Как буйный матрос стал богатым купцом

                АВТОР АЛЕКСЕЙ МАЛЫШЕВ

                ЗОЛОТЫЕ СКАЗЫ СИБИРИ


                ОХОТНИЧЬИ СКАЗЫ


 
        КАК БУЙНЫЙ МАТРОС СТАЛ БОГАТЫМ КУПЦОМ.         


     Послушайте, как русский матрос стал богатым купцом на диком берегу
     Охотского моря.
     Простирается наша Сибирь до высоких берегов реки Амур. Впадают воды Амура в огромный Тихий океан,  в его Охотское море.

     В тех краях случилась сто лет назад удивительная и счастливая история.

     Проходил у тех суровых берегов военный фрегат.  Держало боевое судно курс на русскую Америку. И вез корабль на борту молодых отчаянных смельчаков,  желавших испытать себя в опасном приключении на земле загадочной Америки.

     Среди тех молодых сорвиголов был веселый гусар Сергей Петрович, из дворянского звания.
    Нрав имел он задиристый и бесстрашный. Обид не сносил и стоял за честь гусарскую. Из-за дуэли в полку изгнали его со службы. И тогда решился он уплыть из России за три моря, да поискать счастья в далеких краях Нового Света. Явился герой гусар в адмиралтейство и там смело записался матросом на военный фрегат в Русскую Америку.

    Прошел целый год,  как терпела команда тяготы кругосветного плавания. Давно покинули они столичный Петербург. Веселые друзья устали от штормов и безветренных дней,  штилей, когда парусник носило волнами и течениями.
 
    И наконец, захотел гусар веселья и в среди матросов выпил сразу три последних бутылок вина. Напившись,  молодец вспомнил обиды, возмутился жестоким порядком на судне и призывал друзей к бунту. И даже едва не устроил восстание.

    На шум явились офицеры,  разогнали хмельных матросов и схватили их предводителя. Гусар во хмелю яростно сопротивлялся и был связан.  Так его привели к строгому капитану, чтобы тот осудил его по судовому закону.

Морской устав велел подвергать бунтарей смертной казни через повешение на перекладине корабельной мачты.
Капитан,  поглядывая на уснувшего пьяного гусара, долго обдумывал свое решение.

    Наконец, капитан пожалел юношу, и решил вместо казни высадить буяна со своего судна для вразумления испытаниями и одиночеством на необитаемое суровое океанское побережье.

    Тем временем под действием выпитого вина гусар молодец потерял сознание и крепко уснул,  так и не узнав своего приговора.

     Когда юноша с удивлением проснулся,  он освободился от веревок на неизвестном диком берегу Тихого океана. Рядом шумел пенистый прибой, подгоняемый свежим морским ветром...

     Вдали на всех парусах уплывал прекрасный военный фрегат под российским флагом. Рядом на берегу гусар увидел сложенные вокруг сундука вещи,  подаренные ему добрым капитаном и его короткое письмо для нового Робинзона.

    « Разлюбезный Сергей Петрович! Морской устав за такое поведение гласит вам смерть. Но я дарю вам жизнь. Ведь вы еще очень молоды и, как я подметил, имеете доброе сердце. Искренне желаю, чтобы отшельничество и убожество повлияли на ваш горемычный характер. И вдруг, если нам с вами будет подарено судьбой встретиться, то уж точно не врагами. Очень на это надеюсь. А.М.»


     Там, среди вещей одинокий годовик нашел отличное ружье и немного патронов на случай нападения зверей.

     Был составлен и запас провианта на первые месяцы.  Бороду можно было брить оставленной бритвой. Дрова для костра и бревна на стройку дома  стал он рубить небольшим топориком.

     На минуты отдыха от капитана даже имелась коробка в две сотни лучших гаванских сигар.

     Работящий и полный сил молодчик, не жалея себя, взялся за обустройство зимовья. В домике хозяин за неделю сложил печь из прибрежных камней и обмазал ее щели глиной.

    Пришлось ему смастерить крепкий лук со стрелами, и научиться метко стрелять, чтобы не тратить патроны. Охотился он, как индеец, и вскоре уже бил на лету жирных диких гусей.

    Осенью крепкая избушка была готова к зимним морским ветрам. Кладовая в ней уже хорошо обустроилась запасами дров и вяленой рыбы. Но запахи сушеной рыбы и мяса привлекли больших хищников.

    Сначала казалось, что спокойствие пустынного морского берега вечно.

     Но вскоре явился из тайги грозный хозяин тех мест. Поднявшись на задние лапы, с ревом пошел на Лисицына разъяренный медведь. Пришлось меткому добытчику выстрелить в шатуна и убить его. А из просторной толстой шкуры сшить теплую шубу.

