До и после

Рассказик о любви, семье, детях. Главный персонаж Александр (Саша), это прототип актёра Максима Сарпова (его иллюстрация). Он высокий и стройный. Красивые черты лица, обворожительная улыбка и голубые, выразительные глаза. Причёска, это пышные, русые и вьющиеся волосы. Ему посвящается. Максим замечательно сыграл роль Саши в фильме «НЕЛЮБОВЬ» Яны Романенко. Его герой полюбился миллионной аудитории зрителей.

***
Получив в школе аттестат, на выпускной вечер даже оставаться не захотела. Противны эти малолетки - одноклассники, которые напились и вели себя как взрослые, с девчонками по углам зажимались, некоторые им позволяли. Со мной домой ушли ещё несколько солидарных со мной девчонок.

Дома мама удивилась.

-Алечка! Почему так рано пришла.

Я махнула рукой и ушла спать.

Утром ко мне Любаша соседка пришла. Она взрослая, старше меня на четыре года, уже работает, и парень у неё есть.

-Аль! Чего кислая? У тебя же вчера праздник был.

Пришлось рассказать, как всё происходило на этом дурацком выпускном.

-Люба! Вот живу и жду этой любви, только она не приходит, а мне уже семнадцать лет.

Соседка рассмеялась.

-Глупенькая! Не уже, а ещё. Всё впереди, и парня встретишь замечательного, только он должен быть постарше тебя. Пойдём со мной сегодня в клуб на танцы, мы с Вадимом собирались.

-Любочка, туда несовершеннолетних не пускают.

-Смешная ты, паспорта не спрашивают, я тебе реснички и губки подкрашу, ты росленькая, пропустят.

Мы в клубе, Люба знакомит меня со своими одноклассниками, ребята взрослые, не все с девушками.

Олег меня на танец пригласил, парень симпатичный, но моё сердце молчит. Он проводил меня до дома, у калитки распрощались, и я убежала во двор.

На другой день он пришёл вечером с букетом цветов, они были красивые и очень дорогие. Как-то неловко было их принимать, моя семья живёт скромно. А это такая роскошь! Не хотела обижать Олега. Пригласил прогуляться. Согласилась и ушла в дом переодеться, заодно и букет поставить в вазу с водой.

С Олегом встречались несколько раз, без поцелуев, тогда это как-то не принято было.

Вскоре я сообщила ему, что уеду в город подавать документы в техникум. Наш-то городок маленький, сплошной частный сектор, многоэтажек мало, есть некоторая промышленность, вот только средних и высших учебных заведений нет. Олег в ответ тоже сообщил, что он, поработав несколько лет, тоже едет в Москву, будет поступать в институт. Просил меня его дождаться, потому-что сможет приехать только на зимних каникулах. Мне он не нравиться, и я просто пожала плечами.

В техникум я поступила. Конечно, могла бы учиться и в областном центре, но боялась, что там сложнее, конкурс будет большой. А для меня важно не пропустить этот год, через два года обрету профессию и уже смогу работать, родителям сложно меня содержать, они вдвоём работают на швейной фабрике, да ещё старшая сестра, после развода с мужем переехала к нам с двумя сыновьям. Бывший муж платит алименты мальчишкам, но этого не достаточно. Один школьник, другого в детский сад водит, сама на трикотажке трудиться и заочно учиться в торговом институте.

Приехала домой, и сразу направилась к Любе сообщить свои новости.

Она потом еще спросила про Олега.

-Как он тебе?

Ответила равнодушно.

-Знаешь, никак!

Она рассмеялась.

-Тебе не угодишь, а ведь он признался Вадиму, что ты ему очень понравилась, даже жениться хочет. Переборчивой ты девушкой оказалась. Ладно, пойдём с нами на танцы вечером, ещё кое с кем познакомлю. Он как раз на каникулы приехал.

Этот кое с кем мне очень понравился. Зовут Александром, очень красивый и стройный, учиться в областном центре в институте, уже окончил третий курс. Живёт с родителями, отец диспетчер в таксопарке, мама дома, не здорова. Ещё есть старшая сестра, живёт отдельно с мужем и сыном.

