программа картинг 6-16. часть 9

Шакиров И.М, Лобкарев М
стр.120...
Тактическая подготовка
Тактика  – применение  действий, преимущественно из числа отработан-ных и доведенных, до разных стадий умений и навыков (автоматизма), при-емов прохождения поворотов, обгонов и опережений.
Тактические действия в основном сценарного типа, по просчитанном заранее вариантам, но могут быть и спонтанные, непредсказуемые, вызванные ситуа-цией по месту, шаблонные или  особенностями вождения конкретного пило-та. (подобные ситуации прекрасно отрабатываются при совместных заездах картов разных классов, хонд и парилл. Разности графиков двигателей вносят коррективы в тра-ектории то есть, спортсмену надо «просчитывать не только технику вождения хонды, но и к примеру Миника (Парилла). Вот уж где возможность для непредсказуемости. Ве-ликолепная тренировка на спонтанность мышления).
Чем больше «колода карт» - количество наработанных приемов, практики выхода из возникающих нестандартных ситуаций, заранее отработанных ментальных программ действия («полетная карта»), тем более оригинальней становится индивидуальный стиль вождения. Применяемые алгоритмы логи-ческих выкладок –двоичный код, «да-нет», и троичная логика «да-нет-возможно (может-быть). См.прил.( Троичная логика)
 
 Тактика теория (взято из программы ………………………………………с нашими изме-нениями и дополненими. Цитирование  курсивом тайс нью роман размер14)
Методы формирования тактического мышления.
Этапы тактической подготовки. Анализ техники  спортсменов по видео-материалам.
Основы методики обучения и тренировки. Обучение и тренировка как про-цесс формирования двигательных навыков и расширения функциональных возможностей организма. Единство тренировочного процесса. Физиологи-ческие закономерности формирования двигательных навыков. Применение в процессе обучения и тренировки дидактических принципов: сознательности, активности, наглядности, доступности и систематичности. Основы мето-дики обучения технике езды на картах. Методика совершенствования тех-ники и исправления ошибок. Последовательное овладение техникой, учет возраста и уровня подготовленности спортсменов.
Система водитель –карт. Силы и моменты действующие на систему. (вектор-ное сложение сил). Управляемость.(влияние кастора, развала, схождения-расхождения на курсовую устойчивость и устойчивость в поворотах)
Основные маневры (ускорение, торможение, переключение передач, боковой занос). Прохождение поворотов. Тактика ведения гонки. Особенности ди-намики старта и разгона. Силы действующие на оси. Распределение сил при торможении. Движение на повороте. Курсовое скольжение, боковой занос, занос задней оси.
Тактика гонки. Индивидуальная, командная, атакующая, оборонительная, выжидательная. (работа с хронометражом заездов соперников)
Тактические приемы – старт, обгон, опережение, отрыв, маневрирование, блокирование траектории.
Тактика и использование ее в зависимости от системы подсчета очков, со-става участников, погоды, состояния трассы. (конец цитирования)

Практика вождения

Практикой вождения  является отработка как можно большего количества приемов прохождения поворотов (минимум три основных захода), обгоны и опережения, типы торможений – позднее, ступенчатое, картом, координа-ция педали тормоза газа и руля при повороте «сразу вдруг» или «трактор».
Отработка «своего» индивидуального захода, тестирование «нужных на-строек карта (углы кастора и развала, колеи, высот оси и т.д.
Практика включает в себя работу с информацией, аналитику, на основании которой предполагаются дальнейшие действия.

Аналитика
Начинается со сбора (рассеянной) информации снаружи и внутри системы человек – карт. Подразделяется на внешнюю, внутреннюю.
Внешняя – рассматривает объекты, (соперников) как системы снаружи, которые вносит помехи для достижения вами (как системе) высоких  ре-зультатов.
Этап сбора информации «вообще». Целесообразно иметь папку с надписью «сбор рассеянной информации», это позволяет составить картину на обры-вочных фактах, то есть развить дедуктивное мышление основываясь на минимуме информации.
 – включение в  сведений  о соперниках совершающих «подлые приемы», та-кие как резкое торможение, с тем, чтобы передний обтекатель (бампер, «губа») сместилась(особенность конструкции СИК ФИА) и что повлечет пенализацию спортсмена у которого она смещена.
Ведение «черного списка». Работа со своим представителем по данным слу-чаям. Особенности «школ».
Информационная деятельность по данному типу нарушений с другими спортсменами.(например на собраниях представителей, протесты и т.д). сбор характерных приемов тактики и стратегии.
(например, «школа» знаменитого в 90х годах картингиста С………….из Т……….., имеет особенность тактики, заключающуюся в том, что пилот совершает резкий поворот с поздним торможением опасно «пересекая» траекторию непосредственно перед обго-няемым пилотом. Это приводило к аварийным ситуациям, и к протестам в комиссию. В данном случае «представитель» команды или пилота ставит на собрании в известность всех присутвующих, по факту ретроспективно, то есть уже прошедшего ранее слу-чая.)(подробнее в главе работа представителя)
Тактика.1+1. опережение и обгон на обратной прямой. (трасса ...)
Вводная: карта трассы - «Обратная прямая». Прямая параллельная «стартовой» прямой. расстояние между крайними белыми линиями -10 метров. Барьер безопасности посередине, пластиковые короба, белые и красные, каждый пятый заполнен водой. Зона вылета или остановки на прямой 2 метра. (спросить зачем разделение, цвет, зона безопасности, как останавливаться при необходимости)
Начинается поворотом радиусом –      после короткой прямой -    , длинна - завершается ходовым (скоростным) поворотом радиусом 18 метров на 180 минус 30. («Ложка»).
Обгон –опережение карта с выезд из занимаемого ряда, со сменой траекто-рии. Производится на обратной прямой (для трассы Н.Ч)обычно в середине или конце прямой, когда набрана скорость и завершается резким поздним торможением по крутой траектории. Критерием считается опережение карта на полкорпуса.(высунуть нос). При удачной попытке карт занимает траекто-рию, но «засаживается», поэтому при выходе карт надо «распустить» на 2-3 метра для вывода двигателя на режим и набор оборотов. При выходе карт может тащить
при выходе карт может тащить на внешнюю, это связано с настройкой или типом карта.

