Земля обетованная. Ч. 1

На фото - Хайфа.



Все события реальны. Имена персонажей изменены.

...Ох, как давно это было. Почти четверть века тому назад. Мы только въехали в новую квартиру. Полупустые комнаты и гулкое эхо. У малыша даже не было своей кроватки, он спал в коляске. Я не сразу согласилась на эту квартиру. Каждому по комнате - не слишком ли жирно?

- Нет, это нормально, - убеждал меня муж. - Спальня нам, спальня теще, спальня сыну. И салон. И смотри, какая большая лоджия, ее можно застеклить, будет еще одна комната...

- Да сыну-то зачем отдельная комната! - горячилась я. - Ему только месяц от роду. Как же мы в Союзе вчетвером в двухкомнатной хрущевке жили? И были еще как довольны!!

- В Союзе другая жизнь была. А здесь все иначе. И мальчик вырастет и ему понадобится свое личное пространство.

Я вспоминаю это время со светлым чувством. Жилось тяжело, на одну зарплату. А сколько вокруг было соблазнов! Можно купить абсолютно все, были бы деньги. Но как раз денег не хватало. Пришлось после квартиры срочно приобретать и машину, иначе как бы добирался муж из города в киббуц, где нашел работу. Малыш тоже требовал кучу денег. Памперсы, ванночки, мази, смеси, костюмчики, ботиночки и т.д. Почему-то детские товары стоили на порядок дороже взрослых.

Но мы были молоды и полны сил. А еще с нами жила мама. Бодрая, энергичная, умная и веселая. Все ее внучки, племянницы и племянники давно выросли. И новорожденному родному человечку мама отдала всю любовь своей горячей души. Если он орал в руках родителей - то на руках у бабушки неизменно успокаивался. Она с ним разговаривала, она ему пела - и он слушал ее, распахнув глазенки, а потом улыбался. Это была непостижимая тайна - как такие крошечные дети могут что-то понимать?

Когда сыну исполнился год, и он уже крепенько встал на ножки, я решила поискать работу. Хотя бы на полдня. Ипотека, ссуда на машину, расходы на электричество, воду, газ, телефон заставили нас войти в минус. А еще в Израиле есть такая жестокая вещь, как "Арнона". Арнона - муниципальный налог для владельца недвижимости. Чем больше квартира - тем больше арнона. Чем престижнее город - тем больше арнона. У нас эта статья расхода превосходила почти все счета на бытовые услуги, вместе взятые. Ну и климат...Зимой в квартире холодно, центрального отопления нет. А малыша надо купать каждый вечер. Приходилось греть и ванную комнату и спальню. А летом - удушающая жара. Не будет же ребенок задыхаться в "сауне" плюс 35 градусов? И, конечно, я не могла допустить, чтобы мама мучилась от жары или холода. Так что счета за электричество приходили тоже весьма кругленькие.

Мама помогала нам во всем. И с ребенком,  и с готовкой обеда, и с покупками. И материально, и морально, и физически. Сейчас я думаю - какое это счастье, когда есть мама. Независимо от возраста детей. И пусть бы она даже ничего не делала. Но она жила рядом - и это было счастьем. И какая пустота наступает, когда мама уходит навсегда...Правильно кто-то сказал - человек ощущает себя взрослым, когда лишается мамы. И не просто взрослым, а очень одиноким. Ведь никто не любит сильнее и бескорыстнее, чем мать.

...Итак, в службе трудоустройства мне вдруг сказали:

- А вам повезло, девушка! Вот только вчера получили информацию. Может быть, еще успеете. Большой зеркальный супермаркет возле муниципалитета. Сами знаете, какая это огромная торговая сеть. Там требуется работник в отдел деликатесов. Колбасу, сыр умеете резать?
- Нет, - призналась я честно. - В торговле никогда не работала.
- Ну, это небольшая наука! - русскоязычный служащий доброжелательно улыбнулся. - Обязательно езжайте прямо сейчас на собеседование. Чем скорее, тем лучше. Желающих много. Условия там хорошие. Сеть большая, богатая и своих работников не обижает. Там вам сразу будут откладывать в пенсионный фонд. И 13-я зарплата будет, и оздоровительные там больше, чем в других местах...И большие подарки на все праздники. И суммы на одежду, обувь...У меня жена там работала, в этой фирме.

