1 сентября 1957 года

-Мама, я в школу пошла.
-Иди, доченька, там тебя тридцать три пары глаз ждут. Благословляю.
-Мама, как жаль, что меня не оставили в родной школе на руднике Спокойный. Только Валентине повезло, она будет дома жить, и работать, а меня направили в «Тмутаракань» почти на границу с  Монголией в Даурские степи.

   63 годочка с тех пор минуло, но этого утра и дня не забыла. Всего пять лет, как начали строить станцию Маргуцек в Даурских степях.  От узловой станции Харанор шла узкоколейка. Вагонов пассажирских не было. Людей и грузы перевозились в так называемых теплушках, в которых по периметру были лавки. Счастливчики могли сидеть, а если не досталось тебе местечка на лавке, то принеси соломы, сена, и ложись на средину. Поезд идет медленно и можно выскочить и принести солому, сено. Это же степи и сена в степях достаточно. Вот в таком «комфортабельном» вагоне я и прибыла на станцию со странным названием Маргуцек.

     Когда я вошла, мест свободных не было, у стен сидели  только молодые парни. Одни словом, шумная компания. Ехали они на стройку, а куда, я узнала только спустя много лет. Это была стройка нового города Краснокаменск, где должны были добывать  уран. Краснокаменск примерно в 45 километров от Маргуцека, но всё было так секретно, что названия такого я не слышала, пока работала в школе. В 1990 году мы с братом побывали в Краснокаменке, но разработка урана была уже прекращена. Мы проехали по тем местам, где были открытые карьеры по добыче урана. Степь кругом, равнина и эти карьеры. Говорят, что не порода опасна, а только после обогащения он приобретает разрушительную силу.
Что же вошла я в этот «люкс», стою на средине растерявшаяся, а парни сразу взялись за шуточки:
-Вот и красавица к нам пожаловала. Наверно, поваром у нас будет.
-Почему поваром? Куда вы едете? Мне надо в Маргуцек. Я учительница.
Тут поднялись  несколько парней, уступая мне место.

    Маленький паровозик тянул длинный состав с лесом и ещё какие-то грузы и одна теплушка с молодыми людьми. Этот состав ходил всего один раз в сутки. Отправился состав в семнадцать часов, а прибыли в шесть утра. Можете представить каково было ехать всю ночь на этой лавке. Когда состав на повороте шёл на малой скорости, почти пешком, парни  выскакивали и приносили сено и спали вповалку на средине. Поезд стоял  долго на каждой станции - разъездах. Станции тоже громко сказано, это были небольшие намётки на будущие станции. Все со странными названиями, помню только сейчас одну «Досатуй».
Открылись ворота нашего телятника, как в народе прозвали эти вагоны, и передо мной открылась степь и вдали горы с зубцами скал, из-за которых выходило огромное солнце.

     Мне, выросшей в лесах, степь и лысые горы не понравились.
-Ой, я здесь жить не буду!- такая фраза у меня сразу же сорвалась.
-Куда денешься? Ещё и замуж выйдешь. Вон сколько женихов, выбирай.
Да, мамочка, пришлось отработать положенное, согласно, направления, четыре года. Вышла замуж. Родила сына. А второго сына родила уже в Качканаре. Здесь стройка века шла: строился могучий горно-обогатительный комбинат. Школа одна, остальные в проекте или в заделе. Долго искала работу. Вот и сегодня спустя 63 года мне снился сон, как я хожу в поисках хоть какой-то работы, так как кушать хочется, ведь семья пять человек. С нами жила свекровь.

   Пришлось приобрести новую профессию и не жалею об этом. Появился техник - строитель. Не надо по ночам писать планы и ходить по квартирам отстающих учеников. В пятьдесят лет меня ещё приглашали в школу работать, но уж, извините, это другая школа, другие дети и всё другое. Тем более, когда я спросила у директора о зарплате, то только улыбнулась. Нет, ещё учитель не получил должной оценке своего труда.

   Я была бы хорошим учителем, возможно, и директором со временем стала, как многие мои однокурсницы. Из моих тридцати трёх птенчиков, большинство окончили высшие и средние учебные заведения. Значит, хорошую базу они получили в начальной школе. Да, не пожалела я, что новую профессию приобрела,  а   в душе  так и осталась учителем. Да и при знакомстве мне сразу говорят, что я учитель. Вот такой отпечаток на моём челе, а учителем была всего четыре года. Жизнь прожита не малая и уже сожалеть не о чём. Только желаю всем учителям обладать огромным терпением, здоровьем, любовью к детям, иначе в школе работать не стоит.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
http://proza.ru/2020/09/01/1511


Рецензии
Тамара! Поздравляю с первым сентябрём! Хорошие воспоминания.
Ваш
В.

Вахтанг Рошаль   02.09.2020 03:52     Заявить о нарушении
С Первым днём сентября.

А а 1 сентября 1957 года пошла в 10-й класс нашей Зайковской средней школы, с первого класса в ней училась,потом еще и работала неск-ко лет.

Альбина Билык   02.09.2020 12:14   Заявить о нарушении
Вахтанг, вы , как всегда, первый читатель. БЛАГОДАРЮ.

Тамара Белова   02.09.2020 18:20   Заявить о нарушении
АЛЬБИНА, А ГДЕ ЭТА ШКОЛА, В ЗАБАЙКАЛЬЕ?

Тамара Белова   02.09.2020 18:21   Заявить о нарушении
Нет,Тамара.Свердловская обл, Теперь Ирбитский район, в ту пору был Зайковский.

Альбина Билык   02.09.2020 18:46   Заявить о нарушении