Ополченец

 Валеру Смирнова бурные события, происходившие в Киеве в начале 2014 года, особо не волновали. Он родился и вырос в Донецке, а теперь просто пытался выжить в сложное время. В первый день холодного марта Смирнов бежал через площадь Ленина на очередное собеседование для трудоустройства.
- Опять митингуют… - устало скривился тридцатилетний Валера.
Площадь была заполнена огромным количеством флагов. Здесь были и знамёна СССР, и военно-морского флота Советского Союза. Много флагов России и небольших флажки ДНР, которыми размахивали бегавшие по улицам дети и мрачно стоявшие пенсионеры. Ходили люди с привязанными к ногам и рукам георгиевскими ленточками.
- Привет, сосед! - окликнул со спины мужской голос.
В их доме на втором этаже жила семья. Не сказать, что алкаши, но пьянствовали регулярно. Причём семейка состояла из бабушки и двух взрослых дочерей с мужьями, у которых было по двое детей.
- Привет! - оглянулся Смирнов.
Это был Николай муж младшей сестры Натальи. Он тоже размахивал российским триколором и пребывал в радостном возбуждении.
- То ли от митинга, - подумал Валера, - то ли от выпитой утром бутылки водки…
Все, кто стояли на площади, ждали лишь появления на сцене кого-то, осмелившегося стать куклой, чьи колебания от прикрученных ниток должны были снять с них ответственность двигать руками самим.
- Дорогу! - пара десятков крепких ребят в камуфляже начали изо всех сил проталкивать на сцену, расталкивая местных депутатов, уже обвинённых в измене какого-то невысокого человека.
Тот начал требовать работающий микрофон и робко попытался вещать о «предательстве киевской хунты».
- Кто это такой? - спросил Николая сосед.
- Это Павел Губарев, - ответил он.
После получаса крайне невнятного бормотания незнакомца со сцены на неё вышел энергичный человек, который чётко и громко призвал проголосовать за него и избрать его новым главой Донецкой области:
- Губарев - народный губернатор!
То ли от усталости, то ли от скуки от такого пассивного красноречия все митингующие стали выкрикивать:
- Нормально!
- Пойдёт!.. Давай!
Так под свист и разрозненные аплодисменты «народный губернатор Донбасса» получил картонную корону. 
- Проблема в том, что каждый человек в Донецке считает себя умнее и хитрее других! - усмехнулся Валера и поспешил дальше. 
Он специально 2 марта пришёл на новый митинг, когда около двух тысяч человек собрались у здания Донецкой областной государственной администрации и организовали сбор подписей за референдум по статусу Донбасса.
- Когда больше не с кем бороться, - удивлённо размышлял он, - дураки начинают бороться между собой.
После скорострельного референдума 16 марта 2014 года в Крыму Смирнов с огорчением понял, что миром эта ситуация не разрешиться:
- Умело созданный образ врага, настолько напугал неокрепшие умы, что результаты могут быть только кровавыми. Всегда легче манипулировать сознанием людей, когда есть «враг», против которого нужно вместе дружить. Не нужно искать виноватых во власти, на него можно списать всё, что раздражает людей.
Российские телевизионные каналы единодушно показывали бесконечно счастливые лица ликующих крымчан и шумные победные салюты. Началась трансляция торжественного заседания в Кремле по случаю принятия Крыма в состав резиновой российской Федерации.
- Путин прямо светится от счастья! - заметила мать Смирнова.
Они вместе смотрели телевизор.
- Ещё бы, - согласился сын, - как-никак собиратель русских земель. Кстати ему Совет Федерации разрешил применение вооружённых сил России за рубежом…
- Что это значит?
- То, что русские скоро будут здесь!
23 апреля в Донецке уже было не до футбола, но Валера вместе с Николаем пошли на проходной матч «Шахтёр» - «Таврия» Симферополь.
- Как странно, - сказал Смирнов, - Крым уже вошёл в состав России, а его главная футбольная команда играет в чемпионате Украины!
