Об имидже города, городском просторе и прочем вздо

Об имидже города, городском просторе и прочем вздоре

Обращаю сразу же ваше внимание, что в рассматриваемом ниже воззвании Центра истории Винницы (ЦиВ) нет ни слова, ни буквочки о заявленной А. Федоришеном концепции (системе предполагаемой сущности экспозиций) «Музея Винницы»:

«Натомість у стінах садиби йтиметься про життя міста у першій чверті ХХ століття з акцентом на події Української революції у Вінниці та їх сприйняття городянами.» Запомните:  н и ч е г о  другого, кроме как «о жизни города в первой четверти ХХ столетия с акцентом на события Украинской революции в Виннице и их восприятие горожанами» в Музее не намечается!

Держа в голове эти «пророческие» слова, вы без труда поймёте, как рождается фарс, в котором постоянно присутствуют взявшиеся за руки лукавство и нарушение общепринятых этических норм.

Лучше, конечно, было бы А. Федоришену остановить М. Геркалюка в том интервью от 23 июня 2019-го года словами А. С. Пушкина «Не требуй от меня опасных откровений» (Мой друг, 1821), но так хотелось удивить читателей VежИ оригинальностью своих замыслов! В полной уверенности, что читатели всё быстро забывают…

В в е д е н и е.

Вырвавшееся ненароком откровение (см. выше) одного из богов, обитающих на Олимпе винницкой исторической науки, после моей публикации от 18.08.2020 вызвало, как мне представляется, некоторый переполох в ЦиВ. (Не исключено, что я переоцениваю внимание, оказываемое моей публицистике — и отсутствие упоминания о ней  отражает всего лишь истинную, высокомерную позицию ЦиВ). О каком «Музее Винницы» может идти всерьёз речь, если акцент (ядро) его экспозиции будут составлять несколько лет существования УНР или - предположим, что это близко к правде - четверть века из многовековой истории города?, - спрашивал я.

ЦиВ решил выкрутиться из неприятной ситуации, в которой оказались нынешние и будущие организаторы музея, и «свалить» всё на народ. Была объявлена «игра В ассоциацию» (известная уже более десяти лет и изобретённая не затейниками из ЦиВ — см. https://sociation.org/ , есть ещё игры НА ассоциации —  https://mama-pomogi.ru/sposobnosti/myshlenie/igry-na- , но  обо всём этом ЦиВ умалчивает), чтобы потом пытаться доказать: мол, народ (коллективный разум, как это подразумевается в предлагаемой игре) такую концепцию музея «одобрям» (помните сию оценку «единодушия» советских депутатов в Верховном и всех прочих советах, и так далее).

Кстати, вопросы, предложенные в разбираемой нами «игре в ассоциацию», так же подходят к играм, описание которых можно посмотреть по указанным выше ссылкам, как футбольные правила к игре в прятки. По сему поводу остаётся лишь ещё раз напомнить золотые слова канадского писателя Лоуренса Питера (1919-1990): «Каждый служащий стремится достичь своего уровня некомпетентности ...»

                ***

Как серьёзно ведётся обсуждение чего-то спорного можно проследить на любом винницком сайте. Самый последний пример — по моей, упомянутой выше, статье «И вновь продолжается бой...»

Ilyana K. - киевлянка винницкого (старогородского) замеса, очень дельная (судя по телеграфному стилю её строчения):
«Ух ты!» - отреагировала она смайликом: с широко открытыми глазами, разинутым ртом - на эту статью. А потом: «Чому б вінничанам не проголосувати? [+ смайлик, улыбающийся её насмешливому, надо полагать, вопросу — Н. К.]. Муз іст міста - ідея хороша. Тільки, якщо це не чисто іст Єрусалимки. :))) Ідея ЦІВ мені особисто більш симпатична за низкою причин.»   (FB Вінниця цікава, 21. 08.20.)

