Девушка-царевна и Красный сарафан

«Красный сарафан» — известная русская песня, визитная карточка России. Музыку, столь пленившую иностранцев и покорившую не одно сердце, написал Александр Варламов. Вместе с Александром Алябьевым и Александром Гурилёвым они составили основную тройку композиторов русского романса доглинковского периода.

Музыка для «Красного сарафана» предположительно была написана в 1832 г., в Москве. Уже после того, как Варламов сюда переехал из Петербурга и получил должность помощника капельмейстера, а затем и «композитора музыки» при Императорских московских театрах.

Первая публикация — в песенном сборнике А.Е.Варламова «Музыкальный альбом на 1833 год», куда вошло девять песен и романсов. Полное название — «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан». Автор слов — русский драматический актёр и поэт Николай Цыганов.

В ноябре 2018 г. я решил создать свою версию «Красного сарафана», заменив старинный текст Н.Г.Цыганова на слова Сергея Есенина. Используя свой метод поэтической инкрустации, создал новый вариант, который стилистически и драматургически отличается от оригинала, но сохраняет и раскрывает глубину и красоту русской музыки и слова.

Что же такое поэтическая инкрустация?

Это метод  построения мозаики стиха (без швов!) на готовой музыкальной основе. Разумеется, музыка должна максимально соответствовать не только поэтическому метру, но характеру и образности стиха. Нередко в творчестве поэтов присутствуют микроминиатюры — стихотворения-зарисовки в 1-2 четверостишия. Этого слишком мало, чтобы выстроить полноценный романс. Но их можно использовать в качестве строительного материала в «мозаичной поэзии», в некотором смысле это можно назвать поэтическим программированием.

Практика внесения изменений в поэтический текст при переносе на музыкальную основу бытовала и во времена П.И.Чайковского (он сам этим нередко занимался). Конечно, требуется большая деликатность, но раз изменения вносятся (прямая аналогия — экранизация литературных произведений), они вполне могут не только носить косметический характер, но и даже менять драматургию.

Раз так, почему нельзя создать новую музыкальную миниатюру на основе нескольких текстов, используя привычные для кинематографа композиционные приёмы? Поэт ведь отнюдь не предполагал, что его стихотворение положат на музыку.

Музыка не только создаёт мелодическую, ритмическую и гармоническую оправу поэтическому тексту, но и даёт новые возможности «дыхания» поэзии, возможности пауз и музыкальной «тишины». Когда слушатель (не читатель!) может полностью погрузиться в тончайшие детали звучащего слова.

Таких средств выразительности нет ни у одного чтеца. Печатное слово веками постигало искусство своего оформления. То, что принято называть типографикой. Музыка открывает новые возможности развития музыкальной поэтики, возможности перехода от печатного и выразительного слова к особой типографике, типографике музыки.

Поэтическая инкрустация — аналог техники флорентийской мозаики и приёмов Исаака Левитана в конструировании природных пейзажей. Вкратце об этом расскажу.

Флорентийская мозаика. Уникальная техника и технология камнерезного искусства, зародившаяся во Флоренции, легендарной колыбели эпохи Возрождения (Pietre Dure, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально — посвящённое музам). Она связана с одним из благородных семейств того времени — Медичи.  Это мозаика из цветных драгоценных и полудрагоценных камней разных форм, состыкованных в единый рисунок так, что граница между ними практически незаметна. Искусство создания подобных картин из камня по-итальянски называется commesso — «сплочение».

Левитан. Помню своё замешательство, когда впервые приехал в Плёс и хотел найти и сфотографировать пейзаж, изображённый на знаменитой картине Левитана «Над вечным покоем». Даже и не предполагал, что это было воплощением поэтического видения художника.

Композиция формировалась в воображении Левитана. Характерный для него приём: сконструированный пейзаж для отражения определённой философии творческого замысла. Поэзия живописи. Это не Волга у Плёса, как можно было бы подумать изначально. Картина «Над вечным покоем» написана по этюдам, сделанным Левитаном на соседних озёрах Островно и Удомля (Вышний Волочёк).
Вернёмся же к Есенину и «Красному сарафану».

Как осуществляется подбор слов? Первична здесь музыка. Она задаёт звуковую оправу. Гармонию и ритм можно будет изменить, а вот мелодия становится основой рисунка будущей инкрустации. Затем отбираются тексты-кандидаты (чаще на уровне катренов-четверостиший). Это непростой процесс. Нередко приходится надолго погружаться в полные собрания сочинений, чтобы отобрать то, что нужно.
В случае с «Красным сарафаном» всё произошло очень быстро. Мистически быстро. Финальный текст составлен из несколько переработанных фрагментов двух стихотворений Сергея Есенина: «Кручина» (1914) и «Троица» (1914). Их первоначальные названия уже утрачены.

Каково же было моё изумление, когда я открыл на сайте Ленинки первый прижизненный сборник Сергея Есенина «Радуница». Тот, что вышел в Петрограде в январе 1916 г. в издательстве М.В.Аверьянова. 

Оба этих стихотворения размещены там на соседних страницах! Причём в моём варианте оказались в перекрёстном виде: 1-я строфа «Кручины» и 1-я строфа «Троицы», 2-я строфа «Кручины» и 2-я строфа «Троицы», затем изменённая финальная строфа «Кручины».

Новому произведению дал название «Девушка-царевна».

Зашумели над затоном тихо тростники.
Плачет девушка-царевна у лесной реки.
Троицыно утро, утренний канон,
В роще по берёзкам белый перезвон.

Погадала красна девица в Троицын семик.
Расплела волна венок из белых повилик.
Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.
В перезвоне буйна ветра хмельная весна.

Девушка-царевна ходит вся грустна,
И играет пеной быстрая волна.
И играет нежной пеной быстрая волна.

Мы привыкли воспринимать стихотворения «россыпью», как правило, в отрыве от важнейшего контекста, который бережно и кропотливо выстраивал сам автор. Просто как некий набор текста в интернете или каком-нибудь электронном издании. Как фрагмент собрания сочинений. Даже если руки и доходят до печатного издания, не сильно озадачиваем себя вопросом о том, кто, когда и с какой целью его создавал. Насколько там сохранён первоначальный полиграфический и композиционный авторский замысел…

Александр Блок  так сформулировал идеи целостности: «Задача всякого сборника стихов состоит между прочим, в группировке их, которая должна наметить основные исходные точки, от каждой из них уже идёт пучок стихов, пусть многообразных, но с им одним присущим ароматом. Так создаются отделы, которых, однако, может и не быть в случае однозвучности всех стихов».

Надо же, насколько мы нередко просто скользим по поверхности, не имея понимания, ключа и времени на «расшифровку» других, скрытых слоёв.  Парадоксально, но работа над поэтической инкрустацией, т.е. по сути над членением стиха (атомизация), позволяет через прижизненные сборники выйти на понимание целостности первоначального замысла поэта.

--
Фильм: https://www.youtube.com/watch?v=qn2Uqi-2wiE


Рецензии