Лидер по жизни

                ЛИДЕР  ПО  ЖИЗНИ
                Василий  Иванович  БОНДАРЕНКО
  (Матрос,машинист тралфлота.Первый  организатор  общественного формирования   «Буревестник» по охране общественного порядка и Государственной границы в  г.Торезе Донецкой области.Генерал-майор казачества.)
            
          Этот очерк-рассказ посвящается Василию Ивановичу Бондаренко  -  моему другу и сослуживцу по Торезу и  Мурманску, неординарной личности.
   «Лидер по жизни», под таким названием в 2009 году вышла небольшая брошюра по объёму, но глубокая по содержанию, автора этих строк.
     А вообще с Василием мы познакомились в Мурманске в моей квартире, привел его брат моей жены Василий Меньшиков, с которым они служили и дружили.
    При знакомстве выяснилось, что мы оба родом из Донбасса, а тем  более  наша юность и первоначальное образование получили в городе Чистяково(Торез) Донецкой области, несмотря на  разницу  в  возрасте  десять лет, мы поддерживаем дружеские и творческие отношения более 45 лет.
    Василий всегда меня поддерживал морально, духовно, особенно творчески и материально.
    Это с его подачи и благодаря  его организаторским способностям,  общественной личности и имея опыт в организации различных мероприятий, был собран огромный  материал  о  работе  учебных заведений города Тореза с казаками Торезского полка им. М. Платова по работе военнопатриотическом направлении и воспитании молодежи, издана  книга «За Веру и Отечество».
                Если говорить и писать о Василии Бондаренко, который  прошёл большой трудовой и творческий  путь в своей жизни, можно написать не одну книгу.
     Училище окончил в мае 1967 года с присвоением  третьего разряда каменщика – монтажника. Проработав в Кировске на стройках  несколько месяцев, уехал на республиканскую стройку в  Дагестан в город Махачкалу, где работал в ПМК «Дагсельстрой» на монтаже птицефабрики.
    В выходные дни его тянуло на берег Каспийского моря. Мечта его потихоньку и неукротимо сбывалась.
   Сидя на берегу у моря он смотрел  на суда, которые бороздили морскую даль.
    И вот уже Василий в городе Астрахани в Управлении «Каспрыбхолодфлот».
    Ему опять повезло, в отделе кадров сидел инспектор родом из Чистяково.
    Возможно,  его и не приняли бы на судно, ведь до службы в Армии оставалось всего три месяца.
   Ушел в море в начале  юнгой, а затем  матросом на рыболовецком судне «Аралсор». Впервые  узнал, что такое шторм, как ловится рыба, что такое вахта и подвахта, и конечно морская крепкая дружба.
   На первую зарплату на стройке, а затем и в море он послал домой посылку с рыбой.  Любимой девушке, с которой переписывался,  выслал подарок.
    С 1968 по 1970 годы служба в береговой части Черноморского флота. В армии он редактор «Боевого листка», младший сержант, командир  отделения.Во время службы в армии судьба его свела с рядовым из Мурманска Алексеем Салминым.
     И вот под впечатлением его рассказов о Крайнем Севере, айсбергах, северном сиянии, загорелся  Василий желанием побывать в тех краях и все увидеть своими глазами.
   С июля 1970  по апрель 1991 годы судьба его была связана с Мурманском, с Заполярьем. Он считает, что это время - самые лучшие годы в его жизни. На севере он прошел жизненную и трудовую академию.
 Забрав с собой из Мешково девушку Нину  после выпускного бала и два чемодана, они улетели в Мурманск. Поселились на квартире у однополчанина Алексея. Василий окончил курсы, и после присвоения звания «матроса третьего класса» ушел в Баренцево море от управления «Тралфлот».
Читать книги и смотреть фильмы о Севере, о море - это одно, а на деле совсем другое. И вот первый рейс. Три месяца с сентября по ноябрь, самые штормовые месяцы Баренцева моря. На море темно. Волны заливают палубу.
РТ «Кедровка». На этом судне Василий бороздил Баренцево и Норвежское моря.
 Судно РТ «Кедровка» длиною сорок метров, борта низкие и всегда наращивали фальшборта. Зазевался, попал под волну и запросто за борт унесет. Вахта длилась четыре часа, восемь часов отдых, но на практике бывало и так.
 Отстоял вахту, то есть отработал, это надо вручную подать три тонны рыбы (треска, пикша, окунь), а бывало и больше на раздаточный стол подавали рубщику и шкерщикам.
Это надо сотни и сотни раз нагнуться, и разогнуться стоя по пояс в рыбе. А треска попадалась более метра. Ты ее хватаешь руками, а она выскальзывает из рук, тогда берешь  за остроенную пику и накалываешь её и только в голову, в тушку нельзя, сразу брак.
Да ещё  старший матрос кричит:
 «Салага! Давай быстрей! Только вахта кончилась все мыться и на камбуз. А Василий обязан разобрать ящик, когда рыба высыпалась, помыть ее из шланга, смазать все масленки около лебедки.
    Доползешь до носовой каюты  и сил нет снять яловые сапоги, которые весят около шести килограмм и рокон-комбинезон. После обеда только улегся, а по громкой радиосвязи команда: «Всей смене на подвахту»!
    Много рыбы затралили и вторая смена не справляется, надо идти.
    Матрос третьего класса звался еще и «подавалой» то есть старшим куда пошлют.
     Оклад 65 рублей, плюс коэффициент 0,7 или 0,8. Частенько Василий опускался, в свободное от работы время, в машинное отделение ему нравилось смотреть и слушать, как работают двигатели – сердце судна.
    Его любопытство заметил «Дед» так звали моряки главного механика Дмитрия Дмитриевича и предложил Василию экстерном освоить на судне специальность котельного машиниста первого класса.
 - Перейдешь работать машинистом, будет у тебя  оклад 90 рублей в месяц, - говорил он. А в то время как он бороздил Баренцево и Норвежское моря, его невеста Нина ходила в поисках квартиры и работы.
В группе  училось четыре человека. После вахты с мороза и ветра приходишь в машинное отделение, а там тепло и слышишь тихое сопение машины и форсунок.
 Страшно хочется спать, глаза слипаются, а рядом сидит «Дед», главный механик все показывает, рассказывает, надо все законспектировать, усвоить, да еще и книгу по устройству котлов прочитать, да так, чтобы и в голове что-нибудь осталось, ведь впереди экзамены.
 К концу рейса  трое матросов бросили заниматься, а Василий выдержал  до конца. Сдал экзамены главному механику тралового флота, который возглавлял комиссию и получил свидетельство – диплом котельного машиниста первого класса.  Сегодня Василий Иванович Бондаренко, как всегда занимается с молодёжью, воспитанием подрастающего поколения.
 Около 20 лет в казачестве - атаман, - это он первый в городе Торезе организовал казачий полк им.М.Платова. который существует  до  сих  пор. Генерал-майор казачества,   общественный деятель, избирался депутатом городского совета города Тореза.  Вёл и до сих пор ведёт общественную работу, помогает ветеранам Великой Отечественной войны и всегда придет на помощь другу из Тореза в Донецке.


Рецензии