Иоакимовская летопись и ее значение

Иоакимовская летопись и ее значение
Истинное значение Иоакимовской летописи было показано пишущим эти строки еще в 1955 году, но советские историки до сих пор склонны рассматривать призвание варягов как ходячий сюжет, как легенду, не имеющую исторических оснований. Вследствие этого не только Рюрик, но даже отчасти Олег и Игорь признаются почти легендарными. Здесь советская историческая наука совершила огромную и непростительную ошибку: у северной Руси отнято ею несколько веков действительного, исторического существования, которое подтверждено блестящими археологическими находками - С. Лесной. Откуда ты Русь? 1964
1. Иоакимовская летопись и ее значение

Иоакимовскую летопись принято считать малодостоверной, почти апокрифической. Сомнения в отношении ее идут по двум линиям: 1) с одной стороны ее считают просто подделкой самого Татищева, 2) с другой стороны ее содержание признается недостоверным.
Ниже мы покажем, что первое предположение совершенно неверно. Татищев имел дело с рукописью, заключавшей местами значительные расхождения со списком Нестора. Как настоящий ученый, Татищев добросовестно переписал в свою Историю наиболее важные места иоакимовского списка и мы можем только жалеть, что он не переписал ее буква в букву.
Что же касается достоверности Иоакимовской летописи в целом, то следует признать, что она состоит, как их апокрифических (в начале), так и совершенно точных исторических сведений. История находки такова.
В результате обращения Татищева к родным и знакомым о разыскании старинных рукописей, он получил во временное пользование три тетради, о которых он говорит:
Сии тетради видно, что из книги сшитой выняты, по разметке 4, 5 и 6, письмо новое, но худое, склад старой, смешенной с новым, но самый простой и наречие Новогородское: начало видимо, что писано о народах, как у Нестора с изъяснениями из Польских, но много весьма неправильно, яко Славян Сарматами и Сарматские народы Славянами именовал, и не в тех местах, где надлежало клал, в чем он веря Польским, обманулся. По окончании же описания народов и их поступков, зачал то писать, чего у Нестора не находится, или здесь иначе положено, как следует -.
Татищев, списавши, тетради вернул, но получить последующие ему не удалось, ибо престарелый владелец тем временем умер и все попытки Татищева найти оставшиеся после него рукописи, не удались.
Таким образом Татищев всей цельной Иоакимовской летописи не видел, из 3-х ее тетрадей он выписал только то, что отличалось от Нестора, но можно думать, что самое существенное он все-же выписал. За это говорит то, что владелец Иоакимосвской летописи выслал ему только тетради 4, 5 и 6, очевидно ни начало, ни дальнейшие тетради особого интереса, по сравнению с Нестором не представляли.
Из текста Иоакимовской летописи мы увидили, что рукопись эта не была в сущности Иоакимовской, - автор ее имел летопись Нестора, летопись Иоакима и некоторые другие, ныне утерянные, но которые нашли свое отражение в польских летописях.
Как известно, польское летописание началось значительно позже русского, поэтому первые польские летописцы начинали свои летописи, выписывая многое из русских. Эти русские летописи, не были, однако, типа Нестора, а содержали многое, от него уклоняющееся. Таким образом через польские источники до нас дошли отголоски утерянных русских. И это случилось потому, что попавшее в польские летописи не подходило к канону русских.
Автор Иоакимовской летописи, в сущности Псевдоиоаким, видимо критически относился к Несторовой летописи и считал Иоакимовскую летопись более верной, хотя-бы потому, что Иоаким, как новгородский епископ, больше знал о Новгороде, чем киевлянин Нестор. Для нас неважно, когда именно была написана Псевдоиоакимовская рукопись, важно то, что составитель ее настоящей Иоакимовской летописью широко воспользовался. Так как Иоаким умер уже в 1030 году, то значит еще до 1030 года в Новгороде существовало свое собственное оригинальное летописание.