На УТК1, 2 настроек особых нет, поэтому необходимо подбирать вариант подходящий, начало входа и траекторию.
Опережение – обгон карта без выезда из занимаемого ряда. То есть по дру-гой траектории. В этом случае карт №2. обгоняющий, как правило едет не по внешней траектории, вдоль белой линии, а по середине либо ближе к внутренней. Для того чтобы выйти на другую траекторию, надо на нее зайти с другой траектории, а именно, с более широкого «захода» с предыдущей прямой. Этот прием сработает только при схеме 1+1, или когда задний карт (№3) находиться относительно далеко от ката №2, минимум метров 5, с тем чтобы он не мог «пересечь» траекторию. Далее возможен вариант выхода на точку поворота по основной ходовой с пересечением, или продолжение дви-жения с «засадной» кривой, с поздним торможением, также с перекрещива-нием траекторий.
Подобные приемы позволяют обгонять в самом повороте непосредственно, но при этом требуется качество вождения и категория карта как минимум УТК2 с накатом спортсмена 2-3 месяца и возраста с 10. как правило настрой-ка карта требуют для «крутого» захода иные траектории нежели чем по «хо-довой». Например, угол кастора более максимальный в большинстве случаев (но зависит от типа шасси). УТК1, УТК2, и в редких случаях УТК3. УТК4 (очень «древние») шасси не имеют эксцентриковой шайбы регулировки кас-тора. В этом случае довольствуемся тем что есть, «заводским» углом, а он 12-14. то есть оптимальный для начинающих.

1+1. тактика с преследованием.
К  этому этапу подходят  как правило на УТК2, после пары другой месяцев, хотя в ряде случаев можно и на УТК1. но на нашей практике, большинство начинающих до этого этапа просто не доходит, по причине утраты интереса к занятиям. Причина, малая скорость УТК1. а это обычный прокатный карт. Наша практика наката на УТК1 составляет, при интенсивных тренировках 60 -70 минут, три раза в неделю, примерно три недели, то есть 10 часов для воз-раста 10 лет. Далее рост прекращается но можно отрабатывать тактику на малых скоростях.
Здесь требуется накат, так как карты едут с минимальной дистанцией и зада-чей №2 требуеться обогнать или опередить на обратной прямой, (это первый этап), и обогнать непосредственно в повороте, без касаний. Как правило №2 более опытный спортсмен, показывающий №1 его ошибки. Например, «ран-нее торможение», «засаживание», "переруливание», неправильная работа корпусом , неправильный «выход». Например с «ложки».
Поскольку карты (УТК2) одинаковы, а их настраивали на одинаковую ско-рость (время) , то мастерство имеет значение. №2 после показательного обгона вновь занимает позицию позади №1. При повторе ошибок целесообразно «нака-тать» №1 по траектории. То есть «показать». В режиме УТС, на третьем заез-де проводят массовый старт.
Касания. Допустимо подталкивать передним бампером «ускоряя» впереди идущего. В зимнее время допустимо практиковать «проводку», упор в зад-нюю часть передним бампером в повороте, и боковой упор – опирание на другой карт. Запрещены удары.

