Красная зона

По воле судьбы август 2020 года мне пришлось провести в военном госпитале. Предстояло проведение оперативного лечения онкологического заболевания, которое было успешно завершено, рецидивы не были обнаружены. Там я познакомился с молодым, но очень опытным хирургом Сергеем Видяевым. Крепкое телосложение, высокий рост, одухотворённое лицо, располагающая уверенность в своих действиях – всё это привлекло моё внимание к нему.  О нём я и хотел бы рассказать поподробнее.
Героями не рождаются. Эта фраза известна нашему человеку с незапамятных времён. В неё, как правило, вкладывается смысл о подвигах воинов по защите нашего Отечества. Но героями становятся люди и в других экстремальных ситуациях. Сегодня хочется мне рассказать о героизме простого врача, который в обычной жизни казался мне просто хорошим медицинским работником.  В этом году наступило у нас трудное и опасное время, в жизнь вторгся страшный вирус под названием Ковид-19. В борьбу с ними вступили, прежде всего, медицинские работники и среди них оказался хирург Сергей Видяев. С ним у меня состоялось несколько бесед на тему вируса.

Когда руководство медицинским учреждением, где трудится Сергей, стало отбирать кандидатов для работы в Красной зоне, Видяев сам попросился туда его назначить. Красная зона – это строго ограниченные и хорошо изолированные медицинские палаты, в которые помещены заразившиеся короновирусом  люди в особо тяжёлой форме. Работа в этой зоне по лечению больных сопряжена с высокой степенью риска для врачей, сестёр и младшего медперсонала. Известно, что как бы ни предохранялись некоторые из них заражались от больных этим вирусом и даже умирали.  Сергей, безусловно, знал об этом, но решение работать в Красной зоне принял без колебаний. На мой вопрос, почему он так поступил, ведь у него семья – жена и двое маленьких детей, Видяев ответил, что кто же, если не я, врач, ну кому-то надо было идти в зону, почему бы не мне. Он не говорил, но я понимал, что Сергеем двигало профессиональное желание спасать людей, тем более, что он врач во втором поколении.
- Сергей, какие у тебя появились впечатления после первых недель работы в зоне? Какие эмоции преобладали? Народ привык видеть докторов спокойными, без особых эмоций на работе. Как ты себя чувствовал?
- Мне выпала рабочая смена с шести часов утра до двенадцати дня, потом двенадцатичасовой перерыв, и ночью - с нуля до шести утра. И так почти три месяца. На военных кораблях эта вахта называется «собака». Работа с больными в специальном снаряжении мне показалась сродни той, что выполняет водолаз под водой или космонавт за пределами своего корабля. Облачаясь в спец костюмы мы испытывали в них очень сильную перегрузку.  Дышать было трудно, пот застилал не только лицо, но и всё тело. Температура наружного воздуха достигала 28 – 30 градусов по Цельсию. Включать кондиционер нельзя, чтобы не допустить распространения вируса Ковид-19 вне Красной зоны воздушно-капельным путём. Когда мы раздевались после смены пот с нас стекал ручьём. Через неделю по моей просьбе купили специальные маски с двумя боковыми клапанами для выдоха и одним центральным для вдоха. Дышать стало легче. У нас была дружная смена, в ней две медсестры и одна санитарка. Все бытовые вопросы мы решали вместе, не разделяли что должен делать доктор, а что медсёстры с санитаркой. Я вместе с ними мыл посуду и убирал помещение. Со временем стали накапливаться свинцовая усталость, раздражительность и депрессия.
- Вы, Владимир Николаевич, подводник и знаете, как непросто в течение трёх месяцев быть под водой на боевой службе. Вам, конечно, было трудно, но и нашей смене сложностей хватало. Правда, вам, подводникам, после вахты нельзя выйти за пределы корпуса, а мы имели такое право.   И воспользовались им так, как делают обычные люди. Мы начали после каждой смены употреблять спиртное, мы не видели другого выхода. Мы такие же люди, у нас семьи, дети, свои болезни. А надо приходить к пациенту и думать о нём. Вскоре я начал замечать, что всё сильнее втягиваюсь в это неправильное дело. Потом понял, что надо остановиться, но совладел с собой только после выхода из Красной зоны. Теперь я полностью прекратил пить спиртное, занялся спортом. И наконец наступило морально-психологическое равновесие.
- Сергей, а что было у других врачей? Как они себя чувствовали?
- По-разному, в основном стойко переносили работу в зоне. Однако, опасность самим подхватить вирус наложила свой отпечаток на психику людей. При этом высвечиваются как лучшие качества человека, так и негатив, который в обыденной жизни незаметен. Был случай, когда врач с медсестрой раньше вместе долго работали, были вроде бы друзьями, рассорились вдрызг. Стали обвинять друг друга во всех грехах, реальных и надуманных.
- А вот, сейчас, по прошествии некоторого времени как ты оцениваешь свою работу в Красной зоне? Что она тебе дала, а что забрала?
- Без пафоса скажу, что работа в Красной зоне многое дала мне в понимании своего места в жизни. За эти месяцы был получен мощный заряд личной силы воли, я проверил себя, на что реально могу быть способен в сложной обстановке. Уходить из медицины точно не буду, как думалось в зоне, это всё же дело моей жизни. Я видел глаза больных, в которых отражались и страх, и мольба о спасении, и надежда на исцеление от вируса-убийцы. Приходилось поддерживать людей своей уверенностью, что мы их вылечим. Это придавало нам сил.
- А какое у тебя мнение об изменении подхода государства к медицине? Официальная пресса утверждает, что отношение изменилось в лучшую сторону.
- Я пока так не думаю, на нас часть населения по-прежнему смотрит потребительски. Все и всё требуют от нас и твердят, что вы же врачи, вы всё должны нам делать. Вы знаете сколько, вызовов скорой помощи делается по пустякам. То пожилой женщине приспичило в три часа ночи постричь ногти на ногах, ей не спится, то пьяной компании стало скучно и она вызывает к себе молодых медсестёр для развлечения, то померить давление, которое показалось человеку слишком высоким или низким и другие. А зарплата у врачей мизерная, а если выплатили президентские деньги, (правда для этого надо собрать массу справок), то вычеркнут существующие надбавки к зарплате за стаж, за квалификацию и другие. Проще говоря зажимают на местном уровне, мол хватит вам и президентских денег. Чем руководствуются наши начальники? Вопрос риторический! 
- А вот грамоту выдать у них «не заржавело». Но грамотой семью не будешь содержать, на стенку её вешать уже не актуально. После работы в Красной зоне руководство нашего учреждения решило сделать групповое фото с участниками зоны на память. Все аккуратно встали, приосанились поставили по центру фото руководителей, а нашу смену даже забыли пригласить. Но это не главное, мы вылечили больных, у нас потерь не было.
В рассказе Сергея Видяева не было и намёка на то, какой он отважный человек, со смертельным вирусом вёл борьбу. А ведь на самом деле так и проявляется нормальный, а не ура-барабанный героизм. Люди, которых он вылечил, бесконечно признательны и благодарны ему. Лично я горжусь тем, что судьба свела меня с таким человеком – истинным героем нашего времени. 


28 августа 2020 года.


Рецензии