Звездная семья Ростоцких

Сегодня 1 сентября, когда дети школьного возраста после летних каникул приходят в школу. Для кого-то это будет первое посещение школы и впереди 11 лет учебы, для кого-то радость от встреч с одноклассниками и любимыми учителями (было и такое в мое время),  удивление от вида подросших за лето  товарищей и подружек.  Наше поколение в основном с ностальгией вспоминает школьные годы.

В отечественном кинематографе тема школы не раз поднималась, вспомним названия некоторых фильмов.  В первые послевоенные годы вышли фильмы «Сельская учительница», «Первоклассница», чуть позже «Педагогическая поэма».  А потом были еще фильмы «Аттестат зрелости», «Дикая собака Динго», «Республика ШКИД», «Друг мой, Колька», «»Вам и не снилось», «Чудак из 5-Б», «Ох уж эта Настя», «Розыгрыш», «Не болит голова у дятла», «Школьный вальс». Были даже фильмы о так называемых вечерних школах, правильнее сказать – школах рабочей молодежи.  Целый сериал с полюбившимися актерами сняли под названием «Большая перемена», да и в фильме «Весна на Заречной улице» показали такую школу для взрослых дядей и тетей.

Одним из самых глубоких на предмет школьных отношений является кинофильм «Доживем до понедельника». Поставил этот фильм глава семьи, а одну из учительниц сыграла его жена. Вот о них и пойдет речь дальше, и в придачу  расскажу об их сыне, который пошел по стопам родителей.

Станислав Ростоцкий – советский кинорежиссер, известный публике по фильмам «А зори здесь тихие», «Доживем до понедельника», «Белый Бим Черное ухо». Его проекты дважды номинировались на престижную награду «Оскар» и получали государственные премии. Ростоцкий при жизни был признан зрителями и коллегами по цеху.

Станислав Иосифович Ростоцкий родился 21 апреля 1922 года в городке под названием Рыбинск, расположенном в Ярославской области. Будучи единственным и обожаемым сыном врача Иосифа Болеславовича и домохозяйки Лидии Карловны, Стас рос в любви и внимании. В детские годы ребенок много времени проводил в деревне, где его научили ценить простое и вечное: труд, природу, честность и порядочность.

Юношеские годы мальчика пришлись на сложное время, когда бытовые условия были не приспособлены для комфортной жизни, а продуктов постоянно не хватало. Одежду приходилось донашивать за старшими, но это не заботило подростка. Он с любовью относился к привычной жизни, людям и тяготам, которые наблюдал.

Станиславу Ростоцкому довелось пожить в советской коммуналке, где совместное существование нескольких семей создавало неповторимую атмосферу, незнакомую современному обществу. В такой обстановке шло воспитание будущего режиссера, который лелеял мечту о профессии с 5 лет. В этом возрасте Ростоцкий увидел картину Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин»,  и решил посвятить себя созданию фильмов.

Судьба благоволила Станиславу. В 16 лет он волей случая оказался на пробах к картине Эйзенштейна «Бежин луг». Там он и свел личное знакомство с постановщиком. Молодой человек не постеснялся рассказать о своих амбициях и обрел в лице режиссера наставника и друга. Следуя наставлениям Эйзенштейна, Ростоцкий начал изучать литературу, искусство и другие науки, набираясь знаний и опыта.

Получив образование в школе, Станислав Иосифович поступил в Институт философии и литературы, планируя последующее обучение в Институте кинематографии. Но война не позволила его намерениям исполниться. ВГИК эвакуировали, а амбициозного юношу призвали в армию. С 1943 года Ростоцкий защищал родину на фронте. Родительский дом не готовил его к тем ужасам, с которыми пришлось столкнуться в боях. Опыт, вынесенный из военных лет, нашел отражение в творчестве постановщика.

Станиславу Ростоцкому повезло работать под началом Григория Козинцева, занимавшегося съемками на «Ленфильме». Полученные навыки и приятная рекомендация от мэтра были проходным билетом в мир кинематографа. В 1952 году Ростоцкий стал самостоятельным режиссером. Он, подвергаясь влиянию современных тенденций оттепели, снимал картины на производственные темы, повествуя о жизни в селе. О ней Станислав Иосифович знал не понаслышке, поэтому ему удавалось создавать глубокие и проникновенные ленты.