стр.129-136
Особенности занятий, настройки шасси, ТБ  для возраста 4-5, 6-7лет
Для начинающих  минимальные требования по безопасности –спортминимум. Так как дети этого возраста долго запоминают*, то необхо-димо инструктировать тех, кто непосредственно занимается с ребенком. Это отец или волонтер инструктор.
(*долго запоминают….обьем информации  проходящий в этом возрасте (до 6-7 лет) ко-лоссальный, формируется очень большое количество связей, но так как идет постоянная транформация мозга, изменение связей, то память имеет своеобразный алгоритм, ино-гда ребенок «забывает» буквально через пару-тройку минут. Отсюда и своеобразный метод «накатки циркового медведя». Возраст 4-5 лет выбран по простой причине, игро-вой период и можно вовлечь ребенка в занятия на регулярной основе. С тем, чтобы к 6 годам можно практиковать в классе Микро. К сожалению, отцы, и инструкторы волон-теры, которых привлекают к занятиям с возрастом 4-5, 6-7лет, начинают гоняться за результатом (быстрей, быстрей).)ребенок может отказаться от занятий, что кстати и произошло, ребенка уже определили на Микро по результатам наката в группе начи-нающих, а он отказался)
После необходимого количества кругов, (предположительно семь), перерыв 5 минут, детям объясняют ошибки и запускают по трассе. При более больших перерывах, 10 минут, целесообразнее размещать в классе. Первичная не-большая вводная лекция проводится в самом начале, когда детей экипируют. На доске рисуется трасса и участки, где отрабатывается траектория.
При явных признаках усталости, (ребенок не хочет), практику вождения пре-кратить и дать ребенку побегать или прекратить занятие. Основной принцип занятия для возраста 4-5, 6-7 завлекающее действие, и только потом плавный перевод к монотонности.(большему кол-ву кругов).

Применяемые карты
Группа МК 4-5 использует УТК3 Х200 (+редуктор)/Бирель/900/Вега Мини. ограничитель оборотов – есть. Ограничитель хода троса газа – есть. Зимняя эксплуатация  на шипованной резине.

Группа МК 6-7 использует УТК1 Х160/Патриот/970/Дако. (прокатный) сиде-ние регулируемое. Ограничитель оборотов есть. Зимняя эксплуатация на ши-пованной резине.

Практика езды. привыкание
Начальные (вводные) занятия для возраста 4-5, 6-7 лет.
Начинающий и маленький ребенок боится шума. Поэтому начальный этап проводиться преимущественно на УТК с базой 900 со стандартным искрога-сителем, допускающим малый уровень шума. В идеале когда двигатель не 200 см.куб, а меньше, 100 или 50, редуктор целесообразен, так как «тормо-зит» при сбросе. То есть это идеальный случай, так как ребенка надо научить ездить по «ходовой» классической траектории с торможением двигателя. Су-хое сцепление допускает разъединение трансмиссии, что затрудняет на-чальное обучение.

Первоначальное привыкание производится на карте на стационарной под-ставке (не тележке!) с тем чтобы ребенок «игрался» с педалями и рулем. По-степенно надо поводить ближе к работающему карту или наблюдать за заез-дами, чтобы шум стал привычен.
Второй этап привыкания (ознакомления), когда карт заведен и с вывешенны-ми задними колесами, сам карт должен быть установлен «носом» в стену или препятсвие. Ребенок в этом случае в шлеме и экипировке и так же имитирует действия. Обороты можно ограничить чуть больше холостых. Чтобы карт трогался, но быстро не ехал.
Начальные заезды необходимо проводить в режиме отдельно выделенного занятия. Карт желательно снабдить тумблером выключения, чтобы ребенок мог сам выключить (обязательно проводить тренировки по выключению). В идеале желательно дистанционное выключение.
По мере наката ограничитель откручивается до момента стабильного управ-ления в поворотах.

Тренировочный этап для группы 4-5, как и для 6-7 характерен тем, что время «теории» меньше. Даются необходимые сведения по ТБ заезда, выезда, оста-новок, флаговая сигнализация, жесты тренеры и начала траекторий. (напри-мер, «основная классическая одиночная ходовая»).
 Обучение проводит индивидуальный инструктор: отец или волонтер инст-руктор по схеме «тандем» по методике ведущего тренера .(обычно «старший на трассе или администратор на тренировке).

Основное время практическое вождение.
Количество кругов максимально для начального этапа – схема 7/7. семь кру-гов по семь раз в зависимости от возраста.(трасса ...) По мере роста показа-телей выносливости количество кругов увеличивается.   
Метод равномерный с отработкой конкретного поворота с переходом, по ме-ре качественного или удовлетворительного прохождения по ходу.
 Для лучшего запоминания детьми основной траектории составлена считалка –«две прямушки две наружки, паребрик-паребрик, спиралька спиралька.»( по конфигурации трассы конкретного картодрома в..... при использовании вей трассы).