- Так я побежала? - спросила я с воодушевлением. Представив, как вечером муж обрадуется. Он такой усталый возвращается после 12-ти часов тяжелого, физического труда. Душ - и спать. Иногда даже на ужин у него не хватает сил. Если меня примут - не разрешу ему работать по 12 часов.

- Да, бегите! Автобус 25. Подождите, направление возьмите!

...И вот я в просторном вестибюле. Нас, искательниц удачи, около 10 женщин. Мне предстоит пройти немалый конкурс. Половина - русских. Парочка эфиопок, остальные местные, которых я обобщающе называю в уме "марокканцы".

В очереди претенденток неожиданно вижу свою соседку по площадке. У нее квартира напротив, и она частенько приходит занять - то деньги, то луковицу, то пару картошек. Она неплохая деваха, но ужасно крикливая и громогласная. И, что называется, без комплексов. На ней такие коротенькие шортики, что если бы она их сняла - этого никто бы не заметил. Майка с двумя бретельками, одна из которых давно упала, открывая кружевной бюстгальтер. Майка бежевого цвета, бюстгальтер черного, но это никого не смущает. Народ здесь одевается кто во что горазд. Я вспомнила, как на днях мама пришла озадаченная и рассказывает:
 - Идут по улицам женщины...восточные, пожилые. И все, как одна - в ночных сорочках, безрукавых. Ну как им не стыдно!

Я объяснила маме, что это не сорочки, а просто такие платья. Просторные и открытые. А если вам навстречу идет дама - в элегантном костюме из хорошей ткани, изящной блузке, в туфельках или босоножках на каблучке, а в руках ее - дамская сумочка из натуральной кожи - то можете быть на сто процентов уверены, что эта дама - репатриантка из России.

Мою юную соседку-марокканку зовут Илана. Мы с ней почти тезки. Израильтяне игнорируют начало моего имени и первые две гласные буквы изменяют на привычное им звучание. Имя "Елена" давно превратилось в "Илану" или "Эляну", а то, что пишутся все эти имена по-разному - никого не интересует.

Соседка Илана достает откуда-то карандаш и помаду и обильно размалевывает губы. На мой взгляд - чересчур, но я благоразумно свой взгляд не озвучиваю. Илана жгучая брюнетка, очень смуглая и черноглазая. Яркая помада добавляет еще один пронзительный штрих в ее выразительную внешность.

- А ты чего не накрашенная совсем? - Илана жалостно смотрит на меня и протягивает огненную помаду. - Хочешь мою?
- Нет, спасибо. - я качаю головой.
- Ну и зря! Директор, говорят, мужик молодой и интересный. Так что макияж бы не помешал!

Секретарша зовет "следующего" и Илана впархивает в кабинет. Выходит она оттуда очень быстро, но вид, как всегда, уверенный. Она не сомневается, что принята и раньше времени отправляется звонить своему парню.

Следующая очередь моя. Вхожу, здороваюсь, сажусь напротив директора, протягиваю ему направление на работу.

Директор, не глядя на бумажку, откладывает ее в сторону и изучает меня с головы до ног. Кого-то он мне явственно напоминает, причем, человека - очень мне близкого. Через секунду меня озаряет:  директор - копия мой молодой дед. Молодым я деда, конечно, видеть не могла, но его фронтовую фотографию вспомнила сейчас очень ясно. У директора прозрачные, светло-голубые глаза, светлый, вьющийся чуб, светлые брови, орлиный нос внушительных размеров и точно так же, как у деда - четкие тонкие губы редкого, "фамильного" рисунка. Спросить фамилию - тогда он спросит: "Зачем?". Рассказать о деде? Подумает - врет и "подлизывается", чтобы приняли. Нет уж, лучше промолчать. Но мое пристальное внимание от директора не ускользает.

