Кошачья миссия или кот Васька - чудо природы

У этого рассказа есть еще два полноправных названия: «История одного кота» и «Сказание о деревенском коте».

Много тысяч лет назад коты согласились жить рядом с людьми. За это время они достаточно хорошо изучили человека и извлекают из этого знакомства максимум пользы для себя при минимуме неудобств. А вот поведение котов для людей часто представляется неразрешимой загадкой. Короче, коты знают людей лучше, чем люди – котов.

Об этих животных уже много написано и рассказано, но они продолжают удивлять, а порой и поражать нас бесконечными тайнами своего характера.

В современной жизни коты выполняют несколько социальных функций: во-первых, они (по утверждению врачей и по общему впечатлению) способствуют нашему хорошему настроению и здоровью; во-вторых, принимают участие во всех домашних делах (от наблюдения за происходящим и ловли мышей до фотосессий). Но главная их функция, даже можно сказать кошачья миссия, заключается в том, чтобы показать людям – как надо уметь приспособиться, не теряя при этом независимости, свободы и чувства собственного достоинства.

Никто толком не помнил, когда кот Васька появился во дворе. Все произошло само собой. Просто старый кот однажды исчез, а вскоре у дома появился новый. Создавалось впечатление, что у котов существует своя ярмарка вакансий. По крайней мере, любой, необходимой для них, информацией коты владеют не хуже интернета.

Вид у Васьки поначалу был хоть и независимый, как, впрочем, у всех котов, но совершенно смиренный и даже услужливый. Он терся о ноги Хозяйки, ничего не просил и только иногда подавал жалобный голос. Конечно, кот в хозяйстве всегда нужен, хотя бы для устрашения мышей. А поскольку никто, кроме дворового пса Урса (отгадайте, что означает аббревиатура урс), не возражал, то Ваську оставили.

Над именем тоже никто не трудился, оно пристало к нему, как репей, сразу и навсегда. Васька был крупным котом темно-серого цвета с рыжеватыми вкраплениями, и происхождение его ни у кого не вызывало сомнения. Отличительной особенностью его внешности была белая задняя правая лапа, по которой его сразу можно было выделить среди сородичей.

Зимой Васька спал на чердаке, где чувствовал себя полноправным хозяином. Но любимым его местом стал коврик у печки в бабушкиной комнате. Летом он спал во дворе. Когда приходила весна и появлялась первая травка, Васька отводил душу на маленькой полянке среди кустов. Он ложился на спинку, шевелил лапами и терся всем телом о землю, подставляя солнышку то один бок, то другой и наслаждаясь жизнью.

Про амурные Васькины дела ничего точно не было известно; но по весне он пропадал на несколько дней и потом возвращался довольный и голодный. По крайней мере с этой стороны на него никто не жаловался.В отличие от людей ни один кот (как, впрочем, и любой другой зверь) не спятил от неразделенной любви.

 И вообще коты – здравомыслящие и, если угодно, прагматичные создания. Например, они никогда никому не завидуют, а предпочитают действовать: если противник слабее – отберут добычу; если сильнее – уступят и пойдут искать добычу в другом месте; если на равных – будут драться, но не до смерти. Ни разу не было, чтобы один кот убил другого.

 В отношении мышей Васька исправно выполнял свои обязанности: регулярно отлавливал их в сарае, но никогда не ел, а приносил показать дохлую мышку хозяевам в ожидании более вкусной награды. В доме мышей не было; видно, они чувствовали присутствие кота и добывали себе пищу в других местах.

С домочадцами у Васьки сложились отношения самые разные. Детей он просто игнорировал. Те поначалу пробовали с ним играть, но Васька был уже не маленьким котенком, а молодым взрослым котом; и его занимали более важные жизненные проблемы. Поэтому он сделал вид, что рассердился на детей, а потом огрызнулся и вообще убежал. Кроме того, заигрывать и сюсюкаться было просто не в Васькином характере.