Снятая Ростоцким картина «Земля и люди» не сразу попала на экран. Созданная по рукописи, запрещенной к печати, лента становилась откровением о реальном положении вещей в селе. Худсовет воспрепятствовал премьере и окрестил режиссера контрреволюционером. Фильм увидел свет после 20 съезда партии и был чрезвычайно популярен.

В 1957 году была снята картина «Дело было в Пенькове», повествующая о герое по имени Матвей и конфликте, который имел место между ним и общепринятой системой ценностей. Главную роль сыграл Вячеслав Тихонов. Лента принесла актеру большую популярность и любовь публики.

Новой картиной, врезавшейся в сердца миллионов, стал фильм «Доживем до понедельника». Он дал начало новому для советского кинематографа направления юношеского кино. События происходили в школе и описывали взаимодействие двух разных поколений. Из общения представители обоих выносят уроки. Съемки фильма проводили в кратчайшие сроки, и спустя 3 месяца после старта первых кадров проект был готов. Это и спасло картину от забвения на полках.

Премьера планировалась на Всесоюзном съезде учителей, и мало кто был уверен в ее успехе. Вопреки ожиданиям, проект встретили с восторгом. В 1962 году лента получила Государственную премию СССР и стала обладателем приза Гран-при в рамках Московского международного кинофестиваля.

На первый взгляд отрицательную роль в фильме сыграла жена Ростоцкого Нина Меньшикова. Женщине пришлось показать противоречивый характер учителя литературы Светланы Михайловны. Артистка успешно справилась с поставленной задачей и заставила зрителей переживать личную драму персонажа. За эту роль ее наградили Государственной премией СССР.

Одним из главных проектов в фильмографии Станислава Ростоцкого стал «А зори здесь тихие». Фильм, снятый по повести Бориса Васильева, рассказывал о непростых судьбах юных девушек, столкнувшихся с суровыми реалиями войны. Их подвиг режиссер описал в картине, которая сегодня считается классикой. Она получил номинацию на «Оскар» и была лауреатом международных кинофестивалей.

На создание ленты автора вдохновила и личная история. В одном из боев Ростоцкого спасла от гибели некая Анна Чегунова. Девушка буквально вынесла бойца из пекла и дала возможность выжить. Судьба не пощадила спасительницу режиссера. Ее личная жизнь после войны сложилась удачно, Анна обзавелась семьей, но спустя время врачи обнаружили у женщины рак мозга. К финалу съемок картины Анна уже потеряла зрение, но благодарный Ростоцкий привез ее на презентацию ленты и описывал происходящее на экране вслух.

В своих работах режиссер уделял большое внимание героям, человеку и его эмоциям. Лучшие качества персонажей постановщик освещал в первую очередь. Образы в его фильмах узнаваемы. Героям хочется сопереживать и волноваться за их будущее. Проектом, берущим за душу каждого зрителя, оказался фильм «Белый Бим Черное ухо». Картина стала обладателем Ленинской премии и Гран-при Чешского кинофестиваля.

В молодости Станислав Ростоцкий пользовался популярностью у представительниц прекрасного пола, поэтому его знакомая Нина Меньшикова и не рассчитывала на взаимность. Нина с первого взгляда влюбилась в него, но из-за природной скромности на взаимность чувств даже не рассчитывала. Другие студентки тоже восхищались красавцем, а он тем временем даже не собирался связывать жизнь с актрисами, поскольку считал их несерьезными.

Более близкое знакомство режиссера и будущей жены Ростоцкого состоялось во время их совместной поездки в деревню. Точнее, Станислав ехал туда с товарищем Владимиром Красильщиковым, а Меньшикову взяли с собой как повариху.  Не зря гласит народная пословица, что путь к сердцу мужчины лежит через его желудок. Забота и внимание Нины сделали свое дело, и Ростоцкий влюбился. Решительность девушки произвела на него впечатление. Там мужчина и понял, что Нина – это его судьба. В 1956 году молодые люди поженились.

