Белорусский суверенитет

1. К западу от России

После революции большевики на территории бывшей российской империи создали союзные республики. Земли на западе, которые принадлежали то Литве, то Польше, а потом России назвали Белоруссией. Республика благополучно существовала, но после распада союза стала независимой. В отличие от России, в Белоруссии продолжает существовать социализм, который обещал построить Михаил Сергеевич Горбачев. Точнее там особенного ничего не построили. Разрешили только кооперативы и всякие мелкие конторки. Вся крупная промышленность, как и прежде, государственная. Лукашенко не позволил забрать госсобственность олигархам. Да и большинство белорусов не хотят, чтобы олигархи расчубайсили экономику. Об этом их постоянно пугают в эфире.

Наши коммунисты тоже хотят, чтобы у нас было как в Белоруссии. В братской нам стране, поясняют они, на госпредприятиях стабильно работают многотысячные коллективы людей, уверенных в завтрашнем дне. Однако, на деле, положение в промышленности сложное. В Белоруссии много убыточных предприятий, и таких, что балансируют на грани рентабельности. Из-за отсутствия инвестиций производства медленно обновляются. Но тем не менее большая часть производимого в Белоруссии продаётся на российском рынке. Без этого Белоруссия бы не выжила, как и без кредитов, которые она получает от России.

2. Многовекторность

Причина протестов в Белоруссии – недоверие к власти части населения. Александр Григорьевич Лукашенко уже шестой раз избирается подавляющим большинством, но это, возможно, происходит из-за неразвитой белорусской демократии. В Белоруссии зарегистрировано много политических партий. Но из-за особенностей белорусского законодательства многие партии не представлены в парламенте. У них практически нет финансирования, они не могут сформулировать свою позицию по важнейшим вопросам и о них мало что знает избиратель. При таком положении победа Лукашенко предрешена. Для того, чтобы не потерять того, что есть, избиратель голосует не за амбициозных дилетантов, а за предсказуемого политического долгожителя. 

Белорусы, которые выходят сегодня на акции, по-разному видят своё будущее. Одни верят в разговоры Лукашенко про суверенитет, про многовекторность и в то, что и дальше им можно сидеть на двух стульях. И Лукашенко, не просто президент, который цепляется за власть. Он проверенный лидер тех, кто верит, что и дальше их стране можно балансировать и избегать непонятных перемен. Одна из угроз, которую боятся Лукашенко и его сторонники - коварные российские олигархи. И президент Белоруссии обещает своему народу, что он не допустит того, чтобы белорусские предприятия проглотили московские акулы.

Однако жестокая реальность такова, что малые государства не могут проводить многовекторнцю политику и способны выжить, лишь в составе крупных объединений. Правительство Белоруссии рассказывает гражданам об инновациях и цифровизации, но реально перед страной стоит выбор: с кем двигаться дальше: с Евросоюзом или с Россией? Ибо полного суверенитета у республики быть не может.

Политика многовекторности – это для Китая, который успешно продаёт свои товары на Европейском и на всех остальных рынках. Но Белоруссия - не Китай. Инвесторам выгоднее вкладывать деньги в гигантскую Китайскую экономику, а не в маленькую Беларусь. По этой причине автопроизводителям, например, нет смысла затевать сборку своих автомобилей в этой небольшой стране.

3. Поворот на Запад

Другая часть белорусского общества также боится, что белорусские предприятия скупят российские олигархи. Эти люди верят, что западноевропейский бизнес не такой ужасный, как российский, и мечтают, чтобы их страна попала в благополучный Евросоюз. Но в этом объединении обозначилось – старожилы, страны с развитой экономикой и неофиты, такие, как Болгария, Румыния и Прибалтийские страны. Большая часть капиталовложений привлекает старая Европа. Но и среди новичков есть более успешные – Чехия, Словакия, и та же Польша. Остальные новые члены объединения являются, главным образом, поставщиками неквалифицированной рабочей силы для старожилов ЕС. При этом, во вновь вступивших странах идёт депопуляция.
Вообще-то Евросоюзу новые члены и новые производители не нужны. В Европе всего своего хватает. Не будут в европейских странах покупать ни МАЗы, ни БЕЛАЗы. Немецкий автопром сам все автомобили производит. Даже своей бульбы в Европе хватает. И потому, если белорусские политики, выберут европейский путь, то Белоруссии долго придётся стоять в очереди, а за это неопределённо долгое время будет разрушена белорусская экономика, подобно тому, как это произошло на Украине.
То есть возможно, что за европейский выбор белорусам придётся заплатить разрушением собственной страны.

