Понятие справедливость

Негласный закон морали, названный ещё «золотым правилом нравственности», гласит: поступай с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.  (Мф.7:10). И действительно, если не делать другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе, то справедливость восторжествует сама собой. Не будет вражды,  зависти, обид, злобы и всего того, что рождает между людьми конфликты и приводит к преступлениям. «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому», (Тов.4:15).
 
Так почему закон справедливости не работает для всех?
Ответ прост, потому что, несмотря на то, что представление о справедливости у всех одно, представление о возмездии за нарушение справедливости у каждого своё.
 
Всем известно, что когда поступаешь с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, то и другой должен ответить тем же. Но как только человек сталкивается с тем, что другой поступает с ним пренебрежительно, унизительно, явно несправедливо и совсем не так, как хочет, чтобы поступали с ним, то возникает желание отомстить. То есть поступить с ним уже не так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, а также плохо, как он поступил с тобой, а иногда и хуже. И это меняет всё!
 
Обиженная несправедливым отношением жертва тут же превращается в орудие мести, а обидчик в жертву, которая в свою очередь тоже получает повод отомстить. Потому что любой человек, будь он жертва, или обидчик, или простой свидетель, или даже прохожий, он всегда глубоко убежден, что только ему известно, как нужно отомстить справедливо. Более того, почти каждый уверен, что сам не заслуживает мести, в крайнем случае, может заслуживать мягкого наказания или прощения, потому что именно у него было тысячу и одна причина совершить то, что он совершил. А вот у другого человека причин нет или эти причины не достаточно весомы.
 
Каждый видит оправдания для себя, но не видит оправдания другим. Причем, в действительности оправдания для злодеяний вообще не существует. Нет в мире причин, чтобы намеренно творить зло. Но человек, решивший взять правосудие лично в свои руки и отомстить по своей собственной шкале справедливости, уверен, что поступает правильно, и убедить его в обратном, практически невозможно.
 
Какой вывод можно сделать? У всех есть причины для недовольства и мести. И что? Лично всем мстить? Увы, это приведет к хаосу и полному беспорядку в обществе. Всех простить? Но это приведет ещё к большим беспорядкам, безнаказанности, анархии и смуте. Личная вражда, как и всепрощение не могут ни научить, ни вразумить, ни убедить, тем более не помогут защититься от конфликтов, войн, беззакония и произвола.
 
В принципе, никто всерьез и не рассматривает право личной мести или массовое всепрощение для всех преступников. Очевидно, что любое человеческое общество всегда будет использовать судебную систему наказаний за преступления. И от работы этой системы напрямую зависит порядок в обществе. Но есть одно огромное «НО». Судейская система никогда не сможет быть совершенной, поскольку, учитывает только внешний фактор всех обстоятельств, а подлинные мотивы и причины преступлений всегда прячутся в области недоказуемого, в личной совести каждого человека. 
 
Это и хорошо и плохо. Плохо, потому что на земле невозможно создать совершенную систему правосудия, а значит, абсолютная справедливость никогда не восторжествует. А хорошо, потому что есть шанс одуматься и навести порядок в собственной совести, пока беспристрастный меч правосудия ещё не может достать до всех и каждого в силу своего несовершенства на земле.
 
Понимание справедливости и одновременно понимание невозможности торжества справедливости на всей земле, рождает в человеке две идеи. Первая, что справедливость восторжествует только на суде Божьем, уже после смерти человека, а значит, не стоит так усердно искать во всем справедливость. И вторая идея в том, что справедливость волнует человека только при жизни, а после смерти ничего нет. Отсюда и все теории, как религиозные, так и атеистические, учащие поступать справедливо, по совести, не только ради истины, а чтобы, во-первых, не пострадать самому, а во-вторых, не причинять вреда тем, кто потом может причинить вред тебе.
 
В любом случае, основным мотивом для справедливости является собственная безопасность. И только малая часть тех, кого волнует не так собственная безопасность, как сама правда и истина. Тот, кто действительно ищет истину, будет искать её прежде в себе самом, а уже потом в других.
 
И когда человек заглянет в свою душу не в поисках очередных ощущений, а в поисках правды, чтобы беспристрастно изучить собственные мотивы поведения, то обнаружит, насколько он сам часто пренебрегает справедливостью. Следовательно, если человек жаждет правды и справедливости, прежде должен навести порядок в своей душе, а уже потом обличать других. Но зачастую, когда человек обнаруживает в своей душе, мягко говоря, скверные поступки, то находит себе оправдание, отчасти и потому, чтобы не разочаровываться и не ужасаться от собственной несправедливости. К тому же грехи или преступления, которые не доказаны в суде, разве это преступления?
 
Ведь, не пойман – не вор. Мало ли, что может показаться! За намеренья не судят! Кроме того, существует презумпция невиновности. Словом, много причин, по которым человеческий суд не может быть абсолютно объективным. Но без правосудия общество превратится в неуправляемую толпу, а это опаснее всего. Вот и получается, что каким бы правосудие не было, без него будет хуже. И дело  не в системе, а в самих людях.
 
