Бородачи на вычислительном центре

Знакомство моё со всевозможными оккультными, эзотерическими, традиционными системами Востока и Запада состоялось в ту пору, когда за копирование соответствующего рода материалов можно было сесть в тюрьму.

Максимальное наказание за стремление к знаниям, мне определённое, заключалось в том, что начальник отдела кадров, старый волк, шаркающий по коридорам главного вычислительного центра Госкомиздата СССР (ах, какое замечательно длинное, приятное для моего уха словосочетание), засёк меня за разговорами с бывшим моим дипломником, явно неблагонадёжным бородатым православным мальчиком, недавно закончившим факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ (ещё одна цепочка слов на ёлку памяти), и не допустил продолжения моей карьеры в качестве начальника отдела. В конечном счёте, мне это пошло на пользу: быть главным инженером проекта АСУ (ещё цепочка), оставаясь по сути дела всего лишь программистом, было гораздо спокойней.

Тот ветхий старик-кадровик ещё в осаждённом Ленинграде был цепным псом НКВД, у него нюх на идеологическую ересь острый. Хорошо, что эпоха инквизиций и колымских лагерей к середине восьмидесятых годов прошлого века минула.

Что до бородатых собеседников, их было гораздо больше на самом ВЦ, чем на стороне. Правда, эти проходили по статье "иудеи". Забавные были ребята. Например, огромный парень, совсем молодой, но шикарная чёрная борода до пояса и постоянно кепочка на голове, поскольку лысый. Был и ещё один – маленький, в очках, но всё та же бородища и темперамент. Застукал его как-то в комнате с сослуживицей, толстенькой, тоже в очках, – сидят, целуются. У той дамы, помню, брат был любовником известного модельера, даже письма на этот счёт сохранились, откуда сестра и черпала подробности развития отношений.

Пока писал, вспомнил и третьего, молодого, но с обширной лысиной, обрамлённой скобой волос, в очках, носат, усат и странен, плохо слышит, ещё какие-то явные проблемы были со здоровьем, так что, когда он однажды заявил, что решил заняться альпинизмом… обошлось. Можно и четвёртого помянуть… и пятого… оказывается, что-то помню, сам удивляюсь.

Я не юдофил и не юдофоб. Евреи очень разные и очень отчётливо проявили себя в истории человечества. Наверное, оттого, что были гонимы. Когда тебя гонят, надо быть кем-то, чтобы выжить. И они были.

Обсуждение религиозной концепции с тем первым, огромным ясноглазым бородачом еврейских кровей зашло в тупик, когда я поинтересовался, какая разница между ним, принадлежащим к народу избранному, и мной, к избранным не относящимся. Разница, конечно, была, но собеседник мой только улыбался блаженно, не имея внятного ответа.

Русского бородача, бывшего моего студента, ставшего невольно причиной ограничения моей карьеры, остановили в его ветхом "запорожце" на лесной дороге молодые ребята и застрелили из обреза в упор. Вся дверь машины изнутри была залита кровью. Он к тому времени закончил университет, женился и произвёл на свет пацана.

Убили просто так, из куража. Отец стрелявшего оказался армейским политработником. Такая вот история с географией.

Русские, евреи, армяне, немцы, толстые и тонкие, лысые и кудрявые – какая разница? Проблема в том, как отличить того, с кем можно поговорить о королях и о капусте, от того, у кого руки чешутся нажать на курок.


Рецензии