Саша, после танцев, проводил меня домой, у калитки даже поцеловал, мне было очень приятно, первый поцелуй парня, да ещё который мне очень нравиться. Стали встречаться, только лето быстро пролетело, надо было ехать на учёбу. Обидно, что в разные города. Да ещё Валентина, одноклассница, подлила масло в огонь. Она поступила в областном центре в юридический техникум, а там, на бухгалтерский учёт конкурс был совсем небольшой. Саша пытался решить вопрос с переводом меня туда учиться, только не было свободных мест.

И вот между нами расстояние пять часов езды на рейсовом автобусе. До дому мне ехать три часа, а ему пять. Всё равно, хоть раз в месяц, но встречались в нашем городке.

Саша пригласил меня праздновать Новый Год у его друга в квартире. Я согласилась, но дома, когда стала перебирать свой гардероб, очень испугалась, ничего нормального, платья ситцевые, костюмчиков парочка из дешёвого вельвета, это ткани, из которых шьют изделия на маминой швейной фабрике, в магазинах хорошее дорого, не могут родители это позволить. Его друг из семьи чиновника, живут в пятиэтажке, для нас это считалось престижное место. Саше будет стыдно за меня.  С Любой посоветовалась.

-Она предложила пойти с ними в дом культуры железнодорожников, там встретить праздник, а Саше потом всё объяснить.

Что толку, поскучала там, даже танцевать ни с кем не хотела. Было желание уйти домой, только далеко и ночью забоялась. Не было в то время мобильников. А у нас  даже городской телефон отсутствовал.

Дома утром узнаю. Саша приходил ко мне до двенадцати ночи, потом ещё после. Племянник выходил и сообщал, что меня нет дома.

Катастрофа, Саша уже неделю не приходит, я реву. Люба пришла.

-Что с тобой?

Объясняю. Она успокаивает.

-Вечером придёт ко мне Вадим, сходим к Саше домой, объясним всё сами.

Было уже темно, когда Саша появился у моего дома, я как была в домашнем халате, так и выскочила на улицу. Прижавшись к нему, плакала навзрыд, он целовал моё лицо и приговаривал.

-Я люблю тебя!

Каникулы окончились и мы разъехались. Приезжали домой, но это были редкие встречи

В конце мая у меня день рождения восемнадцать лет. Саша подарил мне целую охапку роз, предупредил, что их вырастила его мама на собственном участке. Это был самый лучший подарок в моей жизни. Душа у меня ликовала.

Утром мой парень повёл меня в ЗАГС, и мы подали заявление.

Свадьба была через месяц во дворе родителей Саши. Я была очень красивой невестой. Мама сама сшила мне наряд. Сестра Саши увлекалась флористикой, из обрезков ткани, которые остались после покроя подвенечного платья, она сделала прекрасные цветы, которые украсили мою голову, бутоньерки тоже изготовила для Саши и его друга.

Застолье ещё продолжалось, когда муж увёл меня в свою комнату. Как же мы оба были счастливы в эти минуты любви! Я стала его женой.

В техникум я уехала уже беременной.  Готовилась и досрочно экстерном сдавала зачёты по всем предметам. Успела, Саша за мной приехал и увёз в областной центр к себе. Уже подъезжали к городу, у меня начались схватки. Доехали до роддома, и поздно вечером этого дня я родила сына.

Саша ждал в коридоре приёмного покоя, когда ему сообщили эту новость, очень обрадовался, рвался в двери, чтобы увидеть меня и малыша. Только его не пустили, не положено было в те времена.

Каждый день приходил ко мне, я находилась на третьем этаже, открыв окно, кричала ему, что очень его люблю, он в ответ посылал воздушные поцелуи, и тоже кричал, что любит.

