Нынешние... маугли России!

Друзья!

В Сети публикуется немало материалов, рассказывающих о современных отшельниках. Они живут в   глухих уральских и сибирских  таежных лесах, вдали от мирской суеты.
«Александровка находится на Южном Урале в долине между горными хребтами Зигальга и Бакты на высоте 500 м над уровнем моря: днем там жарко, ночью – очень холодно. Вымерзает не только урожай, даже неприхотливая лесная рябина гибнет в условиях, где ночная температура может достигать минусовых отметок уже в августе. Добраться до Александровки можно от села Тюлюк. Преодолеть 17 километров старой дороги с огромными ямами, гигантскими валунами и лужами, которые, кажется, никогда не высыхают, под силу лишь хорошо подготовленному внедорожнику или армейскому грузовику.
Сегодня в Александровке проживает 20 семей, и далеко не все из них являются последователями «культа Анастасии». Здесь живут люди, которые устали от общества потребления, генномодифицированных продуктов и плохой экологии. Многие из них в прошлом успешные и уважаемые люди: предприниматели, бизнес-тренеры, пожарные, госслужащие. Они выращивают продукты на собственных огородах, занимаются пчеловодством, собирают речную и дождевую воду, моются в бане и не планируют возвращаться в город.
Чтобы не утратить связь с родственниками из внешнего мира, некоторые переселенцы пользуются экологичными источниками энергии, которые подзаряжают компьютеры и телефоны. Например, на участке одного из них, бывшего сотрудника МЧС, установлены солнечные батареи.
У многих жителей Александровки есть дети, и они не жалеют, что не ходят в обычную школу. Жена пасечника преподает биологию, глава экопоселения – немецкий язык и химию, пожарный на пенсии – черчение. Несколько раз в год ребята ездят в Тюлюк на экзамены и сдают их на пятерки. Взрослые говорят, что дети имеют право выбора: если, достигнув совершеннолетия, они захотят поступить в институт и уехать в город, их отпустят. Но пока никто из ребят не проявил желания отправиться в большой мир». https://zen.yandex.ru/onreal

Да, сегодня жить в лес по-прежнему уходят сотни, а то и тысячи россиян. У каждого своя история исхода, но, как правило, у всех есть идеологический или этический мотив. Сегодня большинству из них антихристом представляется не просто или не столько российская власть, сколько Город и люди (которые, как они считают, также суть порождение античеловечной системы.
Вот еще несколько историй.
«Бывший боец спецподразделения поселился в лесу в Амурской области, устав от работы в правоохранительных органах. Отшельник живет в тайге уже 10 лет.
На землянку спецназовца-отшельника случайно наткнулись местные грибники. Они и сообщили в полицию о том, что в тайге в 110 километрах от ближайшего населенного пункта в одиночестве живет человек.
Виктор выбрал место за сотню километров от ближайшей деревни. Соорудил землянку, чтобы не было холодно зимой и жарко летом. В холода хозяина скромного жилища согревает каменная печь. На обед на столе всегда есть свежая дичь и ледяная ключевая вода».
«В 1982 году пришел в деревеньку Коротенькая с реки Лены странник. Пробирался сквозь дикие леса без оружия, один. Мужика звали Виктор Гранитович. Попросился переночевать в доме Аниной мамы. Да там и остался. А потом вдруг пригляделся к её юной дочке жены. Та с распахнутыми глазами слушала сказку о Фактории. И когда забеременела от «папы», тот предложил ей уйти в лес вдвоём. Навсегда.
Поиск Фактории чета Антипиных начала в 1983 году. Ушли на двести километров в глубь эвенкийской тайги, поселились в избушке. В тех дебрях Анна родила первенца. Младенец умер.
- И второй ребенок тоже. Выжил только третий. Роды отец всегда сам принимал. Пуповину перерезал, ловко у него получалось.
Девочке дали нежное имя – Оленя.
- Назвали мы её в честь оленихи, спасшей нам всем жизнь. Зима была на исходе, запасы кончились. А ружьем, чтобы на охоту ходить, отец не обзаводился принципиально. Говорил: «Брать нужно только то, что природа сама дарит. А человеку можно лишь иногда капканы использовать да палки». От голода у меня стало пропадать молоко. И вдруг прямо рядом с нашей избушкой прошло стадо оленей. Отец сумел добыть одного оленя. Я всю весну кормила дочку пережеванным мясом.
Всего в семье четверо детей – ещё двенадцатилетний брат Витя, восьмилетний Миша и трехлетняя Алеся. Оленя умеет добыть рябчика бумерангом, вырезает из дерева посуду и превосходно выделывает шкуры. По мехам Оленя – большой специалист. С матерью они шили шапки из кротов, барсуков, зайцев, белок. Из собак – канчи (носки меховые) и лохматки (варежки мехом наружу).