- Причём играют в Донецке, - заметил Николай, - который тоже скоро вернётся домой…
- Это вряд ли! - возразил он.
- Всё к тому идёт! - настаивал сосед. - Когда я шёл на стадион, то проходил мимо областной прокуратуры. Там идёт стихийный митинг сторонников воссоединения с Россией.
- Людей много? - спросил Валера.
- До фига!
Потом началась настоящая война. В августе 2014 года украинские войска почти окружили Донецк и через несколько оставшихся коридоров из города уехали почти все жители. Продуктов, воды и денег почти не осталось. Участились миномётные обстрелы их района.
- У соседей осколками стёкла выбило, - радовался Смирнов. - А нашей квартире хоть бы хны!
Зато по улице Артёма можно было идти по проезжей части без опасений, машин проезжало мало. Как-то раз Валера шёл по пустому бульвару Пушкина, удивляясь изменениям знакомых с детства мест.
- Почему это приключилось именно у нас? - мучился он.
Однако какая-то таинственная сила не оставляла его без внимания. Боевые действия никак ему не навредили. Несколько лет пролетели словно миг. Смирнов никуда не уехал из родного города, переживая вместе с ним все тяготы и лишения военного времени.
- Опять у Николая гуляют… - подумал он, подходя к подъезду.
На скамейке сидела старшая сестра его жены Римма слегка белого цвета.
- Что случилось? - спросил её Валера.
Оказалось, что с карниза над подъездом свалилась её сестра Наташка. У них в квартире шла очередная пьянка. Николай, который несколько лет служил в армии ДНР, возвращался на службу после очередного отпуска.
- Денег совсем нет, - пояснила Римма, - вот Наташка и отправила его раньше срока в армию… Мы как раз, отмечали его отправку на фронт, вот сестра и перепила!
Пили в комнате и захлопнули дверь выйти на кухню невозможно. Наташка полезла через балкон на козырёк, чтобы залезть в окно кухни и открыть дверь.
- Естественно, - подумал он, - состояние соседки располагало к полётам, и она сорвалась, здорово стукнувшись головой об асфальт. 
Когда Римма подошла к сестре, она уже встала, и сама пошла домой. Старшая сестра осталась переживать и рассказала об этом соседу. Они посовещались и решили всё же не рисковать и вызвать Наташке скорую:
- Сотрясение там как минимум было…
Позвонили, объяснили ситуацию. Сидели около подъезда и ждали медиков. Минут через двадцать подъехала машина скорой помощи. Оттуда вышли два мужика, один пожилой подошёл к ним, чтобы выяснить что произошло. Тут его глаза стали квадратными, он посмотрел на что-то за ними. Смирнов услышал звук падающего тела, а врач спросил:
- Это шутка или для меня повторила на бис?!
Обернулся, а около подъезда лежала Наташка. Оказалось, что ситуация действительно повторилась. Только теперь голову Наташка всё же разбила. Её забрала скорая, а они поднялись в квартиру соседей.
- Плохой знак… - проворчал пьяный Николай, когда они поведали, где его жена. - А ты как живёшь?
Валера неохотно поведал ему, что деньги совсем закончились.
- Так поехали со мной воевать! - предложил он.
- Ведь надо сначала сходить в военкомат, - возразил Смирнов. - Записаться в ополчение.
- Ерунда! - махнул рукой сосед. - Я скажу нашему ротному, чтобы оформил тебя задним числом.
- А есть ли места в штате? - сомневался он.
- Навалом! - заверил Николай. - На «передке» от штатной численности нашего батальона присутствуют лишь десять процентов.
- А остальные где?
- «Мёртвые души»… - засмеялся он. - Их никогда не было в наличии, зато комбат получает довольствие за полный комплект!
Они крепко выпили и вечером отправились воевать на «нулевой» блок-пост под бывшей промзоной Авдеевки.
- Отдежуришь неделю на «передке», - пообещал ему командир роты. - Переведу в тыл, и получишь «боевые».
