Толма

" Толма ", национальное и любимое блюдо в Армении присутствует   также   на столах многих народов кавказа. На происхождение этого блюда претендуют многие народы,   что именно в их национальной кухне  и зародилась " Толма ". Я попробую представить Вам свою версию об истинном происхождении этого блюда...
   легенда о Толме...
 *** Итак, это было в старой Армении в Арцахе,  неком селе Дзуватех расположившимся у подножья горы, жил молодой парень по имени Манук, со своими родителями. Парень с утра до вечера работал на принадлежавшем их семье небольшом винограднике. отец с детства привил сыну любовь к виноградной лозе. К двадцати годам Манук отлично овладел исскуством виноградарства.  Да, именно исскуством, потому что в Армении виноград любят, почитают и всегда на столах есть прекрасное вино красное  белое  ароматное, а вырастить лозу которая даст хороший виноград и отличное вино, считается исскуством...
 Рядом с виноградником семьи рода Удунов,  расположился другой, большой виноградник, он принадлежал соседу Теодоросу, из старого рода  Туни. Он слыл непревзойдённым виноградарем. У него росла дочь астхик. Соседские юноша и девушка знали друг друга с самого детства.. Ещё детьми они босоногие гонялись друг за другом бегали на речку, купались в холодной прозрачной горной воде...
И вот настал тот день, когда юноша признался девушке в своей любви к ней...
- Я выйду за тебя замуж, но только после благословения моих родителей.- - ответила Астхик парню.
 -Я пришлю сватов в Ваш дом...
 Вернувшись домой манук рассказал родителям о своих намерениях. Отец юноши, Маис оставшись наедине со своей женой решил посоветоваться с ней...
 - Я  думаю Аспрам, что мальчика можно женить. Он уже взрослый, много работает, хорошо знает дело виноградаря, понимает в лозе толк. у него хорошо получается. Он выводит новые сорта, делает хорошее вино, к нему приезжают многие за лозой, виноградом и вином...
 - Да, наш сын сможет содержать свою семью, он к этому готов - согласилась с мужем Аспрам.
 - Так и решим благославим мальчика, и давай собираться к Теодоросу сватать Астхик...
 И вот они стали собираться в гости к соседям. Собрали подарки, Маис достал бурдюк хорошего, доброго старого вина, которое он разлил в карас в день когда родился его сын...
 Придя в дом соседа они постучали в дверь. Им открыла мать Астхик шушан...
 - Мир Вашему дому! здравствуйте! - Сказал Маис...
 - Добрый день ! -приветствовала гостей Шушан.- Пожалуйста проходите в дом!
 - Теодорос! - Обратилась она к мужу - Гости у нас!
- Ба-а-а, Маис?! Аспрам!? Барев дзес! Здравствуйте! Проходите Пожалуйста!
- Мир твоему дому, Теодорос!
- Барев дзес! - приветствовала хозяев Аспрам.
 - Рядом Живём, мало видимся - сказал Теодорос - Какими судьбами соседи дорогие!?
Шушан принесла чай сладости.
- Садитесь гости дорогие!  распологайтесь поудобней!
- Прошу Вас не суетитесь - Начал Маис
 - По делу пришли мы в Ваш дом Теодорос!
 - Говори Маис-джан, по какому делу Вы пришли?- - сказал хозяин дома. - Я тебя внимательно слушаю.
- Дорогой! - начал Маис - Мы стареем..., дети наши Выросли..., ты  знаешь моего сына с его раннего детства. Можно сказать он вырос у тебя на глазах... Ваша дочь всегда играла в детстве с нашим мальчиком, они дружат. Мы с  тобой знаем ся и дружим уже не один десяток лет. наши родители были друзьями... Вот хорошо было-бы нам породниться... Мы пришли просить у Вас руки Вашей дочери.
 Сына моего Вы знаете - продолжал Маис - парень работящий, знает дело, у него уже есть свои покупатели и стабильный заработок, он мастер своего дела. Все свои знания я передал ему. Да и дочь Ваша выросла и будет хорошей женой нашему сыну. Дети любят друг друга, так давайте-же их поженим и благославим этот союз... ..