Выпуск спортсменов – распределенный с дистанцией от 50 до 100 метров. В данном случае следует определить места обгонов и опережений. (на прямых в двух местах). По мере вкатывания (достижение контрольного тестового ре-зультата для определенной категории карта ) и отработки вождения в парах и группах по основной траектории, добавлять варианты обгона в поворотах с изменением трактории захода. (схема 1+1, ведущий-ведомый).
При отработке схемы 1+1+1 отрабатывать развитие периферийного зрения и чутья заднего сектора (см. прил. Методика отработки  периферийного зрения таблица Шульце).
В возрасте 6-8 лет необходимо максимально накатывать детей с  усложне-нием техники пилотажа. самостоятельная работа с телеметрией малоэф-фективна, но желательна. Основной упор на наработку рефлексов. Произ-водится селекция по принципу «боец не боец». отслеживается склонность к командной или индивидуальной работе (то есть, может ли работать в ко-манде. Целесообразно контролировать настройки карта под спортсмена. Так как рост детей быстрый. То есть подгонять картинговые настройки под пилота)
При начальном накате детей, целесообразно практиковать метод Густя-шева»*(инф.от Лобкарева М) - суть метода заключается в том, что в поворотах в точке апекса длинной палкой с мягким наконечником указывается точка по которой дол-жен проехать юнец (при проезде по мягкому наконечнику ребёнка нужно по-ощрять). При таком методе у юнца начинает в ускоренном режиме форми-роваться понимание апекса и в дальнейшем будет более активный прогресс в пилотаже.
рекомендуемый срок вката до начала групповых упражнение в среднем 1.5 – 2 месяца, в зависимости от индивидуальной обучаемости

При работе с детьми возраста 5-7 лет необходимо учитывать особенности психологии возраста и стараться насыщать занятия максимальным коли-чеством игровых элементов. Например, для вкатанных детей проводить за-нятия догонялки – работа в двойке первый пилот должен уехать от второ-го, а второй должен догнать первого, т.е. выезжают с гандикапом 10-20 метров. При выполнении задания или не выполнении(на выполнение даётся 3-4 круга) двойка меняется ролями догоняющий, уезжающий. Состав двоек рекомендовано постоянно менять для того чтобы более медленные ускоря-лись, что позволит в итоге получить более одноуровневый состав всех зани-мающихся.(курсивом методика Максим Лобкарев, Ижевск, дополнено Шакиров)

стр.137-139

Особенности настроек шасси для возраста 4-5,6-7 лет
Наклон сиденья для возраста 4-5,6-7.Обычный угол в обычных руково-дствах -70 градусов. Есть рекомендации  и в 60 градусов. Связано это как мы предполагаем, с особенностями конкретного класса, например для карта с КПП. Отсюда же и разные рекомендации положения рук на руле. Поэтому, для переключения пе-редач рука должна быть ближе к рукоятке.
Некоторые фирмы «облегчают» установку, делая дно сиденья плоским. Это примерно 60-70 градусов. Для детей возраста 4-5.6-7 желательно иметь нор-мальную естественную  посадку, чтобы голова находилась вертикально.
 Вот что по этому поводу сказано в книге Горбачева «экстремальное вождение»
«…вертикальное положение спины и шеи способствует лучшей координации движений, ориентации в пространстве и чувствительности пилота. Поэтому в кузовных классах на кольце и в ралли принята вертикальная посадка. Вы, возможно, замечали, что многие спортсмены-раллисты сидят не просто с прямой спиной, но и очень близко к рулевому колесу. В такой посадке тоже есть свой резон. При поворотах руля задействуются не только мышцы рук, но и сильные мышцы спины и груди. Не скажу, что это добавляет точности в управлении, зато руки не устают. Этому способствует то, что согнутые в локтях руки образуют своеобразный мост — силовую конструкцию между автомобилем и пилотом. Стр 7.  конец цитирования.)

