Развёрнутый отзыв на роман Э. Золя Тереза Ракен

"Тереза Ракен" (1867г.) - наимрачнейшее произведение, принадлежащее перу французского писателя Эмиля Золя; оно подобно готической архитектуре по своей витиеватости.

Роман захватывает по самые уши с первой минуты. Точечные описания внешности персонажей, пейзажей, различных мест тут же материализуются и повергают в шок - прямое попадание в цель. Уши, которые от интереса встают на макушке, так и хотят свернуться в трубочку, поскольку внутренний голос не умолкает и печатные слова, описывающие ужасающие события, уже звучат в голове.

А предпосылки к написанию книги таковы, (как сообщает один из веб –порталов): "Начиная работу над одним из своих не самых известных произведений (хотя экранизаций довольно много), Эмиль Золя ставил перед собой задачу показать жизнь среднего класса Франции в эпоху Второй империи", (а так же то, как низко может опуститься человек, обуреваемый страстями – и это передано красочно, в духе натуралистического реализма, в более менее удобоваримых подробностях).

Ну а теперь к делу.

                Сюжет (довольно развёрнуто):

Перед нами разворачивается картина взаимоотношений домочадцев по фамилии Ракен. А точнее, их отсутствие.

Мать семейства – госпожа Ракен, бывшая торговка, после смерти мужа покидает город , обосновывается в Верноне, покупает домик на берегу Сены и живёт припеваючи.

Рядом подрастает ее сын, Камил. Тщедушный, болезненный мальчик, от которого пахнет припарками, ведь мать неустанно заботиться о нем. Не хотелось бы нарушать эту идиллию, но брат торговки, капитан Деган, неожиданно привозит к ним свою дочь, Терезу, так как мать её – туземка редкостной красоты, умерла , и он, не зная, что делать с ребёнком, отдает девочку на попечение тётушке, а сам погибает в Африке.

Так Тереза живёт с ними до своего совершеннолетия. Не то, чтобы плохо, но и до счастья не дотянуться. Спит в одной кроватке с сыном тётушки, потакает их прихотям, почти всегда молчит и никогда не пререкается. Но не потому что она так же безвольна как Камил, а потому что в часы, когда никто не видит её, она бодра и весела, и живёт вволю. Носится по лугам, валяется в траве и смеётся.

Но пробивает час и Тереза становится законной супругой Камилла. А как иначе?

У Камилла появляется дурацкая затея во чтобы то ни стало поступить в чиновники, а для этого надо пожертвовать покоем матери, распродать всё  и отправиться покорять столицу. Они снова переезжают в город. Мамаша хлопочет о всеобщем благоденствии, но получается как всегда. У знакомых она арендует лавку в Пассаже Пон-Неф, но вместо уютного павильончика и аппартаментов Тереза обнаруживает сырость и промозглость этой кладбищенской обстановки. Камил, разумеется к этому безразличен. Судьба самых дорогих женщин не интересует его. И в конце концов он получает желаемое местечко в Управлении Орлеанской Железной дороги, и к своей неожиданности встречает там друга детства. Незамедлительно он приводит его в свой дом, и тот впоследствии становится их постоянным «клиентом».

Взбитый парень по имени Лоран получает все и сразу: под воздействием радостных воспоминаний друзья делятся событиями минувших лет и выясняется, что Лоран одно время был живописцем (не очень хорошим, ну да ладно) и под предлогом написания портрета Камила он получает услужливого друга, надёжное пристанище и кормёжку, сердобольную маму, опеки которой хватит на всех, и красавицу-любовницу, чужую жену, то есть Терезу. Тереза, не знавшая ни любви, ни ласки от холодного и безразличного мужа находит счастье в любовнике и проводит с ним самые блаженные часы, прямо в брачной постели, на втором этаже апартаментов, среди бела дня, бесстыдно и безудержно, и из-за этих страстных встреч молодому человеку приходится увиливать от работы под самыми баснословными предлогами.