 Теодорос немного задумавшись ответил соседу:
- Ты прав, я знаю Вашего сына с его детства, и то Что он дружит с моей дочерью. Парень на самом деле работящий . Вот, ты сказал что он Мастер своего дела, но и ты знаешь , что во всём Арцахе кроме меня больше про виноград и лозу никто не знает. - Тодорос выдержал многозначительную паузу 
- Да, дорогой, ты непревзойдённый мастер - согласился Маис - Твоя лоза самая лучшая... Пожалуй лучшая не только в Арцахе , но и во всей Армении... - так, что ты скажешь, дорогой? - Маис вопрошающе посмотрел на Теодороса.
- Так вот - продолжил Теодорос - - В том что манук способен сделать мою Астхик счастливой я не сомневаюсь..., но в том, что он может превзойти меня?... и  знает больше чем я... Так, вот тебе моё слово, пусть твой сын докажет , что на самом деле мастер и он больше знает о винограде... Тогда я  с удовольствием отдам ему свою дочь... Я надеюсь, что это у него получится - добавил Теодорос лукаво улыбаясь...
 Муж с женой вернулись домой и рассказали сыну обо всём.
 - да-а-а, сынок -сказал отец сыну - тяжёлая у тебя задача, больше знать о винограде чем старик Теодорос невозможно...
- -Сынок может откажешься от этой мысли и найдёшь более покладистых людей- сказала Аспрам.
 - Нет, мама от Астхик я не откажусь, что-бы там ни придумал Теодорос. Все равно докажу , что и я кое-что смыслю в винограде!
- Правильно сынок, сказал Маис, - ты настоящий потомок рода Удунов! Докажи соседу, что его хитрость не пройдёт!...
 Бедный парень перестал есть, думая целыми днями напролёт как быть ему в этой ситуации... Он даже хотел украсть Астхик, но он не хотел огорчать своего отца , который так надеялся на его...
 И вот однажды когда созрел новый сорт винограда, который манук вывел сам, он решил порадовать мать своим детищем . Манук набрал целую корзину ароматных гроздьев янтарного цвета крупного винограда  Прикрыв корзину  сверху молодыми виноградными листями он понёс его матери.
 - Мама! посмотри, что я  тебе принёс. Это выведенный мною новый сорт винограда...
 - Попробуй его...
- Аспрам в это время готовила мясо ягнёнка...
- Какие гроздья -восхищённо сказала мать - крупные ароматные, я с удовольствием попробую, но и ты сынок съешь чего нибудь...
 Манук сел возле матери задумчиво взял кусок жареного мяса... взгляд его упал на лежавшие на столе возле корзины листья винограда... его осенило...
-А-а..., что?... Может быть... это мясо... и листья... Хм- мнадо попробовать...
 Он взял небольшой острый тесак, разложил на столе бараньью ногу , освободил её от кости и стал рубить мясо на мелкие кусочки...
 - Что ты делаешь сынок?- спросила Аспрам  сына наблюдая за его действиями.
 - Погоди погоди мама, - ответил тот продолжая рубить мясо...
 Затем он добавил немного мелко измельчённого курдюка и лука, потом соли и перца. всё перемешал, затем положив немного готового фарша на виноградные листья стал заворачивать их. готовые завёрнутые трубочкой листья с мясом он сложил в глиняный горшок, добавил немного тёплой воды и поместил горшок в печь...
- Пусть приготавливается, я думаю что-то должно получиться - подмигивая матери сказал Манук...
Через пол часа по всему дому стал разноситься невероятный аромат, который так и выбивал слюну...
 Пожалуй уже готово. мама, зови отца. Манук сам разложил на блюде готовое кушанье и поставил на стол перед родителями... - Очень интересно- сказал Маис принимая блюдо, - Ну! С Богом! Он перекрестился и осторожно начал есть....
- Ну сынок, - сказала восхищённая вкусом блюда мать парня. -Я такого никогда не ела!