- А сколько? - спросил жадный Валера.
- Триста рублей в день.
- Не густо, - почесал стриженую голову новобранец. - Но где ещё в Донецке нынче заработаешь?
На пост он выдвинулся вечером вместе с Николаем, отслужившим там уже месяц. Только сменили дежуривших там бойцов, тот достал из кармана шприц с заранее заготовленным зельем и вколол в вену внутренней поверхности локтя.
- Что ты делаешь? - опешил Смирнов.
- А чё такого? - расслабился напарник.
- Как ты в таком состоянии воевать будешь? - спросил он.
- А мы здесь не воюем, - лениво пояснил Николай. - Просто сидим, и ждём, придут или нет «укропы»…
- Просто ждёте? - не поверил новобранец.
- Можно конечно пялиться всю ночь в тепловизор, - кивнул он в сторону прибора ночного видения, - но толку от этого ноль. Если хохлы полезут на нашем направлении в рейд, зайдут незаметно сбоку и тихо вырежут.
- Неужто такое уже бывало? - не поверил Валера.
- Почти каждую ночь, - заверил Николай. - Линия фронта длинная, всякий раз это случается на новом месте и об этом по телику не говорят. Вот ты и удивляешься…
Он закончил рассказ и спокойно уснул, а напарник мучился всю ночь, уставясь через тепловизор во враждебную темноту. Никто не появился, и их благополучно сменили утром. На следующий вечер они снова заступили на пост.
- Опять? - только и спросил Смирнов, когда соратник достал шприц.
Он уже пообщался с другими военнослужащими армии ДНР и понял, что никто не выходит на ночное дежурство на переднюю линию фронта без значительной дозы алкоголя или наркотиков.
- Иначе через пару дней просто съедет крыша… - оправдывал он товарищей.
Ночью он пострелял из пулемёта по неясным теням на нейтральной полосе и уже под утро очухавшийся Николай послал его за патронами во вторую линию укреплений ополченцев, где находились боеприпасы.
- Заодно притащи пожрать, - велел он.
Валера тоже протрезвел и захотел поесть, поэтому оперативно смотался в ротный блиндаж, где в относительной безопасности сидел взводный и имелся запас патронов.
- У вас спокойно? - спросил его сонный лейтенант.
- Спокойно.
- Тогда вали обратно…
Он взял свой груз и вернулся в свой дот. Уже на подходе к огневой точке Смирнов понял, что рядом кто-то был. Чужие следы указывали на не прошеных гостей, но внутри их укреплённого брёвнами и насыпью из земли убежища было тихо.
- Что там с Николаем? - он осторожно заглянул внутрь.
Его сообщник сидел на ящике из-под мин спиной к входу, повесив голову на грудь. В первый миг Валере даже показалось, что тот спокойно спит, но присмотревшись, увидел, что из уха Николая торчит нож.
- Ты жив? - он шагнул к нему.
На коленях мертвеца лежал смартфон, на экране которого шла порнушка. Он сидел со спущенными штанами словно живой.
- Коля увлёкся процессом и не услышал врага, - понял Смирнов.
Его начала бить крупная дрожь от осознания очевидной мысли:
- Если бы я не пошёл за патронами, то наверняка был бы сейчас убитым!
Вечером он не стал выходить на злополучный пост и просто поехал домой. В ближайшем кабаке он потратил остаток денег, но не рассчитал сил.
- Вали домой! - ближе к одиннадцати часам посоветовал ему бармен.
Наступал комендантский час, но Валера свалился в парке «Гулливер» под куст цветущего жасмина и заснул. Проснулся часа через три и перебежками начал пересекать широкий проспект Ильича.
- Только бы не нарваться на патруль, - он полностью протрезвел. - Иначе меня загребут как дезертира.
Только он подумал об этом, как увидел полицейскую машину, мчавшуюся в сторону Макеевки. Он нырнул за частично сгоревший в мае 2014 года дворец спорта «Дружба» в надежде, что его не заметили.