Действительно, почему бы винничанам не проголосовать? Правда, «за» или «против» чего проголосовать — это она держит (как и много чего скрывающий ЦиВ) в секрете. Но смайлик вставила, довольная собственной «остротой». А потом сразу же стала серьёзной, деловой: «Муз[ей] ист[ории] города — идея хорошая.» Краткость, сразу видно, сестра её таланта. Однако того, что названный музей уже не идея, а втихаря свершившееся дело — этого не поняла, что ли? Но не забыла всё же выставить условие: «Только, если это не чисто ист[ории] Ерусалимки.» (забыв указать, что - это её мираж, потому что никто такое не предлагал). И так как последнее - вымышленное ею самою - предложение ей же представилось ну просто убийственно смешным, дополняет его многоточием и тремя скобками, открытыми в сторону разделительного знака препинания. Я в emoticons не силён, стараюсь всё выразить словами, но предполагаю, что это, вероятно — изображение гоготанья, гомерического хохота. Идея ЦиВ ей, видите ли, лично более симпатична по ряду причин, да вот перечислить их нет никакого желания. Мол, всё равно, «им, гагарам, недоступно...»  И никто ей не возразил, никто не удивился такому способу «отметиться» — п р и в ы к л и.

Вот на подобном уровне слышу я резонанс в ответ на поверхностное прочтение моих статей. Суть их мало кого интересует. «Сам виноват, - корю я себя: пиши просто, упрощённо, тривиально (нет, это слово не подходит), элементарно (тоже не очень к месту), примитивно…» Ну не могу я, не умею!

Так вот, если затейница из ЦиВ рассчитывает на то, что ответы на её мало продуманные вопросы будут более аргументированными, её ждёт разочарование.
Почему я «обидел» сочинённые ею вопросы — сейчас объясню.
               
 
                З А Т Е Я  Центра истории Винницы.

                Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!
                — Из трагедии «Фауст» (1808) Иоганна Вольфганга Гёте (1749-1832).
                Слова Фауста (ч. I, сцена 4 «Кабинет Фауста»).

25 августа 2020 г. Центр истории Винницы  привлёк внимание своих читателей следующим сообщением:

«Увага! Опитування.
У цю мить в історичній садибі Боруха Львовича створюється Музей Вінниці. Інституція такого штибу стане свідченням зрілості нашої громади, репрезентуватиме образ міста та плекатиме ідентичність вінничан.
У процесі розробки наукової концепції ми вивчаємо спільне уявлення городян про Вінницю і тому звертаємося до вас з проханням допомогти. Ми розробили короткий запитальник, у якому йтиметься про ваше «вінницьке» бачення майбутнього Музею міста.

З нетерпінням чекаємо на відповідь!
Долучайтесь до команди творців Музею Вінниці.»

Вы ещё не поняли? «В это мгновенье в исторической усадьбе Боруха Львовича создаётся Музей Винницы.» Так разве не достойна культурная институция (заведение) «такого масштаба» цитаты, а именно — слов Фауста из условий его сделки с дьяволом?! Ведь эта институция будет «представлять образ города и пестовать идентичность винничан». Оно, конечно, мало кому понятно по смыслу, как это возможно экспозицией о «временной столице УНР» (пусть даже шире: о жизни «города в первой четверти ХХ столетия»)  отобразить образ города и лелеять идентичность винничан, но зато какова торжественность стиля! Ей богу, не ожидал наличия такой удали у скромной обаятельной сестры милосердия (по всем данным, это её пера творенье)...

Уже на утро следующего дня появились около 40 «лайков»!
И — реклама этой «игры» в сотрудничающей с ЦиВ газете «VежА». Повторяю вещие слова (авторство в «VежЕ» уже открыто), чтобы вы ещё раз попытались понять эти непонятно на какой основе возникшие заключения о репрезентативности, лелеяньи идентичности и т. д.:
"– В історичній садибі Боруха Львовича створюється Музей Вінниці. Інституція такого масштабу стане свідченням зрілості нашої громади, репрезентуватиме образ міста та плекатиме ідентичність вінничан,– розповіла Олеся Коваль, заступниця директора з музейно-виставкової роботи. – У процесі розробки наукової концепції ми вивчаємо спільне уявлення городян про Вінницю і тому звертаємося до вінничан з проханням допомогти. Ми розробили короткий запитальник, у якому йтиметься про ваше “вінницьке” бачення майбутнього Музею міста."
Пора познакомиться с вопросником и постараться дать аргументированные ответы. Но поначалу следует ознакомиться с кратким предисловием, как бы инструкцией к работе над вопросами, сформулированными в ЦиВ.