Таёжная девочка верит, что души умерших людей вселяются в травинки, в птиц, в животных.
- У нас котенок мысли понимал. Только я подумаю: «Уйди, здесь сидеть нельзя!» – он встанет и уйдет. Это в него чья-то душа заселилась». https://mosmonitor.ru/
…Отшельничество! Одиночество, отречение  от греховного мира! Тайга глухая, в соседстве- звери, птицы! Романтика!? Нет, конечно!
Это- состояние души, отзвуки прошлых жизней! И…устремление к Высшему, к Богу, который все видит, прощает и ведет в свой огненный Мир Духа!
Вл.Назаров
***************
1.Музей Тарковского. Как коренной москвич уехал в Сибирь и полюбил таежный быт.

Известный российский писатель и кинодокументалист, племянник режиссера Андрея Тарковского так полюбил тайгу и Енисей, что не только переехал сюда навсегда, но и создал в поселке на севере Красноярского края особое пространство, где можно познать таежную жизнь и увидеть, как живут люди в одном из самых отдаленных уголков России
Почти 30 лет назад, после окончания института Михаил Тарковский впервые приехал на Енисей, да так тут и остался. Сначала работал полевым зоологом на биологической станции, а затем — охотником в селе Бахта.
Таежный опыт
Бахта — это тысяча километров вниз по Енисею от Красноярска. Поселок охотников и промысловиков, чей таежный опыт накапливался сотни лет. Жители этих мест прокладывают в тайге "путики" (охотничьи тропы) к "зимовьям" (промысловая избушка в тайге), ставят "кулемки" (ловушки на пушного зверя). Широкая известность пришла к Бахте в 2000-х благодаря творчеству Тарковского, когда была снята серия документальных фильмов "Счастливые люди" о быте и нравах охотников, рыболовов и обычных сельчан из отдаленной деревушки, а также автобиографический фильм "Замороженное время", получивший более десятка призов на кинофестивалях.
— Культура жизни енисейских поселков, общение со старожилами, восхищение охотниками, их знаниями и умениями, вызывали у меня острейшее желание схватить, остановить эту интереснейшую жизнь — на страницах произведений, на кинопленке или просто в виде сохраненных удивительных предметов таежного и рыбацкого быта: камусные лыжи, долбленая лодка-ветка или изделия из бересты. Хотелось увековечить сами процессы изготовления этих, не побоюсь, этого слова — произведений искусства. Так пришла идея создания в Бахте музея таежной традиции. Важнейшая его роль — помочь местным школьникам заново открыть мир традиций, окружающий их с детства, заставить взглянуть другими глазами на то, что буднично и привычно, — рассказал Тарковский.
Пространство музея наполнено вещами и предметами, которые не встретишь на просторах большинства регионов, где нет таких видов промыслового хозяйства.
Учителя и подвижники
Поселившись на Енисее в 1981 году, Тарковский с головой ушел в местный быт, стал своим для жителей Бахты. Своими руками учился делать все те предметы, которые сохранились в обиходе в этом уголке России. Помогал ему известный охотник Геннадий Соловьев. Он научил, как смастерить жестяную печку, сделать лыжи или срубить кулемку.
— Соловьев многому научил, так как имеет дар наставничества, умеет хорошо объяснять. Причем не только в промысловом деле — я обсуждал с ним рассказы, он давал советы, подарил сюжет. Однажды я пришел к нему и говорю: "О чем бы написать?" А он: "Напиши, как Иван вернулся на охоту на один сезон". Так родилась повесть "Енисей, отпусти!". Потом Соловьев сразу поддержал мою задумку с фильмом, буквально одна фраза была, сказанная искренне и с силой: "Снимай, я помогу!" — рассказал писатель.
Кроме фильма и музея, усилиями Тарковского в Бахте появился православный храм. Сруб для него сделали из карельской сосны, выросшей на берегу Онежского озера, где-то в районе знаменитого музея-заповедника Кижи в Карелии. На четырех грузовых фурах привезли до Красноярска, а оттуда речным судном — до Бахты.
— Моя инициатива ничего бы не стоила без всесторонней поддержки попечительского совета [во имя] святителя Алексия, а именно подвижницы Светланы Покровской, — делится Тарковский.
Сегодня бахтинский храм Новомучеников и исповедников Церкви Русской относится к Туруханскому благочинию Норильской и Туруханской епархии. Многие бахтинцы стараются бывать на церковных службах.
Музей был задуман около 20 лет назад, но воплотить мечту в реальность удалось только сейчас. Его здание — обычный деревенский дом — окружено традиционным заплотом (оградой) из круглого леса. Наполнена эта изба уникальными экспонатами, которые собирали в самой Бахте, соседних деревнях и в тайге на промысловых участках охотников. Сейчас в музее сформированы первые экспозиции. Предполагается, что это будет целый музейный комплекс, состоящий из выставочных площадок внутри здания, под открытым небом, а также мастерской. Главный смысл экспозиции — показать не просто предметы таежного быта, а технологии их изготовления.