Ростоцкий снял возлюбленную в некоторых кинолентах. Актриса появлялась в кадре «Доживем до понедельника» в образе учительницы и в роли Веры Кругловой в картине «Девчата».

В браке двух талантливых деятелей искусства родился сын Андрей Ростоцкий. Как это часто случается в ситуациях, когда дети идут по стопам родителей, продолжая их дело, молодой человек также посвятил себя творчеству. Но о нем речь пойдет позже.

Продолжу свой рассказ еще об одном члене звездной семьи – супруге Станислава Иосифовича.

Советская и российская актриса Нина Меньшикова недаром получила звание «Народная артистка РСФСР». Из-за неброской внешности женщина не могла играть роковых красавиц, но ее талант позволял справляться с другими ролями. Зрителям она запомнилась в образе Светланы Михайловны в фильме «Доживем до понедельника» и по киноленте «Девчата».

Нина родилась в Москве летом 1928 года. Евгений Александрович, ее отец, нес военную службу, а мать Татьяна Григорьевна занималась домашними делами и воспитанием ребенка. Хотя семья Меньшиковой никакого отношения к кино не имела, девочка с детства всячески себя проявляла. Ей нравилось быть в центре внимания, а позднее она твердо решила, что ее профессия будет связана со съемками в фильмах.

Детские годы Нины нельзя назвать безоблачными, начавшаяся в 1941 году война лишила ее многого. Она знала, что такое голод, холод и страх за свою жизнь и здоровье родителей. А с началом первых военных действий ее отправили в эвакуацию. Хотя Меньшикова и сопротивлялась, не хотел оставлять родной дом, все же ее вывезли в деревню, где та прожила следующие 2 года. Чтобы обеспечить себя едой, как и другим детям, Нине приходилось работать. Так девочка познакомилась с тяжелым сельским трудом и на время перестала мечтать о фильмах, а только ждала момента, когда сможет вернуться в Москву.

В 1943 году Меньшикова переезжает обратно в столицу, там оканчивает среднюю школу. Когда пришло время выбирать вуз, Нина даже не задумывалась и сразу подала заявление во ВГИК. Девушка выбрала актерский факультет и попала на курс советского актера и режиссера театра и кино Бориса Бабочкина.

Обучение для девушки было интересным и увлекательным, однако руководителю курса она не нравилась. Он заявил, что внешность не позволит ей играть ярких запоминающихся персонажей и вообще не видит в ней перспективы. Бабочкин утверждал, что Нина не соответствует стандартам кинематографии, а все ее учебные работы намеренно забраковывал и не выставлял оценку выше среднего балла.

Вероятно, другая студентка после такой характеристики и предвзятого отношения пала бы духом. Но Нина недолго расстраивалась, она имела сильный и стойкий характер и быстро придумала решение своей проблемы, что впоследствии кардинально изменило ее биографию.

После 2 лет критики от Бабочкина Меньшикова решила перевестись на другой курс. Причем ее не смутило, что там обучались студенты на год младше ее. Новым руководителем Нины стал кинорежиссер, актер и сценарист Герасимов Сергей. Под его руководством девушка раскрылась, показала талант, а после нескольких лет обучения стала профессионалом выбранного дела.

Талант начинающей актрисы был  замечен, ей назначили сталинскую стипендию, а после окончания обучения выдали характеристику, в которой отметили любознательность и наблюдательность, способность самостоятельного решения задач, а также игру персонажей разных возрастов. Подтверждением тому стали дипломные работы студентки в постановках «Юность Петра» и «Анна Каренина».

Дебют в кино у артистки состоялся в 1954 году с игры в короткометражной ленте «Переполох» в роли гувернантки. Картину снимали студенты ВГИКа для дипломной работы. Роль была маленькой, Нина с ней справилась, показав преподавателям свой талант и профессионализм.

В дальнейшем девушку приглашали в основном на главные роли. Среди узнаваемых работ артистки – фильмы «Баллада о солдате», «Девчата» и «Доживем до понедельника». Хотя список фильмографии у Меньшиковой и так внушительный, ролей могло быть еще больше, если бы она принимала все предложения от режиссеров.

