Народный сад в Вене

Более похожий на городской парк, Венский народный сад "Фольксгартен", словно большая драгоценность, скрывается за красивой и мощной ковано-литой оградой, отделяющей его от оживленной исторической улицы Рингштрассе, хотя доступ в него вот уже почти два столетия открыт для всех желающих без исключения. Он был разбит по инициативе императора Франца I и с самого начала был задуман как место отдыха самой широкой публики из всех слоев общества. Так что его по праву можно считать первым общественным садом. Это нашло отражение и в его названии: "фольксгартен" в переводе с немецкого означает народный сад. Такое название ему было дано со дня основания и, в отличие от других подобных мест, никогда не изменялось.

Фольксгартен был открыт 1 марта 1823 года и по сей день продолжает расширяться и реконструироваться. За это время наибольшие естественные изменения претерпела флора парка, она стала значительно разнообразнее. Особенно это касается розария, который не только содержится в идеальном порядке, но и постоянно пополняется новыми современными сортами. Это место из-за своей уютной атмосферы пользуется огромной популярностью у многочисленных туристов и неизменной любовью у жителей Вены, для которых розарий Фольксгартена служит традиционным местом встреч. Недаром, каждый посетитель в среднем проводит в нем полтора часа. В настоящее время парк находится в ведении федеральной службы по надзору за парками.

Отличительной особенностью Фольксгартена является его выигрышное месторасположение, соседство с Парламентом, городской ратушей, Бургтеатром и древним Хофбургом. Разбит он был на месте оборонительных сооружений, разрушенных почти до основания войсками Наполеона. Перепланировка была осуществлена по планам садового архитектора Людвига Реми.

Напротив главного входа в сад расположен бассейн с чудесным фонтаном, справа от него в 1889 году был установлен памятник австрийскому писателю Францу Грильпарцеру, чуть дальше вглубь сада - храм Тесея, это уменьшенная копия храма Гефеста в Афинах, поэтому он сразу напоминает посетителям о классических постройках античности. Храм Тесея стал первым сооружением в Вене, задуманным и построенным (1820 -1823 годы, архитектор Петер фон Нобиле) специально под музей. К его открытию было приурочено приобретение мраморной скульптуры известного итальянского мастера Антонио Кановы, изображающей сцену битвы Тесея с Кентавром. Сегодня она украшает парадную лестницу Венского музея истории искусств.

Во время первой мировой войны Фольксгартен не потерпел никаких разрушений, по крайней мере об этом ничего не сообщалось в прессе. По окончании войны, в 1922 году, в парке была установлена бронзовая скульптура юного атлета работы Жозефа Мюллера под названием "Памятник молодежи".

Вторая мировая война, в отличие от первой, наложила свой отпечаток на облик города и сад. Недалеко от Форльксгартена, на Рингштрассе, похоронены девять советских офицеров, павших в последний год войны в боях за освобождение Вены.

Но вернемся чуть назад, в прошлое. Кристиан Хиршвельд, автор работ по теории садово-паркового искусства Австрии, писал в 1785 году: "Народные сады необходимо рассматривать как одну из важнейших потребностей жителей города. Сады не только предоставляют возможность отвлечься от повседневных забот, насладиться приятными ощущениями и полюбоваться красивыми видами. Они исподволь уводят от неблагородного и дорогостоящего времяпрепровождения, постепенно приучают к общедоступным удовольствиям, прививают основные правила общения. При этом в выигрыше остаются все сословия, и это также способствует их сближению..."

Спустя восемьдесят лет Г.Мейер в своем учебнике по садово-парковому искусству писал: "В будущем городские и коммунальные службы должны больше уделять внимания благоуствойству садов, парков и других подобных мест - площадей, мест для прогулок и народных гуляний, так как они являются средством сохранения здоровья нации, а также воспитания ее нравственных и эстетических вкусов".

Эти две цитаты, дошедшие до нас из XYIII и XIX веков, содержат определение основных функций зеленых массивов, расположенных в городе. Безусловно, садово-парковые зоны выполняют и санитарно-гигиенические функции и улучшают климат города.

Начиная с XYIII века рост населения Вены повлек за собой увеличение плотности городской застройки. Большое количество зеленых участков в черте города было отчуждено в пользу строительства. Для императора Франца Иосифа "наведение красоты" как в своей резиденции, так и в столице не было абстрактным понятием. Смысл его заключался в том, что застройщики должны нести ответственность перед обществом, поскольку эстетический и технический аспекты строительства связаны так же тесно, как и психологическое и физическое здоровье человека. Благодаря такой позиции императора почти пятая часть присоединяемых к городу земель была отдана под общедоступные народные парки.

При этом островки природы стали рассматриваться не как дополнительный, а как жизненно важный атрибут большого города, неотъемлемая часть градостроительного искусства, напрямую связанная со здоровьем городского населения.

С 1866 года существовал даже проект по очистке воздуха, согласно которому в Вене должны быть предусмотрены большие свободные пространства. С другой стороны, садово-парковые насаждения с газонами должны были способствовать уменьшению количества пыли, которая стала настоящим бедствием города. На сады возлагалась основная надежда в регулировании "дыхания города". Деревья в аллеях и парках играли важную роль в насыщении воздуха кислородом - создании благоприятной атмосферы со "свежим воздухом".

Городские народные парки XIX века предлагали отдых, который позволял расслабиться, отвлечься от проблем трудового дня, прогуливаясь в тени деревьев по тихим уединенным местам. Предлагались также лодочные прогулки, купание, танцы, игры, катание на коньках. В Фольксгартене основными видами развлечений были прогулки и танцы.

Народным паркам предписывались также воспитательные функции, они должны были стать очагами образования и морально-нравственного воспитания населения. Эта идея стала в XIX веке основным лейтмотивом при планировании садово-парковых зон в городах. Так, например, не случайным стало появление на территории Фольксгартена мемориального комплекса с памятником Елизавете. Идея об увековечении памяти австрийской императрицы возникла сразу после ее убийства 10 сентября 1898 года. Торжественное открытие памятника Елизавете состоялось 4 июня 1907 года. Фигура императрицы, изготовленная из цельного куска мрамора ввесом 15 тонн, имеет высоту 2,5 метра.

Так со временем парк стал частью городского пространства, декларирующей нравственные ценности. Собранные в нем воедино искусство, политика, наука и история, несомненно оказывали и продолжают оказывать облагораживающее влияние на каждого посетителя. Поэтому и следует его рассматривать не только как произведение садово-паркового искусства, но и как документ, являющийся важной частью культурного наследия, в котором отразилось историческое и общественное развитие Вены.


Рецензии