— Коллекция поначалу хранилась у меня дома, затем по инициативе школы, предоставившей помещение, была создана школьная экспозиция предметов таежного, рыбацкого и сельского быта и истории села. Позже на полученную мною литературную премию имени Толстого "Ясная Поляна" я заказал в Ворогове (Красноярский край) для музея новый сруб, перевезти который помогло Енисейское речное пароходство. Вообще собирали с мира по нитке. <…> Планирую табличку сделать, — рассказал писатель.
Экспонаты из жизни
В основе бахтинского музея лежит знание окружающей природы. Например, экспонаты, демонстрирующие технологию изготовления берестяного туеса. Ее невозможно освоить, не зная, в какой период добывается береста и в каких местах произрастает береза, обладающая необходимыми свойствами.
— [Горожане] рыбу ловят, допустим, удочкой, а не с закидушкой. Собирают грибы в небольшие сеточки или ведра, а здесь специальные лукошки, короба делаются. Здесь вышел, и за 40 минут напластал два короба — там по два ведра может быть. Естественно, что и весь быт выстраивается так, чтобы переработать то, что ты получил от реки, от тайги. Все эти предметы — они для нас обычные, а вы и не знаете, что это такое, — рассказала ТАСС директор Туруханского краеведческого музея Татьяна Сергиенко. Музей в Бахте теперь — филиал туруханского.
Она уверила, что у местных охотников этот традиционный быт сохраняется полностью. Ведь если они не будут так жить, то не смогут вести промысел.
Музейные предметы не отличаются от тех, что используют жители Бахты на промыслах. Так кулемку, пасть (охотничья ловушка), лабаз (укрытие в лесу для хранения припасов) мастерил Соловьев, чей охотничий участок в тайге превышает по площади тысячу квадратных километров. Сейчас эти экспонаты установлены на открытой площадке под небом. В перспективе тут будет настоящее охотничье зимовье с таежной утварью.
— Экспозиция внутри музея будет дополняться рядом экспонатов, отражающих этапы изготовления долбленой лодки-ветки, камусных лыж и берестяного туеса. Именно в наглядном показе самих процессов и заключается изюминка музея, — поделился планами Тарковский.
Курс на Бахту
Татьяна Сергиенко говорит, что уже в этом году музей в Бахте, который самая что ни на есть точка притяжения для путешественников, должен был встретить свой первый туристический сезон. Но попасть в поселок можно только на борту теплохода, а пассажирская навигация в этом году началась позже обычного. Причина того, что теплоходы вышли в рейсы по Енисею позже, — в пандемии, вызванной новым типом коронавируса. Однако в июле теплоходы все-таки открыли навигацию, на их бортах — туристы, отпускники, следующие по своим делам люди, попутно любующиеся неспешной красотой Енисея, его берегов, жизнью речных поселков и деревень.
— Музей отражает дух и колорит этого места, это промысловый музей, и это деятельность 90% людей, которые там живут. Он связан с Тарковским и фильмом "Счастливые люди", который многие видели. Это все работает в плюс, это такая комплексная и атмосферная тема, которая позволяет понять, как там живут люди, чем они зарабатывают. Для многих туристов это интересно, так как это непознанный и непонятный мир, а для иностранцев это будет очень удивительным и необычным, — сказала ТАСС руководитель агентства по туризму Красноярского края Юлия Верхушина.
Андрей Мармышев
https://tass.ru/obschestvo/
****************
2. Судьбы самых известных российских отшельников

Об «алтайском маугли» Оджане Наумкине было снято множество телевизионных программ, история его семьи поразила до глубины души многих. Выбора – уходить в лес или нет – у него не было, за него это решение приняли родители. Они ушли в тайгу в начале 90-х, построили там землянку, и в ней 20 лет прожил Оджан. Родители заявили, что их сын мессия, он должен расти в особых условиях – без связи с внешним миром. Александр Наумкин – глава семейства – увлекается эзотерикой, он выпустил книгу «Калагия, или Власть над временем», в которой утверждает, что создал «новое планетарное учение». Его жена Елена имеет высшее образование, она педагог, много лет работала учителем музыки.