То есть, маленькие дети еще «слабенькие» и не раз приходилось видеть, как ребенок поворачивал руль, наваливаясь всем телом, а все потому, что сиде-нье поставлено по нормам для более взрослых детей, то есть «по правилам», руль соответственно «как положено».
Можно отследить кинематику тяги руками. Характерной ошибкой является эффект переруливания. Иногда это связано с регулировкой сидения и руля либо, с тем, что настройки надо периодически менять (ребенок то растет). Критерий «правильности» настроек – «удобство приложения тяги», то есть естественная кинематика рычага сил. Как удобно ребенку. Иногда можно ви-деть, что локти почти упираются в нормальном положении руля. А что будет при повороте? Поэтому то положение «без десяти два», когда руки полусо-гнуты и как бы естественно тянут за руль (тут настройки по вертикали) и са-мое целесообразное. (здесь для безкоробки. Коробочный карт имеет нюанс поднаст-ройки для правой переключающей руки. Карты с КПП в данной программе не рассматри-ваются, так как являются отдельным, более сложным для обучения классом. То есть, следующим после УТК1,2,3,4.  Это может быть «пилот» с 3мя передачами, Симсон-Минск, Восход с 4 мя. Классы довольно таки устарели моторы не производятся. обслу-живание проблемное. И в большинстве секций сим не заморачиваются «выставляя» ра-ритеты на местные национальные погонялки суверенного заповедника)
 Большой проблемой для начинающих родителей являются так называемые книжные «гуру» от картинга, которые нередко вмешиваются в процесс обу-чения со своими «советами», например – «у вас же сиденье неправильно сто-ит!» Или – «а почему он (я) его не учит позднему торможению?».
Это кстати, проблема многих специалистов, так как они проецируют книж-ные знания, во многом устаревшие, или не по конкретной ситуации (пробле-мы абстрактного мышления) и личный узкий опыт в сектор практики, где он не применялся вообще. То есть, чисто абстрактное понимание и следование догме –«все же так делают!». или …. «так никто не делает»..
Но вот  слова известного пилота формулы 1 Никки Лауды (инф.Максим Лобкарев. Ижевск) «Если вы внима-тельно посмотрите на прохождение поворота какого-нибудь Гран При по телевизору, станет ясно, что все гонщики едут по одной и той же траектории, и даже неспе-циалист поймет, что другой возможности просто нет»….
 и тут же нужно добавить   « На самом деле траектории двух автомобилей в гонке могут различаться на считанные сантиметры, не заметные на глаз, и уж тем более по-телевизору».
А между тем, именно в этих сантиметрах кроется секрет победы. Если вдуматься в это высказывание становится ясно, что всегда есть сантиметры  для творчества, про которые догматики и начетчики – просто не знают или не учитывают! . По это-му известен принцип (успеха) - «если делать как все, то и результат будет как у всех»и если перефразировать то «если делать как все то получится как у всех». А ес-ли обратить внимание на пилотов, спортивные команды, да и вообще в любой сфере деятельности чловека, именно нестандартное мышление и отход от догм позволяет добиться феноменальных результатов. На примере Российского автоспорта можно выделить Л………..,  если внимательно понаблюдать за его манерой пилотирования можно увидеть множество отличий от классической школы, и как итог он лидер чем-пионата …..(курсивом примечания Максим Лобкарев, Ижевск, обработано Шакиров)
По мере наката (определения «стиля») спортсмена, ростовых параметров, усиления рук,  наклон корректируют.

Кастор
Рекомендуют минимальный*, для того чтобы ручки маленьких детей не ус-тавали. Практикуют до момента срыва в скоростном повороте, например «ложка» на трассе .., 180 минус 30 радиусом 18.
Высота над сиденьем. Спортсмен должен видеть участок трассы начиная от руля. Поэтому высота установки корректируется. По требованиям не более 8 см от поверхности. Вертикальный угол обзора в этом случае варьируется от места до непосредственно перед картом и «отодвигается» по мере наката.
(Минимальный кастор…..
Надо помнить, что изменяемый кастор это всего пара-тройка градусов плюс или минус к уже имеющемуся положению скобы поворотного кулака, которая сама имеет наклон продольный, то есть уже заложен кастор от 10 до 14 градусов. Минимальный кастор обеспечивает верткость карта, излишнюю управляемость, которая может быть и ак-туальна для опытных пилотов, для которых и требуется конструктивная особенность быстро изменить направление траектории при необходимости, но для начинающих мы обычно практикуем максимальный кастор, то есть ось кулака наклонена назад. Карт в этом случае более управляемый и устойчивый. В этом случае нагрузка на руки растет.)


Техника безопасности при занятиях с возрастом 4-5, 6-7 лет
Флаговая и жестовая сигнализация  для групп  МК 4-6,  МК 6-8
Обязательно показывать все флаги, белый «впереди медленный карт», голу-бой – «вас обгоняют», черно-белый по диагонали (пингвин) – некорректная езда и другие по необходимости.
Красный и белый, применяемые вместе, для отработки остановки на трассе в зоне старта (светофора), означают – «остановиться здесь», будет дан старт. (флаговая сигнализация в этом конкретном случае. Белый, красный вместе) по методике .......). Применяются в последовательности: старший по трассе выхо-дил на край трассы или дальше на 1-2 метра напротив основной траектории, показывает красный и жестом руку вверх – один круг (через один круг оста-новиться здесь), далее поднимаются два скрещенных флага, белый и крас-ный, до момента остановки. Далее, пока инструкторы расставляют карты, старший идет на край трассы, место подачи сигнала, обычно напротив свето-фора к внутренней линии прямой, и проверив, что все спортсмены готовы к старту (подняв руку вверх левую, на что спортсмены должны отреагировать подняв руку), дать старт одним из двух вариантов старта белым флагом.
Задача  – приучить  к  флагам и жестам.

