Килька

Фото из интернета.

Был когда-то на Центральном рынке целый ряд, где бабульки продавали кильку. И блестящую, и не очень, и совсем маленькую,  и покрупнее…

Мы с дедушкой шли медленно вдоль этого ряда. Он не знал, что выбрать. Ему было все одинаково  вкусно, если кушать с хлебом. Он все ел с хлебом. Даже манную  кашу.

Не выбрав такого, чтобы угодить бабушке, мы отправились в  другой конец рынка, где продавались аквариумные рыбки. Вот где мне было интересно!!! Причудливые аквариумы с подогревом. И запах сухого горючего, который смешивался с запахом воды из аквариумов, как бывают первые запахи осени у реки в конце лета.

Потом снова вернулись к килькиному ряду и дедушка купил самую первую рыбку, к которой мы подошли.
-  Бабушка будит довольна, -  уверенно сказал он мне. -  Она всегда довольна, если я что-то несу в дом.

Так оно и было.
 Она стояла на крыльце. Даже не крыльцо, такая большая ступенька перед парадным. Там можно было поставить табуретки и с соседями обсуждать новости. Или просто разговаривать ни о чем.
 
А раньше…
- На этой самой ТРЭПЭЛЭ, - как называла это место бабушка, -  мой папа Ёйзе стоял и играл на скрипке и мамочка, вечная им память, играла на барабане с тарелками, которые, как и  барабан, Дедушка Ёйзе  сделал своими руками.
 А еще  Бабушка Мина (так звали маму бабушки) играла на ложках. Часто приходил и дядя Рахмиль со своей женой Бетей. Дядя Рахмиль очень шикарно играл на трубе. Вот такое было трио в Херсоне на Подпольной 45. Барабан с тарелками, скрипка и труба. И праздник был, я вам доложу, куда тому первому мая.
 
Собирались каждую неделю люди со многих улиц и приносили что-нибудь покушать. И вишневая наливка была самым вкусным вином.

Так, каждую неделю в хорошую погоду праздновали приход субботы.
Но это мне уже рассказывали.  Меня еще не было. 

О! Вы не видели глаза моей бабушки, когда она нас увидела.
- Майн ингеле!! (мой мальчик),- не понятно кому из нас радовалась она.

Мы зашли в дом.
Стол уже был накрыт. Пахло борщом и свежим хлебом. Дедушкина стопка. Почищенный чеснок к борщу, обязательно ржаной хлеб по 14 копеек новыми деньгами.

 Дедушка всегда кушал молча. Я любил смотреть, как он кушает.  Он просто любил все, что попадало к нему из тарелки, закусывая хлебом. А когда любишь -  слова излишни.
 
А я все не унимался со своими вопросами. Вот странные взрослые. Никто так не мог рассказать, как бабушка с дедушкой. Мне было это очень странно. Они никогда не говорили, что ты это когда-нибудь поймешь или в другой раз, или еще как- нибудь... Непонятно, что и спрашивать не захочется…
 
- Кушай чесночек, Сашенька. Чем больше ти его съешь, тем больше витаминов.
- И на улица сразу видно, кто тебе любит, а кому чеснок мешает, - добавил, ухмыляясь, деда.

Мы покушали. Бабушка к тому времени вышла куда-то. Дедушка смел в ладонь крошки хлеба, и закинул в рот… Привычка с голодных времен. Крошка хлеба не могла быть выброшенной.
 - Спасибо тебе, я наелся.
 - А почему мне? Бабушка все приготовила.
 - Я поел и должен сказать спасибо. Ти возле мене и тебе спасибо.
Мне многое было странным, но запоминалось навсегда.

Вернулась бабушка и мы принялись чистить кильку.  Обычно. Отрывается голова и пальцем проводишь в брюшке вниз, освобождая от внутренностей.  В печке, в духовке, что слева за железной дверцей, уже лежала картошка. Это было приготовление на завтрак. Масло растительное, на четыре части порезанный лук. Килька или селедка и печеная картошка. Такие завтраки часто бывали  в субботу.
 
Когда я проснулся, дедушка читал свою толстую книгу с совершенно непонятными буквами. Закрыл ее и мы пошли умываться. Деда наклонял меня над миской и поливал  от  головы до плеч из большой-пребольшой кружки.  Вода была холодная… Но дедушка тут же тер своими сильными пальцам мои плечи, шею и холодно совсем не было.
 
Потом - завтрак. На столе была килька, которую мы вчера почистили, печеная картошка, белый хлеб. Сливочное базарное масло. Помидоры, порезанные, как и лук, на 4 части.

Бабушка намазала мне маслом хрустящую корочку хлеба, положила мне в тарелку половинку помидора, несколько картошечек, от которых, с одной пригоревшей стороны, был самый вкусный запах.

 - Я тебе так скажу, -  начал отвечать на не заданный мной вопрос дедушка.
 - Я сегодня в той книге увидел, что, если человек стремиться к власти, славе и богатству, он никогда не будит ни хорошьим папой, ни хорошьим дедышкой.
 
 - Чтоби бить хорошьим человеком, - продолжила Бабушка, - нужно научиться бить другом каждому, кто тебе дорог. Это важнее любых почестей.  Ми не вибираем родственников, но вибираем друзей.
 - А если придет плохой человек? – начал было я умничать.
 - Тогда он вилетит у мене в форточку квадратиком! – прикрикнула Бабушка. 

Немного погодя, бабушка решила закончить разговор:
 - Абраша, почему в угловом окне ставни не раскрились до сих пор? Такое солнышке сегодня!
Дедушка посмотрел на нее, улыбнулся и пошел открыть ставни… Одного открытого окна не хватало, что бы дом наполнился светом, любовью и мудростью.


Рецензии