эскадра не имела.

     Что касается венгерских истребителей, то известно, что на Bf 109 они одержали в этот день 5 воздушных побед, однако никаких потерь не понесли.

     Никаких потерь или успехов не отмечено у испанцев из состава 15(Span.)/JG.51. Есть данные, что испанские лётчики были заняты перебазированием на Сещинский аэродром, поэтому, в боевых действиях 5 июля не участвовали. 

     В общем, выходит, что именно немецкие пилоты из JG.3 «Udet», JG.51 «Moelders», JG.52 и JG.54 «Gruenherz» устроили настоящее побоище «Сталинским соколам». В том, что это было кровавое побоище, сомневаться не приходится – вы только посмотрите на этот ужасающий список безвозвратных потерь советских лётчиков-истребителей (потери лётного персонала бомбардировочных, штурмовых и других частей здесь не рассматриваются):

     Антонов Юрий Константинович, 1923 г.р., мл. лейтенант, 297-й истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), на Ла-5 не вернулся с боевого задания.
     Бажанов Вениамин Васильевич, 1922 г.р., мл. лейтенант, 721-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Ла-5 не вернулся с боевого задания.
     Бижко Максим Пимонович, 1921 г.р., мл. лейтенант, 27-й истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), на Як-1 не вернулся с боевого задания.
     Бурындин Иван Степанович, 1921 г.р., мл. лейтенант, 163-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Як погиб в воздушном бою с ФВ-190, район Ольховатка.
     Великанов Пётр Фёдорович, 1918 г.р., лейтенант, командир эскадрильи, 92-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Ла-5 погиб в воздушном бою с ФВ-190 (попал в плен), район Поныри.
     Виноградов Александр Тимофеевич, 1915 г.р., лейтенант, командир звена, 41-й гвардейский истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), на Ла-5 не вернулся с боевого задания.
     Власов Борис Ксенофонтович, 1912 г.р., мл. лейтенант, 508-й заместитель командира эскадрильи, истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), на Як-7б погиб при выполнении боевого задания, район Курск.
     Галяцкий Алексей Федотович, 1916 г.р., лейтенант, заместитель командира эскадрильи и штурман полка, 163-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Як погиб в воздушном бою с ФВ-190, район Колпнино.
     Дмитриев Виктор Николаевич, 1918 г.р., мл. лейтенант, 737-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Як-7б погиб в воздушном бою с Ме-109, район Бутово.
     Дымченко Борис Георгиевич, 1919 г.р., мл. лейтенант, 721-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Ла-5 погиб в воздушном бою.
     Ерканов Павел Иванович, 1917 г.р., мл. лейтенант, 563-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Як-1 не вернулся с боевого задания.
     Жигалов Алексей Фёдорович, 1922 г.р., мл. лейтенант, 53-й гвардейский истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Як-1 не вернулся с боевого задания.
     Залевский Владимир Николаевич, 1918 г.р., капитан, командир эскадрильи, 157-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Як-7 погиб в воздушном бою с ФВ-190, район Малоархангельск.
     Зеленецкий Степан Иванович, 1916 г.р., лейтенант, 487-й истребительный авиационный полк (9-й истребительный авиационный корпус ПВО), на Як-7б не вернулся с боевого задания (погиб в воздушном бою с ФВ-190), район Щигры.
     Каменев Михаил Митрофанович, 1922 г.р., мл. лейтенант, 183-й истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), на Як не вернулся с боевого задания.
     Капран Павел Самуилович, 1919 г.р., мл. лейтенант, 721-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Ла-5 не вернулся с боевого задания (погиб), район Малоархангельск.
     Капчиц Борис Ильич, 1922 г.р., сержант, 183-й истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), на Як не вернулся с боевого задания.
     Карпушев Александр Николаевич, 1922 г.р., лейтенант, 88-й гвардейский истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), на Ла-5 не вернулся с боевого задания.
     Кондратьев Пётр Афанеасьевич, 1922 г.р., ст. сержант, 88-й гвардейский истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), на Ла-5 не вернулся с боевого задания (погиб в воздушном бою с Ме-109), район Долгие Буды.
     Котрусов Ростислав Леонидович, 1918 г.р., мл. лейтенант, 27-й истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), на Як-1 не вернулся с боевого задания.
     Кривин Пётр Иванович, 1922 г.р., ст. сержант, 487-й истребительный авиационный полк (9-й истребительный авиационный корпус ПВО), на Як-7б не вернулся с боевого задания (погиб в воздушном бою с ФВ-190), район Щигры.