ТБ заезда с трассы, выезда на трассу
Обязательно контролировать заезд с трассы по «срезке» с поднятием руки, траекторию и скорость выезда на трассу из накопителя (здесь по «рулежной дорожке» с медленной скоростью и выходом на наружку прямой (по трасс ...). Зеленый «разрешающий» флаг обязателен.
Родители и волонтеры, фукционально задействованные судьями на постах, инструкторами,  должны быть в жилетах и иметь как минимум желтый флаг.
Судья на дистанции (старший по трассе), дающий общий старт, находится в зоне светофора и по необходимости показывает желтый, белый, голубой, черный, черно-белый флаги по возникающим ситуациям на двух параллель-ных прямых (для трассы в ...).
(судья или старший по трассе, находится между двух прямых, ближе к основной. Све-тофор в этом случае находится через прямую. (для трассы ...). Флаги (синий, белый, пингвин, желтый в этом случае показываются на обоих прямых. (между прямыми 10 метров). Для трассы... это очень удобно для обзора по секторам, с тем чтобы при не-обходимости показать флаг на основной или обратной прямой. Отсюда отслеживаются –«выход» на основную прямую, выход на обратную прямую, заход на «ложку», заход на паребрики после ложки, переход с основной прямой на скоростной поворот на вторую основную прямую и выход с поворота 180.
Остальные инструктора (судьи) размещаются по секторам отрабатываемых поворотов и связок.
При выпуске на трассу инструктор по конкретному карту обязательно ин-формирует ребенка о том, как надо выезжать, переспрашивая как понял. Ин-структор стоит перед картом, чтобы ребенок не выехал. Убедившись, что трасса (отрезок до места выезда свободен как минимум на сто метров) то вы-пускает по зеленому флагу выпускающего.
(выпускающий или куратор должен отследить чтобы спортсмен повернул голову налево и убедившись в отсутствии карта на участке трассы (эска и выход на прямую в ...),проехать по крайней выделенной полосе (их две, для старта с хода)и выехать на трассу в районе «зоны выноса». (выделена бело-синим).

ТБ при остановках на трассе во время тренировок
Остановку для инструктажа и корректирования на трассе  целесообразно  применять в режиме «отдельно выделенного занятия» при равномерном ме-тоде. (но можно и в режиме УТС)
Во время тренировок инструкторы  останавливают спортсмена с применени-ем соответствующих жестов (один круг – здесь. То есть через один круг воз-ле меня. Указательный палец вытянутой вверх левой, правая вниз ладонью, либо вариант резкой остановки скрещенные руки ). В этом случае спортсмен останавливается ЗА белой линией на прямых (трасса в ... имеет около 2 метров «зоны безопасности» на случай смещения карта с траектории), либо напротив «зоны выноса», то есть с внутренней части поворота. (при отработ-ке «связки»). Спортсмен должен сигнализировать об смене траектории. Ин-структор не должен стоять на трассе при проезде картов других участников.
Выпускающий должен проверить наличие защиты ребер, защиты шеи (хо-мут) его фиксацию, и закрепленность шлема ремешком. Забрало перед выез-дом должно быть опущено. Комбинезон, обувь, перчатки по регламенту.

Во время тренировки необходимо отслеживать и техническое состояние кар-та Это могут делать и выпускающие контролеры кругов, кураторы и старший по трассе, который должен показать флаг техническая неисправность, крас-ный и тд.
Признаки неисправностей –течь топлива, масла. Касание поверхности бампером или ви-димый перекос бампера. Слетание выпускной системы, карбюратора с их мест. Перекос карта в результате отсутстсвия давления в колесе, заведомо опасный поворот сопро-вождаемый изменчивостью курса карта. Биение колес.
При некорректной езде подталкивание или бортование, опасное пересекание траектории старшим по трассе показывается флаг «неспортивное поведение». После окончания за-езда проводится беседа о спортсменами и их представителями (кураторами)

Отслеживание усталости спортсменов ГНП МК 4-5, МК 6-8
Характерные «клевки» - наклон  шлема, более широкая, чем обычно траекто-рия выхода из поворота, виляние на прямых.
Необходимо сразу прекратить тренировку и в дальнейшем сократить количе-ство кругов.
Отслеживание положения рук про повороте головы
Начинающие часто делают ошибку, при повороте головы теряют контроль за положением рук. Карт может ехать в сторону. э\то наиболее заметно при ивыезде на трассу с рулежной дорожки. Для согласованности (координации) целесообразно практиковать упражнения. (см.физ.подготовка)
ТБ при отработке входа – выхода в поворотах, начала торможения
Для указания места начала поворота целесообразно применять конуса от-деьно или конуса на длинном шесте, инструктору находиться за белой лини-ей и вне или до зоны «выноса» (смещения карта). (конус на длинном шесте 2м, обычно пластиковая труба диаметром 20, с небольшим по сравнению с «обычным» до-рожным, высотой …диаметром основания…., конусом. Применяется такой выносной конус в основном для индивидуальной накатке (для «своего), при разных классах Микро и Мини вместе. В любом случае инструктор (тренер) должен находиться ЗА белой линией, то есть вне трассы (дорожки).
ТБ в жаркую погоду.
В жаркую погоду (от +25) для избежания перегрева необходимо соблюдать режим принятия воды. Длительность заезда сокращается при необходимости. После окончания заезда обсуждение проводится в тени или классе со средней температурой кондинционирования. Желательно избегать чрезмерного по-нижения температуры при кондинционировании. При необходимости сразу после заезда производить ополаскивание головы водой, снижая температуру по мере обливания, то есть, сначала водой из бутыли на улице, потом охлаж-денной. Комбинезон надо расстегнуть чтобы освободить грудь. При длитель-ном периоде отдыха (30 минут) между заездами УТС, комбинезон можно частично снять, завязав рукава на поясе. Голову надо накрывать бейсболкой, желательно с защитой шеи или развернуть бейсболку козырьком назад. При жалобах на плохое самочуствие и ли отслеживание его по езде, целесообраз-но при охлаждении головы применить мокрое полотенце с холодной водой, накладывая его и на шею. Желательно избегать мокрых тканей на верхней части груди и не находиться на сквозняке. Периодичность принятия воды – 10-15 минут по половине стакана минимум. Вода из кулера не должна быть очень холодной.