«Музей Вінниці: гра в асоціацію» [игра во взаимосвязь? — Н. К.]
[Здесь употреблено слово, по смыслу, из психологического словаря. В последнем, по типу образования, различают несколько видов ассоциаций: ассоциации по сходству, по контрасту, по смежности в пространстве и времени, причинно-следственные ассоциации. Затейники из ЦиВ предлагают нам, судя по отсутствию ограничений, поиграть с ними в любые виды ассоциаций.]

«Для того, аби вправно відтворити образ міста у Музеї Вінниці, ми потребуємо думки кожного. Тож для початку запрошуємо доєднатись до короткої розмови. Дозвольте собі зрелаксувати та пофантазувати, адже ваша уява – це ключ до майбутнього.» [«зрелаксувати та пофантазувати» переводится как «войти в расслабон и пофантазировать» - совет весьма дельный: только позволив себе такое состояние тела и ума, можно дать ответ на «столь тщательно» сформулированные вопросы — найти потерянный «ключ к будущему» - Н. К.].

«Тисніть "Далі" та переходьте до запитань.» Итак, нажав «Дальше», переходим к вопросам.

1. - В каком ключе Музей Винницы ассоциируется у вас с современностью?

Выражение  «в каком ключе» по-русски означает  «в каком тоне, в манере чего» (исходно - от понятия «ключ» в музыке, а по-украински (см. Толковый украинский словарь) «ключ» - также «территориально-хозяйственная единица большого помещичьего владения…, которая имела свою администрацию...»
Так вот, если читать вопрос переведенным на русский язык, то мой ответ - «н и к а к» (с учётом планируемой экспозиции). Если читать в оригинале - по-украински-, то ответ не столь резко отрицательный… Поэтому некоторая связь современного состояния и тем более, как всегда, в тайне намечающегося, «з тым ключэм» просматривается.

Резюме: в целом этот вопрос можно назвать  з а п у т а н н ы м.

2. - Может ли Музей Винницы влиять на имидж города? Если да, то как именно?

Начну ответ по-одесски: с вопроса на вопрос. С какой целью здесь употреблено английское слово «imagе»? В украинском языке не хватило слов («образ», даже — «уява»)? Напомню, что слово «имидж» обозначает целенаправленно формируемый образ (какого либо лица, явления, предмета, учреждения, пр.), призванный оказать эмоционально психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы, и т. п.

Предполагаю, что иностранное слово здесь вставлено по трём причинам:
а) сразу же намекнуть, что открытие «Музея города Винницы» получит международный отклик;
б) слово «образ» может быть воспринято как русское (хотя оно — и украинское тоже), а это в нынешней Украине — уже преступление;
в) слово «уява» обозначает также «воображение». Что, в свою очередь, может намекнуть на фантазии создателей экспозиций музея, их слишком вольные истолкования исторических фактов.

Мой ответ: во многом — н е г а т и в н о. При следовании заявленной сути музейной экспозиции большинство посетителей будет  р а з о ч а р о в а н о, потому что такой оригинальности («вырезки») они от музея - по опыту посещения других городских музеев - не ожидали. Та же часть посетителей, которая скульптурой С. Петлюры у входа будет подготовлена к подобной экспозиции, покинет музей просто в некотором  н е д о у м е н и и: « Это Музей города или…? Так так бы и назвали!»
Наконец, знатоки уже в Музее начнут задавать его сотрудникам  к а в е р з н ы е  вопросы…

Что касается имиджа города, то, повторяю, он повысится только в воображении замышлявших Музей именно таковым. В целом — останется прежним, каковым был и до создания этого Музея. В глазах специалистов-историков — «ни в каком ключе не ассоциированным» с имевшими место событиями в многовековом прошлом города, а значит — п о х у ж е в ш и м.   