Желание отомстить лично это худшее из преступлений, потому что рождает чувство превосходства человека над человеком, что всегда приводит ещё к большим конфликтам и потому недопустимо даже в простом формальном суде. Суд обязан руководствоваться законом, а не превосходством мнений. По сути, суд это единственно возможная и правильная форма для разрешения конфликтов в человеческом обществе.  И любые призывы к самосуду всегда провокация, как против общества, так и против личности. И становится понятно, почему Бог запрещает устраивать самосуд даже по уважительным причинам, предлагая людям обращаться к суду. По тем же причинам Христос предлагает не разжигать даже мелкие ссоры и «подставить щёку», чтобы удержаться от личной мести и научиться сдерживать гнев. Отстаивать справедливость нужно по закону. И хотя человеческий суд это не суд Божий, но другого способа разрешать конфликты мирным путем не существует на земле.
 
Конечно, лучше всего договориться. Но договориться для людей порой бывает невозможно, поскольку, во-первых, никто не хочет уступать, а во-вторых, у каждого своя правда. Люди никогда не договорятся в целом, и это тоже факт, который надо принять и с которым надо считаться, когда речь заходит о справедливости.
 
Можно много говорить о том, каким должен быть в совершенстве тот или иной закон, но этого никогда не будет. Совершенство в том, чтобы каждый человек  даже мысленно не позволял себе нарушать нравственный закон взаимоуважения между людьми. Но люди в основном боятся жить честно, потому что убеждены, что станут жертвой тех, кто не желает жить честно. Так страх рождает оборону от несправедливости, которая  перерастает в нападение, иногда бьющее по невиновным. Потому что, нанося упреждающие удары, легко задеть тех, кто и не собирался нападать. Но человеку, который занят своей безопасностью и установлением «своей» справедливости, становится уже не важно, что могут пострадать невиновные, для него имеет значение только собственная безопасность и комфорт.
 
Вскоре, такой человек уже не хочет слышать в себе голос совести, который говорит, что справедливость начинается тогда, когда ты поступаешь с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.  Появляется другой советчик – страх,  который говорит, что справедливость это когда ты поступаешь с другим так, как считаешь нужным поступить с ним.
 
В итоге, может получиться так, что потом никто не вспомнит из-за чего весь сыр-бор, но месть, вражда и неприязнь останутся между людьми надолго. К тому же, появится сомнение: а нужно ли вообще поступать с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой? Может, лучше сразу поступать так, как считаешь нужным сам?! Тогда больше шансов не пострадать.
 
Так постепенно утрачивается одно из самых важных качеств сознания – самокритика, то есть способность осознавать свои ошибки, чтобы не повторять их. Человек начинает все больше полагаться на свои ощущения и придумывать всевозможные способы мести за неправильное к нему отношение. Потом эти фантазии могут перерасти в навязчивые идеи, с которым уже труднее справляться. Всё это может привести к потере самоконтроля и сказаться на всех сферах жизни. Таким образом, любой человек может настолько накрутить себя, что сам испортит себе жизнь, но при этом будет в полной уверенности, что в этом виноваты другие.
 
В итоге, под влиянием постоянного страха за жизнь, сама жизнь превращается в мучение и ожидание подвоха. И всё начинается с того, что однажды, человек решает, вопреки собственной совести, нарушить негласный, но единый и всем понятный закон мирного сосуществования, и намеренно поступает с другим по своему усмотрению, решив, что ему позволено делать всё, что только заблагорассудится. И ведь действительно, человеку позволено всё! Только, вот, не безнаказанно…
 
Как же быть с теми, кто уже ведет себя отвратительно и действительно совершает преступления, думая, что ему всё сойдет с рук? Для этого есть общественные суды и Господь Бог. А если правосудие несправедливое, а Бог молчит? Но уж, если Бог молчит, то зачем лезть со своей личной местью «поперек батьки в пекло»? А для того, чтобы правосудие действительно было максимально объективным и справедливым насколько это возможно, нужно добиваться этого законными способами, а не преступными.  Иначе, во-первых, ничего не получится; во-вторых, будет только хуже; а в-третьих, сам станешь нарушителем закона, а значит, преступником.
 
Но что делать, если кругом сплошная  несправедливость?
Есть несколько решений.
Самому стать законодателем и установить всеобщую справедливость и мир во всем мире. Но это не удалось даже Христу. Можно удалиться от всех, чтобы не сталкиваться с беззаконием, но тогда велик риск – сойти с ума от одиночества или пострадать от злоумышленников, от которых уже не спрячешься даже на необитаемом острове. Ещё можно уйти от реальной действительности не в безлюдную пустыню, а в мир фантазий, иллюзий и дурмана, где всё позволено, и предложений на этот счет –  тьма. Также можно в поисках истины, возомнить себя мечом правосудия от самого себя или от «высших сил» и призывать всех на борьбу с «ветряными мельницами».  А можно самому превратиться в преступника и делать, что угодно, несмотря ни на что. Есть и запасной вариант: также несмотря ни на что, оставаться человеком и поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.