ТБ при совместных тренировках УТК1 и УТК3
На утренних  тренировках в режиме отдельно выделенного занятия групп для начинающих возрастом от 6 лет часто приходится совмещать категории учебно-тренировочных картов УТК1 и УТК3, УТК4.
(связано с тем, что нет времени на проведение по схеме УТС, когда классы разделены, а для начинающих требуется значительно больше времени чем для спортсменов уже накатанных. К примеру – обычный ак.час 45 минут, если про-водить его по схеме УТС, то на УТК1 -15 минут, УТК3 -15 минут, УТК4 15 минут. Всего по 15 минут. Это крайне мало для отработки навыка вождения. Поэтому в данной си-туации приходим к модели отдельно выделенного занятия и совмещения классов, что в сумме дает 45 минут.

Особенность проведения тренировки с УТК1
УТК1 –прокатный карт с антивандальным обвесом. Металлическим или пла-стиковым поясом безопасности. УТК2, УТК3, УТК4 уже без этого пояса, и столкновение часто ведет к изгибу рулевых тяг на УТК3.
Поэтому необходимо при совместных тренировках УТК1 и УТК3 четко про-информировать ребенка на УТК1, что он является источником опасности и помехой для начинающих. Выход из этой ситуации таков
-Как правило спортсмен на УТК1 накатывает «основную» классическую тра-екторию. Спортсмен на УТК2, УТК3. УТК4 обгоняет его в заранее обговоренных местах, например на прямых участках или, при определенной степени накат-ки, в поворотах.
Отработка стартов дается совместно. При отслеживании необходимо убе-диться что спортсмен на УТК1 четко выполняет инструкцию с. При необхо-димости дается старт с гандикапом, с тем, чтобы спортсмена на УТК1 умели обгонять в поворотах спортсмены на УТК3, УТК4.
ТБ при прогревании двигателя карта
При заводке двигателя УТК1,2,3 ручным стартером, убедитесь, что в зоне выноса вашей руки (Крайнее положение  руки после того как вы потянете за ручку) не стоит кто либо. Это расстояние до полутора метров.
Карт должен быть установлен на подставке исключающей касание поверхно-сти и если он на поверхности а подняты только задние колеса, то перед карта должен быть направлен на препятствие (стену), чтобы в случае съезда карта он уперся в препятствие.
Необходимо ограничить зону подхода к карту, с тем, чтобы дети не были травмированы вращающимися колесами, цепью, звездами. При необходимо-сти отойти, надо назначить дежурного.
При дергании за рукоятку ручного стартера не держать ручку жестко, чтобы в случае обратного удара (раннее зажигание) рукоятку просто выдернуло бы из пальцев. Вариант держания взрослым мужчиной –двумя пальцами крюч-ком, рука полусогнута и ненапряженна. Целесообразно отработать прием за-водки поворотом корпусом, так чтобы рука далеко не отходила. Алгоритм в этом случае таков – поворот корпуса влево 45 далее доводка рукой.
Процесс заводки – убеждаемся в положение тумблера включено, наличии то-плива, открытости крана, закрываем «подсос» плавно подводим поршень к верху, (тянем за ручку), обычно это ощущается как свободное проворачива-ние, отпускаем рукоятку до втягивания и тянем энергично но не до упора.
Идеально будет проработать вариант запуска левой рукой,(актуально для УТК2,УТК2 с демонтированным ограничителем и с установленной тягой привода заслонки, ее надо при запуску немного приоткрывать правой рукой, левая тянет за рукоять стартера) но запуск в этом случае одновременно с потягиванием руки и работой (поворотом) корпуса, с тем, чтобы у руки было свободное пространство для амортизации обратного рывка.
Как только двигатель заведется, переводим заслонку запуска в положение уверенной работы на холостых. В холодное время положение заслонки варь-ируется. По мере прогрева заслонку переводим в основное положение - от-крыто. Для уверенности работы проверяем реакцию на положение дроссель-ной заслонки, передвигая рычаг привода (под корпусом  воздухофильтра).
Для картов с редуктором время прогрева до пяти минут. В зимнее время кар-ты при перерывах целесообразно не выключать, устанавливая их на подстав-ки поднимающие заднюю часть. Карт передней частью направлен должен быть в препятствие.
Это же касается и картов со сухим сцеплением вместо редуктора, если они имеют втулки вместо подшипников в сухом сцеплении.
Выпускная система карта должна иметь дополнительный щиток защиты про-тив касания руки или одежды. Для искрогасителя это щиток из алюминия ус-тановленный сверху основного экрана. Для труб и резонансных систем, не-обходимо защищать верхнюю часть возле сидения и двигателя. на практике неплохо показала обмотка асбестовым шнуром для печников (диаметр 5-10)