     Крицев Яков Иванович, 1916 г.р., лейтенант, командир звена, 486-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Ла-5 не вернулся с боевого задания (попал в плен), район Поныри.
     Кудрявцев Анатолий Михайлович, 1922 г.р., сержант, 50-й истребительный авиационный полк (15-я Воздушная армия), погиб в авиационной катастрофе, район Плавск. 
     Куприянов Леонид Иванович, 1921 г.р., мл. лейтенант, 737-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Як-7б погиб в воздушном бою с Ме-109 (попал в плен), район Бутово.
     Куштурный Степан Александрович, 1919 г.р., мл. лейтенант, 27-й истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), командир звена, на Як-1 погиб в воздушном бою, район Обоянь.
     Кушхов Пито Мигович, 1921 г.р., мл. лейтенант, 896-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Як-1 не вернулся с боевого задания.
     Лебедев Николай Петрович, 1919 г.р., мл. лейтенант, 721-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Ла-5 погиб в авиакатастрофе при посадке.
     Максимов Александр Алексеевич, 1923 г.р., мл. лейтенант, 41-й гвардейский истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), на Ла-5 не вернулся с боевого задания.
     Малецкий Николай Тихонович, 1917 г.р., лейтенант, командир звена, 927-й истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), на Ла-5 погиб в воздушном бою, район Яковлево.
     Мамаев Валерий Ефимович, 1922 г.р., мл. лейтенант, 486-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Ла-5 не вернулся с боевого задания, район Поныри.
     Матяш Анатолий Семенович, 1922 г.р., мл. лейтенант, 163-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Як погиб в воздушном бою с ФВ-190, район Колпнино.
     Медведев Сергей Николаевич, 1915 г.р., мл. лейтенант, командир эскадрильи, 165-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Ла-5 не вернулся с боевого задания.
     Микулин Михаил Андреевич, 1918 г.р., мл. лейтенант, 92-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Ла-5 погиб в воздушном бою с ФВ-190, район Поныри.
     Мирошниченко Виктор Петрович, 1923 г.р., мл. лейтенант, 427-й истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), на Як не вернулся с боевого задания.
     Мисакьян Михаил Константинович, 1922 г.р., ст. сержант, 66-й гвардейский истребительный авиационный полк (15-я Воздушная армия), на Як-1 не вернулся с боевого задания, район Новосиль-Залегощь.
     Молодкин Владимир Геннадьевич, 1917 г.р., лейтенант, заместитель командира эскадрильи, 516-й истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), на Як-1 погиб в воздушном бою, район Томаровка.
     Мячин Максим Семёнович, 1921 г.р., ст. лейтенант, 774-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Як-1 погиб в воздушном бою, район Хитрово – Александровка.
     Нестерцев Фёдор Васильевич, 1919 г.р., мл. лейтенант, 192-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Ла-5 погиб в воздушном бою с ФВ-190, район Глазуновка.
     Нечаев Иван Гурьянович, 1921 г.р., мл. лейтенант, 40-й гвардейский истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), на Ла-5 не вернулся с боевого задания, район Готня-Яковлево.
     Никишаев Василий Иванович, 1922 г.р., мл. лейтенант, 721-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Ла-5 не вернулся с боевого задания (погиб), район Касторное.
     Овсиенко Андрей Михайлович, 1915 г.р., капитан, командир эскадрильи, 486-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Ла-5 не вернулся с боевого задания, район Поныри.
     Овчинников Виктор Фёдорович, 1923 г.р., мл. лейтенант, 486-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Ла-5 не вернулся с боевого задания, район Поныри.
     Олифиренко Алексей Степанович, 1922 г.р., мл. лейтенант, 54-й гвардейский истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Як-1 не вернулся с боевого задания.
     Омельченко Василий Петрович, 1922 г.р., ст. сержант, командир звена, 183-й истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), на Як не вернулся с боевого задания.
     Орехов Николай Михайлович, 1921 г.р., мл. лейтенант, 160-й истребительный авиационный полк (15-я Воздушная армия), на Ла-5 не вернулся с боевого задания.
     Панченко Александр Игнатьевич, 1919 г.р., мл. лейтенант, 41-й гвардейский истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), на Ла-5 не вернулся с боевого задания.