4. С Россией

Сегодня белорусская экономика глубоко интегрирована с российской. В случае политического объединения Белоруссия, по существу станет частью России. При такой интеграции в объединённой стране должна быть одна валюта, один президент, один парламент, а также общие законы и единая внешняя политика. В этом случае субъекты Белоруссии станут равноправными с другими субъектами России, и белорусы будет разделять успехи и неудачи единого государства.
Однако непонятно, согласятся ли белорусы с потерей своей идентичности. Сегодня, как известно. политиков, призывающих к вхождению страны в состав России, в Белоруссии нет. А как к этому отнеслись бы рядовые белорусы, пока не понятно.

5. Борьба не закончилась

Сегодня Лукашенко сам загнал себя в угол. Он сам назначает всех министров и чиновников, и сам за всё несёт ответственность. Если бы в парламенте были депутаты представляющие различные круги белорусского общества, то конкуренция между противоборствующими силами, вероятно, происходила бы в парламенте.
Однако сегодня разные группы населения выясняют отношения на улицах. Кандидат от оппозиции выборы проиграла. Но у оппозиции, которая продолжает бороться за власть, в активе осталось единственное средство – ложь. Светлана Тихановская утверждает, что результаты выборов сфальсифицированы. Однако никаких протоколов и сведений о нарушениях от наблюдателей не приводится. Впрочем, для её сторонников это и не нужно. Они сами считают себя судьями и выходят на улицы, чтобы вынести приговор.

Другая причина, по которой они считают, что Лукашенко должен уйти, жестокое обращение с протестующими. Понятно, когда собираются на акции протеста тысячи, среди них обязательно найдутся провокаторы, нападающие на милицию и устраивающие погромы. И как при этом должна вести себя полиция?   

6. Что будет дальше?

То, что сегодня часть белорусов связывают свои надежды не с Россией, а с Западом,  показалось бы диким поколению, пережившему войну. Нет, конечно, и тогда были полицаи. Они были рады тому, что их кормили. Но для большинства, мы русские, были своими, а немцы - чужими.
И вот в головах потомков партизан произошла инверсия. Они решили, что Россия отстала от передовой Европы, и связывают свои надежды с Евросоюзом.
По-сути, продолжается прежняя война.  К счастью, пока в умах людей. Гитлер, в своё время считал, что при нападении Германии, СССР рассыплется, как карточный домик. И немцы были бы рады этому. Не зря они сражались и гибли миллионами.
А тут, вдруг, белорусы сами решили уйти от России. О таком подарке ни могли мечтать Гитлер и его компания.
Что же будет, если в Белоруссии найдутся люди, которые займутся присоединением их страны к России, и Белоруссия станет частью нашей страны? Понятно, разразится скандал, посильнее крымского. На Россию будут наложены санкции и её обвинят в агрессии. Однако, когда нибудь эта буря утихнет. Как говорила Екатерина Вторая, в ответ на присоединение Новороссии и Крыма к России - поляскают и перестанут.

Что потеряют белорусы, если их республика войдёт в состав России? - Ничего. Никто не будет им мешать писать белорусские оперы, а песнярам разъезжать со своими концертами по большой стране. К тому же, белорусам гораздо легче будет интегрироваться в российскую среду, поскольку белорусы и русские, в отличие от проживающих в России даргинцев, балкарцев и кумыков - это один народ.
Единственное нельзя будет говорить про российскую агрессию. Да и то, только на государственном уровне.  В частных разговорах можно будет говорить что-угодно. Для примера, сегодня у нас своих таких сегодня немало.
И что? Такие дессиденты могут даже участвовать в выборах. Но прагматичному избирателю нужно не нужны легковесные обещания. 


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.