Так, своим чередом катится жизнь. Любовники резвятся, не видя никого и ничего и ,мастерски, скрывают на людях свою связь; мать по целым дням крутится в лавке, заманивая жеманных клиенток; Камил с подобострастием пропадает на службе; и ко всему прочему у семейства появляются новые друзья, «почтенные» старики: полицейский комиссар Мишо, старый служащий Управления - Гриве со своими детьми-молодоженами, Оливье и Сюзанной ,с которыми они прожигают четверги за сальными шутками, чаем и домино.

Но, как известно, всё тайное рано или поздно становится явным.

И все же терпение, мой друг. Это ещё не конец, дело только близится к развязке.
В один из дней ... фортуна устает улыбаться им так широко как и прежде и Лорана перестают отпускать с работы, грозя увольнением. Частые свидания сменяются тягучими беспросветными буднями. Он так же является к ним в дом, и они с Терезой также мастерски, (но уже с заметным усилием) «держат лицо» (пожимая друг другу руки по углам и пытаясь договориться о встрече). Но безуспешно. Тогда Тереза в отчаянии находит предлог (якобы клиентка ушла не расплатившись , и она идёт напомнить ей об этом!), и полная решимости, направляется к любовнику.

Тогда-то они и решаются на тёмное дельце.

На убийство Камила. Лоран клянётся при случае взять всю вину на себя и с этого дня начинаются мучительные поиски. Убийство должно пройти гладко. Без следов. Чтобы ни одна душа не догадалась о свершившемся.

И такой повод находится, спустя время. Чета Ракенов с лучшим "другом" семьи, Лораном, отправляется на выездную прогулку, в Сент-Уен. Надвигается осень..

И здесь совершается необратимое – Лоран решается на убийство, расчётливо и хладнокровно, а Тереза не мешает ему. Она как бы не с ним, но и не защищает мужа.

Роковая минута, без пяти минут друзья вступают в лодку, и на середине реки вспыхивает борьба: Лоран хватает Камила за горло и обрушивает в воду, но тот тоже оказывается не промах, из последних сил он на миг вырывается и кусает его за шею, откусывает кусок плоти, тем самым оставляя кровавый след на теле и моральный рубец в душе убийцы от ещё несознаваемого преступления; лодка переворачивается и за бортом оказываются все трое, только один уже не жилец на этом свете. Лоран подхватывает Терезу и доставляет до берега. Завидившие их матросы, бросаются на помощь; внезапно они становятся очевидцами событий, и спустя час, доедая обед покойного, заказанный давеча, рассказывают всем подробности убийства, хотя сами в этот момент были заняты совсем другими вещами.

Вскоре новость становится сенсацией и разлетается по окрестностям. Все жалеют безутешную вдову и восхваляют героя, спасшего ее.

Казалось бы, дело за малым. Но как бы не так.

Нужно держать ответ перед бедной матерью, которая перекрестила своих возлюбленных детей перед дорогой и никак не ожидала «такого вот конца». Тереза выигрывает время на «разучивание новой роли» , валится с ног и отлёживается у постояльцев загородного ресторанчика, в котором они обедали, а Лоран отправляется в путь. И первым делом заезжает к знакомому нам полицейскому, дабы отвести от себя подозрения. Это ему удается, и вот полицейский с другом рассказывают матери о приключившемся несчастье, в то время как убийца, промучавшись ровно минуту, забегает в кафе и растворяет свое "горе" в чашке ароматного напитка.

Но вот приходит время и Терезе вернуться восвояси и каждый день исполнять роль безутешной вдовы..

Так прогремел ещё один унылый год, в который мать оплакивала сына, Тереза оплакивала свою судьбу, а Лоран, маялся на ежедневных опознаниях трупа в морге и всё же опознал Камила; зрелище иных трупов совсем не пугало его, а даже наоборот , но холодный скользкий взгляд Камила засел в нём накрепко, так , что даже адский плод его пророс не сразу; Вскоре Лоран уже продолжал прожигать жизнь и извлекать из неё всяческие удовольствия. И мало помалу снова вступили в силу залихватские четверги. И на одном из таких вечеров старики пораскинули, а почему бы не поженить друзей по несчастью. Не тосковать же весь век.

Тётя на первых порах, разумеется, эту затею не одобряла, но как только выяснила перспективы, при которых новые возлюбленные дети будут жить подле нее, ухаживать за ней и напоминать о сыне, она тут же согласилась на эту авантюру (между прочим заранее предсказанную хитроумными любовниками).

