И вот, слава Господа наполнила весь храм

В то время, когда Иерусалим развален, храм заброшен, а народ Израильский находится в вавилонском плену, Иезекииль видит видение, как слава Господня наполняет храм. Слава Божья, наполняющая храм или скинию, была для народа видимым знаком, что Бог не забыл Свой народ и любит Его.

Первый раз слава Господня явилась в пустыне в облаке, когда еще не было ни скинии, ни храма (Исх. 16:10). Потом слава Господня осенила гору Синай (Исх. 24:16). Затем слава Господня наполнила скинию (Исх. 40:34-35) После Слава Божья наполнила свежепостроенный храм, когда Соломон совершил молитву. Это было одно из самых ярких явлений Божьей славы, так что священники даже не могли стоять на богослужении (2Пар. 7:1-3).

Явление славы Господней было видимым свидетельством для Израиля, что Господь с ними, что Он их любит и не оставил. Слава являлась в виде огня, дыма или ободряющего пророческого слова. Бог действует не так, как муж, который однажды перед свадьбой сказал жене, что любит ее, и больше никогда этого не говорит. Мол, если что изменится, он ей сообщит. А раз не сообщает, значит любит по-прежнему. Бог являл людям Свою славу, чтобы показать в действии Свое присутствие, Свою любовь, видимым образом Свое благоволение или одобрение.

Плюс ко всему слава Господня была символом грядущего Мессии. Исайя, пророчествуя об Иоанне, говорит, что в результате его труда явится слава Господня: "Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; и явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие; ибо уста Господни изрекли это" (Ис. 40:1-5). Бог, многократно и многообразно являвший людям Свою славу, в определенное время явился им Сам лично, чтобы показать Свою любовь и благоволение.

В 538 году до н.э. персидский царь Кир Великий завоевал Вавилон и разрешил евреям возвратиться в Иудею и восстановить Иерусалимский храм, разрушенный вавилонским царём Навуходоносором. Израиль возвращается из плена и начинает строительство, но восстановить былое величие храма Соломона у евреев нет возможности - экономика на нуле, денег нет. Приходится строить из того, что пожертвуют цари Кир и затем Дарий. А из-за распрей и козней окружающих народов, восстановление храма и вовсе прервалось на 15 лет. И лишь в 516 году до н.э. Зоровавель завершает строительные работы. Историк 1 века Иосиф Флавий в своей книге "Иудейские древности" пишет, что храм Зоровавеля был на 60 локтей ниже, чем храм Соломона. С одной стороны, страшно представить, какой высоты был первый храм, а с другой - каким низеньким был храм Зоровавеля!

Среди вернувшихся из плена евреев были старцы, которые видели еще храм Соломона. И они при виде храма Зоровавеля плакали громко: "Старики, которые видели прежний храм, при основании этого храма пред глазами их, плакали громко" (Ездра 3:12-13). Но для Бога этот карликовый (если так можно выразиться) храм был драгоценен и Бог послал через Захарию ободряющее пророческое слово: "Ибо кто может считать день сей маловажным, когда радостно смотрят на строительный отвес в руках Зоровавеля те семь - это очи Господа, которые объемлют взором всю землю?" (Зах. 4:10)

В преддверье Нового Завета, в 22 году до н.э. Ирод Великий, правитель Иудеи, идумеянин, желая завоевать благорасположение иудеев, начал восстанавливать былое величие храма Соломона. Он обучил строительному мастерству тысячу священников для того, чтобы они производили работы во внутренней части храма, куда могли входить только священники. Была развернута колоссальная стройка небывалых масштабов. Размеры отстроенного Иродом храма достигли размеров храма Соломона, архитектурные особенности были соблюдены, а площадь храмовой горы была удвоена. Прежнее величие храма было восстановлено. Понятен восторг учеников Иисуса: "И когда выходил Он из храма, говорит Ему один из учеников его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!" (Марка 13:1) В те дни даже существовала поговорка, что если кто не видел храма Ирода, тот еще не видел ничего в своей жизни.

Однако мы не находим в Писании, чтобы слава Божья наполняла этот величественный храм. Напротив, Христос сказал: "Видишь сии великие здания? все это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне" (Марка 13:2) и "Се, оставляется Вам дом Ваш пуст" (Мф. 23:38). В Божьих глазах низенький храм Зоровавеля, построенный с поправкой на человеческую немощь, оказался драгоценнее величественного храма Ирода. В храме Ирода не было славы Господней, потому что он был наполнен фарисейством. Там себя считали святыми, а остальных недостойными: "Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю" (Луки 18:11). Там было устройство, порядок, совершалось служение и постоянные жертвоприношения. Но Богоприсутствия невозможно достичь определенными действиями или создав определенные условия.

Храм был наполнен мятой и рутой, всякими овощами и фруктами, жертвенными животными и хлебом, но там не было милости и любви, милосердия и сострадательности. Священник и левит так спешили на служение в храм, что прошли мимо израненного человека, не оказав ему помощи. В этом храме не понимали, что хотя все люди такие разные: кто-то более свят, кто-то менее, но перед Божьей святостью все - грешники, и с нами у Него только один разговор: "Бог всех заключил в непослушание, чтобы всех помиловать". (Рим. 11:32) Когда Иуда Искариот осознал, что он натворил, он раскаялся и пошел в храм: "Согрешил я, предав кровь невинную". Он правильно сделал: пошел туда, куда нужно было идти. Но в храме в тот момент не было славы Божьей. Там было безразличие священников: "А нам что до того? Смотри сам". Будь иначе, может, Иуда и был бы спасен.