- Да-а-а, сынок сказал Маис, явно довольный и смеясь, - ну, теперь Теодоросу будет никуда деваться, Ай молодец! Всё! готовтесь идём завтра к соседям!...
На следующий день приготовив большой горшок нового блюда захватив полную корзину винограда, который вывел Манук, семья отправилась к соседям...
- Барев теодорос джан, вот мы пришли в Ваш дом решив поделиться с Вами новым блюдом которое придумал вчера мой сын и виноградом его производства..., разрешите разделить с Вами эту трапезу.
 - Добро пожаловать проходите, Шушан накрывай на стол, соседи пришли...
 Когда все уселись, Аспрам поставила на стол большой глиняный горшок и открыла крышку, то по всей комнате распрастранился чудесный запах ...
 Что это? за вкусное чудо? - Спросил удивлённый Теодорос. - Я такого не видывал.. Как оно называется?
- Довольный Маис ответил:
- Это блюдо придумал мой сын , а называется оно...  " Толма " ( примечание,   
 "толма " с староармянского означает; " толь " - молодые побеги виноградной лозы, " ма " - исходящее из чего-либо. . " Толма " исходящий, или рождённый из листьев молодых побегов винограда ) Ну, что Скажешь теодорос?!
- многозначительно улыбаясь спросил он.
 - Ну, что скажу... удивил и убедил твой сын меня . Он сделал из винограда то, о чём я и не догадывался! казалось, я всё  знаю о винограде, но твой сын, Маис, доказал обратное. Молодец!
- Сынок -сказал теодорос обращаясь к мануку - отдаю тебе мою дочь и благославляю Вас!...
 После сбора урожая молодые сыграли свадьбу. на пиршество собралось всё село...
На праздничном столе было блюдо, которое придумал молодой манук. гости с удовольствием поглощали его и спрашивали:
 - что это за чудо?!  как называется это кушанье и откуда оно появилось?...
 отец манука Маис встав из за стола и с нескрываемым удовольствием и гордостю объявил:
- Дорогие родственники и гости! это блюдо родилось  из листьев молодых побегов винограда и поэтому название ему  просто " Толма "! так вот его придумал мой сын, и отныне оно будет называться " Толма ". А виноград из листьев которого приготовлено толма и это чудесное вино теперь будет именоваться " Арени ". И так будет во веки веков!
- чудесное вино восклицали гости и " Толма " превосходная еда!...
  Так и появилось это блюдо  ,  рождённая из листьев молодых побегов винограда  или ,  Просто " Толма "!  котороя до сих пор является любимым блюдом не только в Армении но и во многих народах кавказа и востока!
 Ну, А потомки рода Удунов и Туни и поныне живут в Арцахе... 
 
 *** Послесловие: В Армении ежегодно проводятся фестиваль " Толмы". Он проходит обычно в  Мусалере  и Сардарапате.  В 2017 году он был проведен в селе Хнаберд, расположенном неподалеку от Двина — древней столицы Армении
 Ежегодно на Фестивале представляются различные виды " толмы ". Среди предлагаемых толмы  можно увидеть : толму из фасолевых листьев (Арцах), из цветов тыквы (Лори), из малиновых листьев (Тавуш, Севан), а также "толму " из рыбы курицы  и великопостную толму из риса (Дилижан) и множество других вариантов этого национального блюда.


Рецензии
Аркадий, огромное спасибо за такой замечательный, вкусный рассказ!
Читая, я на миг вернулась на Кавказ, в Абхазию. Там мы тоже готовили толму.
Творческих вам успехом!

Христина Лапина-Штоль.

Дюссельдорф - Ратинген

Христина Лапина-Штоль   20.10.2020 18:48     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, за отзыв! Очень приятно, что Вы читая мои рассказы оставляете свои рецензи. Благодарю , и желаю Вам благополучия! С уважением Аркадий

Аркадий Аванесян   21.10.2020 00:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.