Вслед за Наумкиными ушли и еще несколько человек, поверив в свою особую миссию. Правда, они долго не смогли жить в суровых условиях тайги, вернулись обратно. Сам же Оджан выбора не имел, он жил в землянке, но мечтал о людях, понимал, что, кроме его родной тайги, есть еще жизнь. В 2013 году он впервые увидел цивилизацию, телевизионщики привезли его в Москву на съемку программы «Прямой эфир». Вот уже 6 лет он живет среди людей, осел в столице
– Сейчас я работаю в ресторане в Москве, снимаю комнату. Клиенты в ресторане меня узнают, начальство один раз спросило, как я жил в лесу, я все рассказал, больше не расспрашивали. Родители по-прежнему живут в тайге, ничего не изменилось, только отказываются общаться с журналистами. Иногда предлагают мне вернуться к ним, но я не хочу, – рассказывает 26-летний Оджан. – В августе 2018 года приезжал в Белокуриху на четыре дня. Мы с родителями переписываемся по ватсапу, у них появился интернет и мобильный телефон. У меня есть девушка, ей 24 года, мы живем вместе. Она знает мою историю и принимает меня таким, какой я есть. Девушка тоже работает в ресторане официантом, тоже рисует, как и я.
75-летняя отшельница Агафья Лыкова известна на весь мир. Она единственная из ныне живущих беглецов от цивилизации, кто всю свою жизнь провел в отшельничестве. Она родилась в тайге, ее родители ушли в глушь еще в 30-х годах прошлого века. Причина такого поступка – невозможность для старообрядцев Лыковых признать новые порядки, существовать по советскому укладу. Они жили в тайге дружной семьей – родители и четверо детей: Савин, Наталия, Дмитрий, Агафья. В 1978 году их обнаружили геологи, контакт с внешним миром не лучшим образом отразился на здоровье отшельников, они умерли от болезней, с которыми раньше не сталкивались.
До наших дней дожила только Агафья. Ее избушку на берегу реки Еринат (приток Абакана), что в Хакасском заповеднике, посетили многие журналисты. Агафья Карповна даже несколько раз обращалась к ним за помощью, два раза ее возили в больницу. Но несмотря на все увещевания врачей, она отказывается от операции (ее молочная железа сильно увеличилась в размерах). Это заболевание медики называют липомой, оно доброкачественное, но риск перерождения в онкологию всегда есть.
Сейчас часто летает к Агафье Карповне ее крестный сын Николай Седов. Его отец – Ерофей – был в числе тех геологов, кто открыл семью Лыковых, он до самой смерти прожил рядом с Агафьей. Вот какие последние новости о здоровье легендарной отшельницы нам рассказал Николай:
– Месяц назад был у Агафьи. Дров заготовили на зиму, корм козам привезли, кстати, у нее их шесть, одна из них доится. Ягода, орех у нее есть про запас. В общем, готовимся к зимовке. Послушник Георгий живет в соседней избушке, его послал митрополит старообрядческий Корнилий.
Особой любви с Георгием у Агафьи нет, отношения прохладные. Но он свои обязанности выполняет, послушание несет – заготавливает сено, дрова. Агафья, конечно, жалуется на него: то траву не туда положил, то дрова не там взял. По мелочам в основном. А так в целом сосуществуют.
Георгий такой нелюдимый, не рассказывает о себе. Знаю, что он из Оренбурга, ему примерно 50–55, его наставник – отец Владимир, он же духовник Агафьи. Агафья хочет женщину-помощницу, хоть и Георгий у нее есть. Две недели я был у Агафьи, она очень активная. На здоровье в целом не жалуется, у нее есть небольшое нагноение, но это мелочи.
Липома хоть и большая с виду, но, как мне кажется, больше не увеличивается. На операцию она никогда не согласится, да и зачем она ей, она уже привыкла к своему укладу жизни, зачем ей что-то менять... Это может погубить ее.
…Больше 30 лет назад житель Якутии Тимофей Меньшиков отказался от благ цивилизации и ушел жить в тайгу. Как утверждает сам отшельник, он решил в лесах найти спасение. Охота, рыбалка и чтение книг – основные его занятия. Температура – минус 50, снега по пояс, от избушки Тимофея до ближайшего якутского города Нюрба 40 километров. По меркам Москвы это очень близко, а в условиях труднопроходимой тайги это расстояние, которое преодолеть сможет далеко не каждый. Но Тимофея местные жители не забывают, то и дело навещают его, привозят продукты и сигареты.
– Пил я раньше, вот от водки и ушел, – признался Меньшиков в программе «Мужское и женское» на «Первом канале». – Сам нашел это место, где теперь живу, дом построил на берегу реки Велюр. Привык я уже тут. А в тайге что нужно: чай, масло, мука. Хлеб я сам пеку, налимов ловлю, на охоту хожу.
Впервые в жизни он приехал в Москву для участия в телепрограмме с единственной целью – увидеть своих родных людей: двух сестер и брата, которые много лет его искали и уже смирились с мыслью о том, что его нет в живых. Встреча прошла душевно, родные люди до сих пор общаются, но Тимофей не согласился возвращаться в цивилизацию из своей землянки.
https://www.19rus.info/
****************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
1 сентября 2020 года.


Рецензии