Как же хочется, чтобы слава Божья наполняла нашу церковь, наши собрания, наши сердца! Чтобы Божье присутствие было очевидным, Его благоволение - видимым! Что же может этому помешать? Если наши сердца уже наполнены чем-то другим: "Ибо от избытка сердца говорят уста его" (Луки 6:45). О чем сегодня говорят наши уста, тем и наполнено наше сердце, тем и наполнен наш храм. Теперь мы - храм Божий (1Кор. 3:17). Если мы говорим о эпидемии, о юбках, о политике, косынках, деньгах, джинсах, музыке, если наш храм наполнен обличением, осуждением, нравоучением, измерением чужой святости, то его не может наполнить слава Божья. Если мы отрываем учение Христа от Его личности, проповедуем учение, но не Его самого.

Отрывая учение Христа от его личности и человечности, мы не оставляем шансов действовать Ему Самому: "Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти" (2Ин 1:7). Сомнению подвергается не историческая достоверность существования Христа (это невозможно опровергнуть), а именно его человечность. То, что он был на 100% человеком и при этом на 100% Богом, не вписывается в парадигму Иудеев. Да что там Иудеев, даже ангелы не могут до конца понять человечность Иисуса, хотя и желают приникнуть: зачем Ему нужно было родиться, креститься, молиться, для чего ему поддержка от людей и ангелов? "Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус" (1Тим. 2:5). Здесь, на земле, он был человеком и показал нам, каким должен быть настоящий человек.

То, что Христос превратил на браке воду в вино, это было по-человечески. Он снизошел к проблемам простых людей, у которых на свадьбе закончилось вино. Или вина было мало, или они много пили, Он не стал разбираться. Мы бы никогда так не поступили (как можно дать людям вино, они же напьются?! А что потом люди скажут?) И это, на наш взгляд, веское основание, чтобы не поступать, как Христос. То, что Он отпустил женщину, взятую в прелюбодеянии - это было в высшей степени человечно, а по закону ее нужно было побить камнями. Мы говорим: "Христос видел сердце этой женщины". Когда мы не хотим поступать, как Христос, мы говорим, что Он видел сердце человека, а мы, люди, не видим. Поэтому нам нельзя прощать без условий. Но это порочная аргументация. По нашей логике выходит, что Христос поступал так потому, что видел сердце, а мы не будем поступать так, как Христос, потому что не видим сердца. Так можно все учение Христа люстрировать. Мы должны поступать как Христос, даже если мы не знаем, что в сердце человека.

Давид однажды в порыве благодарности сказал Богу: "Это уже по-человечески, Господи" (2Цар. 7:19). Бог поступил по-человечески. Сын человеческий показал людям, каким должен быть человек. Поступать по-христиански, значит поступать как минимум по-человечески. В детстве мы пели песню: "Пусть все люди, как звезды, единой хвалой...", папа нам всегда говорил: "Зачем как звезды?! Пусть все люди будут, как люди!"

Илия и Моисей беседовали с Христом на горе преображения об исходе Его, о смерти и страданиях. Понятно, что Моисей олицетворял закон, а Илия пророков. Мы понимаем символичность этого момента. Но Вы думали о том, как мог ободрить Христа Илия, который в тяжелую минуту просил себе смерти? Это большой грех для Иудея - желать себе смерти. А тем более просить у Бога смерти. Или как мог вдохновить Иисуса на подвиг души Моисей, который в самый ответственный момент сказал Богу: "Пошли другого, а не меня?" Для Христа, как человека, важна была их человечность, а не безупречность. Иначе рядом с Иисусом на горе преображения стоял бы Иов, который ничего неразумного не сказал о Боге и Даниил, муж желаний. Кстати, с пророком Илией Бог тоже поступал очень человечно: когда Илия был в хорошем духовном состоянии у потока Хорафа, верного пророка кормили вороны - нечистые птицы, а когда он в глубокой депрессии скрывался от Иезавели и просил себе смерти - усомнившегося пророка кормит ангел. Это было очень человеколюбиво с Божьей стороны: когда ты на духовной высоте - ничего страшного, если поешь с воронами, а когда ты упал - тебя ободрит ангел. Если бы Илия, просивший себе смерти, увидел рядом с собой воронов, думаю, он приуныл бы окончательно. Но у Бога все как для людей: "Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать" (Рим 5:20)

Может быть, мы как храм Ирода Великого, величественные и самоправедные, соблюдающие все церковные постановления и правила, регулярно приносящие жертвы и десятины, но так истосковавшиеся по главному - Богоприсутствию в нашем храме. Как бы нам хотелось, чтобы Бог видимым образом выражал к нам Свое благоволение! Чтобы Слава Господня наполняла наш храм. Но часто бывает, что мы готовы принимать учение Христа, но не Его самого лично. Как фарисеи: "Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь" (Матфея 22:16). Учение Христа они были готовы принять, но Его лично - нет: "И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?" (Марка 11:28).

Может быть, необходимо, чтобы в наш храм сперва вошел Христос с веревочным бичом в руках и выгнал оттуда продающих и покупающих, меновщиков и оценщиков. Чтобы на смену фарисейству пришло милосердие, сострадательность, "благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога" (Титу 3:4).

© Андрей Кропочев


Рецензии