     Пелипец Денис Алексеевич, 1909 г.р., майор, командир полка, 486-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Ла-5 не вернулся с боевого задания (погиб в воздушном бою с ФВ-190), район Поныри.
     Плотников Владимир Михайлович, 1910 г.р., майор, командир полка, 347-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Як-9 погиб в воздушном бою с ФВ-190, район Малоархангельск.
     Подобуев Георгий Александрович, 1919 г.р., мл. лейтенант, 192-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Ла-5 погиб в воздушном бою, район Змиевка.
     Поляков Пётр Петрович, 1921 г.р., мл. лейтенант, 192-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Ла-5 погиб в воздушном бою, район Поныри.
     Причистенский Игорь Константинович, 1922 г.р., мл. лейтенант, 40-й гвардейский истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), на Ла-5 не вернулся с боевого задания, район Готня-Яковлево.
     Реньяков Пётр Семенович, 1921 г.р., мл. лейтенант, 54-й гвардейский истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Як-1 погиб в воздушном бою, район Малоархангельск.
     Рожков Александр Михайлович, 1920 г.р., мл. лейтенант, 486-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Ла-5 не вернулся с боевого задания, район Поныри.
     Савельев Михаил Васильевич, 1920 г.р., мл. лейтенант, 519-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Як-7б не вернулся с боевого задания.
     Сазонов Вадим Алексеевич, 1922 г.р., лейтенант, заместитель командира эскадрильи, 192-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), погиб в воздушном бою с ФВ-190, район Глазуновка.   
     Сиваев Нестер Павлович, 1922 г.р., мл. лейтенант, 192-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Ла-5 погиб в воздушном бою с ФВ-190, район Глазуновка.
     Скоблов Николай Фёдорович, 1922 г.р., мл. лейтенант, 508-й истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), на Як-7б не вернулся с боевого задания.
     Смыслов Борис Владимирович, 1914 г.р., ст. лейтенант, командир эскадрильи, 127-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Як-1 не вернулся с боевого задания (погиб), район Ясная Поляна.
     Степанов Василий Иванович, 1920 г.р., мл. лейтенант, 508-й командир звена, истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), на Як-7б погиб при выполнении боевого задания, район Прохоровка.
     Стрижинов (Срыжанов) Борис Дмитриевич, 1922 г.р., мл. лейтенант, 721-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Ла-5 не вернулся с боевого задания.
     Сысоев Василий Павлович, 1920 г.р., мл. лейтенант, 183-й истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), на Як погиб в воздушном бою, район Белгород.
     Сычев Николай Иванович, 1923 г.р., мл. лейтенант, 193-й истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), на Ла-5 погиб в авиакатастрофе, район Короча
     Талаев Евгений Павлович, 1922 г.р., мл. лейтенант, 192-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Ла-5 погиб в воздушном бою, район Глазуновка.
     Трипутин Дмитрий Миронович, 1922 г.р., мл. лейтенант, 721-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Ла-5 не вернулся с боевого задания (погиб), Орел.
     Трищинский Рихард Иосифович, 1919 г.р., ст. сержант, 164-й истребительный авиационный полк (17-я Воздушная армия), на Ла-5 не вернулся с боевого задания, район Рогань.
     Чуйко Николай Иванович, 1921 г.р., мл. лейтенант, 508-й истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), на Як-7б не вернулся с боевого задания.
     Шкуро Александр Петрович, 1918 г.р., мл. лейтенант, 563-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Як-1 не вернулся с боевого задания.
     Штыцко Борис Емельянович, 1921 г.р., мл. лейтенант, 896-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Як-1 не вернулся с боевого задания.
     Щетинкин Василий Иванович, 1917 г.р., лейтенант, заместитель командира эскадрильи, 163-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Як погиб в воздушном бою с ФВ-190, район Колпнино.
     Юдин Пётр Гаврилович, 1922, мл. лейтенант, 88-й гвардейский истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), на Ла-5 не вернулся с боевого задания.
     Яковлев Вячеслав Фёдорович, 1917 г.р., лейтенант, 88-й гвардейский истребительный авиационный полк (2-я Воздушная армия), на Ла-5 не вернулся с боевого задания (умер от ран), район Беленихино.
     Якунин Иван Никитович, 1922 г.р., мл. лейтенант, 127-й истребительный авиационный полк (16-я Воздушная армия), на Як-1 не вернулся с боевого задания, район Ясная Поляна.