Шахматов и другие, расчленяя Повесть временных лет и выявляя более древние ее части, устанавливают существование гипотетического Начального свода 1037г. Наличие Иоакимовского летописания совершенно опровергает это положение: из этой летописи явствует, что сложная летопись типа истории, а не погодной хроники, существовала в Новгороде еще до 1030 года.
Иоакимовскую летопись наши историки, в сущности, проморгали: именно она является самой древней новгородской летописью, своей, оригинальной. Она особенно обстоятельно излагает события северной Руси, ибо была северной.
Нестор, вероятно, ее имел, но, как южанин, не интересуясь историей севера, взял из нее то, что касалось юга. Далекое прошлое Новгорода его не интересовало, - его интересовало Кто нача в Киеве первее княжити.
Замечательно то, что уже Иоаким написал историю, а не хронику, - Псевдоиоаким говорил ясно, что - святитиль Иоаким, добре сведомый написа, еже сынове Афетовы и внуки отделишася и т.д. Следовательно уже Иоаким начинал свою историю Новгорода от сотворения мира.
Поэтому есть основание думать, что все доисторическое введение Несторовской летописи не есть оригинальное вступление, а заимствовано из Иоакима, но приспособлено к интересам Киева, а не Новгорода.
Теперь то предположение, которое было высказано нами на стр. 111 совершенно на другом основании, именно, что норци или нииорици Повести временных лет, на самом деле испорченное - новгородцы - находит себе совершенно неожиданное подтверждение.
Возможно даже, что оригинал Повести временных лет уже заключал в себе вышеуказанную описку, - Нестор не догадался, что слово это означало новгородцы. Можно думать с достаточным основанием, что первым русским летописцем и именно историком, а не хронистом, был не Нестор, а Иоаким, умерший за 84-85 лет до Нестора.
То обстоятельство, что Иоаким был епископом, обьяняет широкий план его летописи и связь с Грецией. Получивши глубокое образование, Иоаким имел основание строить свою летопись по большому плану, опираясь на греческие источники, в отношении-же Нестора, хоть и ученого монаха, этого ожидать труднее.
Иоанн, явившись в Новгород, и став во главе духовной жизни Новгорода, естественно, начал писать историю Новгородской области, так сказать ab ovo! Что он не был одиночкой в своих взглядах, доказывают польские источники, которые повторяют не Нестора, а Иоакима.
Пусть даже сведения Иоакимовской летописи о глубокой древности Новгорода совершенно ложны, но поддержка их польскими источниками указывает, что кроме летописи Несторовского типа была и летопись типа Иоакимовской, но последняя была едва-ли не на 100 лет древнее Несторовской.
Таким образом историю русского летописания мы должны себе представлять совершенно иначе, чем думали до сих пор: 1) русская южная летопись существовала еще при Аскольде, но скорее всего это была только хроника, т.е. погодная запись событий, но не собственно история; 2) настоящую связную историю начал Иоаким в Новгороде, но эта история касалась, главным образом, севера Руси; 3) лет 100 спустя Нестор создал Повесть временных лет, взяв в основу летопись Иоакима, но приспособив ее к югу Руси, ибо Новгород в XI веке явно второстепенным центром, а на всей Руси главенствовал Киев.

Перейдем теперь к самому тексту Иоакимовской летописи. В свете только что сказанного текст будет для нас и более интересным, и более понятным.
***
О князях Русских старобытных, Нестор монах не добре сведом бе, что ся деяло у нас Славян во Новеграде, а святитель Иоаким (1), добре сведомый написа, еже сынове Афетовы и внуки отделишася, и един от князь Славен с братом Скифом (3), имея многия войны на востоце, идоша к западу, многи земли о Черном море и Дуная себе покориша, и от старшаго брата прозвася Славяне, а Греки их ово похвально Алозони (4), ово поносно Амазони (5) еже жены без титек именовали, яко о сем стихотворец древний и великий глаголеть (6).