Резюме: в целом этот вопрос можно назвать  б о л ь н ы м,  отражающим назревшую, но трудную для разрешения задачу.

Судите сами. Многие десятилетия (со времени Октябрьского переворота 1917-го года) провинциальная Винница была известна как город Николая Ивановича Пирогова и Михаила Михайловича Коцюбинского. Великий хирург, анатом, педагог, общественный деятель и классик украинской литературы, европеец в самом лучшем понятии этого слова, полиглот, автор знаменитой повести «Fata morgana» - с этими известными всему миру выдающимися личностями город породнился навечно.

Но после того, как Украина стала Независимым государством, как исчез государственный антисемитизм, выяснилось, что с Винницей связаны также имена лауреата Нобелевской премии Зельмана Абрахама Ваксмана — одного из величайших благодетелей человечества, Натана Исаевича Альтмана — художника - авангардиста мирового уровня, Матвея Петровича Бронштейна — физика-теоретика, видного исследователя квантовой теории гравитации, убитого энкаведистами в возрасте 32-х лет.
Со скрипом включили и их - ранее практически не упоминаемых - в перечень знаменитых винничан; именем первых двух даже назвали улицы на задворках города.

Но не хватало «изюминки». Не выдавать же за таковую  в т о р ы е  в мире (после Катыни) раскопки тайных захоронений НКВД, проведенные во время оккупации города нацистами! Пытаются «раскрутить» руины ставки фюрера, но руководство города понимает, что это, выдаваемое за что-то —  не что иное, как блеф, к тому же не шибко прибыльный, да и дурно пахнущий. В Польше — в сотню раз более сохранённое и распиаренное бывшее  г л а в н о е  логово зверя (Wolfsschanze).

Выручил поющий фонтан ROSHEN, подстегнувший туристический «хадж» к сей наибольшей в Европе плавающей установке, синхронизирующей струи воды Южного Буга с музыкой, светопроекцией и лазерными лучами.
Но и тут возник горький привкус от дара городу, принесенного королём сладостей. Появилась и продолжает появляться всё возрастающая информация о том, что сооружено это на украденные у государства деньги (причём, только на малую часть таковых!). И хотя следственные и судебные органы по этим обвинениям пока ни к какому выводу не пришли, а струи фонтана по-прежнему достигают 60-метровой высоты, сила притяжения этого чуда заметно померкла.

Не украсила имидж Винницы и  п е р в а я  в  м и р е  скульптура мрачно-задумчивого Симона Петлюры. Посему и начали, в слабой надежде на прорыв, превозносить - задолго до его открытия - «Музей Винницы». Топорно, неуклюже, аляповато, «ассоциативно» с чем угодно ...

3. - Чи може Музей Вінниці впливати на навколишній міський простір? Якщо так, то як саме?

Странная формулировка вопроса: может ли Музей Винницы влиять на окружающий городской простор? Если да, то как именно?
Без разъяснений трудно, почти невозможно дать вполне соответствующий вопросу ответ. Попытаемся предложить несколько вариантов ответа.

а) Ещё как повлияет: простор вокруг красивого здания музея - бывшей усадьбы Боруха Львовича - расчистят, снеся те неказистые строения, которые мешают рассмотреть строение со всех сторон (на дроны посетителей - чтобы увидеть хорошо видимое на фотографиях, снятых сверху - не посадишь).

б) Учитывая, что уникальностью своей экспозиции-вырезки «Музей Винницы» будет, словно магнитом, притягивать посетителей со всего мира («Сюда по новым им волнам/ Все флаги в гости будут к нам,/ И запируем на просторе…», как предвидел А. С. Пушкин ещё в 1834 г. в «Медном всаднике»), к музею проведут дополнительные наземные и подземные (катакомбы) пути. Что касается системы шлюзов, с помощью которых корабли могли бы подыматься от туристического порта на Южном Буге до причала «Музейный», то тут единого мнения в мэрии пока не сложилось. Есть сторонники расчистки территории здания бывшего почтамта под вертолётную площадку и доставки посетителей музея прямо «с корабля на бал» (опять А. С., но уже из «Евгения Онегина», гл. 8), пардон, на ежедневные пиры в «Музее временной столицы».