     Но нападения не кончились. Зимой из дремучих лесных дебрей слышался протяжный волчий вой. Сергей ожидал диких гостей и приготовился к схватке с людоедами. Несколько дней он замечал следы волков вокруг зимовья. Наконец утром в узкую дверь избушки ворвались голодные волчицы. Но спасло верное ружье, капитанский подарок и горстка последних патронов, сбереженная на крайний случай.

    Стреляя без промаха, Лисицын убивал по две  больших волчицы, но место убитых занимали другие. В том неравном бою снова и снова волки врывались в зимовье, пока восемь из них не погибло, устлав шкурами деревянный пол.

    Только тогда, потеряв восемь волчиц, стая убралась обратно в тайгу. Но больше проверять на стойкость зимовье отшельника волки уже никогда не пытались. Наступила первая зима и Охотское побережье сковало льдом. Лишь ветер шумел в кронах старых скрипучих сосен, да мирно трескались угольки в каменной печи, навевая сны Сергею Петровичу.

    Судьба была добра к страннику, и природа любила молодого красавца. Он оставался сытым и здоровым.

Однажды третьей весной,  идя по берегу,  зимовщик  не поверил своим глазам. Волны морские вынесли на берег живого ослабевшего человека.  Лисицын бросился к нему и узнал,  что зовут его Василий. Его корабль получил пробоину, и в трюме образовалась дыра. Вся команда без промедления покинула судно на шлюпках,  а про Василия в спешке забыли.
Корабль  отнесло к берегу, и он сел на мель здесь недалеко.

    Счастливый окончанием своего одиночества Лисицын отправился вплавь осмотреть судно и спасти сына Василия,  юношу шестнадцати лет.
На брошенном корабле оказалось целое богатство.

    Далеко разносилось там над морем мычание скота.  Понемногу удалось переправить на берег шесть молочных коров,  шестнадцать рабочих волов, два десятка овец и множество всякого инструмента,  даже древодельный станок на конной тяге, для распила бревен на доски.

    Счастье наполнило душу отшельника. Теперь он будет разговаривать со спутниками и ему не грозит утрата человеческой речи и одичание.               

Теперь хозяйство Лисицына расширилось и возросло,  за что он прославлял Бога.

   Все его невзгоды прекратились, и отшельник начал богатеть.

   В лесу на охоте он заметил ручей,  отмывший от почвы залежи медного колчедана, богатое месторождение красной меди.

   Другой ручей наградил охотника золотыми самородками. А когда он пришел туда снова,  с лопатой,  в земле открылась богатая золотая жила.

   Каждый день теперь приносил благодарному человеку радость и достаток.

   Новые друзья во всем помогали хозяину и вскоре они устроили широкий скотный двор со всеми большими постройками для зимовья большого стада. Коровник примыкал к овчарне и курятнику. В феврале спасенные куры дали первые яйца.

Весной веселые друзья вывели в поле волов, запряженных в плуги, и засеяли пашню ячменем, рожью и пшеном. Богатым стал первый осенний урожай на побережье. В жилище появится хлеб и наваристая каша на коровьем молоке.

    Наделав на станке новых досок,  друзья построили большую лодку. Запасшись вяленым мясом и хлебом,  решились они поискать людей и селения на обширном необитаемом  побережье Охотского моря.

Так они отыскали первый рыбацкий поселок в Приамурье и наладили сообщение с большой землёй. Всего четыре года продолжалось отшельничество Сергея Лисицына и так счастливо наградило плодами его невольное суровое испытание.

   Наконец для богатого купца стало возможно далекое путешествие в столицу России – Санкт-Петербург.

    Сын спасенного им Василия поступил учиться в лучшее столичное заведение -  университет.
    Волнующим стало возвращение из путешествия на родину. Здесь Лисицын вскоре разыскал свое поместье. Обрадовал родителей, обнял родных и друзей,  со слезами встретивших его теплыми объятиями. Все близкие его помнили и любили.

    Но больше всего Лисицын оказался благодарен своему старому  капитану, который не казнил его, а подарил ему новую жизнь и возможность скопить такое богатство.

    Уже покинувший флот старый капитан захворал и вышел в отставку. Но будучи болен, не мог помогать двум своим сыновьям оплачивать обучение.


    Но купец Лисицын нашел его и с радостью обнял старика, с благодарностью его за мудрое решение своей судьбы.
Узнав о бедности своего капитана,  купец щедро оплатил все его долги и взял на себя все заботы больного.  Двое сыновей стали студентами петербургского учебного заведения попечением купца Лисицына.

До самой кончины старого капитана Сергей Лисицын успокаивал и поддерживал его семью.  Так в достатке и счастье, и делах милосердия нуждающимся, прошло много счастливых лет.

Счастливо закончилось плавание русского Робинзона. А слухи и легенда о купце разошлись молвою по Руси.

Сто лет удивляет народ быль про буйного матроса, дикое побережье да нежданное богатство…



Записано и литературно обработано по материалам интернет изданий в 2019 г. в Москве


   


Рецензии