В комедийной ленте «Девчата» Меньшикова сыграла «маму Веру» – добрую, понимающую и правильную женщину. Самым трагичным персонажем, которого представила на экране актриса, стала Варвара в фильме «Чудотворная». Женщине пришлось перевоплотиться в маму мальчика Ивана, который нашел икону, и с того момента все жители села верят, что он святой. Однако от такого внимания Ваня и его мать страдают.

В последние годы актерской карьеры Меньшикова снялась всего в двух лентах. Ими стали телесериал «Евлампия Романова. Дело ведет дилетант» в 2003 году и фильм «Человек безвозвратный» в 2006 году.

Личная жизнь знаменитой актрисы сложилась удачно, ей посчастливилось встретить человека, с которым она прожила всю жизнь.  Для Нины этот брак стал подарком судьбы, их отношения строились на понимании, взаимном уважении и огромной любви. А вскоре после свадьбы Нина родила мужу сына Андрея, больше детей в семье Меньшиковой-Ростоцкого не было.

Супруги счастливо прожили до середины 2001 года. В августе актриса потеряла мужа, причиной смерти Станислава стал обширный инфаркт. А через год на женщину свалилось новое несчастье, скончался ее единственный сын Андрей, который к тому моменту успел подарить матери внучку.

После этой трагедии Меньшикова прожила еще 5 лет. Смерть актрисы наступила от повторного инсульта в декабре 2007 года. Похороны прошли на Ваганьковском кладбище, женщина погребена рядом с мужем. На могилах супругов установлены черные гранитные памятники, на которых выгравированы фото актеров.

У Андрея Ростоцкого счастливая творческая биография. Экранные герои артиста похожи на него, такие же отчаянные, рисковые, с честью выходящие из тяжелой ситуации. Он пытался играть мерзавцев, но даже бюрократы от кино говорили, что с таким «положительным обаянием» убийца или насильник Ростоцкий никого не убедит. Тогда Андрей выбрал приключенческий жанр, только, как любой нормальный человек, выработал принцип выживаемости:

Андрей родился и вырос в Москве. Он с детства видел все плюсы и минусы творческих профессий, так как отец Станислав Ростоцкий был известным кинорежиссером фильмов «А зори здесь тихие» и «Белый Бим Чёрное ухо», а мать Нина Меньшикова — актрисой, звездой мелодрам «Доживём до понедельника» и «Девчата».

Андрей ходил в спецшколу с углубленным изучением английского языка и в подростковом возрасте имел не самый сговорчивый характер, мог вступить в противостояние с любым задирой, даже несмотря на то, что сам был невысокого роста (169 см). Обучаясь в последнем классе, Ростоцкий в качестве вольнослушателя стал посещать актерскую мастерскую Сергея Бондарчука при Институте кинематографии и, получив аттестат, продолжил образование уже на общих основаниях.

Из-за того, что начинающего актера стали активно привлекать к съемкам в кино, ему пришлось пропускать много занятий, замаячило отчисление. Спас Ростоцкого актерский талант — как раз тогда он получил первый приз кинофестиваля за роль Мити Красикова в фильме «Это мы не проходили», и руководство ВГИКа позволило парню остаться в институте.

После учебы Андрей проходил военную службу в отдельном кавалерийском полку. Эта часть жизни звезды также зафиксирована на кинопленку, так как вместе с конем по кличке Рекорд он не только выигрывал полковые конные соревнования, но и снимался в приключенческой картине «Конец императора тайги».

Ростоцкий известен и как инструктор школы выживания VITALIS. Вместе с основателем Виталием Сундуковым он совершил экспедицию по пещерам крымских гор и снял документальный фильм об этом путешествии «В поисках следов киммерийской цивилизации», на внедорожнике пересек Соединенные Штаты.

С 2000 года и до смерти Андрей преподавал актерское мастерство в Московском коммерческом институте современного искусства, давал уроки сценического боя и фехтования. Сотрудничал и с телевизионными каналами.