в) Наконец-то, появится веский повод сравнять с землёй ненавистную не только руководителю ЦиВ (о чём он заявлял не раз ещё в самом начале воплощения своей мечты об этом музее), но и всем нам громаду «Укртелекома». На образовавшейся Ново-Музейной площади можно будет привольно располагаться реконструкторам событий времён УНР, проводить митинги поддержки новых переименований улиц в честь тех, кто, маскируясь под антибольшевистских повстанцев, бесчинствовал в те не во всём славные годы, а также праздновать вместе с народом удавшиеся очередные охмурения его же самого, не отягощённого, как и руководство ЦиВ, историческим чутьём. «То ли дело на просторе / Друга к сердцу прижимать!» (А. В. Кольцов, «Бегство», 1838.)
 
Ничто не должно мешать развернуться «Музею Винницы» во всю мощь, его создателям творить, не стесняя себя напоминаниями со стороны о более важных событиях в истории города, чем два с небольшим месяца случайного пребывания так называемой столицы УНР. Их, создателей музея «...ум, любя простор...» (тот же А. С. Пушкин в той же 8-й главе того же «Евгения Онегина») - и время это покажет - способен на многое.

P. S. Нервных прошу не волноваться: простор перед «Музеем Винницы» с юга завершится как раз у полуразвалины, у бывшей синагоги Райхера, с её ставшей уже знаменитой фасадной Стеной плача имени сына Давида, свершившего - ничтоже сумняшеся - сие архитектурное чудо.

Резюме: как уже сказано выше, вопрос  с т р а н н ы й.

4. - Чи може Музей Вінниці впливати на культурно-мистецьку атмосферу міста? Якщо так, то як саме?

Уверен, что автор этого вопроса сама не понимает суть выспрашиваемого: что' конкретно подразумевается под «культурно-художественной» атмосферой города, на которую в состоянии (или — нет) влиять «Музей 70-ти дней винницкой жизни столетней давности».

Резюме: этот вопрос надо  п о с т а в и т ь  п о д  в о п р о с  (считать ненужным, не искусным, а - искусственным, то есть, неестественным).

5. - Що у Музеї Вінниці має побачити дитина-вінничанин/ка?

Тут я могу ответить только словами Петра Егорыча Мелузова - молодого человека, ожидающего, после окончания университета, учительского места. Это — в ответ на вопрос Александры Николавны Негиной - молодой актрисы провинциального театра: как ей, мол, поступить? «И я не знаю: я в таких вопросах не компетентен.» (А. Н. Островский. Таланты и поклонники: комедия, 1881).
 
Коли кто ответит, тот должен объяснить мне, нынешних детей Винницы не знающему, как им удалось определиться с тем, «что должен увидеть», не зная ни возраста этих, наличествующих в вопросе, детей, ни конкретных задумок организаторов музея? И почему только ребёнок - винничанин/ка? А иногородние дети? А дети из разных стран? Где индивидуальный подход к каждому ребёнку, каковой завещали нам Константин Ушинский, Антон Макаренко и Василь Сухомлинский?!

А если купит билет и не посмотрит на то, что «должен увидеть» — как поступать в таких случаях? Наказать и ткнуть носом в «должное увидеть»? Тут уже историческое воспитание скрещивает казацкие сабли украинских полков имени гетманов Павла Полуботка или Костя Гордиенка со штыками Красного казачества Виталия Примакова … Сложно, очень сложно!

                ***

Я же рекомендую пока что посетить с детьми паб, что наискосок напротив бывшего особняка Боруха Львовича - будущего музейного здания. Поесть с детьми сладкой вкуснятины, запить её ароматнейшими лимонадами, а заодно и познакомиться в общих чертах с намечаемой экспозицией так называемого «Музея Винницы».
 