Д. Славян князь, оставя во Фракии и Иллирии на вскрай моря и по Дунаеви сына Бастарна, (7) иде к полунощи, и град великий созда во свое имя, Славянск нарече, (8) а Скиф остася у Понта и Меотиса в пустынях обитати, питаяся от скот и грабительства, и прозвася страна та Скифиа великая, (9). По устроении великаго града умре Славян князь, а по нем владаху сынове и внуки много сот лет, и бе князь Вандал, (10) владая Славянами, ходя всюду на север, восток и запад, морем и землею, многи земли на вскрай моря повоева, и народы себе покоря, возвратися во град великий.
По сема Вандал послал на запад подвластных своих князей и свойственников Гардорика и Гунигара, (11) с великими войски Славян, Руси и Чуди, и сии шедше, многи земли повоевав, не возвратишася, а Вандал разгневаввался на ня, вся земли их от моря и до моря (12) себе покори и сыновом своим вдаде: он имел три сына: Избора, Владимира, Столпосвята, каждому из них построи по единому граду, и в их имена нарече, (13) всю землю им разделя, сам пребывал во велице граде лета многа, и в старосте глубоце умре, а по себе Избору град великий и братию его во власть предаст, потом измроша Избор и Столпосвят, а Владимир прият власть на всей земли. Он имел жену от Варяг Адвинду, (14) вельми прекрасну и мудру, о ней же многое от старых повествуется и в песнех восклицают.
Е. По смерти Владимира и матери ево Адвинды княжили сынове его и внуки до Буривоя, иже девятый бе по Владимире, имена-же сих осми неведомы, (15) ни дел их, разве в песнех древних воспоминают, (16). Буривой, имея тяжку войну с Варяги, множицею побеждаше их, и облада всю Бярмию до Кумини, (17) последи при оной реце побежден быть, вся свои вои погуби, едва сам спасеся, иде во град Бярмы, иже на острове сый крепце устроенныЪ, (18) идеже князи подвластнии пребываху, и тамо пребывая, умре. Варяги-же, абие пришедше град великий и прочии обладаша, и дань тяжку возложиша на Славяны, Русь и Чудь (19).
Людие же терпяху тугу велику от Варяг, пославше к Буривою испросиша у него сына Гостомысла, да княжит во велице граде; и егда Гостомысл прия власть, абие Варяги большие овы изби, овы изгна, и дань Варягом отрече, и, шед на ня победи, и град во имя старейшаго сына своего Выбора при море построи, (20) учини с Варяги мир, и бысть тишина по всей земли. Сей Гостомысл бе муж елико храбр, толико мудр, всем соседом своим страшный, а людем его любим, расправы ради и правосудия: cего ради вси окольны чтяху его, и дары и дани дающе, купуя мир от него. Многи же князи от далеких стран прихождаху морем и землею послушати мудрости, и видети суд его, и просити совета и учения его, яко тем прославися всюду.
F. Гостомысл имел четыре сына и три дщери. Сынове его ово на войнах избиени, ово в дому измроша, и не остася ни единому им сына, а дщери выданы быша суседним князем в жены (21). И бысть Гостомыслу и людем его о сем печаль тяжка, и иде Гостомысл в Колмогард вопросити боги о наследии, и возшед на высокая, (22) принесе жертвы многи, и вещуны угобзи.
Вещуны же отвещаша ему, яко боги обещают ему наследие от ложесен его; но Гостомысл не ят сему веры, зане стар бе, и жены его не раждаху: посла паки в Зимеголы (23) к вещунам вопросити, и тии реша, яко имать наследовати от своих ему. Он же ни сему веры не ят, пребываше в печали.
Единою спящу ему о полудни, виде яко из чрева средния дщере его Умилы произрасте древо велико, плодовито, и покры весь град великий, от плод же его насыщахуся людие, (24) всея земли. Востав же от сна призва вещуны, да изложат ему сон сей. Они же реша: от сынов ея имать наследити ему землю, и земля угобзится княжением его. И вси радовахуся о сем, еже не имать наследити сын больший дщере, зане негож бе. Гостомысл же, видя конец живота своего, созва вся старейшины земли от Славян, Руси, Чуди, Веси, Мери, Кривич и Дрягович, яви им сновидение, и посла избраннейшие в Варяги, просити князя. И приидоша по смерти Гостомысла Рурик со двумя браты и роды его.