К Хозяйке кот знал тысячу подходов (от льстивого мурлыканья до притворной хромоты), чтобы лишний раз получить вкусный лакомый кусочек. А вот Хозяина Васька побаивался. Он никогда не знал, чего от того можно ждать (что, впрочем, было взаимно), но на своей шкуре не раз убеждался, что рука у хозяина тяжелая, да и нога – тоже. Наказания Васька получал только от Хозяина, но, несмотря на это благодарность за угощение кот выказывал только ему: мог потереться о ногу и учтиво помурлыкать. От остальных домочадцев он принимал угощение, как должное.

К наказаниям Васька относился с философским спокойствием. Скорей всего, он считал, что жизнь состоит из: удовольствий, неприятностей и всего остального. Причем удовольствия надо получать, избегая, по возможности, неприятностей. Поэтому, когда Ваське удавалось украсть что-нибудь вкусненькое, он пропадал на несколько часов, пережидая хозяйский гнев. Но уж, если ему крепко доставалось, то он с покорным и виноватым видом (типа: «Больше не буду») принимал побои.

Вскоре Васька сделался предводителем всех соседских котов. Правда, это произошло не сразу. Однажды, он явился домой злой и недовольный с исцарапанной мордой – следами борьбы за свое первенство. Через несколько дней битва повторилась, и Васька приплелся еле живой с разорванным ухом. Но вид у него был геройский: гордый и радостный – все окрестные коты признали его победу.

Кошачьи бои за лидерство происходили регулярно - после прихода каждого нового кота; но Васька неизменно одерживал в них победу, каждый раз доказывая свои крепкие бойцовские качества. Он стал возглавлять всю компанию, которую часто можно было видеть на улице или в чьем-то пустом дворе. Коты пролезали даже в маленькую щель в заборе или перебирались через него. Тем более, что перемахнуть через высокий забор или прыгнуть на землю с чердака коту – раз плюнуть. Причем все перемещения делались в полном молчании и совершенно бесшумно. Видно было, что каждый раз у котов есть какая-то своя цель, и они не просто так разгуливают, а со смыслом.

Городские коты – совсем не то, что деревенские. Они живут среди людей без сородичей и чаще всего принимают и вписываются в семейный уклад жизни. Другое дело – коты в сельской местности. Там, как правило, возникает некое кошачье сообщество со своими порядками, законами, иерархией и даже традициями. Например, если случалось что-то неординарное, все ждали реакцию атамана и следовали его примеру.

Никакого вреда, кроме небольшого воровства, от котов не было; и жители относились к ним вполне миролюбиво. За исключением тети Фроси. Общепризнанный огородный мастер, она много времени проводила в царстве морковки и капустки; и урожаи у нее были отменные. Так вот, однажды, работая на грядке, тетя Фрося вдруг почувствовала на себе чей-то взгляд. Оглянулась – никого! Может, померещилось? И она продолжила работу. Опять, кто-то смотрит! Тетя Фрося выпрямилась и огляделась. Вдруг, в кустах смородины она наткнулась на огромные кошачьи глаза, которые, не мигая смотрели на нее! Когда кот заметил, что его расшифровали, он тут же убежал.

И это стало происходить регулярно. Коты, то один, то другой прятались в кустах и наблюдали за тетей Фросей. Она прогоняла их, но бесполезно. С тех пор женщина повсюду рассказывала о кошачьих проделках и считала, что коты обладают какой-то темной гипнотической силой и могут сглазить. Правда, ей никто не верил; а один авторитетный дед сказал, что просто коты приходят за лечебной травкой от всяких недугов, которая растет там в избытке. На том и порешили.

Самым преданным Ваське оказался соседский кот Филя. Имя (просто-Филя) как нельзя лучше подходило к его характеру. Толстый и ленивый, он тоже не прочь был иногда поразвлечься, но ему не хватало смекалки и инициативы; зато у Васьки этого было в избытке. Поэтому Филя охотно подчинялся своему вожаку, следовал за ним повсюду и принимал участие в Васькиных проделках, если только не видели хозяева и не прогоняли его хворостиной.

А на проделки Васька был просто мастер! Поначалу ему нравилось устраивать переполох среди кур. Он мог промчаться стрелой по птичьему двору и всполошить всех птиц. Но вскоре он оставил это занятие, т.к. здоровенный петух бдительно охранял своих курочек и берег их спокойствие. Как только Васька оказывался слишком близко, петух расправлял крылья и с громким криком бросался на кота. Ну, с петухом Васька связываться совсем не хотел, т.к. тому покровительствовали сами хозяева. Тем более, что и кроме петуха развлечений было – хоть отбавляй.