Портреты руководителей ЦиВ выставлены там также. О сестре милосердия я уже упоминал; кроме того, командующий КП (коммунальным предприятием) - также скромно, как и его заместительница по музейно-выставочной работе - представился в форме рядового бойца Легиона УСС (украинских сечевых стрельцов), заместитель по научно-просветительской работе — во френче артиллериста Галицкой Армии (с нашитыми на френч зубчатками, по-русски — петлицами особого типа)  и с головным убором тренч-кеп с кокардой Армии УНР. Ещё один сотрудник — в форме Российской императорской армии, на голове — тренч-кеп с офицерской кокардой, а на рукаве у него — тризуб красного цвета, обозначающий принадлежность к артиллерии. Что касается обувки, то и тут почти всё «взаправду»: у солдата — ботинки с обмотками, у офицера — сапоги. Лишь тот, что в форме, похожей на таковую рядового бойца, натянул на ноги сапоги (вероятно, трофейные).

Я рассказываю об этом только потому, что не каждый официант в пабе сможет вам помочь, если ваш любознательный ребёнок задаст вопрос по обмундированию.
Обращаю ваше особое внимание на то, что обозрение красочного оформления паба — бесплатное.

Подумайте теперь, куда идти сначала: в паб или в музей, тем более, что паб через месяц будет отмечать первую годовщину своей известности, а в будущих помещениях музея всё ещё сыплется с потолка и со стен штукатурка, полы «украшают» трещины и выбоины, что же касается наружных стен, то лучше о них вообще не упоминать.

Паб, куда я рекомендую вам сходить ещё до посещения планируемого музея, позиционирует себя без всяких недомолвок:
«Кінь у протигазі» – це історичний паб, присвячений подіям на початку XX століття, коли Вінниця кілька разів ставала столицею УНР, коли в Європі гримів джаз, а в Україні – бойові гармати, життя вирувало, а веселе та трагічне поєднувалося в один картатий візерунок» (https://horseingasmask.com.ua/  ).

Угадываете поразительное сходство с до сих пор неосуществлёнными планами ЦиВ? Уверен, что паб, торжественное открытие которого состоялось 29-го сентября 2019,  консультировался, при оформлении как «Офицерского», так и «Солдатского» залов, с сотрудниками ЦиВ. И - это уже точно известно - коллектив ЦиВ вкусил (так сказать, изведал на собственном опыте) удовольствия, предлагаемые посетителям паба, будучи среди первых приглашённых на празднество.
«Какое торжество готовит новый паб? Куда текут народа шумны волны?», - никто из ЦиВовцев не спрашивал, несколько перефразировав «Умирающий тасс» (1817)  Константина Николаевича Батюшкова (1787-1855). Всё им, вовлечённым в выбор эстетического вида помещений паба, и так было ясно. И все согласились с тем, что задумка оказалась воплощённой наилучшим образом.

Вот тогда-то руководитель ЦиВ впервые пожалел о вырвавшемся у него за три месяца до того откровении, начинавшемся словом «Нато'мість...» - по-русски, вместо того, него (см. выше). Вместо Музея, оказывается, можно при посещении паба не только узнать достаточно о событиях «начала ХХ столетия, когда Винница несколько раз становилась столицей УНР», но и усладиться любимыми блюдами Симона Петлюры и Юзефа Пилсудского (https://bit.ua/2019/10/polityky-pochatku-xx-st/ ).

Более того, в пабе висит картина, изображающая чокающихся рюмками Юзефа Пислудского и Симона Петлюру (https://horseingasmask.com.ua/#about ). Эти экспансивно выписанные портреты глав находившихся одновременно в противоборстве и дружбе государств, без сомнения, особо впечатлили руководителя ЦиВ. Вспоминаю, как он признавался, что - при усердном изучении в архиве подшивки газеты «Хвиля» за 1919-1920 годы - его первым открытием было «візуальне підтвердження візиту Петлюри та Пілсудського до Вінниці. Коли читав публікацію, мурашки бігали по тілу.» (http://www.vin-gazeta.net/82-portret/3302 ). Так вот вообразите себе то ощущение озноба, которое явилось ему при созерцании картины в тёмных тонах. «То туда бегут мурашки, то сюда, / После общего весёлого труда ...» (Демьян Бедный, 1883-1945 — О Митьке-бегунце и об его конце.)