- Брошу пить, клянусь, брошу! - искренне шептал он.
Но его заметили, и человек в военной форме бросился за ним в погоню. Он бежал, как никогда в жизни и преследователь стал отставать. Тогда преследователь остановился, вытащил пистолет и выстрелил в воздух.
- Стой, сука! - зло крикнул военный. - Первый выстрел  предупредительный, второй на поражение!
- Откуда он знает моё имя? - изумился Смирнов и рухнул носом в придорожный газон.
К нему подбежали патрульные, но поняв, что перед ними не украинский разведчик, а обычный забулдыга, злорадно отпинали его ногами.
- В следующий раз точно пристрелим! - пообещали они напоследок.
Окровавленный Валера полежал полчаса и побрёл домой.
- Это ступудово лучше, чем быть зарезанным хохлами на передовой, - заверил он соседей, рассказывая о недолгой военной службе.
- А тебя не осудят за дезертирство? - поинтересовалась Римма.
- Я первым делом сбегал в больницу Калинина, - засмеялся Смирнов, - и лёг в госпиталь на основе травм, нанесённых мне полицейскими.
Он даже сходил на похороны Николая. Его хоронили за государственный счёт в простом гробу и без особых почестей. На покойном была форма, к которой он погиб, но вместо новых берцев на ногах были сапоги с оторванной подошвой.
- Кто их снял? - спросил Валера военного ДНР, распоряжавшегося на похоронах.
- На том свете и такие сапоги сойдут… - не смущаясь, ответил тот. - Бегать же там не надо!
На поминки собрались бывшие ополченцы, изрядно помянувшие покойного. Когда подошла очередь сказать прощальное слово, Смирнов встал и скорбно произнёс:
- Хороший был парень Коля - дай Бог ему здоровья!
Утром, после ночной пьянки, он вернулся в госпиталь, но выспаться ему не удалось. В палате находились полицейские, опрашивающие ночевавших там ополченцев. Валера прилёг на свою койку и вскоре понял, в чём дело:
- Ночью умер пожилой ополченец, спавший у окна. При первичном осмотре тела судмедэксперт определил, что он был задушен. Менты начали искать убийцу, но никто не признаётся.
Неожиданно его сосед Илья, доброволец из России, громко признался:
- Это я его задушил!
Молодого парня сразу увезли в КПЗ. Раненые пару дней обсуждали это происшествие, а потом переключились на другие темы. Однако, неожиданно, в палату вернулся долечивать раненую осколком мины руку Илья.
- Тебя отпустили? - удивился Смирнов.
- Когда сделали в морге вскрытие тела, - пояснил он, - то выяснилось, что пожилой ополченец умер от остановки сердца…
- Так ты его не душил?! - изумился Валера.
- Нет, конечно!
- А затем тогда признался?
- Я не хотел возвращаться на передовую, - признался Илья. - Там творятся страшные вещи! Наш командир настоящий сумасшедший маньяк. Постоянно под кайфом, насилует молоденьких солдат. Перед тем, как я попал в госпиталь он на моих глазах застрелил подчинённого за отказ выполнить какой-то идиотский приказ. А мне приказал оттащить тело на нейтралку и сжечь его, обложив автомобильными покрышками. А они дают температуру в тысячу градусов, и от тела осталась кучка чёрного пепла. Провели его как пропавшего без вести. А нет тела, нет и дела! Только я свидетель и если вернусь в часть, меня точно ждёт костёр из покрышек. Так что для меня уж лучше отправиться в тюрьму, чем туда!


Рецензии
Валера Смирнов бурные события, происходившие в Киеве в начале 2014 года, особо не волновали. - Что-то у вас с грамотностью проблемы.

Евгений Пекки   13.02.2022 11:58     Заявить о нарушении
А у тебя с головой...

Владимир Шатов   29.05.2023 09:38   Заявить о нарушении
Стоило ли хамить, если всё же исправил?

Евгений Пекки   29.05.2023 12:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.