     Как видим, в список включены лётчики истребительных полков не только 2-й и 16-й Воздушных армий, но и 15-й и 17-й Воздушных армий, а также 9-го истребительного авиационного корпуса ПВО. Думается, для этого есть все основания, так как все они участвовали в боях 5 июля.   

     Что ж, теперь пора подвести итог. А он просто шокирующий: на 13 потерянных немецких лётчиков-истребителей приходится около 75 советских лётчиков-истребителей. То есть, мы потеряли в 6 раз больше, чем противник! Как же так могло произойти? Почему? Кто виноват в этой трагедии? Может быть сами лётчики, большинство которых имело весьма слабую профессиональную подготовку? А может быть авиационные командиры неправильно и плохо руководили? В общем, вопросов много и, при желании, многие здравомыслящие читатели могут сами найти ответы на них. 
 
     Разумеется, некоторые злобствующие рецензенты (а такие есть и немало!), вместо желания объективно разобраться в причинах, разразятся в очередной раз проклятиями в мой адрес и начнут утверждать, что всё написанное мной ложь и не соответствует действительности. Поэтому повторяю снова – я всего лишь историк, пользующийся в своих исследованиях исключительно документальными данными, как отечественными, так и «вражескими». А если кто-то сомневается – что ж, проверьте сами сообщенную мной информацию. Для этого в вашем распоряжении есть «Журналы боевых действий» дивизий и полков, полные персональные данные летчиков, включая фамилии, имена-отчества и даты рождения.

     Справедливости ради, добавлю, что, возможно, кое-кто из указанного списка не погиб и позже вернулся в свою часть. Если обнаружите таких – сообщите мне, пожалуйста, я охотно вычеркну их из этого скорбного списка. И, может быть, соотношение потерь хоть не намного, но уменьшится…   


Рецензии
Сильная история про гибель сталинских соколов. Лишний раз подтверждает, что или подготовка русских летчиков была из рук вон или немцы были талантливыми пилотами. Впрочем, в 1944 году ряды немецких истребителей сильно проредили летающие крепости и Тандерболты союзников, сила на силу.

Александр Никишин   19.11.2023 17:36     Заявить о нарушении
Верно, именно авиация союзников нанесла опустошительные потери Люфтваффе.

Олег Каминский   19.11.2023 20:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.