Ещё некоторое время любовники заметают следы, строят из себя невинных жертв, но за это время их связь охладевает. Терезу при мысли о женитьбе берёт тревога, а Лоран уже будто и не хочет более владеть ею. Предмет , разделявший их , исчез, и от страсти не осталось и следа. Она сменилась на лёгкое равнодушие и расчёт (потому и не любовь вовсе!).

И конечно на хладный страх. Мертвец являлся им обоим как во сне, так и наяву, и не оставлял в покое.

Лоран сошёлся с товарищем живописцем, соблазнился его натурщицей и на время забылся. Тереза увлеклась молодым юношей. Но, впрочем скоро эти увлечения отошли в сторону , и вопрос о женитьбе встал прямо. Старики подначивали молодых, и чтобы не расстроить иллюзию благополучия, «голубки» соединились, но не для любви и счастья, а для острой необходимости сокрытия тайны.

Последняя надежда на то, что совместная жизнь укрепит их и рассеет страх, улетучилась практически сразу после женитьбы. Первая брачная ночь – обозначила черту – линию, за которую заступать нельзя. Каждую ночь посредине брачного ложа появлялся мертвец, они и видели и чувствовали его склизкую гнилостную тушу, и он не давал любовникам насладиться друг другом. Так, попробовав несколько раз воссоединиться, они оставили всякие попытки и окончательно осознали, что спокойной жизни им не видать.

Каждый их взгляд, жест, говорили об убийстве, о мертвеце. Так не могло продолжаться долго. Четверги они полюбили и старались как можно дольше задерживаться на вечере, а потом допоздна слушали воркование старухи. Близость становилась ненавистна. Каждый старался забыться. Тереза занялась хозяйством, а Лоран бросил службу, снял помещение и устроил себе художественную студию. Но с каждым днём присутствие неупокоенного Камила становилось всё тягостнее. Супруги уже яростно ссорились и дрались. Закатывали истерики и концерты, обвиняя друг друга. Они стали играть в какие-то странные игры, напоминавшие кошки-мышки. Прежнего доверия было не вернуть. И тут еще старуху схватил удар – это был паралич. Вскоре её парализовало окончательно, так, что живыми в теле были только глаза. Ни говорить, ни тем более двигаться она не могла. Тогда они пустились во все тяжкие. Вечерами они ссорились уже в присутствии старухи. Она стала "живой мебелью" и вскоре узнала всё тяжёлые подробности и самую правду. Она возненавидела любовников всей душой и стала продумывать план мести. Хотя, что она могла сделать? И как-то раз, в один из четвергов она набралась решимости, сумела поднять руку - положить на стол, и начертить на нем имена убийц. Но преданные друзья старухи ни о чем не догадались. Они тоже уже воспринимали ее как вещь.

Тереза стала ломать комедию, отрекалась от вины, потом сменила гнев на милость и ежедневно исповедовалась перед старухой, билась головой и стенала; но и эта тактика не смягчила старуху. Тогда племянница оставила её в покое и стала наведываться в публичные дома, одеваясь самым легкомысленным образом и пропадая по целым дням. За домом присматривала супруга Оливье, безропотная Сюзанна. А Лоран, однажды выследив жену, чуть было не перетрусил, ведь он явственно ощущал, что Тереза идёт сдавать его полиции. Но увидев истинные обстоятельства – измены жены – как будто успокоился, словно она ему вовсе и не жена, а посторонняя женщина, и сам наладил себе такую развратную жизнь, вытребовав у жены пособие.

Так они тоже долго не смогли. И вскоре снова зажили вместе. Но у обоих же зарождался план – избавиться друг от друга любой ценой, чтобы отдалить от себя образ покойника. И пытаясь сдаться с поличным, они сдались сами. Одновременно замыслили план убийства, и также одновременно догадались о тайных замыслах друг друга. Чтобы не продолжать этот неравный бой, сдались, напились яду и покинули этот бренный мир. А госпожа Ракен таки дождалась финала этой черной истории, будучи "живым трупом".

Вот такая завидная и незавидная история.

П.С. После этой упоительной книги хочется жить в два раза яростнее и достойнее.


Рецензии