- Что ты так смотришь? Мы знакомы? - он улыбается ( в иврите нет обращения на "вы" и сначала это меня напрягало, но потом стало восприниматься, как нечто естественное и правильное).
 - Расскажи о себе, - продолжает директор. - В магазине когда-нибудь работала?
 
Напутствования Иланы, что нужно обязательно приврать об опыте работы, что, мол, да, работала, все знаю, все умею - вылетело у меня из головы. Да и зачем врать, ведь очень скоро выяснится, что я в этой отрасли - полнейший и беспросветный новичок.

- В торговле не работала, колбасу резать не умею. Но - буду стараться и буду учиться... - я вернула директору улыбку и еще раз подумала: "Какое изумительное сходство с дедом...светлая ему память."

Моего деда звали Семен, а директора - Шимон. А ведь это практически одно имя и переводится оно на русский язык, как "Услышанный Богом".

Далее директор начал задавать мне короткие, но, видимо, важные для чего-то вопросы.

- Академаит?
-Да.
-Какая степень?
-Первая.
-Замужем?
-Да.
-Дети есть?
-Да.
-Ипотеку платишь?
-Да.
-Машина есть?
-Да.
- Паспорт при себе? Давай сюда.

Директор изучает мой паспорт. Потом вскидывает на меня глаза:

- Где в России жила?
- В Новосибирске.

Директор удивлен.

- Сибириа? Тайга? По улицам медведи ходят?.. Шутка, шутка!:) А Казань далеко?

- Далеко! - теперь удивляюсь я.  - А причем тут Казань?

- Семья моего деда бежала в Россию из Польши... Спасибо Сталину...Попали в Казань. Там эти...как же правильно...татарим... Помогали ему. Он там закончил несколько классов в школе. А в конце сороковых вернулся в Польшу с родителями.  Все родственники, попавшие в Россию - выжили. А с маминой стороны - не выжил никто.

Директор подал мой паспорт секретарше и сказал: "Оформляй".

- Завтра утром, к 7-ми, приходи на работу. Не опаздывай. Сейчас найди Дженю, она старшая в вашем отделе. Все тебе объяснит. На машинке работай осторожно. Не торопись! Поняла? Перед работой завтра зайди к Михаэлю, он отвечает за технику безопасности. У него надо кое-что подписать. Потом еще...Работа у нас по сменам. Открываемся в 8, закрываемся в 11 вечера. На исходе субботы работаем тоже. Оплата - 150 процентов. Будешь хорошо работать - есть бонусы и премиальные. Клиенты разные. Нужно много терпения. Разговорный иврит у тебя сносный. А читать-писать умеешь?
- Я ульпан закончила! И курсы по специальности при университете, - я обижена, что директор мог подумать, что я безграмотна.
- Мой тебе совет - работу по специальности не ищи. Бесполезно. - он усмехается. - Твой институт и твоя специальность здесь не востребованы. У нас тоже работа перспективная. Будешь стараться - не пожалеешь...

Секретарша поднимает голову.

- Надо еще справку от семейного врача и номер счета в банке...

Я присаживаюсь за ее столик и краем глаза наблюдаю за директором. Он встает. У него и рост моего деда, за 180.

- Удачи! Еще увидимся! - директор кивает мне и выходит из комнаты.

Еще через минуту я иду искать "Дженю".

Евгения - высокая и красивая брюнетка, чем-то похожа на Элину Быстрицкую. Она приехала в 70-х годах ребенком, но по-русски говорит великолепно, русский у нее - литературный, правильный и почти без акцента.

- Елена! Елена! - кричит издалека моя соседка Илана. - Ты представляешь, этот козел меня не принял! И даже не объяснил почему! Пойдем скорее,  Шмулик на улице ждет, он довезет нас до дома!

- Я задержусь, у меня здесь дела, - я чувствую что-то наподобие угрызений совести.

- Тебя на работу взяли? И куда? Уборщицей?