(Здесь о их разделени, кончине и пр. согласно с Нестором, токмо все без лет. Примечание Татищева)...
С. Лесной. Истории руссов в неизвращенном виде. Вып.5 (1955г.). Глава 1. Иоакимовская летопись и ее значение. с.427-468
С. Лесной. История руссов в неизвращенном виде, Вып.5. Париж, 1955.docx
https://vk.com/doc399489626_467414027


В.Н. Татищев. История Российская с самых древнейших времен. Книга 1. Часть 1. Изд. Моск. Универ. 1768г. 262с. Формат pdf 12Мб
https://vk.com/doc-102650100_551048189
Василий Татищев. Об истории Иоакима епископа новгородского
В «Аскольдовой летописи» излагалась другая точка зрения, нежели в «Повести временных лет», согласно которой князь Рюрик (он же — Родериг) был призван в 862г. на Ладожское княжение из Полабской земли ободритов. Тот Рюрик был сыном мекельского князя Годслава и словенской княгини Умилы Гостомысловны. Перед смертью словенский князь Гостомысл завещал князю Рюрику свое княжество. Однако события развивались не совсем так, как хотелось бы словенам. Дело в том, что в Ладогу вместе с Рюриком явились два его родных брата Сигнётр и Торвардр и стали претендовать на дележ высшей власти. Это было нарушением завещания Гостомысла, который хотел, чтобы младшие братья оставались в Мекеле и не вмешивались в управление Словенской землей; князь Годслав еще был тогда жив (он умер в 870 г.). Однако случилась беда. Норманны (шведы), прознав про вокняжение Рюрика, приехали в Ладогу в количестве 1000 воинов, со слугами, со всеми чадами и домочадцами и со всем имуществом, чтобы долго и счастливо жить на чужих хлебах, и потребовали от князя Рюрика признания своей власти на Руси. Ладожане и хольмгардцы не могли этого стерпеть, и началась война с 863 по 865г. включительно, в ходе которой погибли князья Сигнётр и Торвардр, был убит и
плесковский и новгородский князь Вадимунд (Вадим), сын старшей дочери князя Гостомысла Радуны, и к 865г. князь Рюрик стал обладать единоличной властью на северо-западе Руси.
Так Словенская Русь стала Рюриковой Русью. Норманнские воины там остались и превратились в господ, феодальный класс, стремившийся распространить свою власть на Среднюю и Южную Русь вдоль великого водного пути «И з варяг в греки». Это им удалось, и шурин Рюрика, князь Олег Вещий, стал основателем Киевской Руси-2. Он был не норманном, а рюгенским князем, сыном Инегельда, т.е. руянским славянином. Однако он должен был считаться с военной силой норманнов, которые тогда претендовали на власть в Киевской Руси, как об этом свидетельствуют тексты договоров Руси с греками 911 и 945г. в их полной версии, сохранившейся в «Аскольдовой летописи». Власть норманнов (варягов) сохранялась до 980г., когда великий князь Киевский Владимир I выслал из Киева в Константинополь всю варяжскую воинскую силу и стал отныне опираться на природных князей и бояр Киевской Руси-2 (c.7) - Ю.К. Бегунов. Будинский Изборник - жемчужина греко-русской литературы середины IX - начала XIV вв.

Схема происхождения раннего русского летописания
Полное название Иоакимовской летописи следующее: «ЛЪтопись Акима, епископа Новгородского. Откуда пошла Руская земля и кто в ней прежде нача княжити, и откуда Руская земля пошла есть именемъ, о семь начнем повЪсть сию вкратцЪ изъ Великого лЪтописания».
Будинский изборник IX-XIV вв.: Арамейская Библия и Аскольдова летопись: (текст, перевод, комментарии, статьи). Под общей редакцией Ю.К. Бегунова. Редактор Владимир Егоров. Великий Новгород: ООО «Типография «Виконт», 2014. 343с.
https://vk.com/doc399489626_464573375 18Мб pdf
Семья Гостомысла
https://vk.com/doc399489626_565805471


Рецензии