Из роддома Саша привез нас в съемную однокомнатную квартиру. Там уже были наши родители. Папа с мамой Саши подарили нам кроватку и коляску. Моя мама нашила много вещичек сыночку. А моя сестра передала малышу красивые изделия из трикотажа, сама вязала. Мой свободный диплом, как замужней женщины, мне привезли, мама Саши специально ездила за ним в техникум.

Это было зимой.

Летом Саша окончил институт и получил красный диплом. Планы его будущего немного не сбылись. Он планировал, что на работу его распределят в наш городок, не нужно платить за жильё. Только руководство поступило иначе, и на отработку оставили здесь же, на крупном предприятии инженером. Пришлось остаться в съёмной квартире, а это лишние расходы, хотя Сашу и поставили на очередь на получения собственного жилья. Только когда это будет, завод крупный, желающих в списке много. Оклад инженера небольшой, я не работаю, дома с ребёнком. Декретные мне не положены, в то время их выплачивали только работающим роженицам, за счёт средств предприятия, по предъявленному больничному листу.

Жили скромно. Мама Саши всё планировала забрать у нас сыночка на воспитание, чтобы я могла работать. Только не получилось, сыну год, а я беременная. Понимала, что Саше очень трудно, но он не разрешил мне делать аборт.

Родила опять мальчика. Нам тесно, сняли двушку на окраине, там дешевле.

Когда второму сыну был годик, и я перестала кормить грудью, Саша предложил ещё один шаг к успеху. Родить третьего ребёнка, это уже многодетная семья, льготная очередь на квартиру, которая на заводе, была небольшая, а жилой дом, как раз через год сдадут в эксплуатацию.

Родила третьего, это опять мальчик, радовался один Саша, я с грустью приняла это известие, до последнего надеялась, что будет девочка. Тогда УЗИ не было, пол ребёнка могли узнать только при рождении, хотя это уже бы ничего не изменило.

Квартиру мы получили, большую четырёхкомнатную сто квадратных метров. Мебель взяли в магазине в рассрочку без процентов на несколько лет, тогда были такие правила.

Младшему исполнилось три годика, и я смогла уже работать, как раз в детский сад в нашем дворе требовался бухгалтер, а Сашу перевели на должность главного инженера, предыдущий вышел на пенсию. Намного легче стало со средствами. Рассрочку выплатили, даже откладывали на будущее. Муж хотел прикупить какой ни-будь автомобиль, чтобы в гости к родителям ездить всей семьёй.

Недолго мы радовались, в стране перестройка, завод мужа начал чахнуть, директор скупал акции у работников, которые продавали за бесценок, помещения сдавал в аренду новым предпринимателям. Народ сокращал. Сашу тоже уволили.  Он отчаялся, я одна работала, детский сад выкупили, стал частным, зарплату мне повысили, но этого было мало. Сбережения потихоньку таяли. Уже планировали продать квартиру, которую приватизировали, и переехать к родителям. Что будет дальше, никто не знал.

Повезло. Его друг и одноклассник Юра, к которому я тогда не захотела идти встречать Новый Год, организовал коммерческий банк, конечно, не без помощи своего родителя, пригласил Сашу к себе в партнёры с крупной долей собственности. Они раскрутились так, что я даже бросила работу, занималась домашним хозяйством, и детьми-школьниками.

В гости к родным уже ездили на дорогом джипе. Да и хорошо им помогали материально, пенсии у них были маленькие.

Мальчики у нас уже студенты. Старший, получив диплом, работает с мужем, Саша уже управляет филиалом, который они открыли недавно.

Муж оформил старшему сыну ипотеку в своём банке, если жениться, то будет своя квартира.

Время идёт, все сыновья работают с отцом, имеют семьи, детей и собственное хорошее жильё.

Как же я люблю своего мужа Сашу, он так трепетно ко мне относиться, как в юности, когда мы встречались и поженились.

Иногда думаю, когда нам лучше жилось? До перестройки или после? Хотя много бед и нищеты она принесла нашему народу, но умная голова всегда найдёт себе применение.


Рецензии
Рассказ замечательный.

Нина Ветрова   04.09.2020 12:36     Заявить о нарушении