- Ее взяли в мой отдел, - отвечает за меня Евгения. - Елена, пошли, у нас мало времени. Тебе надо еще форму получить. И я тебе должна кое-что показать и рассказать.

Она берет  меня за руку, и мы удаляемся. Боковым зрением я вижу Илану с разинутым ртом. Выражение изумления сменяется выражением гнева. Илана скачет к выходу, и я уже представляю, какой поток эмоций обрушится на бедного, кроткого Шмулика.

- Это кто, подруга твоя? - уточняет Евгения. - Хороша подруга. Готова была тебе в волосы вцепиться - что тебя взяли, а ее нет...)
- Так я и не поняла, почему он меня предпочел ей, - искренне недоумеваю я. - У нее иврит, связи и видела, какая она крутая?
- А что же тут непонятного,- добродушно улыбается Евгения. - Он наверняка спрашивал - есть ли муж, дети, квартира...правильно?

-Да. Хотя какое ему дело - до моего мужа?
- Ему большое дело. Если у тебя семья, и ты платишь машканту ( ипотеку), и за машину, и за ребенка в ясли, то ты будешь держаться за работу. Будешь бояться ее потерять. Не то, что эти вертихвостки, живущие с мамой-папой, постоянно прогуливающие и не знающие цену шекелю...
- Ну вот, мы пришли. Смотри сюда. Три колбасных витрины. Две рыбных. Две с салатами. И три молочных. Дверцу видишь? Даже если в соседнем отделе толкучка - не приходишь и не помогаешь. Одна работает в молочном, другая в мясном. Придешь помогать или, не дай Бог!, перчатки забудешь сменить - визгу от религиозных будет до потолка. Еще и уволить могут. Хотя Шимону ты определенно понравилась...

Я потрясена. Такого изобилия колбас, пастрам, салатов, брынз, сыров, сметан - я не видела никогда в жизни. Да справлюсь ли я?

- Справишься! - угадала мои мысли Евгения. - Нужно только одно - желание. И еще раз - желание. И терпение. Как там по-русски...Терпение и труд - все перетрут.

- Где новенькая? - меня поймала и буквально схватила в охапку еще одна начальница. На иврите ее зовут "купаит рашит", а по-русски - главный кассир. Она должна выдать мне форму и обувь.
Она забирает меня у Евгении и причитает на ходу, не обращая внимания на толпы покупателей.
- Боже мой, что он делает! Еще одну Елену принял! Ну хорошо, он любит русских! Но почему вас всех одинаково зовут?? В мясном отделе две Елены! В кондитерском - три Елены! На кассе - опять две Елены! У тебя, в деликатесах - уже одна Елена есть! Охранница по субботам - Елена! Уборщица по пятницам - тоже Елена! Я с вами с ума сойду! В России других имен, что ли, не было??

На этой веселой ноте я закончу первую часть моего рассказа. Спасибо, дорогие читатели, что дошли до конца.


Продолжение следует.


Рецензии
Отдельное спасибо за такие воспоминания, я очень интересуюсь жизнью в Израиле, потому такие рассказы, как глоток свежего воздуха:—)))Иногда посещали мысли перебраться, но все мои родственники, живущие у вас, в один голос говорили, чтобы не вздумал ни в коем случае. В основном, у меня просто проблема с языками, не получается освоить и все тут, а работоспособности и выносливости на троих бы хватило. Думал в основном о кибуцах, там вроде жильё бесплатное и еда. С уважением. Удачи в творчестве

Александр Михельман   17.03.2024 09:29     Заявить о нарушении
Не знаю, что и сказать Вам по этому поводу, Саша. Менять так круто жизнь лучше - или в молодом возрасте или уже в старости. А язык - дело наживное. Кто захочет - тот возьмет. Это я точно Вам говорю.
В кибуцах все бесплатное, да. Но и все заработанные деньги будете туда отдавать. Это своего рода коммуны. Ничего своего, ничего личного.

Спасибо!

Ваша Лена   17.03.2024 11:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 37 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.