Так - в одно мгновение - паб оказался уже не только любезным соседом Музея, но и — неожиданным конкурентом.
Однако отказываться от своей мечты руководитель ЦиВ не стал. В одном из своих интервью пять лет тому назад он утверждал, что ему в жизни везёт по той причине, что он рождён в Виннице в год Козы под созвездием Тельца. Это единение «дважды рогатого» играет ему на руку, поэтому он всегда достигает желанного (Вінницька газета, 13 лютого 2015).

И ещё интересно, что уже в то время, когда ЦиВ ещё не существовал (Центр, в свою очередь, был рождён 24 февраля 2017-го года, вероятно, также при многообещающем взаимном расположении небесных светил), будущего руководителя ЦиВ уже волновала судьба бывшей усадьбы: «Цю садибу в 1913 році збудував для себе «сталевий король Вінниці», підприємець та один із найбагатших вінничан того часу Борух Львович. Балкон та кілька кімнат будинку в катастрофічному стані, а розпорядники приміщення нічого не можуть вдіяти з цим, бо законодавство забороняє аматорське втручання. У держави ж коштів на реставрацію немає…». Да, вот уж что точно родилось не под счастливой звездой — это усадьба Боруха Мошковича Львовича! Как чувствуется это особенно сейчас!

Резюме: этот вопрос как-то сам собой переродился в вопрос  ж и з н и  или  с м е р т и.
 
6. - Про що має дізнатись у Музеї Вінниці гостя/гість з іншого міста України?

Ответ прост. Гости НЕ из Киева, Житомира, Сарн, Жмеринки, Проскурова (Хмельницкого), Камянец-Подольского, Ровно, Станислава (Ивано-Франковска), польского Тарнува поймут, что им остаётся только облизываться: такого Музея им в жизни не иметь. А вот гостям из бывших временных столиц УНР станет ясно, что под лежачий камень вода не течёт: надо действовать — и на их улице Петлюры будет праздник (в Киеве, Житомире, Ивано-Франковске, Камянец-Подольске улицы Петлюры уже есть, там можно начинать с Музеем; в других городах, по винницкому опыту, надо сначала приглядеть улицу с подходящим под музей зданием… ).

Резюме: вопрос  ж г у ч и й (злободневный).

7. - Про що має дізнатись у Музеї Вінниці гостя/гість з іншої країни?
Конечно, про то, что никогда не надо отчаиваться. Потеряла УНР многие украинские земли — СССР их отобрал назад с лишком. Из этого, правда, не следует, что надо сначала на семь десятилетий построить СССР, пережить мировую войну, дождаться Независимости, а потом всё начинать сначала…
 
Резюме: вопрос  п р о к л я т ы й, то есть не поддающийся однозначному разрешению (ответу).

8. - Як Музей Вінниці може допомогти економіці міста?

Резюме: вопрос  р и т о р и ч е с к и й, вставленный только для того, чтобы набрать для имитирующей солидность игры необходимый десяток вопросов. Ибо никто в ЦиВ не сомневается, что в графе доходов Музея будут одни нули, а в графе расходов — также много нулей, но с цифрами от единицы до девятки перед ними.
 
9. - Навіщо Музей Вінниці міській громаді?

Резюме: вопрос  о т к р ы т ы й  (нерешённый). Всё зависит от концепции Музея — есть надежда, что мэрия и ЦиВ одумаются.

10. - Навіщо Музей Вінниці вам?

Я уже приводил однажды сей еврейский анекдот. «Хаим, а ты мог бы купить Волгу?», - спрашивающий имел в виду автомашину. «Зачем мне столько пароходов?!», - ответил Хаим, полагая, что его спросили не о такой мелочи, как почти недостижимое для советского обывателя авто, а о могучей русской реке.

