Он не Булгаков, он другой Классик 20 века

31 августа день рождение  самого таинственного
Из писателей второй половины 20 века  Владимира Орлова
Остается только сожалеть о том, что его уже не услышать,
С ним уже не поговорить…

Альтист Данилов  скроется в тумане,
И никого на призрачном пути,
И все же нас писатель не обманет,
Когда позволит  в мир свой забрести.

Там ничего не делалось случайно,
Там никого не ждали в грозный миг,
Когда свои прозрения и тайны
Поведает  печальный  ученик.

О да, к другим я уходила смело,
Порой беспечно книги отложив,
Рвалась куда-то и чего  хотела,
Казалось все успею, он был жив.

И главного, конечно, не сказала,
И растворялась с  утренней звездой.
Я Zотова отчаянно читала,
И в мир кошмаров вел он за собой.

Но музыка тех сфер опять врывалась,
И разливалось красное вино,
Альтист Данилов, что там оставалось
Кого же открывала  все равно.

И время так текло необратимо,
Что некому о главном мне сказать.
С ночным дозором проносилась мимо,
И Черновик пыталась дочитать.

Его тома все ближе, ближе, ближе,
Но он все дальше, алая заря,
И на дорожке лунной не увижу,
Себя за легкомыслие коря.


Когда мне  захотелось как-то обозначить статью об одном из самых любимых писателей 20 века, все-таки 20,  хотя он и в 21 успел пожить и поработать изрядно – 14 лет-немалый срок, и все-таки  знаменитые его романы появились в 90-х годах  прошлого века, все то, что заставляет  оторопеть, задуматься, читать и перечитывать.

Судьба писателя сложилась удачно, а по тем временам супер удачно, если мы вспомним, что это было за время, его издавали, часто и много. Но с одной лишь оговоркой – вот он новый  Булгаков, дожили, дотянулись.

Он же обещал, помнится «Я ухожу, но я вернусь» -  вернулся.
Сама брала в руки «Альтиста Данилова» под шум этой странной, и для писателя, скорее всего обидной рекламы. Потому что с первых страниц видно, что это не Булгаков, это совсем другой мир, совсем другой стиль и контекст совсем другой, уж не говоря о послевкусии. Это не хуже и не лучше, это  ДРУГОЕ.
Но издатели и рекламщики прекрасно понимали, что купят с этой формулировкой обязательно, потому что был бум романа века, потому что всем нам ну очень хотелось почитать и продолжение  романа и то, что близко ему по духу. И оно – творение В.Орлова -  было обречено на успех. Хотя кто спорит с тем, что продолжение это всегда заведомо слабее поверхностнее что ли, потому что до такого  таланта не дотянуться,  и  подражатель  передвигается по верхам великого романа, ну в силу пылкого желания и скромных возможностей.

В случае с состоявшимся писателем, который  написал оригинальный труд, глубокий, интересный  и созвучный  только в обращении к мистике, демонологии и всему, что было запрещено еще недавно социалистическим реализмом.  такая реклама сыграла все-таки злую шутку.

Те читатели, которые посчитали себя обманутыми, просто закрыли книгу, те, кто не смогли  прорваться сквозь сложный текст тоже. Но зато остались те, кто поняли, что это не Булгаков, получили огромное удовольствие, и забыли о том слогане, который привел их к Владимиру Орлову и навсегда  оставил в его в рядах самых любимых писателей.

И кто-то скажет о том, что  не важно,   как мы пришли, и что стало посылом, главное, что встреча состоялась. В общем-то, это так, но только  становится немного обидно и досадно все равно.

Ведь творился какой-то парадокс, при всем том обилии изданий книг писателя, он оставался в Булгаковской тени не случайно. Не только потому что это были  лихие  90-е, и в литературе царил легкий жанр, и большинство в самой читающей стране позабыли о том, что есть и сегодня творится серьезная литература, а тут еще и Демоны среди нас появились, и главный  герой не человек вовсе, а «Демон на договоре в Пятом из девяти слоев», такой вот он Данилов. Легко перемещающийся в пространстве и времени, превращающийся в разные сущности и вообще творивший кроме музыки черт знает что.
Надо учесть, что значительно позднее появились и С.Лукьяненко со своими дозорами и  Г.Зотов с Адом и Раем и всеми Апокалипсисами, творящимися прямо у нас на глазах. Но они выросли  именно из романа В.Орлова и  второго его творения «Аптекаря», где ведьмы разлетались не на шутку.
Вот, казалось бы все не серьезно совсем  и романам с таким сюжетом трудно стать классикой. Но они стали, вряд ли с этим кто-то поспорит даже сегодня, когда литературоведение в полном загоне, и  автор рано или поздно выйдет из тени,  как только на смену мраку  придет свет. Ведь все зависит от глубины и силы дарования писателя, да и что греха таить, давно наступила эпоха магического реализма, и он стал одним из первых в этом пленительном мире, где сплетаются воедино многие жанры.

У Булгакова все-таки проходит четкая грань между миром Понтия Пилата и реальной столицей, она обозначена, как роман в романе.  Данилов все эти грани стирает одним движением смычка.

Со мной Владимир Орлов оставался с момента выхода знаменитого романа, именно с посылом, что это не Булгаков, это  глубокий и интересный автор работающий, очень серьезно работающий в жанре мистического реализма через полвека после нашего гения. И каждое новое  его творение  нам еще предстоит перечитать, вчитываясь и врубаясь, и открыть для себя. Хорошо, что они  изданы все, прекрасно изданы.

Вот только с «Аптекарем» у меня лично произошла странная штука, роман исчез, в прямом смысле, не было воров,  а книги нет, хотя всегда лежала на видном месте.

Наверное это знак. До него все никак не доходили руки, чтобы внимательно перечитать. Вот теперь придется искать новое издание, почему- то его издают мало и очень не охотно, увы в противовес Альтисту…

Но радует то, что  магический реализм, благодаря именно Владимиру Орлову выжил, утвердился и остался с нами в самое трудное время. И для того, чтобы так было, требовалось и мужество и выдержка, и сила сопротивления невероятная. И она у него была  к нашей всеобщей радости..


Рецензии
Любовь, уже на второй строчке у Вас ошибка, пропустили букву Р — получился некий Олов, вместе Орлова.
Спешили? Куда? Зачем?
И читал Альтиста, чтобы сразу же забыть.
Ни уму, ни сердцу.

Вячеслав Вячеславов   19.09.2020 14:08     Заявить о нарушении
Да не то чтобы спешу, кто-то перепил водки. а я перепечатала, вероятно, и теперь уже чего только не выскаивает и не теряется.
А мне роман нравится, на фоне всего, что тогда писалось и издавалось он был очень хорош, перечитала летом. тоже не разорчаровал.
Люба

Любовь Сушко   19.09.2020 14:14   Заявить о нарушении
Согласен в Вячеславом...работа слабая.

Владим Филипп   19.09.2020 14:36   Заявить о нарушении
Если о моих записках, не спорю. но роман не обижайте. он очень интересный..
Любовь

Любовь Сушко   19.09.2020 17:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.