Помимо серии историко-публицистических документальных фильмов под общим названием «Моя война», актер выступил главным режиссёром передачи «Аты-баты…», вeдущим военно-исторического журнала «Вижу цель» на канале «Культура» и программы «Служу России» на ОРТ, а также создателем и вeдущим «Мира рыболова».

Фильмографию Ростоцкого составляют проекты, центральные персонажи в которых — мужчины без страха и упрека, цельные, преданные своим идеалам. В ленте «Остаюсь с вами» это Аркадий Гайдар, в «Днях Турбиных» Владимира Басова — юный Николай, в «Эскадроне гусар летучих» — герой войны 1812 года Денис Давыдов, в «Расколе» — император Николай II.

«Графиню Шереметеву» исполнительница главной роли Дарья Юрская считает последней полноценной картиной, после которой в российском кинематографе наступил застой. Здесь актер перевоплотился в главу знатного русского рода, благотворителя и мецената.

Боевик «Мужская компания», по сути, фильм о фильме: в центре сюжета — съемочная группа, отрабатывающая на натуре аварии и взрывы. Собственный опасный для жизни каскадерский трюк Андрей впервые исполнил в военной драме «Они сражались за родину», в эпизоде гибели под танком его героя ефрейтора Кочетыгова. До сих пор ни одному актеру не удалось повторить этот сложный прием.

Как режиссер Ростоцкий запомнился зрителям по приключенческой картине 1990 года «Зверобой», снятой по мотивам знаменитого романа Фенимора Купера. В фильме Андрей сделал иной акцент, если сравнивать с популярными экранизациями этого произведения. Он показал красоту природы, жестокость и бессмысленность войны, не стал идеализировать образ индейцев и искусственно нагнетать злобу колонизаторов.


Последней режиссерской работой Ростоцкого стал фильм «Моя граница», который он так и не успел доснять. Оканчивал съемки военной драмы Иван Соловов. В титрах имя Андрея не указано.

На съемках картины «Эскадрон гусар летучих» Андрей Ростоцкий познакомился с коллегой Мариной Яковлевой, которая в течение 3 лет была его женой.

Второй супругой стала соседка по подъезду Марианна, которая еще с юности считала себя поклонницей его таланта. У супругов в 1989 году родилась дочь Ольга. Детей у Андрея двое — еще одну дочь родила женщина, которая была на 9 лет старше, но в подробности этой стороны личной жизни артиста близкие не вдавались.

Дочь Ольга окончила ВГИК, вышла замуж за актера и режиссера Алексея Боченина, живет в отцовской квартире и по возможности старается сохранить прежнюю обстановку. Марианна заведует кафедрой в том же вузе, возглавляет фонд культурного и творческого наследия Станислава и Андрея Ростоцких.

Актер на протяжении всей жизни не расставался со спортом. Он считался одним из лучших в стране специалистов по фехтованию историческим оружием. В конном троеборье стал кандидатом в мастера спорта. Кроме того, Ростоцкий — заядлый рыбак и охотник, выступавший в соревнованиях по рыбной ловле за команду «Спартак». Еще одним хобби было столярное искусство. Из красного дерева он мастерил домашнюю мебель, курительные трубки и мундштуки.

Причиной смерти Андрея Ростоцкого в мае 2002 года стали тяжелые травмы, полученные при падении со скалы у водопада «Девичьи слезы». Режиссер выехал в окрестности Сочи, чтобы найти место для съемок фильма «Моя граница». Судебная экспертиза доказала, что трагедия произошла в результате несчастного случая. По словам вдовы, «в том месте много подвижных камней, кажется, что валун прочно лежит на земле, а на самом деле висит в воздухе», и Андрей не единственный, кто так погиб. Впоследствии место огородили и повесили предупреждающую табличку.

Могилы Ростоцких  находятся на Ваганьковском кладбище. Станислав и Нина за одной оградой, сын Андрей рядом.

Вот на такой скорбной ноте приходится завершать свое повествование о звездной семье Ростоцких-Меньшиковой, которая сделала немало для отечественного кинематографа,  и оставила о себе добрую память.


Рецензии