Резюме: вопрос  ж е н с к и й  (не в смысле — о положении женщин в обществе, и т. п.), а в смысле пресловутой женской логики, лишённой строгой последовательности, основанной на чувстве, а не на доводах рассудка.

З а к л ю ч е н и е.

«20 жовтня 2017 року міський голова Вінниці Сергій Моргунов пообіцяв створити музей "Вінниця – Тимчасова Столиця УНР" (https://www.slovoidilo.ua/promise/45316.html ). Об этом дипломированный преподаватель истории заявил во время торжественного открытия памятника Симону Васильевичу Петлюре на Иерусалимке, у бывшего особняка еврейского предпринимателя, пионера индустриализации города и мецената Боруха Мошковича Львовича.

Сколько раз нужно повторять о моральной недопустимости такого надругательства над историей! Симон Петлюра - об этом свидетельствуют все материалы, с которыми мне удалось ознакомиться - не был антисемитом (http://proza.ru/2018/01/03/1845 ). Но так уж ему не повезло и в этом, что к его имени, возможно, на века' пристала позорная «слава» погромщика и убийцы евреев. Виноваты в этом многие обстоятельства: и сброд, примешавшийся в немалом количестве к Армии УНР, и неуправляемость целых соединений, называвших себя или обозначенных населением как петлюровцы (по фамилии их главнокомандующего, ослушаться приказа которого было обычным делом), да и сам Симон Васильевич, по своим личностным качествам — человек далеко не военный, не обладавший искусством жесткого обращения с подчинёнными.

Малый Холокост, как его назвали после Большого Холокоста, в период Гражданской войны на Украине в 1917-1921 годы, увы, имел место и не забыт по наше время. И не изгладится из памяти пережившего его народа никогда, потому что зверства грабителей, насильников, убийц и страдания еврейского населения того времени были, если не того же масштаба, то столь же чудовищны, что и в период властвования на украинской земле нацистов.

5-го июна 1920-го года началось контрнаступление Красной Армии на Юго-Западном фронте. 7-го июня 1920-го года Військово-похідна канцелярія головного отамана військ і флоту УНР вынуждена была покинуть сей особняк, располагавшийся по Ольгердовскому переулку, 11 (ныне - улица Петлюры, 15) и переехать в Жмеринку.  9-го июня в Винницу возвратилась власть Советов. Главой революционного комитета стал Николай Козицкий. 14-го июня 1920-го года правительство УНР выехало из Жмеринки в Проскуров.

Через сто лет забыто или сделан вид, что забыто, многое. Предполагают, что у всех короткая память — и даже всего за три года развеются любые воспоминания. И ни о каком музее «Винница — временная столица УНР» и речи не было и впредь быть не может!

Вот это бесстыжее враньё государственных служащих Независимой Украины возмущает больше всего. Не «реванш» - через столетие - Симона Васильевича Петлюры: по многим параметрам нынешним властям в городе и в Киеве до него несказанно далеко.  Нет —  спекуляция именем этого пламенного борца за Независимую Украину для своих - противоречащих здравому смыслу, нравственности и общественному примирению - целей покрывает позором создателей-оформителей Петлюровского квартала именно там, где для него так называемого городского простора быть - по моральным соображениям - не должно.

П а м я т и  н а р о д а, в различные периоды составлявшего от трети до более половины городского населения, внесшего огромный вклад в тот имидж Винницы, который сейчас, руинируя, делают вид, что холят,
п а м я т и  н а р о д а , 40% которого (около 15 тысяч, по самым сдержанным подсчётам) в 1941-1942 годах пало от пуль захватчиков и их подмастерья, а остальные были выжиты партийно-кагэбистским антисемитским прессингом из страны,
п а м я т и  э т о г о  н а р о д а  не оставляют ни клочка земли, полагая, что Мемориалом жертвам Холокоста в бывшем Пятничанском лесу искуплено всё, включая засаженное картофелем Еврейское кладбище…

Схаменіться! Будьте люди!


Рецензии