Письма из августа 1945 года

 
Мой портрет неизвестного художника, выполненный с фотографии
декабря 1943 г., посланной отцу на фронт

Обычные бытовые письма – тогда такие писали миллионы. Сохранились единицы. Эти письма написаны ребёнком в регионе, где совсем недавно гремели кровопролитные бои, где было разрушено почти всё, что люди создавали многие годы. Писал их 12-летний пионер, который всего год назад вернулся из эвакуации в полуразрушенный Ростов-на-Дону, где у него не осталось ничего – ни дома, ни вещей. Мальчишка, которому довелось пережить бомбёжки, бегство масс людей от войны, голод, холод, нищету и горе. Для него всё это было обыденной жизнью, другой жизни он не знал. Отец ещё был в армии. Письма адресованы маме. Она их и сохранила. Низкий поклон ей за это. Спустя 75 лет они стали одними из документов, характеризующих тогдашний быт.

Письма и телеграммы были тогда практически единственными способами общения на расстоянии. Компьютеров ещё не было. Мало у кого были телефоны дома. Мобильников ещё не существовало. Много чего не было тогда в нашем быту: телевидения, радиоприёмников (их в приказном порядке сдали «на хранение» в первые дни войны, вся текущая информация – из репродукторов радиосети). Не было газоснабжения и центрального отопления, домашних холодильников. Пищу готовили на примусах или керосинках, а хранили с помощью льда… если удавалось его достать.
Посмотрите на эти письма из нашего времени – из 75-летнего «прекрасного далёка».
Письма в Ростов из пионерлагеря «Красный десант», который находился в 20 км западнее Таганрога, на берегу Азовского моря.

Пять коротких писем. Четыре из них – на секретках. Многие ли помнят, что это такое? Уже не «треуголки», но ещё и не письма в обычных конвертах. Лист бумаги: на одной стороне рисунок и адреса, на другой текст сообщения. Лист складывался пополам и заклеивался. Одно письмо – на открытке с текстом Гимна Советского Союза.

Кто-то улыбнется: в августе – на секретках, поздравляющих с Новым годом. Да не было у нас других! Спасибо, что хоть такие были. Написаны карандашом – спасибо, что хотя бы карандаши были. Не повезёшь же в лагерь ученическую ручку с чернильницей…

На всех штамп «Просмотрено военной цензурой» – ещё шла война с Японией. На некоторых секретках – штамп «Доплатить 30 коп.». Марки в пионерлагере не купишь. Два почтовых штампа, оба – Ростова-на-Дону, почтамта и 11-го отделения связи. Пионерлагерь принадлежал ростовской организации, и письма из лагеря везли на Ростовский почтамт. Естественно, не ежедневно.

Выписки из писем

«9 августа 1945 г. В Таганроге мы часа 3 ждали машину. Как только мы приехали, нас сразу повели в баню, потом на обед. После обеда нас разбили на отряды и звенья. Мы с Аликом попали в 1 отряд, 2 звено. Потом нам указали наши койки. Койка Алика рядом с моей. У меня осталось 110 р., я их сдал старшей пионервожатой.
 Кормят здесь прилично. Завтрак: пшённая каша, омлет и чай; обед: щи, пшённая каша, жердёлы; ужин: белый хлеб, каша, пирог с курагой, чай.
11 августа 1945 г. Вчера нас взвешивали. Представь себе – целых 44,2 кг. А ты говорила, что похудею!
Вчера у нас уже было полное исполнение лагерного режима: подъем в 7 ч., зарядка, в 8 – завтрак, с 11 до 12.30 на море, в 2.30 обед (обычно он опаздывает), с 4.30 до 5.30 час отдыха, в 5.30 полдник, в 8 ч. ужин, в 9 ч. сон. Вчера была хорошая погода, и мы купались два раза: в 11 ч. и после полдника.

15 августа 1945 г. На днях у нас было открытие лагеря. Был костёр и торжественная линейка. Сегодня перед зарядкой нам сообщили радостную весть: капитуляция Японии.
Порядки здесь строгие. Двоих уже выгнали из лагеря за хулиганство. Малышам здесь не нравится – 6 человек уже увезли домой. Может же дуракам стукнуть в голову!

16 августа 1945 г. Здесь много фруктов, дынь и арбузов. Вчера мы с одним мальчиком на пару купили большой арбуз за 10 руб. Арбуз спелый.

20 августа 1945 г. Сегодня в наш лагерь пришла большая пачка писем, и среди них мне не было ни одного письма. Мамочка, у меня есть к тебе предложение: давай я уеду отсюда числа 29-30-го. Все ребята из нашего отряда в это время уезжают, а с малышами я не останусь. Да и в школу неудобно опаздывать. Если ты не хочешь, чтобы я ехал один (до Таганрога меня довезут, посадят в поезд, а там один), то приезжай за мной».

К самостоятельности мне было не привыкать. Уже не помню: кажется, школьников привезли в Ростов централизованно, чтобы в школу не опоздали.

В моих воспоминаниях не сохранилось, чем занимали детей в лагере, кроме физкультуры и морских купаний. Видимо, никаких других мероприятий и не было. Будем справедливы: война ещё не закончилась, а власти разрушенного региона уже обеспокоились об отдыхе детей. В меру своих скромных возможностей.

Детский санаторий «Красный десант» на том же месте существует и поныне. Конечно, не сравнить его с пионерлагерем, в котором мы были, – новые корпуса, обустроенная территория. Один из лучших на Азовском море.


Рецензии