Т.к. Васька был большой нахал и проныра, то он обследовал все уголки дома и знал – что и где лежит. Хозяева постоянно прогоняли кота из-за его воровства то из кухни, а то из кладовки. Как-то Васька все-таки добрался до кладовки, когда там никого не было, и стащил большой кружок домашней колбасы. Но сразу есть не стал, а доволок его до чердака и попытался вытащить колбасу через маленькое окошко, чтобы потом в укромном уголке насладиться пиром.

Сам он без труда пролез в окошко и оказался на крыше, а вот кружок колбасы застрял. Васька упирался задними лапами в крышу, а передними изо всех сил пытался вытащить колбасу. За этим занятием его и увидели хозяева. Они стали кричать на кота, но тот ни за что не хотел расставаться с добычей. И только когда он увидел палку в руках у Хозяина и почувствовал серьезное наказание, убежал и спрятался до новых проказ. Да, и сытую жизнь в доме кот совсем не хотел терять!

Не смотря на свою шкодливость, Васька был необычайно преданным существом. Если дворовый пес Урс (половину дворовых псов в Украине называли этим именем – украинская радянская собака - Урс) охранял дом и двор от посторонних людей, то Васька не допускал во двор никакой чужой живности; даже знакомые коты могли находиться здесь только с его согласия и то – недолго.

И вот однажды Ваське представилась серьезная возможность доказать свою преданность. Дело в том, что в курятник частенько стала наведываться и таскать цыплят ласка. Она была маленькая, быстрая и увертливая, и поймать ее было очень трудно. И все-таки Васька как-то выследил ласку и бросился на нее. Она увернулась и вцепилась коту в морду.

И вот так, с лаской на морде, Васька носился, как молния, по всему двору, взлетая то на козлы, то на скамейку и пытаясь одолеть зверька. В какой-то момент он не удержался и плюхнулся в бочку с водой, которая стояла у водостока с крыши. Васька вылез из бочки мокрый, взъерошенный, сердитый и готовый продолжать битву. А ласка выбралась из бочки и, не отряхиваясь, бросилась вон со двора. В сухом состоянии ласка – пушистенький, коричневый, симпатичный зверек; а вот мокрая она стала похожа на обыкновенную мышь.

Васька еще некоторое время обходил двор, заглядывая во все уголки; видимо, желая убедиться, что курятнику больше ничего не угрожает. Все, кто наблюдал эту сцену, начали хвалить кота и говорить, какой он смелый и отважный. А Васька, на удивление, вовсе не считал себя героем, вел себя скромно, но явно ожидал лакомства. К чести его надо сказать, что цыплят из курятника больше никто не таскал.

Как говорится, минуты тянутся, а годы летят. И вот к Ваське незаметно подошла старость. На склоне его жизни Хозяин отвез кота за десять километров в другую деревню к местной жительнице - Марфе. Все знали, что она всегда приютит любого кота: и больного, и старого, и бездомного. Да и от новорожденных котят Марфа не отказывалась. У нее всегда жили не менее десяти котов; и всех она кормила, и за всеми ухаживала. Правда, сами коты редко и неохотно пользовались добротой женщины  – только в случае крайней нужды и старались найти себе другое пристанище.

Но, спустя неделю, Васька сам вернулся домой от Марфы грустный и молчаливый. Несколько дней он ходил по двору, где прошла его жизнь, как бы прощаясь со всем и со всеми. Даже знакомый петух оставил свои воинственные выпады и просто ходил рядом. А дворовый пес Урс негромко и дружелюбно гавкал. Вскоре Васька ушел и больше не появлялся, оставив о себе память, как о достойном представителе всего кошачьего племени.

Да, хорошо жить, когда проблемы ограничиваются подсчетом количества цыплят, борьбой с мелкими хищниками и воспитанием такого кота, как Васька!

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Спасибо, что прочитали.
Пожалуйста, найдите минутку, чтобы оставить отзыв.


Рецензии