Дождевые тренировки
Проводятся при наличии экипировки. Необходимо отслеживать температуру воздуха. Обычно дети 6-7 отрабатывают один заезд по 15 минут. Для этого возраста достаточно.
Принцип – необходимо дать понять, что в любом случае выезд состоится.
(здесь работает принцип организации среды окружающей. То есть, бытие определяет сознание. Чем раньше помещать ребенка в экстремальные (по мнению большинства) ус-ловия, тем более привычные они будут для него. То есть, экстрим как стандартная си-туация.)
(второе функциональное значение обязательности мокрой тренировки- отследить реак-цию детей и родителей, то как они вообще относятся к таким «зверским» условиям тренировки.
Дело в том, что многолетняя подготовка предусматривает отбор уже на раннем возрасте, а так как для работы на «объекте» нужны люди модального типа лич-ности (герой, гладиатор), то важна реакция (реагирование) как детей, так и родителей, которые вносят существенный вклад в воспитание определенных качеств. В этом кон-тексте целесообразней попробовать поработать с детьми из детдомов, без родителей, исключив тем самым посторонний фактор « шума» при педагогическом процессе.
К при-меру, в высших учебных заведениях для элиты Англии,  (Великобритания)родители сами отдают детей с 6 лет в подобные интернаты с жесткой дисциплиной.(по лекции Фурсо-ва)


Меры безопасности при дождевой тренировке.
Подобрать колею. Дополнительно к имеющейся дождевой экипировке надеть пакеты на обувь и перчатки. При запотевании стекла шлема можно припод-нять его на один –два сантиметра.можно обработать спецспреем, против запотевания (изнутри) и седством антидождь снаружи.
Для УТК3 (эрзац карт) целесообразно иметь дождевые шины размерности МИНИ. (обыч-но УТК3 практикуют сухую езду на широкой резине (от Ротаксов) так как шины размерности Мини быстро изнашиваются, особенно передние, но в дождь УТК3 на широких дождевых «всплывает». УТК1,2 а это тяжелые прокатные, на широких дожде-вых вполне себя нормально чуствуют.
 
Зимние тренировки
Аналогично дождевым. Одежда должна быть сухая. Время заезда сокращать по мере замерзания. Маленькие дети имеют малую массу,  быстро охлажда-ются. Обычный режим три-четыре круга.
Для того чтобы дети не замерзали можно съесть до начала тренировок кусо-чек сала минимум за полчаса до начала. Ноги (стопы) дома необходимо вы-мыть с мылом и просушить. Носки должны быть чистые. Перчатки должны быть не промокаемые и чтобы на них можно было одеть варежки. (перчатки холоднее, так как пальцы по одному).
Для зимних занятий подойдет комбинезон горнолыжников. Ботинки утеп-ленные. С собой иметь термос с чаем и еду.

Шлем для зимы.
Летний шлем не очень хорош, так как стекло потеет. Обычно стекло (визор) снимают и применяют горнолыжные очки (идеал желтый светофильтр, для условий сумерек). Очки должны пролезать в отверстие шлема и по возможности при-легать. Есть специальные шлемы для снегоходов конструкция которых пре-дотвращает запотевание стекол и обморожение лица.
Подшлемник теплый, предположительно фланель. Материал не должен про-дуваться.

Связь с пилотом.
На начальном этапе, и на УТС целесообразно иметь шлем оборудованный наушниками, для лучшей корректировки тренировки. Как вариант подходят наушники от телефона, который пристраивают в удобном месте. В большин-стве случаев на начальном этапе такая эрзац связь достаточна, так как шум выпуска не очень мешает пилоту. С переходом на более «шумные» карты, УТК3 с «прямотоком», или УТК4 (Парилла) целесообразно иметь специаль-ный шлем либо вмонтировать наушники по типу шлемофона.
Предупреждение – на соревнованиях связь с пилотом запрещена.

Доп.меры по зимней и дождевой эксплуатации картов.
Для условий зимы и дождя вентиляционные отверстия воздухозаборника должны быть закрыты. Например, скотчем. Электропроводка должна быть обработана ВД, силиконкой или спецспреем выталкивателем воды.
В топливо зимой добавить «осушитель» для топлива, либо иные средсва свя-зывающие воду. Карбюратор зимой целесообразно обмотать тканью и сверху пакетом от отсыревания. Правое заднее колесо должно иметь крыло дожде-вик. Трос газа для зимы –зимний вариант.

завершение цитирования на стр 139 из 161.
продолжение следует


Рецензии