Сельская честь, опера Масканьи

 "Сельская честь", опера Масканьи, Приморская сцена Мариинского театра, Владивосток, 30 августа 2020 года

Екатерина Семенчук (Сантуцца), Ахмед Агади (Туридду), Елена Витман (мама Лучия), Роман Бурденко (Альфио), Анна Кикнадзе (Лола), хор и оркестр Мариинского театра, дирижер Валерий Гергиев.
Все-таки я становлюсь приверженцем концертных исполнений многих опер! Там певец максимально может выразить себя вокально, лишь пунктирно намечая исполняемого героя и не совершая никаких лишних действий и не отвлекаясь от пения. К тому же у артиста появляется возможность самому решить, как внешне подать свой персонаж.
Вторым потрясением, после "Огненного ангела", в этот приезд во Владивосток стала для меня концертная "Сельская честь"!
Раньше я видела ее и в записи с Еленой Образцовой, и в сценической версии в Михайловском театре в Петербурге, где ее разорвали антрактом ради буфета, сбив накал страстей в этой короткой музыкальной истории, которая должна слушаться на одном дыхании. Кусочек жизни в пасхальный день, нешуточные любовные страсти, лишающая разума ревность Сантуццы (Екатерина Семенчук), нелепая смерть Туридду (Ахмед Агади), завзятого сельского сердцееда, и пронзительная музыка, совершенно дивной красоты! Опера длится всего час, а в ней столько прекрасных мелодий! Какие жизнерадостные танцевальные фрагменты оттеняют трагический финал! Знаменитые, с детства знакомые прекрасные арии Сантуццы и Туридду! В основе сюжета - жизнь в ее многообразии и парадоксальности! Веризм. Тут и праздник, и повседневность, и ревность, и любовь, и флирт, и долг, и честь, и смерть...
Светлые весенние мотивы, наполняют оперу, от них словно веет ароматом цветущего лимона, о котором поют молодые крестьяне, радуясь празднику, возможности отметить его с игристым вином, побыть друг с другом с легкой душой после обедни в день Светлой Пасхи. И на этом благостном фоне - дикие в своей обыденности страсти! Приревновал - убил, пусть и на поединке. Сицилийские нравы жестоки! Оскорбление можно смыть только кровью!
Как всегда потрясающая Екатерина Семенчук в роли обезумевшей от ревности Сантуццы. Певица настолько перевоплощается в свою страдающую героиню, что плачет настоящими слезами. Прекрасный голос передает мельчайшие перемены ее настроений.
Суровый Туридду Ахмеда Агади не оставляет Сантуцце никакой надежды на счастливую совместную жизнь, видимо, отстаивая свою мужскую свободу делать что хочет, хотя в минуту опасности, перед поединком, сообщает матери, что обещал повести девушку к алтарю и просит заботиться о ней в случае его гибели. Яркий сильный тенор Ахмеда Агади со свободными звучными верхами порадовал и добавил красок в общую музыкальную картину.
Мама Лючия, мать Туридду (Елена Витман, обладательница густого выразительного меццо-сопрано), поначалу суровая и спокойная, затем взволнованная и испугавшаяся за судьбу сына. Как выходит со слов Сантуццы, он не уехал за вином, а завел шашни с Лолой (Анна Кикнадзе), красавицей-женой Альфио (Роман Бурденко), простецкого мужика, который радуется, что работает возчиком и может всюду ездить, а дома его ждет любящая жена. Альфио у Романа Бурденко основателен, серьезен и прямодушен, он либо любит, либо ненавидит, середины нет. Ни разбираться с правдивостью сплетен, ни выяснять реальное положение вещей не в его привычках. Сицилийские традиции предполагают, раз люди сказали, значит, виноваты. Дыма без огня не бывает! Крепкий баритон певца очень подходит этому персонажу.
Анна Кикнадзе в партии Лолы совершенно очаровательна, эдакая милая плутовка, которой нравится строить глазки и давать надежду на бОльшее особям мужского пола. И ее мягкое меццо-сопрано таит безну опасностей для любого, кто рискнет на нее заглядеться. Но в случае опасности она предпочитает тихо ретироваться.
Вся опера прозвучала настолько цельно и захватывающе, что,хоть и знаешь, что Туридду должен погибнуть, финальный возглас о его смерти заставляет вздрогнуть и словно очнуться! Поразительный эффект!
Зрители по достоинству оценили прозвучавшую оперу и долго стоя аплодировали, не отпуская артистов со сцены минут десять!


Рецензии