Свобода и страх

Вчера звонит мне по телефону одна приятельница - умная интеллигентная дама, такого хорошего пенсионного возраста, однако имеющая активную жизненную позицию,  весьма современные и свободолюбивые взгляды и выступающая за честные выборы. Болтаем с ней о том-о сем-о женском, а потом, что сейчас вполне естественно для всех моих земляков, переходим к обсуждению последних политических новостей - ничего особого, просто делимся своими эмоциями, хотя и легким нецензурным трепом)) И вдруг приятельница прерывает меня, понизив голос: "Ладно! Не будем по телефону об этом - лучше встретимся и поговорим без лишних ушей. Нас же всех прослушивают!" Я сначала засмеялась)) А потом мелькнул страх - а вдруг и вправду всех нас прослушивают? И выйду я завтра на улицу - рядовая гражданка предпенсионного возраста, ни в чем ранее не замешанная и не привлекавшаяся, а за мной уже следят и меня уже "ведут", потому как именно мой непринужденный, хотя и несколько нецензурный треп представляет особую опасность для Отечества, поэтому оно, это самое Отечество, готово пожертвовать своими ценными сотрудниками и их рабочим временем, чтобы задержать и обезвредить меня. Ну и заодно мою приятельницу)) А также с учетом болтливости - и приятельниц приятельницы, а заодно и моих) Вам смешно? Мне тоже)))) Но сначала на пару мгновений было страшно.

А еще вспомнилось, как несколько лет назад я однажды смотрела КВН и была просто поражена тем, что многие российские команды открыто и довольно язвительно подшучивают, а то и открыто стебутся над своим президентом. Я подумала тогда: "Ого!" Потому что в Беларуси такое всегда было невозможно в принципе. Конечно, были какие-то шуточки и у наших кэвээнщиков, но, в силу своей работы зная всю эту кухню, уверена, что данные шуточки проходили многоразовый контроль и без утверждений идейно-воспитательных отделов (кои цветут у нас пышным цветом во всех учебных заведениях) в массы не выпускались. В противном случае шутники подвергались различным гонениям, причем иногда и достаточно серьезным.

Поэтому для понимания масштабов сложившегося в Беларуси национального бедствия надо четко представлять себе тот уровень страха, в котором долгое время жили, да и сейчас живут многие простые  беларусы. Поскольку, несмотря на то, что проходят такие колоссальные протесты и дух свободы вдохновляет на смелость в словах и действиях, страх перед насильственной властью, привитый нам и тщательно культивируемый ею все эти десятилетия, этот страх все еще дает о себе знать. И именно поэтому, глядя на многотысячные митинги, меня переполняет гордость за наших таких мужественных и невероятно храбрых людей!


Рецензии